Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Статья "Формирование готовности педагога к инновационной деятельности в условиях работы с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья"
Автор: Савинова Екатерина Михайловна
1 Статья по теме исследования «Формирование готовности педагога к инновационной деятельности в условиях работы с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья» Инновационное образование детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья – это новый взгляд на систему образования, отражающий все более распространяющуюся гуманность общества по отношению ко всем членам общества в независимости от физических, интеллектуальных и других особенностей. Распространение идеи инновационного образования актуализировало необходимость изучения такого феномена, как готовность учителей к инновационной деятельности в условиях работы с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья. Подготовка современного учителя, способного к реализации инновационного образования, оказывается чрезвычайно актуальной и сложной задачей для высшей педагогической школы. Речь идет о содержательно-мировоззренческой, духовно-нравственной, профессиональной подготовке педагога, способного самостоятельно, творчески и адекватно отбирать и использовать технологии, пригодные для работы с конкретными образовательными группами, в частности с детьми с ограниченными физическими и интеллектуальными возможностями. Несмотря на то, что готовность учителей к реализации инновационного образования рассматривается в психолого-педагогических исследованиях как основной фактор его успешности, в настоящее время в отечественной теории и практике нет однозначного подхода к определению инновационной деятельности педагога в условиях работы с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья. Вопросами инновационного образования и подготовкой учителей к внедрению инновационной работы с детьми-инвалидами занимались ведущие ученые D.L. Ferguson, G. Meyer, L. Jeanchild, L. Juniper, A. Galkiene, И.И. Лошакова, E.P. Ярская-Смирнова, И.В. Задорин, В.И. Михалюк, Е.Ю. Колесникова, Е.М. Новикова, А.С. Федоров, С.В. Алехина, В.В. Хитрюк. Отметим, что значительная часть современных исследований посвящена вопросам выявления перечня профессиональных качеств и навыков, которые необходимы будущим педагогам в работе с детьми с ограниченными возможностями развития. При этом базовыми качествами педагога, работающего с детьми с ограниченными возможностями, признаны 2 эмпатия, педагогический оптимизм, гуманность, любовь к детям, терпение, активность педагога во взаимодействии с ребенком с ограниченными возможностями развития и др. Рассмотренные особенности в формировании готовности учителей к работе в условиях инновационного образования детей с ограниченными возможностями, дают основание считать, что личностные компетенции педагога являются фундаментальной основой профессиональной деятельности учителей в условиях инновационного образования. Таким образом, целью данного исследования является теоретическое обоснование и методическое обеспечение процесса формирования готовности учителей к работе с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в условиях инновационного образования. Теоретико-методологическая основа исследования: Безрукова В. С., Дмитриев А., Ильин Е. П., Кулагина И. Ю., Мудрик А. В., Пак Т. С., Подласый И., Савенков А. И., Сластенин В., и др., а также исследования, периодические издания по данной теме. Методы исследования: - Методика «Диагностика уровня эмпатии» И.М. Юсупова; - Шкала «Толерантность к двусмысленности»; - «Методика выявления системы жизненных ценностей» (по М. Рокичу); - Анкета для учителей; - Тесты на определение знаний по инновационному образованию. Научная новизна исследования заключается в том, что в данной работе комплексно и системно исследовано формирование готовности учителей к инновационной деятельности в условиях работы с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ, теоретически обоснованы и экспериментально проверены психолого-педагогические условия формирования готовности учителей к работе в условиях инновационного образования. Теоретическая значимость исследования связана с расширением представлений о специфике инновационной деятельности педагогов при работе с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ. В результате проведенного исследования внесен вклад в теорию общей и специальной педагогики. Практическая значимость исследования. Полученные результаты описывают специфику инновационной работы педагогов и ее влияние на образование детей-инвалидов и детей с ОВЗ. Результаты исследования могут быть использованы в образовательной системе подготовки и повышения квалификации педагогических кадров, при проведении практических семинаров, круглых столов для преподавателей ВУЗов и др. Исследование проводилось в 2015 году в городе Волгоград на базе государственного казенного общеобразовательного учреждения «Волгоградский центр образования детей-3 инвалидов». В исследовании приняли участие педагоги в возрасте от 21 года до 60 лет в количестве 50 человек: от 21 до 30 лет – 12; от 31 до 40 лет – 14; от 41 до 50 – 20; от 51 до 60 – 4. Целью констатирующего эксперимента стала диагностика состояния готовности учителей к инновационной деятельности в условиях работы с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ. В результате исследования необходимо решить следующие задачи: - определить квалификации учителей, принимавших участие в исследовании; - определить знания педагогов в области инновационного образования при работе с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ; - выявить у педагогов наличие опыта работы с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ; - исследовать профессионально-ценностные качества учителей, необходимые для инновационной деятельности в условиях работы с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ; - выявить уровень осведомленности учителей об особенностях развития детей с различными видами нарушений; - диагностировать компоненты готовности учителей к работе в условиях инновационного образования детей-инвалидов и детей с ОВЗ. В исследовании были выдвинуты следующие гипотезы: - трудности в формировании готовности к инновационной деятельности педагога в условиях работы с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ связаны с изменениями в профессиональном мышлении и сознании учителя, который не привык работать с многообразием; - на формирование готовности к инновационному образованию детей-инвалидов и детей с ОВЗ оказывает влияние то, что педагоги в недостаточной степени владеют знаниями основ инновационного образования, знаниями особенностей адаптации учебной программы, особенностей построения урока в условиях инновационного образования данной категории детей. Опытно-экспериментальная работа была проведена в следующей последовательности: - подбор диагностических методик для определения уровня готовности учителей к работе в условиях инновационного образования детей-инвалидов и детей с ОВЗ; - проведение диагностических методик; - количественная и качественная обработка результатов исследования. В целях определения состояния готовности учителей к инновационной деятельности в условиях работы с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ были отобраны следующие 4 диагностические методики по 3-м компонентам модели формирования готовности (Таблица 1.): Таблица 1 – Методики диагностики уровня сформированности готовности учителей к инновационной деятельности в условиях работы с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ Компоненты формирования готовности учителей к инновационной деятельности в условиях работы с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ Методика диагностики уровня готовности Мотивационно-ценностный - Методика «Диагностика уровня эмпатии» И.М. Юсупова; -Шкала «Толерантность к двусмысленности»; - «Методика выявления системы жизненных ценностей» (по М. Рокичу); - Анкета для учителей. Содержательный - Тесты на определение знаний по инновационному образованию; - Анкета для учителей; Операционально-деятельностный Анкета для учителей; Исследование готовности педагогов к инновационной деятельности в условиях работы с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ показывает, что учителя далеко не сразу принимают те методы, формы, которые требуются для данного типа обучения. Сначала идет явное или скрытое отрицание, затем – пассивное принятие принципов и идеи инновации. Очевидно, что преодоление подобной ситуации возможно лишь при организации систематизированной информационно-методической поддержки специалистов, задействованных в организации и реализации инновационного образования. Для разрешения этой проблемы с педагогами была проведена работа в следующих направлениях: - разработка и сопровождение информационно-методических ресурсов в сфере инновационного образования детей-инвалидов и детей с ОВЗ – электронных обучающих средств и баз данных, в том числе через Интернет; - создание информационной базы по вопросам психолого-педагогического сопровождения инновационного образования детей с ОВЗ; 5 - обеспечение методического сопровождения специалистов, задействованных в организации и реализации инновационного образования детей с ограниченными возможностями; - формирование профессионального сообщества специалистов, задействованных в организации и реализации инновационного образования; - мониторинг процесса развития инновационной компетенции у педагогов; - создание, реализация и сопровождение интерактивных форм методического сопровождения специалистов, обеспечивающих обучение в условиях работы с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ. Развитие инновационного образования детей-инвалидов дает надежду, что каждый ребенок с ограниченными возможностями здоровья, сможет реализовать право на качественное образование в соответствии с его возможностями и потребностями, в результате реализовать свой потенциал и найти свое место в жизни. Требование обеспечения практико-ориентированной подготовки специалистов предполагает вовлечение их уже на этапе профессионального становления в решение практических задач, отражающих реалии предстоящей профессионально-педагогической деятельности. Таким образом, создание ресурсного центра инновационного образования детей-инвалидов и детей с ОВЗ является одновременно и возможностью обеспечения качества подготовки педагогических кадров в соответствии с современными требованиями, и источником разработки научно-методических и дидактических ресурсов инновационного образования как продукта учебно-исследовательской и научно-исследовательской деятельности педагогов, их методического обеспечения и апробации. Структура такого центра может быть представлена «школами», содержание деятельности которых и определяет возможности формирования комплекса компетенций педагогов, а также разработку и внедрение реальных технологий, методик, методов, приемов и средств сопровождения всех участников инновационного образовательного пространства. Каждая «школа» имеет свою целевую группу, использует различные формы работы, а также является «площадкой» реализации научных, научно-методических и дидактических «продуктов». Такими «школами» могут быть: 1. «Школа для всех»: - цель и содержание работы школы – формирование знаний об инновационном образовании, базовых академических, профессиональных, социально-личностных компетенций, позиционирование и популяризация идей инновационного образования детей-инвалидов и детей с ОВЗ; 6 - целевая группа – руководители отделами образования, педагоги массовых учреждений образования, учителя-дефектологи, педагоги-психологи, социальные педагоги, студенты педагогических специальностей; - формы и методы работы – семинары-тренинги, обучающие семинары, разработка дидактических материалов для работы в группах и классах образования детей с ограниченными возможностями, составление личностно-ориентированных программ; study-vizit. 2. «Школа для родителей «Вместе»: - цель и содержание работы школы – формирование знаний ценностях, идеях и преимуществах инновационного образования для всех детей с ограниченными возможностями, умений противостоять стереотипам и дискриминационным проявлениям; - целевая группа – родители детей с особыми образовательными потребностями, ближайшее окружение ребенка; - формы работы – семинары-тренинги, консультации, обучающие семинары («Вечером дома», «День рождения» и др.). 3. «Школа общения «Не рядом, а вместе»: - цель и содержание работы – развитие коммуникативных и конативных умений, нравственных позиций и убеждений у всех детей; - целевая группа – дети с особыми образовательными потребностями и дети с типичным развитием; - формы и методы работы – тренинги лидерства, ассертивного поведения, сплочения; формы совместной деятельности детей (создание и обеспечение работы детской киностудии, детского издательства, студий по интересам, детских сайтов и т. Д.). 4. «Школа поддержки»: - цель и содержание работы школы – формирование комплекса компетенций участия в сопровождении ребенка с особыми образовательными потребностями в условиях инновационного образования; - целевая группа – волонтеры и ассистенты – студенты, представители общественных организаций и др.; - формы и методы работы – социальный интерактивный театр, семинары-тренинги, обучающие семинары. 5. «Школа социального партнерства»: - цель работы школы – развитие партнерских отношений участников инновационного образования детей-инвалидов и детей с ОВЗ; 7 - целевая группа – родители, педагоги, специалисты (учителя-дефектологи, педагоги-психологи, социальные педагоги, эрготерапевты и др.); - формы и методы работы – семинары-тренинги, обучающие семинары, составление и обеспечение программ личностного развития каждого ребенка, индивидуальных программ обучения. Разработка содержания работы каждой школы является целенаправленной планируемой деятельностью педагогов при участии профессорско-преподавательского состава кафедр педагогики, психологии, частных методик. Кроме того, задачей ресурсного центра инновационного образования может стать формирование информационно-образовательного пространства (накопление и систематизация информационных и образовательных ресурсов инновационного образования, обеспечивающих продвижение идей образования детей-инвалидов и детей с ОВЗ). Также в целях формирования готовности к инновационной деятельности в условиях работы с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ представляется необходимой разработка и размещение в сети Интернет сайта, который предполагает: - создание банка нормативно-правовой информации; - накопление информационных и образовательных ресурсов об инновационном образовании детей-инвалидов и детей с ОВЗ в России и за рубежом; - создание тематической фильмотеки и электронной базы тематических мультимедийных презентаций; - разработка методических рекомендаций для педагогов, родителей, специалистов по эффективному взаимодействию в инновационном образовательном пространстве; - создание банка обучающих программных комплексов и электронных учебно-методических комплексов; - формирование позитивного имиджа социальной и образовательной инновации и др.; - организация консультативной помощи всем участникам инновационного образования детей-инвалидов и детей с ОВЗ; - проведение мониторинговых исследований, раскрывающих потребности всех участников инновационного образования и результативность их деятельность. Таким образом, организация ресурсного центра инновационного образования детей-инвалидов и детей с ОВЗ, а также активная деятельность педагогов по разработке наполнения его работы рассматриваются, с одной стороны, как технология формирования готовности педагогов к работе в условиях инновационного образования, развития у них 8 профессиональных и социально-личностных компетенций, а с другой, как собственно ресурс, обеспечивающий продвижение идей и ценностей инновационного образования детей с ограниченными возможностями в социальном сообществе. Таким образом, были разработаны основные направления и целевые установки деятельности по формированию готовности педагогов к инновационной деятельности в условиях работы с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ (Таблица 2.) Таблица 2 – Направления и целевые установки деятельности по формированию готовности педагогов к инновационной деятельности в условиях работы с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ Направления деятельности Целевые установки Образовательное Формирование и развитие профессиональной компетентности педагогов, реализующих практику инновационного образования детей-инвалидов и детей с ОВЗ Научно-методическое Создание системы научно-методической поддержки инновационного образования Исследовательское Мониторинг готовности педагогов к внедрению инновационного образования детей с ограниченными возможностями, выявление проблем, связанных с его реализацией Просвещение Повышение грамотности населения в области инновационного образования, обобщение и продвижение положительного опыта по реализации инновационного образования детей-инвалидов в образовательных учреждениях 9 Таким образом, результаты проведенного исследования показали, что отношение педагогов к реализации инновационного образования детей с ограниченными возможностями здоровья на сегодняшний день неоднозначно. Данные анкетирования позволяют говорить об относительном принятии учителями идеи инновационного обучения детей с особыми образовательными потребностями. В процессе исследования была подтверждена гипотеза о том, что самые сложные изменения в принятии инновационного образования связаны с изменениями в профессиональном мышлении и сознании учителя, который не привык работать с многообразием. Были зафиксированы следующие затруднения, возникающие у педагогов при участии в инновационной деятельности: - недостаточный уровень знаний в области инновационного образования; - отсутствие мотивации к инновационной деятельности; - наличие стереотипности педагогической деятельности в результате многолетней практики. По результатам исследования выявлены компоненты готовности учителей к инновационной работе с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ: психологическая готовность и профессиональная готовность, где в структуру психологической готовности включены: ценностная ориентация личности, мотивация личности, толерантность, эмпатия, педагогический оптимизм. Структура профессиональной готовности учителя к инновационному образованию детей с ограниченными возможностями представлена в комплексе дидактических знаний и методических умений. Так дидактические знания включают: знание нормативно-правовых основ инновационного образования; знание особенностей построения процесса обучения и воспитания детей в условиях инновационного образования; знание основ построения коммуникативной связи с детьми с ограниченными возможностями, а методические умения: умения и навыки осуществления коммуникативной связи с детьми с ОВЗ; умение конструирования учебно-воспитательного процесса в условиях обучения детей с разными возможностями; умение работать в «команде» специалистов. Таким образом, при организации подготовки педагога к инновационной деятельности в условиях работы с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ важными являются следующие позиции: - персонификация обучения; 10 - непрерывный характер повышения профессиональной компетенции (сопровождение педагога в межкурсовой период); - использование при отборе содержания метода профессиографирования; - разработка комплекса мер по формированию у слушателей ценностного отношения к профессиональной деятельности в условиях инновационного образования детей с ограниченными возможностями. В результате проведенного исследования было установлено, что процесс профессионального становления педагога длителен, поскольку сопряжен с изменениями в системе образования, с новыми требованиями общества, с трансформацией личных взглядов в процессе педагогической практики. Так, были зафиксированы следующие затруднения, возникающие у педагогов при участии в инновационной деятельности: - недостаточный уровень знаний в области инновационного образования; - отсутствие мотивации к инновационной деятельности; - наличие стереотипности педагогической деятельности в результате многолетней практики. Таким образом, анализ результатов анкетирования учителей показывает, что в целом наблюдается положительное отношение к работе в условиях инновационного образования детей-инвалидов и детей с ОВЗ, отсутствие ответов на некоторые вопросы, можно объясняться страхом неизвестного. Профессиональная готовность учителей находится на адаптивном уровне, т.к. учителя не владеют знаниями основ инновационного образования, не информированы о нормативно-правовых основах инновационного образования, не имеют знаний по требованиям к физическому доступу учащихся с ОВЗ, по особенностям адаптации учебной программы, особенностей построения урока в условиях инновационного образования. На основе системного подхода разработана модель формирования готовности учителей к инновационной деятельности в условиях работы с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ, которая представляет собой сложную систему, состоящую из определенных взаимосвязанных между собой элементов: цели, методологических основ, компонентов и их показателей, этапов и форм работы. При этом процесс формирования готовности учителей к инновационной работе с детьми с ограниченными возможностями определен как системный, пролонгированный во времени процесс становления и дальнейшего развития готовности учителей к работе в условиях инновационного образования, требующий соблюдения определенных этапов и условий. 11 3. Аннотация 10 источников отечественной литературы по проблеме магистерского исследования «Формирование готовности педагога к инновационной деятельности в условиях работы с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья» 1. Безрукова В. С. Педагогика. – М.: Феникс, 2013. – 384 с. Рецензия на книгу "Педагогика. Учебное пособие для ВУЗов": Учебное пособие разработано с учётом Госстандарта высшего профессионального образования в условиях его перехода на двухуровневую компетентностную подготовку специалистов. Материал подобран и логически выстроен на основе последних достижений педагогической науки, а также смежных с ней дисциплин. Теория представлена в единстве с практикой воспитания и обучения и подкреплена историей развития отечественного образования. Задания направлены на формирование педагогических компетенций и побуждают к исследовательскому выполнению. Освоивший этот базисный курс в бакалавриате легко перейдет к более углубленному изучению других отраслей педагогики в магистратуре. Пособие предназначено, прежде всего, студентам-бакалаврам педагогических и психологических специальностей. В силу новизны, лаконичности и фундаментальности может быть использовано и в магистратуре, и в системе постдипломного образования, а также при подготовке студентов непрофильных специальностей. Стиль изложения материала делает его доступным и для самообразования. 2. Дмитриев А. Специальная (коррекционная) педагогика - М: Высшая школа, 2010. - 296 с. В пособии рассмотрены методологические основы одной из основных профессионально-педагогических дисциплин: специальной (коррекционной) педагогики, раскрыты принципиальные теоретические положения и подходы. Фундаментом этой дисциплины являются идеи Л.С.Выготского о структуре и локализации дефекта, культурно-историческом развитии человека, коррекции нарушенных функций на основе развития сохранных, приоритетном развитии высших психических функций. Также раскрываются особенности понятийного аппарата, принятого в специальной психологии, базовые подходы к диагностике и коррекции отклонений в развитии человека, представлены существующие сегодня дискуссионные проблемы. Для студентов психолого-педагогических специальностей педагогических вузов и классических университетов. 3. Кулагина И. Ю. Педагогическая психология. – М.: Академический Проект, Трикста, 2011. – 320 с. В учебном пособии представлены общие вопросы педагогической психологии психология обучения, психология воспитания, а также проблемы, связанные с профессиональной деятельностью учителя. Рассматриваются представления об усвое нии знаний детьми, наиболее известные виды обучения, в том числе развивающего характера, описаны психологические механизмы, определяющие принятие или не принятие ребенком системы воспитания и отдельных педагогических воздействий. Пособие предназначено для студентов педагогических университетов и может оказаться полезным для всех интересующихся вопросами обучения и воспитания детей. 4. Пак Т. С. Педагогическая психология. – М: Человек, 2010. - 96 с. Педагогическая психология - одна из центральных профилирующих дисциплин в системе подготовки 12 психологов. Она направлена как на создание общих теоретических основ мировоззрения психологов, так и на формирование интереса к специализации в исследованиях по психологии обучения и в прикладной деятельности практического психолога. 5. Педагогическая инноватика. Инновационное образование, инновационное мышление, инновации / Под ред. В. Делия - М: Де-По, 2011. – 328 с. В сборник включены материалы международной научно-практической конференции "Педагогическая инноватика: инновационные процессы интеграции теории и практики с производством, бизнесом, администрацией и фондами", состоявшейся 25-26 марта 2010 года. 6. Сластенин В., Исаев И., Шиянов Е. Педагогика. - М: Academia, 2013. – 496 с. В учебном пособии раскрываются антропологические, аксиологические основы педагогики, теория и практика целостного педагогического процесса; организационно-деятельнсстные основы формирования базовой культуры школьника. Дается характеристика педагогических технологий, в том числе конструирования и осуществления педагогического процесса, педагогического общения и др. Раскрываются вопросы управления образовательными системами. Авторы - лауреаты премии Правительства РФ в области образования. 7. Алехина С.В., Алексеева М.Н., Агафонова Е.Л. Готовность педагогов как основной фактор успешности инклюзивного процесса в образовании // Психологическая наука и образование, 2011.№1- C. 83—92. Статья посвящена проблеме готовности педагогов общеобразовательных школ к реализации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях массовой школы. Готовность учителя является одним из главных вопросов, требующих разработки программ повышения квалификации и психологического сопровождения участников инклюзивного процесса. В статье представлены данные, иллюстрирующие основные параметры профессиональной и психологической готовности учителей к включению «особого» ребенка в общеобразовательный процесс. Описываются основные профессиональные трудности педагога массовой школы, связанные с эмоциональным принятием и знаниями особенностей развития детей с особыми образовательными потребностями. 8. Бекетова О.А. Условия эффективного управления инновационной деятельностью педагога // Материалы Международной научной конференции. - Казань, 2014. - С. 144-146. В данной статье рассматриваются понятия «открытое образовательное пространство», функции инновационной деятельности, компоненты готовности педагогов к инновационной деятельности. Ключевые слова: инновационное управление образовательным учреждением, инновационная деятельность, готовность к инновационной деятельности. В современных условиях реализации Концепции долгосрочного социально экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», Концепции «Российское образование — 2020» и формирования экономики, основанной на знаниях, особенно актуальным становится развитие инновационной деятельности в образовательных учреждениях. Модернизация системы образования предполагает обновление деятельности руководителей 13 образовательных учреждений, что, в свою очередь, должно привести к выстраиванию индивидуализированной, конкурентоспособной, эффективной образовательной политики, связанной с развитием инновационной деятельности, направленной на повышение качества образовательных услуг, и повышением ответственности за сделанный выбор. 9. Белявский Б.В.Состояние и пути развития начального и среднего профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации // Вестник Московского государственного гуманитарно-экономического института, 2010. №3 - С. 16-21. Аннотация: Современная социально-экономическая ситуация в стране требует глубоких изменений в организации и содержании профессиональ- ного образования инвалидов. В данной статье рассмотрены различные формы организации профессионально-трудовой подготовки подростков с ограниченными возможностями здоровья, сложившиеся в настоящее время, оценена их продуктивность. Названы учреждения начального про- фессионального образования, которые наиболее успешно решают задачу профессионального образования подростков-инвалидов. Ключевые слова: профессиональное образование инвалидов, социально- трудовая адаптация, учебно-производственные предприятия, формы на- чальной профессиональной подготовки инвалидов. 10. Казачихина М.В. Развитие у педагогов установки на инновационную деятельность в процессе повышения квалификации // Педагогическое образование в России, 2012. №4 - С. 79-83. Аннотация научной статьи Демонстрируется актуальность развития установки на инновационную деятельность у педагогов; рассматривается вопрос личностного роста педагогов; раскрывается программа личностного саморазвития педагогов, направленная на развитие установки ни инновационную деятельность. Научная библиотека КиберЛенинка: 11. Хитрюк В.В., Симаева И.Н. Методика диагностики и мониторинга инклюзивной готовности педагогов // Вестник Сургутского государственного педагогического университета, 2014. №1(28) - С. 104-108. Аннотация научной статьи Инклюзивное образование рассматривается в формате инклюзивного образовательного пространства. Приводится определение феномена «инклюзивное образовательное пространство», обозначаются общие и специфические его характеристики, формулируются принципы организации инклюзивного образовательного пространства. Основное внимание уделено результатам SWOT-анализа, позволившего определить иерархию позиционирования возможностей и угроз инклюзивного образовательного пространства в соответствующих матрицах и выстроить стратегии использования сильных сторон для реализации возможностей и предотвращения угроз, а также обозначить конкретные шаги в реализации этих стратегий. Научная библиотека КиберЛенинка: prostranstvo-swot-analiz#ixzz3SpRmtjPS 12. Шумиловская Ю.В. Подготовка будущего учителя к работе с учащимися в условиях инклюзивного образования. Диссертация на соискание научной степени кандидата пед.наук. – Шуя, 2011. – с.174 Актуальность исследования. Реформы в сфере образования в Российской Федерации все более имеют гуманистическую направленность. Особое место в современной системе образования занимает образование лиц с ограниченными возможностями здоровья. В последние десятилетия сформировались устойчивые негативные тенденции в состоянии здоровья детей всех возрастных^ трупп. Увеличилась частота тяжелых форм патологии, что, в определенной мере, способствовало росту числа детей-инвалидов. Ухудшение состояния здоровья наиболее выражено среди подростков - детей в возрасте от 10 до 17 лет включительно. Процесс позитивной интеграции учащихся с ограниченными возможностями здоровья в социум является для них сложным ^этапом социализации. Несмотря на интеграционные процессы в образовательной сфере, проблема обучения таких детей остается сложной. Приоритетным направлением в обучения детей с ограниченными возможностями здоровья является внедрение инклюзивного образования, которое определяется как часть общего образования, подразумевающая доступность образования для всех, в плане приспособления к различным потребностям всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с ограниченными возможностями здоровья. В комплексе проблем, связанных с профессиональным образованием, в качестве ключевой выделяется проблема подготовки будущего учителя к работе с учащимися в условиях Библиотека авторефератов и диссертаций по педагогике