Публикации Теневой театр как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Теневой театр как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста
Автор: Хагай Елена Геннадьевна

Теневой театр как средство развитие речи у детей старшего дошкольного возраста.«Когда гаснет свет и в тишине таинственного полумракана освещенном полотнеоживают силуэты сказочныхперсонажей,забываешь обо всем на свете…»Илларионова Н. В.

Театр теней — это удивительный вид театрального искусства. Он основан на использовании плоских кукол, которые находятся между источником света и экраном или накладываются на него. Фигуры наэкране могут уменьшаться и увеличиваться в размерах.

Данный вид театрализованной деятельности очень актуален. И применяя его в работе с детьми дошкольного возраста можно решить широкий спектр задач:

- стимулировать развитие речи, внимания, памяти
- улучшать координацию движений
- развивать звуковую культуру речи
- развивать образное мышление
- обогащатьи развивать активный словарь
- развивать связную речь:

- развивать творческие способности;

- повышение самооценки и уверенности в себе.

Театральная деятельность — это одна из самых распространенных форм работы с детьми в детском саду, которая раскрывает и развивает творческие способности, фантазию, воображение и самореализацию ребенка.

Теневой театр не требует особых затрат.Лампа, картон, шпажкии фантазия – и вот перед детьми удивительный, сказочный мир придуманный им самим. Дети могут принимать участие в изготовлении персонажей, а могут сами придумать сюжет сказки, также к этому занятию можно привлечь и родителей.

Сегодня актуальной является разработка новых технологий интегрированного подхода к содержаниюлогопедических занятий, которыеспособствуют развитию творческих и речевых способностей детей. Задачилогопедическойработы сводятся к социальной адаптации и интеграции ребенка, имеющегоречевое нарушение, в среду нормально развивающихся сверстников. Как правило, дети с нарушениями речи отличаются отвлекаемостью, агрессивностью, неуверенностью в себе, повышенной двигательной активностью. Использованиетеатральнойдеятельности в коррекционной работе помогает мне развивать интересы и способности ребенка;позволяет повысить эффективность коррекционного обучения,способствует не только общему развитию и проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развития ассоциативного мышления; настойчивости, проявлению общего интеллекта, эмоций, но и коррекции звукопроизношения, фонематического слуха, лексико – грамматического строя речи. Дети старшего дошкольного возраста уже понимают, чтоих речь не правильна , что говорят они по другому , что их речь искажена и сверстники не всегда могут их понять, и могут смеяться и дразнить. Некоторые дети могут замкнутся в себе, падает самооценка, дети стесняются говорить.

Цель коррекционной работы логопеда – научить детей говоритьчетко, грамотно, выразительно,используя правильную интонацию.
В данной ситуации театрализованная деятельность является замечательным способом помочь детям, превратить процессмонотонной, порой однообразнойработы над речьюв увлекательную и интересную игру.

И именно работа с теневым театром заставляет ребенка раскрепостится, поверить в себя.Театрализация логопедическогопроцесса привлекательна тем, что позволяет детям проявить инициативу. Этому способствует самаатмосфера театра: приглушенный свет, тени,сказочные персонажи придуманные самим ребенком, при прочтении своего отрывка или стихотворения, ребенок чувствует себя увереннее, потому что создал своего персонажа сам, далее даже такой момент, что когда ребенокчитает стихотворение его не видят другие дети, для очень стеснительных детей это очень значимо.

Теневой театр является универсальным средством при работе с детьми разного возраста. Его могут использовать в своей работе многие специалисты логопеды, психологи, дефектологи, воспитатели. Например, психолог, может использовать в своей работе теневой театр и решать следующие задачи: работа со страхами, тревожностью, гармонизацией эмоционального состояния, повышению самооценки и т.д

Можно придумать множественное количество различных занятий, а можно использовать как элемент занятия, например: сюрпризный момент или как закрепление материала. Преимущество использование теневого театра в работе в том, что он подходит как для индивидуальной, подгрупповой так и для фронтальной работы.

Таким образом,теневой театр на логопедическихзанятиях помогает решить следующие задачи:

- развивать речевое дыхание, артикуляцию, дикцию, интонацию;

- развивать фонематическое восприятие, правильное звукопроизношение;

- совершенствовать лексико – грамматический строй речи;

- развивать навык действия с воображаемым предметом;

- учить детей показывать интонацией, голосом, мимикой характер героя;

- развивать общую и мелкую моторику: координацию движений мелкой моторики руки, снятие мышечного напряжения, формирование правильной осанки;

-развивать связную речь, творческую фантазию;

- учить сочинять небольшие рассказы, сказки, подбирать рифмы;

- пополнять словарный запас;

- развивать ориентировку в пространстве;

- развивать психические процессы;

- воспитывать нравственно-эстетические качества;

- создавать на занятии благоприятную психологическую атмосферу, сотрудничествологопедас детьми и друг с другом;

- укреплять веру детей в собственные возможности, сглаживать отрицательные переживания, связанные с речевой неполноценностью;

- вовлечь родителей в процесс создания сказки.

Принимая участие в спектаклях и их подготовке развиваются творческие способности ребенка, а также помогает тем ребятам у кого имеются трудности в общении, развивает мелкую моторику пальцев.

Таким образом можно сделать вывод, что театральная деятельность играет важную роль в развитии связной речи, увеличение словарного запаса, улучшение интонационной выразительности речи, в развитие монологической идиалогической речи. А также развиваются творческие способности детей. Дети учатся адекватно оценивать возможности сверстников и свои. Повышается познавательная активность детей, их самооценка, эмоциональная комфортность детей. При таком подходе даже самымробким детям легче справиться с волнением участвуя в постановке теневого театра.

Список литературы:

Учитель-логопед: Хагай Елена Геннадьевна

МБДОУ детский сад общеразвивающего вида

с приоритетным осуществлением деятельности

по одному из направлений развития детей

N4 “Звездочка»

п.Шушенское