Публикации КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД В ФОРМИРОВАНИИ ПИАНИСТИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД В ФОРМИРОВАНИИ ПИАНИСТИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
Автор: Санкина Людмила Ивановна

КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД В ФОРМИРОВАНИИ ПИАНИСТИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ. Санкина Людмила Ивановна, преподаватель по классу фортепианоМБУДО «Ленинская ДШИ», г.Тула Начало жизни, начало пути – это всегда надежды. Как добиться успеха? Этот вопрос постоянно занимает учителя. Знаменитый пианист Иосиф Гофман в книге «Ответы на вопросы о фортепианной игре» приводит остроумный пример, сравнивая начало обучения с фундаментом здания. Если при постройке дома использовать некачественный материал, «всякий мусор» (как пишет Гофман), то дом разрушится. В настоящее время в педагогике появляется все больше и больше современных инновационных методик преподавания. Создаются педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности детей, технологии развивающего, личностно-ориентированного обучения, активного внедрения игрового начала в преподавании учебных дисциплин. Педагогическая игра может быть обучающей, тренировочной, познавательной, творческой, коммуникативной. Ученик становится не объектом, а активным субъектом своего обучения. Например, компьютер используется в качестве источника библиографических и энциклопедических сведений, вспомогательного учебного материала (справочного, обучающего, звукозаписывающего, звуковоспроизводящего). Включая специальную программу на компьютере или на электронном инструменте, ученик может играть, так сказать, в сопровождении «оркестра», прослушать в программе You Tube произведение, которое разучивает. Показ видеоряда позволяет увидеть портреты композиторов разных эпох, различные музыкальные инструменты – орган, клавесин, современные рояли и пианино, включая электронные инструменты, услышать стихи, посвященные музыке. Учащиеся уже сами могут подбирать материал для представления своих пьес в концертах. А у преподавателя появилась возможность иллюстрировать учебный материал интересной и познавательной презентацией. В помощь учителю появляется и современный репертуар, и учебные пособия. Их названия говорят сами за себя: «Учусь импровизировать и сочинять», «Учимся, играя». Для них характерны доступность и воспитательная направленность, интерактивное сотрудничество учителя и ученика. Эффективность внедрения инноваций обусловлена обязательным учетом накопленного педагогического опыта. Российская фортепианная школа уже многие десятилетия является одной из самых ярких. Наша методика преподавания фортепиано, особенно в школе, и сегодня вызывает неизменный интерес во всем мире. Мы считаем, что, объединив традиции и инновации, мы только приобретем новые возможности. Ведь замечательных педагогов во всем мире многое объединяет: стремление воспитать личность, профессиональные навыки, развить творческие возможности детей, их самостоятельность, образное мышление, сформировать эстетический вкус, привить любовь к родной культуре. Разве не к этому мы стремимся и сегодня? Мне интересно не только познакомиться с современными публикациями, но и обратиться к наследию XX века, к книгам Г.Нейгауза, А.Алексеева, А.Артоболевской, Д.Кабалевского, немецкого композитора и выдающегося педагога К.Орфа. Этот список можно долго продолжать. Перемены, происходящие в общественной жизни нашей страны, в значительной степени затронули систему образования и культуры. Стала очевидной необходимость найти такую модель обучения, которая бы обеспечивала активную деятельность детей в сфере искусства, способствовала воспитанию устойчивого интереса учащихся к обучению. Что должен уметь преподаватель? Каким ему следует быть?   По словам Г. Нейгауза, он должен быть учителем музыки, то есть «разъяснителем и толкователем», и учителем игры на фортепиано, способным обучить непростому пианистическому «ремеслу». Что же должны сделать преподаватели, для того чтобы нашим ученикам было на уроках комфортно и интересно; чтобы вместе с нами они с радостью и удовольствием достигали высоких результатов в обучении игре на фортепиано; чтобы после окончания школы инструмент звучал в их доме не потому, что нужно готовиться к академическому концерту, а потому, что это интересно? За время обучения учащегося преподавателю необходимо сформировать удобный исполнительский игровой аппарат, навыки чтения нот с листа, знания элементарной теории музыки, научить самостоятельно разучивать, грамотно и выразительно исполнять на фортепиано произведения из репертуара школ искусств, также навыки подбора по слуху, транспонирование, игры в ансамбле.Обучение игре на фортепиано - процесс творческий. Успешный результат занятий во многом зависит не только от желания и интереса ребёнка, но и от умения педагога найти правильный подход к нему. Часто приходится слышать от родителей: «А есть ли у моего ребенка слух?» «Каковы музыкальные способности у ребёнка, и может ли он заниматься на фортепиано?» Обучению игре на фортепиано возможно для каждого ребенка, но пытаться «вырастить» профессионального музыканта из каждого ребёнка не нужно. А увидеть есть ли у ребёнка музыкальные способности можно лишь в процессе обучения, более того, именно в процессе обучения происходит и развитие музыкальных способностей. Занятия музыкой необходимы каждому ребёнку, они помогают его общему развитию, помогают развить чувство прекрасного. Обучение музыке улучшает характер детей и благотворно воздействует на их психологическое состояние. Обучение игре на фортепиано - процесс увлекательный. Успешный результат занятий во многом зависит не только от желания и интереса ученика, но и от умения преподавателя найти правильный к нему подход. У детей младшего возраста внимание неустойчивое, но они с интересом относятся ко всему новому и неожиданному. Занятия с малышами необходимо проводить в радостной, эмоционально-живой атмосфере. «Больше сказки, больше фантазии, рассказывать и показывать, колдовать вокруг музыки» - слова замечательного педагога А.Д.Артоболевской. Для того чтобы не просто развивать интерес к музыке у детей, но и заинтересовать их этим процессом, необходимо придумывать различные творческие задания, позволяющие ребёнку, применить свои знания и способности в области музыкального творчества. Это может быть: выразительное произнесение слов разучиваемой песни, пение, подбор мелодии по слуху, иллюстрации…. Задача учителя: научить понимать и переживать музыку различного характера -весёлую, грустную, танцевальную…Традиционный подход к выучиванию (зазубриванию) названий семи звуков по порядку архаичен. Так же распространено обучение нотам на пятилинейном нотоносце, без добавочных линеек и только в скрипичном ключе. Думаю, что знакомство с нотами должно начинаться не на нотоносце и не на бумаге, а только на клавиатуре, чтобы научить ребёнка самостоятельно ориентироваться в «нотно-клавиатурном лабиринте». Отношение к обучению нотной грамоте как к механическому зазубриванию нот, вне осмысленности лишь притупляет восприятие и приводит к тому, что дети не хотят учить ноты (зубрежка или механическое повторение, тем более дома, в отсутствие педагога). Главное: учить так, чтобы ребёнок как бы и не подозревал о том, что его учат. Бесспорно, наглядные пособия помогают осваивать учащимся знаки нотного текста без специального заучивания. Не случайно в пособии А.Артоболевской "Первая встреча с музыкой" приведен пример лото для закрепления знания нотной грамоты. Последовательность освоения нотных карточек может быть различной. Элементарные нотные карточки могут содержать только одну или две ноты. Цель - освоение записи и расположения ноты на нотном стане. Такие мелодические карточки приведены в пособии М. Перминовой. Для более сложной формы нотных карточек нужно записывать интонационные блоки с четким ритмическим рисунком. Такие карточки могут быть вспомогательным дидактическим материалом при обучении чтению нот с листа. Оригинальный метод обучения чтению нот предлагает Т.Смирнова. Это упражнение названо "Бусы" и рекомендуется как метод, помогающий освоить чтение с листа. "Ни в коем случае не заучивайте, на какой по счету линеечке пишется нота". Для освоения нотной записи нужно запоминать отдельные опорные ноты, от которых начнется игра. Постепенно будут выучены все ноты без специального заучивания. Игра под диктовку номеров пальцев помогает освоить аппликатуру. Теоретические знания на самом начальном этапе обучения (обычно в 6 лет) появляются только при необходимости, так как "теоретические знания, не используемые в практической деятельности, не очень понятны и быстро забываются". Поэтому освоение различных знаков нотного текста (ключи, знаки альтерации, динамика, штрихи, темповые обозначения) при помощи наглядных пособий, например, карточек, может быть более эффективным. Одна из важных забот преподавателя - выбор программы, которую следует подбирать так, чтобы, исходя из индивидуальных качеств ученика, она максимально способствовала не только его развитию, но и раскрытию. Включаемые в неё произведения должны быть ученикам по силам. Вспоминаем ещё один завет Шумана: «Старайся играть хорошо и выразительно лёгкие сочинения; это лучше, чем трудные исполнять посредственно». Для того чтобы предлагаемая программа пришлась учащемуся по душе, надо обязательно учитывать его желания. Обдумывая репертуар, лучше намечать не одну, а несколько однотипных пьес, оставляя ученику свободу выбора. Итак, преподавателю необходимо выбрать учебный материал, проиграть его, проанализировать и отредактировать, то есть: обнаружить возможные опечатки, которые часто встречаются в новых изданиях; уточнить обозначение артикуляции в старых изданиях, дополнить аппликатурную цифровку; упростить звуковую ткань для маленькой руки (убрать один из звуков аккорда). Помимо показа музыки на рояле, в распоряжении преподавателя имеются и другие средства и способы воздействия на ученика на уроке при работе над программой. Выразительным жестом, мимикой можно без лишних слов сдвинуть темп, продлить паузу, предвосхитить акцент, сделать более ярким crescendo, короче говоря, управлять исполнением ученика по ходу игры. Можно, не прерывая исполнение, подыграть или подпеть несколько нот, «подстучать» ритм, подправить движение руки. Ещё одним мощным средством воздействия на ученика является СЛОВО. Какой же должна быть речь преподавателя? Грамотной, лаконичной, ясной и – яркой, не книжной, не сухой. По мере того, как ученик знакомится с музыкально-теоретическими понятиями, объяснения учителя всё более насыщаются специальной терминологией. Необходимо уметь найти те слова, которые способны определить характер произведения, дать представление об окраске звука. При этом необходимо помнить, что урок - не монолог преподавателя. Урок должен быть диалогом. Конечно, диалог между учителем и учеником постоянно ведётся на языке музыки, но «разговора» двух роялей недостаточно, нужен ещё обмен мыслями, чувствами, соображениями по поводу    и в связи с изучаемыми произведениями. Умение говорить о музыке помогает постичь её непростой язык. Натан Перельман замечает: «Одно лишь верно найденное слово-экстракт способно, растворившись, придать желательный характер исполняемому, например: тревожно, ликуя, печально, торжествуя, застенчиво, гордо и т. д.». Меткое слово способно выразить и сущность технического приёма, передать характер движения, навести на нужные мышечные ощущения. Вспомним выражения «палец прорастает сквозь клавишу» «играть по тесту», «проколоть клавишу пальцем» и т.д. Идущий от удачно найденного выражения посыл даёт подчас больше, чем показ за инструментом. Работа над звуком. Звук «идёт» от спины, шеи, живота, через руки «к струне», ребёнок как бы срастается с инструментом, образуя с ним нечто единое и целое. Натан Перельман написал о звуке целую поэму: «Для музыканта звук – творение, обладающее вкусом, цветом, объёмом, красотой или уродством, силой, весом, длиной и всем, чем только способен наделить его обладающий фантазией музыкант». «Наилучший звук – тот, который наилучшим образом выражает данное содержание» (Г. Г. Нейгауз). Содержанию музыкального произведения уделяем много времени. Но начало всему – первое прикосновение к звуку. И главное, чтобы оно было «благородным». В возрасте 5 – 7 лет дети очень эмоциональны, интуитивно они очень хорошо чувствуют характер музыки. Знакомясь с новыми произведениями, обсуждаем характер, впечатления от музыки, разговариваем о жанре (танец, песня), композиторе. В сборнике Артоболевской «Первая встреча с музыкой» много цветных иллюстраций, почти ко всем пьескам есть слова. Дети с удовольствием играют «Вальс собачек», «Болтунью» в ансамбле с педагогом. Ребенку очень важно чувствовать поддержку учителя, особенно если он застенчив и скован. С первых уроков играем простые песенки и упражнения для пальцев: 1, 2, 3 звука. Например, изображаем «кукушку». Ученик играет два звука через ноту поочерёдно каждой рукой 3-м пальцем в разных октавах или «киску» 3-м и 2-м пальцем с использованием чёрной клавиши. «Пальчики идут в гости» - 3,2,1 пальцы вверх и вниз каждой рукой в разных октавах. В игре 4-м и 5-м использую песенку – упражнение «Дразнилка» из сборника Артоболевской. Когда малыш начинает играть, стараюсь научить его использовать крупные мышцы спины, чтобы его внимание не сосредотачивалось лишь на мелких движениях пальцев. Надо проверить опирается ли его тело на ноги. Если ноги не несут опорной функции, то никогда не будет правильной посадка. Если у ребёнка работают мышцы спины – возникает полная «проводимость спина-плечи-локоть-пальцы. Дети во время игры пристально смотрят на свои пальцы и на клавиатуру и перестают слушать себя. Фиксируя внимание на клавиатуре, ребёнок перестаёт слушать себя. Если же прикрыть крышку рояля так, чтобы руки свободно могли играть, происходит чудо – он весь уходит в слух, его внимание полностью переключается с рук, и тут же выпрямляется спина, появляется полная проводимость. Больше использовать «игру вслепую». Необходимо с каждым ребёнком найти наиболее удобное положение руки, не забывая о том, что ребёнок растет, и это положение постоянно меняется. Лучше всего не говорить с ним о самой руке, а обратить внимание на звукоизвлечение. Желательно играть отдельными руками сначала третьим пальцем правой, потом – левой руки. Лучше исполнять пьесы, в которых мелодия равномерно распределена между обеими руками и охватывает оба нотных стана (например, пьесы из сборника Милича для начинающих) или играть третьими пальцами обеих рук одновременно на нотах – близнецах (в унисон). Игра двумя руками только третьими пальцами занимает довольно продолжительный период. Ребёнок учится согласованности движений рук. Чем прочнее закрепится навык согласованной игры двумя руками, тем проще и легче будет впоследствии овладеть игрой другими пальцами и решать все последующие задачи. После закрепления первоначальных навыков игры 2-м, 3-м и 4-м пальцами можно переходить к игре 1-м и 5-м. Учитывая функции последних, лучше начинать игру не отдельно каждым из них, а одновременно, то есть с квинт. Первоначально играем квинты лишь на чёрных клавишах – стаккато, нон легато, портаменто. Затем подбираю этюды, в которых квинты играются обеими руками одновременно, попеременно то правой, то левой рукой, а также с дугообразным переносом руки из одной октавы в другую. Существует некоторое количество пьес и этюдов, в которых либо левая рука играет квинту, а правая – дугообразный перенос из октавы в октаву терций на одинаковых нотах, либо, наоборот: правая – квинты, левая – терции. Терции дети играют то 2-м и 4-м (вначале), а потом либо 3-м и 5-м, либо 3-м и 1-м. Играть можно любыми штрихами – стаккато, нон легато, портаменто. До перехода к игре легато, после того как освоены терции и квинты, можно предложить взять аккорд. Здесь очень важно не готовить ученика заранее и не посвящать его в то, что ему предстоит впервые взять трезвучие одной рукой, потому что, если просьба взять аккорд не будет неожиданной для малыша, почти наверняка произойдет зажатие мышц (от страха перед важностью момента). Закреплять игру аккордов лучше, подбирая лёгкий аккомпанемент в ансамблях на повторяющихся трёх функциях. Гаммы. Ребёнок уже готов к игре, но во многих произведениях существуют гаммаобразные пассажи, а малыши пока умеют играть лишь гаммы по тетрахордам. Поэтому гаммы вводятся в игру в таком порядке:1.Хроматическая гамма.2.Расходящаяся гамма в октаву.3.Короткое арпеджио.4.Аккорды. Для того чтобы воспитать независимость и беглость пальцев, использую большое число мини-этюдов, в две-четыре строчки. Такие этюды можно найти в сборниках К. Черни. Стремлюсь к тому, чтобы ученик ознакомился с как можно большим количеством этюдов. Репертуар. При подборе репертуара учитываю растяжение ладонных мышц, особенности строения руки и, конечно, вкусы и предпочтения. Вначале обучения важно не только научить малыша играть, но и познакомить его с музыкальным миром, заинтересовать, понять, о чём музыка говорит, вложить как можно больше музыкальных впечатлений. Учащиеся очень любят пьесу Рыбицкого В. «Кот и мышь». В этом небольшом произведении сочетаются множество пианистических навыков: игра стаккато, аккордами, быстрая смена рук. Дети не замечают этих трудностей, они увлечены образами героев пьесы. Смена образов определяет штрихи, динамику. Помимо упражнений, развития слуха, ритма, пианистических навыков, важно уделять внимание чтению пьес с листа и подбору песен на слух. Это могут быть простые песенки, хорошо знакомые ребёнку. Например, «Песенка про ёлочку», «Песенка про кузнечика». Считаю, что преподаватель должен использовать все имеющиеся возможности для того, чтобы привить своим ученикам любовь к чтению с листа в домашней работе. В своей книге музыкант и педагог Г.Г.Нейгауз писал: «Только комплексное воспитание гармонично развивает музыканта, когда музыкальный интеллект, чувство и пианизм сливаются воедино». Литература:1. Гофман И. И. «Фортепианная игра»2. Дроздова Н. В.  «Обучение детей музыке»3. Нейгауз Г.Г. «Об искусстве фортепианной игры» Москва.:«Музыка» 1987г.4. Щапов А.П. «Фортепианный уро в музыкальной школе и училище». - М.: Издательский дом «Классика-XXI», 2009. (Cерия «Секреты фортепианного мастерства»)