Публикации
Вокальные упражнения для развития голоса
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Вокальные упражнения для развития голоса
Автор: Никонова Оксана Сериковна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Вокальные упражнения для развития голоса
Автор: Никонова Оксана Сериковна
МБУДО Старомайнская ДШИ
Методическая разработка
Вокальные упражнения для развития голоса
Преподаватель МБУДО
Старомайнская ДШИ
Никонова О С.
Старая Майна
2023
Вокальные упражнения для развития голоса у детей способствуют развитию памяти, улучшают настроение, положительно влияют на здоровье органов дыхания, способствуют гармоничному развитию. Ведь голос – важный инструмент, позволяющий добиваться многих целей. Приятно, когда малыш умеет громко говорить и петь, различая интонации и подстраивается под любой ритм. Для разработки слуха с голосом созданы обучающие системы. Многих детей родители направляют к педагогам по вокалу, чтобы в будущем восхищаться вокальными данными и талантом своего чада.
Стоит обратить внимание на отличительные особенности детской анатомии.
Зачем ребенку пение:
для развития голосовых связок;
для повышения уверенности в собственных силах;
ради улучшения дикции;
для увеличения громкости голоса;
с целью раскрепощения;
для освобождения от зажимов;
ради укрепления иммунитета;
чтобы тренировать легкие;
для улучшения коммуникабельных навыков.
Как научить ребенка петь:
привести в музыкальную школу к профессиональному педагогу;
самостоятельно тренироваться вместе с помощью караоке и приложений.
Как развивается голос детей:
в процессе повседневных бесед с друзьями и родителями;
чтение книг вслух;
импровизационное исполнение басни и театральной сценки;
посредством ежедневных занятий пением;
с помощью профессиональнойпостановки голоса для вокала;
во время проговаривания скороговорок;
в процессе выполнения специальных упражнений;
на занятиях по технике речи и сценическому искусству.
Какие особенности детского голоса нужно учитывать:
Недостаточная развитость – стоит приобщать малыша к вокалу постепенно и не допускать сильных перегрузок голосовых связок.
Гибкость – вполне возможно, что у мальчика с обычным альтом со временем изменятся показатели голоса до сопрано или баритона. Ведь вокальное развитие детей продолжается до подросткового возраста.
Диапазон – категория, которую необходимо развивать. Ведь от диапазона зависит успех певца на публике. Упражнения для развития голоса нужно прорабатывать минимум 3 раза в неделю.
Эмоциональная окраска – характеристика, присущая многим творческим личностям. Нельзя подавлять в ребенке эмоции, это губительно повлияет не только на голос, но и на общее состояние здоровья и эмоциональное развитие маленькой личности.
Громкость – показатель уверенности и состоятельности будущего артиста. Запрещено подавлять громкие возгласы детей, ведь запреты негативно воздействуют на психическое состояние несостоявшихся личностей.
Вокальные упражнения для развития голоса у детей являются эффективной системой, включающей множество программ и полноценное исполнение музыкальных произведений.
Упражнения
Педагоги разрабатывают специальные техники для улучшения показателей голоса, которыми нужно пользоваться по мере возможности. Необходимо привести ребенка науроки вокала с 5-7 лет, тогда не будет проблем с коммуникабельностью и дисциплиной.
Какие типы упражнений предназначены для детей:
на становление вокального дыхания;
артикуляционные упражнения;
освоение специальных техник исполнения;
на преодоление зажимов в области ребер и гортани;
на развитие артистизма;
на увеличение диапазона;
на повышение громкости;
на развитие интонации;
ритмические упражнения;
на развитие музыкального слуха.
У разных педагогов программы значительно отличаются, поэтому стоит узнать о конкретной специализациипреподавателя пения. Певцы отличаются по жанрам и стилям исполнения песен. В выборе музыкального стиля стоит опираться на предпочтения ученика, его тембр и подготовку. Стоит начать с базовых упражнений. Научиться петь с детства совсем несложно. А упражнения для развития голоса в самый раз подходят для начинающих солистов.
Мычание
Активизация груди с животом происходит после выполнения особого упражнения.
Инструкция к выполнению мычания:
Встать ровно, ноги на ширине плеч, осанка прямая.
Полный выдох воздуха.
Сделать глубокий вдох в течение 5-7 секунд.
Выдыхать медленно за 9-10 секунд и произносить звук м, не открывая рта.
Выполнить минимум 3 раза, постепенно увеличивая громкость голосовых связок.
Упражнение отлично подходит для разогрева перед распевками.
Текст без согласных
С целью улучшить звучание голоса, вокалисты устраивают специальный марафон чтения и пения без согласных. Таким образом произношение гласных становится в 3 раза отчетливее по сравнению с предыдущими результатами.
Как исполнять:
выбрать песню или отрывок из книги;
настроиться и произносить только гласные звуки;
чувствовать вибрации и учиться управлять процессом;
повторить текст песни, рассказа полностью.
Марафон надо проводить 3 раза в неделю по 35 минут для достижения высоких показателей дикции. Когда нет возможности посещать музыкальную школу, можно работать с педагогом дистанционно.
Упражнение “ХА”
Театральный балаган невозможно отменить по первой указке взрослых. Педагоги применяют основы актёрского мастерства на редкость умело, и извлекают пользу от энергичности детей.
Существует множество вариаций выполнения данного упражнения.
Каким образом исполнять:
Создать правильный настрой и выдыхать ха сначала тихо, потом громче и увеличивать громкость с каждым разом.
Вариант злобного смеха бабы-яги ах-ха-хах-хаха-ха! Для импровизации нужны актерские задатки и не у каждого юного артиста получается естественным образом менять интонацию и манеру поведения.
Заливистый смех девочек и мальчиков гораздо легче отрабатывать с первого подхода ха-ха-ха-ха-ха!
Независимо от варианта, стоит попробовать эффективную технологию на учениках. И периодически повторять эти вокальные упражнения для детей по 8-9 подходов за урок.
“Зевок и потягивание”
Когда нужно готовиться к конкурсам по пению, необходимо применять все способы пробуждения. Тренировка тела, ума и дыхательных путей.
Как выполнять:
Встать как по струнке смирно.
Вытянуть руки вверх и изогнуть тело.
Громко зевать и стремиться развить гибкость.
Вокальное дыхание для детей может быть непривычным. Во время выполнения учебной программы важно не зажимать рот, не стеснять движения. Зевок с потягиванием направлены на устранение многочисленных зажимов и раскрытие грудной клетки.
“Обжорка”
Особенный вариант упражнения, выполняется в горизонтальном положении на кушетке или диване. Дыхание у детей не всегда поставлено естественным образом. Нужно учиться правильно дышать животом: широко открыть рот, вдохнуть, задержать дыхание и с шумом полностью выпустить весь воздух. При выполнении плечи, руки и спина остаются неподвижными.
“Ворона”
Сплошное развлечение для детской аудитории, приносящее определенную пользу для организма в целом.
Как правильно делать ворону:
Вдохнуть в быстром темпе за 3 секунды.
Громко выдохнуть с кличем Кар! Кар! Кар!.
Сделать вдох и теперь с закрытым ртом повторить действия.
Какая польза появляется от забавного разогрева голосовых связок: улучшается произношение звуков, увеличивается громкость голоса и гармонизируется эмоциональное состояние маленького певца. Такие игровые упражнения в очередной раз показывают малышу, что заниматься вокалом весело и интересно.
“Аромат цветов”
Упражнение на дыхание и расширение голосовых связок.
Как выполнять:
сделать вдох в течение 8 секунд;
задержать дыхание;
выдыхать за 6 секунд, со звуками а-а-а.
Дыхательные упражнения помогают поставить правильно голос и научиться красиво петь без лишней нагрузки на связки.
“Синьор-помидор”
Как правильно выполнить:
Встать максимально ровно и выпрямить спину.
Кисти сложить на грудную клетку и вдыхать в течение 7 секунд.
Сделать паузу на 5 секунд. Плотно сжать губы.
Выдыхать с закрытым ртом, лицо должно становиться красным от напряжения. Руки держать в прежнем положении.
Сделать 5-6 повторов.
Выполняя забавные упражнения маленькие ученики весело проводят время и получают правильную вокальную подготовку. При таком подходе, обучения детей пению проходит легко и полезно.
“Чайник”
Упражнение для детей, направленное на высвобождение от зажимов речевого аппарата.
Как делать:
Садиться на корточки;
Медленно вставать, поднимать руки и глубоко вдыхать;
Во время выдоха развести руки в разные сторону и свистеть как чайник Фффффф.
Выглядит довольно забавно, но на самом деле полезно для здоровья. Можно выполнять во время обучения пению детей дошкольного возраста.
Скороговорки
Для развития голоса, нужно периодически громко повторять множество скороговорок. Сначала медленно, а затем с каждым занятием увеличивать количество и ускорять ритм произношения.
Игры, развивающие голос
Существуют также увлекательные игры, с помощью которых можно благотворно влиять на голос ученика.
“Колокол”
Импровизация звона разнообразных колоколов и колокольчиков на разный лад. Нужно произносить Бим бом бум бим бам, меняя тембр и интонацию. Многим детям нравится изображать сначала маленький дверной колокольчик, а затем звон огромного колокола башни.
“Береги огонь”
Игровой приём, предназначенный для равномерного дыхания. Нужны свечки, на которые дети будут дуть. В соревновании побеждает тот, кто дольше всех сохранит дыхание, и не потушит свечу.
“Обезьянки”
Игра, с помощью которой развивают артикуляцию, жесты и мимику. Дети должны имитировать маленьких обезьянок и периодически кричать с разными интонациями. А затем демонстрировать события, которые происходят в обезьяннике.
“Прогулка”
Учитель составляет сценарий и распределяет действия между участниками. Дети воспроизводят сюжеты движениями, звуками и песнями.
Кот вышел на прогулку. Мяу-Мяу. Котик увидел цветок и начал нюхать. Ребенок имитирует движения. Кот поранил лапку. Ай-яй-яй. Стало ужасно больно. Котик увидел консервы и побежал кушать. Мур-Мур-Мяу. По факту, сюжет может быть любым. Главное – задействовать голос, движения, мимику.
Тяжело переоценить пользу пения для маленьких детей. Всезанятие пением для детейспособствуют улучшению чистоты голоса детей и проводятся по заранее разработанной системе. Развитие музыкального слуха у детей приводит к хорошим результатам в пении.
Методическая разработка
Вокальные упражнения для развития голоса
Преподаватель МБУДО
Старомайнская ДШИ
Никонова О С.
Старая Майна
2023
Вокальные упражнения для развития голоса у детей способствуют развитию памяти, улучшают настроение, положительно влияют на здоровье органов дыхания, способствуют гармоничному развитию. Ведь голос – важный инструмент, позволяющий добиваться многих целей. Приятно, когда малыш умеет громко говорить и петь, различая интонации и подстраивается под любой ритм. Для разработки слуха с голосом созданы обучающие системы. Многих детей родители направляют к педагогам по вокалу, чтобы в будущем восхищаться вокальными данными и талантом своего чада.
Стоит обратить внимание на отличительные особенности детской анатомии.
Зачем ребенку пение:
для развития голосовых связок;
для повышения уверенности в собственных силах;
ради улучшения дикции;
для увеличения громкости голоса;
с целью раскрепощения;
для освобождения от зажимов;
ради укрепления иммунитета;
чтобы тренировать легкие;
для улучшения коммуникабельных навыков.
Как научить ребенка петь:
привести в музыкальную школу к профессиональному педагогу;
самостоятельно тренироваться вместе с помощью караоке и приложений.
Как развивается голос детей:
в процессе повседневных бесед с друзьями и родителями;
чтение книг вслух;
импровизационное исполнение басни и театральной сценки;
посредством ежедневных занятий пением;
с помощью профессиональнойпостановки голоса для вокала;
во время проговаривания скороговорок;
в процессе выполнения специальных упражнений;
на занятиях по технике речи и сценическому искусству.
Какие особенности детского голоса нужно учитывать:
Недостаточная развитость – стоит приобщать малыша к вокалу постепенно и не допускать сильных перегрузок голосовых связок.
Гибкость – вполне возможно, что у мальчика с обычным альтом со временем изменятся показатели голоса до сопрано или баритона. Ведь вокальное развитие детей продолжается до подросткового возраста.
Диапазон – категория, которую необходимо развивать. Ведь от диапазона зависит успех певца на публике. Упражнения для развития голоса нужно прорабатывать минимум 3 раза в неделю.
Эмоциональная окраска – характеристика, присущая многим творческим личностям. Нельзя подавлять в ребенке эмоции, это губительно повлияет не только на голос, но и на общее состояние здоровья и эмоциональное развитие маленькой личности.
Громкость – показатель уверенности и состоятельности будущего артиста. Запрещено подавлять громкие возгласы детей, ведь запреты негативно воздействуют на психическое состояние несостоявшихся личностей.
Вокальные упражнения для развития голоса у детей являются эффективной системой, включающей множество программ и полноценное исполнение музыкальных произведений.
Упражнения
Педагоги разрабатывают специальные техники для улучшения показателей голоса, которыми нужно пользоваться по мере возможности. Необходимо привести ребенка науроки вокала с 5-7 лет, тогда не будет проблем с коммуникабельностью и дисциплиной.
Какие типы упражнений предназначены для детей:
на становление вокального дыхания;
артикуляционные упражнения;
освоение специальных техник исполнения;
на преодоление зажимов в области ребер и гортани;
на развитие артистизма;
на увеличение диапазона;
на повышение громкости;
на развитие интонации;
ритмические упражнения;
на развитие музыкального слуха.
У разных педагогов программы значительно отличаются, поэтому стоит узнать о конкретной специализациипреподавателя пения. Певцы отличаются по жанрам и стилям исполнения песен. В выборе музыкального стиля стоит опираться на предпочтения ученика, его тембр и подготовку. Стоит начать с базовых упражнений. Научиться петь с детства совсем несложно. А упражнения для развития голоса в самый раз подходят для начинающих солистов.
Мычание
Активизация груди с животом происходит после выполнения особого упражнения.
Инструкция к выполнению мычания:
Встать ровно, ноги на ширине плеч, осанка прямая.
Полный выдох воздуха.
Сделать глубокий вдох в течение 5-7 секунд.
Выдыхать медленно за 9-10 секунд и произносить звук м, не открывая рта.
Выполнить минимум 3 раза, постепенно увеличивая громкость голосовых связок.
Упражнение отлично подходит для разогрева перед распевками.
Текст без согласных
С целью улучшить звучание голоса, вокалисты устраивают специальный марафон чтения и пения без согласных. Таким образом произношение гласных становится в 3 раза отчетливее по сравнению с предыдущими результатами.
Как исполнять:
выбрать песню или отрывок из книги;
настроиться и произносить только гласные звуки;
чувствовать вибрации и учиться управлять процессом;
повторить текст песни, рассказа полностью.
Марафон надо проводить 3 раза в неделю по 35 минут для достижения высоких показателей дикции. Когда нет возможности посещать музыкальную школу, можно работать с педагогом дистанционно.
Упражнение “ХА”
Театральный балаган невозможно отменить по первой указке взрослых. Педагоги применяют основы актёрского мастерства на редкость умело, и извлекают пользу от энергичности детей.
Существует множество вариаций выполнения данного упражнения.
Каким образом исполнять:
Создать правильный настрой и выдыхать ха сначала тихо, потом громче и увеличивать громкость с каждым разом.
Вариант злобного смеха бабы-яги ах-ха-хах-хаха-ха! Для импровизации нужны актерские задатки и не у каждого юного артиста получается естественным образом менять интонацию и манеру поведения.
Заливистый смех девочек и мальчиков гораздо легче отрабатывать с первого подхода ха-ха-ха-ха-ха!
Независимо от варианта, стоит попробовать эффективную технологию на учениках. И периодически повторять эти вокальные упражнения для детей по 8-9 подходов за урок.
“Зевок и потягивание”
Когда нужно готовиться к конкурсам по пению, необходимо применять все способы пробуждения. Тренировка тела, ума и дыхательных путей.
Как выполнять:
Встать как по струнке смирно.
Вытянуть руки вверх и изогнуть тело.
Громко зевать и стремиться развить гибкость.
Вокальное дыхание для детей может быть непривычным. Во время выполнения учебной программы важно не зажимать рот, не стеснять движения. Зевок с потягиванием направлены на устранение многочисленных зажимов и раскрытие грудной клетки.
“Обжорка”
Особенный вариант упражнения, выполняется в горизонтальном положении на кушетке или диване. Дыхание у детей не всегда поставлено естественным образом. Нужно учиться правильно дышать животом: широко открыть рот, вдохнуть, задержать дыхание и с шумом полностью выпустить весь воздух. При выполнении плечи, руки и спина остаются неподвижными.
“Ворона”
Сплошное развлечение для детской аудитории, приносящее определенную пользу для организма в целом.
Как правильно делать ворону:
Вдохнуть в быстром темпе за 3 секунды.
Громко выдохнуть с кличем Кар! Кар! Кар!.
Сделать вдох и теперь с закрытым ртом повторить действия.
Какая польза появляется от забавного разогрева голосовых связок: улучшается произношение звуков, увеличивается громкость голоса и гармонизируется эмоциональное состояние маленького певца. Такие игровые упражнения в очередной раз показывают малышу, что заниматься вокалом весело и интересно.
“Аромат цветов”
Упражнение на дыхание и расширение голосовых связок.
Как выполнять:
сделать вдох в течение 8 секунд;
задержать дыхание;
выдыхать за 6 секунд, со звуками а-а-а.
Дыхательные упражнения помогают поставить правильно голос и научиться красиво петь без лишней нагрузки на связки.
“Синьор-помидор”
Как правильно выполнить:
Встать максимально ровно и выпрямить спину.
Кисти сложить на грудную клетку и вдыхать в течение 7 секунд.
Сделать паузу на 5 секунд. Плотно сжать губы.
Выдыхать с закрытым ртом, лицо должно становиться красным от напряжения. Руки держать в прежнем положении.
Сделать 5-6 повторов.
Выполняя забавные упражнения маленькие ученики весело проводят время и получают правильную вокальную подготовку. При таком подходе, обучения детей пению проходит легко и полезно.
“Чайник”
Упражнение для детей, направленное на высвобождение от зажимов речевого аппарата.
Как делать:
Садиться на корточки;
Медленно вставать, поднимать руки и глубоко вдыхать;
Во время выдоха развести руки в разные сторону и свистеть как чайник Фффффф.
Выглядит довольно забавно, но на самом деле полезно для здоровья. Можно выполнять во время обучения пению детей дошкольного возраста.
Скороговорки
Для развития голоса, нужно периодически громко повторять множество скороговорок. Сначала медленно, а затем с каждым занятием увеличивать количество и ускорять ритм произношения.
Игры, развивающие голос
Существуют также увлекательные игры, с помощью которых можно благотворно влиять на голос ученика.
“Колокол”
Импровизация звона разнообразных колоколов и колокольчиков на разный лад. Нужно произносить Бим бом бум бим бам, меняя тембр и интонацию. Многим детям нравится изображать сначала маленький дверной колокольчик, а затем звон огромного колокола башни.
“Береги огонь”
Игровой приём, предназначенный для равномерного дыхания. Нужны свечки, на которые дети будут дуть. В соревновании побеждает тот, кто дольше всех сохранит дыхание, и не потушит свечу.
“Обезьянки”
Игра, с помощью которой развивают артикуляцию, жесты и мимику. Дети должны имитировать маленьких обезьянок и периодически кричать с разными интонациями. А затем демонстрировать события, которые происходят в обезьяннике.
“Прогулка”
Учитель составляет сценарий и распределяет действия между участниками. Дети воспроизводят сюжеты движениями, звуками и песнями.
Кот вышел на прогулку. Мяу-Мяу. Котик увидел цветок и начал нюхать. Ребенок имитирует движения. Кот поранил лапку. Ай-яй-яй. Стало ужасно больно. Котик увидел консервы и побежал кушать. Мур-Мур-Мяу. По факту, сюжет может быть любым. Главное – задействовать голос, движения, мимику.
Тяжело переоценить пользу пения для маленьких детей. Всезанятие пением для детейспособствуют улучшению чистоты голоса детей и проводятся по заранее разработанной системе. Развитие музыкального слуха у детей приводит к хорошим результатам в пении.