Публикации Потенциал школы и межведомственного взаимодействия в работе с неблагополучными семьями

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Потенциал школы и межведомственного взаимодействия в работе с неблагополучными семьями
Автор: Мазко Ксения Вячеславовна

ПОТЕНЦИАЛ ШКОЛЫ И МЕЖВЕДОМСТВЕННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В РАБОТЕ С НЕБЛАГОПОЛУЧНЫМИ СЕМЬЯМИСемьи, столкнувшиеся с различного рода жизненными ситуациями, которые порождают неблагополучие нуждаются во внешней помощи. Однако, проблема является особо острой, если в неблагополучной семье воспитываются дети. Такие семьи нуждаются во вмешательстве специалистов для оказания качественной помощи ребёнку для его здоровой социализации и для проведения профилактической работы с родителями. Одной из инстанций такой помощи является школа. Современная школа располагает большим количеством специалистов, что может позволить подойти к решению проблемы системно. В данной статье мы постараемся оценить потенциал школы в работе с неблагополучными семьями, воспитывающими ребёнка и возможности для межведомственного взаимодействия в данном направлении.Неблагополучные семьи — это семьи, в которых существуют серьезные проблемы, такие как насилие, злоупотребление наркотиками, алкоголизм, физическое и (или) психическое насилие над детьми и другие факторы, которые могут негативно повлиять на здоровье и развитие детей [3].Первое, что хочется отметить, рассматривая деятельность школы в направлении работы с неблагополучными семьями это инклюзивность общеобразовательных школ. Большинство современных школ в России соответствуют требованию образования об отсутствии дискриминации детей по любым основаниям. Включение всех детей в одно образовательное пространство способствует формированию толерантных и дружественных отношений, где каждый ребенок может чувствовать себя ценным и принятым. Это создает благоприятную атмосферу для развития и раскрытия потенциала каждого ребенка, а также способствует повышению его самооценки и самоуважения. Инклюзивная среда способствует развитию социальных навыков и эмоционального интеллекта, так как учащиеся имеют возможность взаимодействовать и учиться от своих сверстников с разными способностями и потребностями. Это способствует формированию взаимопонимания, эмпатии и уважения к различиям. Кроме того, инклюзивность позволяет детям с особыми потребностями получать качественное образование в обычной школе, не отрываясь от общества и не сталкиваясь с социальной изоляцией. Общая учебная среда также способствует развитию навыков самостоятельности, адаптации и взаимодействия в реальном мире. В целом, инклюзивность в общеобразовательных школах является ключевым фактором, если мы говорим о равных возможностях для всех.Как показывает практика функционирования общеобразовательных учреждений, дети из неблагополучных семей получают полный доступ к обучению. Классные руководители, социальный педагог и руководство школы работают над устранением разного рода буллинга со стороны сверстников. Также, школы активно участвуют в привлечении детей к активной деятельности на школьных и внешкольных мероприятиях спортивной, творческой, культурной, общественной направленности.Говоря о качественной работе с неблагополучными семьями необходимо упомянуть специалистов, которые работают непосредственно в образовательных организациях.Классные руководители играют важную роль в коммуникации школы, ребёнка, и неблагополучной семьи, в которой он воспитывается. На родительских собраниях и личных встречах с родителями он может использовать свой педагогический потенциал для эффективного влияния на родителей. Ведь именно классный руководитель зачастую становится первым свидетелем каких-либо отклонений у ребёнка. В наилучшем прогнозируемом результате классный руководитель устанавливает доверительные отношения как с ребёнком, так и с семьёй в целом. Построив доверительные отношения имеет место разбор вариантов для реабилитации семьи.Другой важной фигурой во взаимодействии школы с неблагополучной семьей является социальный педагог. Суть работы социального педагога заключается в помощи взрослым и детям, столкнувшимся с социальными проблемами или затруднениями в обучении. Социальный педагог помогает развить социальные навыки, снизить агрессию и конфликты, повысить самооценку и коммуникативные умения. Он работает с персональными и семейными проблемами, помогает восстановить нарушенные связи с окружающими, оказывает психологическую поддержку. Социальный педагог проводит консультации, тренинги, индивидуальные и групповые занятия, сотрудничает с педагогами и родителями. Он поддерживает детей и их семьи в борьбе с трудностями, помогает им адаптироваться к обществу и достигать успешных результатов в жизни. Работа социального педагога направлена на предотвращение негативных явлений в социальной, физической и материальной сферах. Социальный педагог сам инициирует контакт и взаимодействие с семьей, ведь многие семьи не обращаются за помощью, но им нужна поддержка. Для этого социальный педагог использует различные методы, чтобы выявить проблемные ситуации, а затем углубляется в изучение проблемы через контакт с семьей. При этом первоначальным фокусом является ребенок, а затем социальный педагог входит во взаимодействие с семьей, где уже обсуждаются и решаются проблемы индивидуально с родителями или в целом семьей в зависимости от обстановки.У социального педагога имеются три роли при работе с семьёй:Советник. Советник должен доносить до родителей информацию, которая говорит о том, что важно взаимодействовать с детьми. Так же, обязанностью этой роли является разработка педагогических советов по воспитанию ребёнка, предложение методок воспитания, информирование по специфики этапов развития ребёнка и особенности каждого из этапов в отдельности.Консультант. Данная роль требует качественных юридических знаний. Консультант проводит консультации, раскрывая особенности семйного законодательства. Роль предполагает более узкую и индивидуальную работу с семьёй. Нужно рассказывать о способах создания таких условий, при которых развитие ребёнка будет правильным и грамотным, так же предлагает конкретные методы для решения проблем в неблагополучных семьях.Защитник. Данная роль предполагает работу с максимально запущенной ситуацией. Призван защищать права ребёнка в том случае, если родители находятся в полной деградации личности, неадекватного поведения в связи с алкоголизмом, наркоманией, жестоким отношением к детям, полной разрухи в быту. Из такого состояния родителей выходят проблемы человеческого отношения родителей к детям, что ставит жизнь их ребёнка под угрозу [1]Немаловажным аспектом работы школы с неблагополучными семьями является межведомственное взаимодействие с различными инстанциями. Такая работа должна обеспечивать оптимальное воздействие как на ребёнка, так и на его семью. Межведомственная работа должна осуществляться в полной мере и с активным привлечением специалистов разных сфер. Она должна быть поэтапной, реализовывать как диагностические, так и профилактические мероприятия и призвана объединить усилия различных организаций и специалистов для достижения наилучших результатов.Одной из важнейших задач подразделений по делам несовершеннолетних стоит в обнаружении несовершеннолетних правонарушителей, родителей, опекунов, принимающие алкоголь, прибегающие к использованию наркотиков или психотропных веществ без ведома и назначения врача, не выполняющие или неразумно, неподобающим образом осуществляющие свои обязанности по содержанию, воспитанию и обучению детей либо позволяющие жестокое обращение с ними, вместе с тем негативно воздействующие на образ действий несовершеннолетних [2].Свидетелями такого рода информации как раз зачастую становятся школьные специалисты. Школьник проводит в учебном заведении большую часть своего времени, поэтому педагоги-предметники, классные руководители и руководство школы должны быть бдительны, и не оставлять негативные ситуации незамеченными.При обнаружении неблагополучной семьи, где выявлены всевозможные нарушения прав и законных интересов ребенка или семьи несовершеннолетнего, находящегося в социально опасном положении, специалист службы семьи составляет служебное сообщение в органы опеки и попечительства [2].Таким образом мы можем сделать вывод, что школьная среда может эффективно влиять на ребёнка и на неблагополучную семью в целом. Для этого необходимо, чтобы школьная среда была располагающей к доверительным отношениям с детьми из таких семей, была достаточно инклюзивной и ориентированной на личность ребёнка. Специалисты в таких учебных заведениях должны быть компетентны. Педагоги-предметники, классные руководители, социальный педагог, педагог-психолог должны объединять свои усилия для обнаружение и работой над устранением и профилактикой кризисных семейных ситуаций. Всё вышеобозначенное реализуется в тесной связи с органами опеки и попечительства, органами внутренних дел и прочими инстанциями, которые работают над эффективной реабилитацией семьи и профилактикой негативных отклонений. Все три обозначенных аспекта, при качественной реализации, способны эффективно осуществлять работу с неблагополучными семьями, и детьми, воспитывающимися в ней.Список литературы:1) Асильдерова Мадина Магомедовна, Агарагимова Вера Казимагомедовна, Мугутдинова Рабият Ильмутдиновна РАБОТА СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА С НЕБЛАГОПОЛУЧНЫМИ СЕМЬЯМИ // Проблемы современного педагогического образования. 2021. №70-2. URL: (дата обращения: 13.11.2023).2) Крылова Евгения Олеговна МЕЖВЕДОМСТВЕННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В РАБОТЕ С НЕБЛАГОПОЛУЧНЫМИ СЕМЬЯМИ // Science Time. 2022. №9 (105). URL: (дата обращения: 13.11.2023)3) Livelyday [Электронный ресурс] : интернет-журнал. - URL : (дата обращения: 12.11.2023)