Публикации
Использование регионального компонента на уроках английского языка как средства повышения коммуникативной компетенции учащихся
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Использование регионального компонента на уроках английского языка как средства повышения коммуникативной компетенции учащихся
Автор: Жанна Токбергеновна Киштеева
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Использование регионального компонента на уроках английского языка как средства повышения коммуникативной компетенции учащихся
Автор: Жанна Токбергеновна Киштеева
Использование регионального компонента на уроках английского языка как средства повышения коммуникативной компетенции учащихсяВ современной методике под влиянием ряда факторов как лингвистических, так и социокультурных, понятие "обучение языкам" постепенно вытесняется новым понятием - "обучение языку и культуре", в том числе культуре межличностного общения субъектов, принадлежащих к различным культурам, но интересных друг другу с точки зрения общей эрудиции, жизненного опыта, фоновых знаний.Межличностное общение представителей различных языков и культур может быть реализовано, если коммуниканты будут интересны друг другу, если они будут устремлены к одной цели - взаимопониманию, взаимообогащению средствами межкультурной коммуникации.В таком диалоге большое место занимает обмен информацией о своей культуре, традициях, обычаях народа, к которому принадлежит коммуникант, о своей малой Родине. Другими словами, это тот пласт культуры, который в специальной литературе называется краеведением.Без изучения своей культуры и языка невозможно изучение иностранного языка. Осознание общечеловеческих ценностей неотделимо от развития чувства национальной самобытности. Изучая вместе с языком жизнь других стран, школьники сравнивают полученную информацию с жизнью родной страны. Благодаря такому сравнению они учатся видеть успехи своей страны и ее проблемы, уважать и ценить традиции и обычаи своего народа. Чувство национальной самобытности укрепляется в связи с тем, что школьники готовятся рассказать иностранным гостям о своем селе, семье, о своей стране, своем крае; его истории, об интересных географических маршрутах, о научных достижениях, о произведениях искусства, о традициях и обычаях.Однако с обновлением образования и разработкой новых учебных программ, использование регионального компонента содержания уроков иностранного языка становится приорететным. Это меняет отношение к региональным знаниям и побуждает учителей иностранного языка к поискам возможных путей по интеграции учебного процесса. Информацию по краеведению дети получают на экскурсиях, в книгах и по телевизору. Эта информация разрознена. Необходим осознанный подход к применению регионального компонента. Принципы применения регионального компонента в обучении английскому языку.Непрерывность. При подготовке годового календарно-тематического планирования продумайте, на каком этапе ученики будут готовить материалы по краеведению. Его логично применять уже на этапе закрепления и “вывода в речь” темы (например, задания: сравните свою школу и английскую, подготовьте сообщение о известных людях вашего города, выполните презентацию по достопримечательностям родного города).2. Разнообразие. Используйте различные формы работы для мотивирования учеников: индивидуальную, парную, групповую. Разнообразные виды уроков: урок-игра, урок-спектакль, урок-конференция, урок-лекция, урок-квест, урок-экскурсия.Увлечь детей помогут интересные задания: кроссворды, задания на поиск и расшифровку слов, ребусы и загадки.3.Наглядность. Подготовьте совместно с учениками наглядные материалы: плакаты, фотографии, рисунки, видео. В классе необходим стенд для презентации творческих работ детей на эту тему. Наглядные пособия улучшают восприятие и запоминаемость материала.4. Системность. Важно включать региональный компонент в работу над всеми видами речевой деятельности: чтением, письмом, говорением, аудированием. На практике учителя могут работать по следующей схеме: прослушали текст о своем городе, выполнили задания на общее понимание, прочитали этот же текст, сделали упражнения на полное понимание прочитанного, обсудили текст, написали свой рассказ по образцу.5. Практическая направленность. Необходима ориентация на жизненные ситуации, то есть сразу готовьте учеников к общению с иностранцами. Ролевые игры подходят для этого лучше всего. Во время урока-экскурсии дети представят, как они рассказывают о своем городе. Ученики увидят по описанию и иллюстрациям, в каком красивом месте живут, представив себя на месте туристов. Это также прекрасный опыт, который может им пригодиться во взрослой жизни.Организуйте переписку с учениками из англоговорящей страны или даже обмен учениками, чтобы дети могли применить новые знания уже сегодня.Часто трудно найти материалы о своем крае на английском, поэтому ребята больше будут полагаться на себя в составлении проектов, а не распечатывать готовую информацию из интернета. Работа с региональным компонентом для учителя может усложняться нехваткой методической базы — по сути готовить задания нужно будет без специальной методички по неадаптированному материалу. Вот некоторые идеи, как увлечь детей краеведческой работой на английском языке:Составление брошюры для туристов посещающих ваш город. Это может быть серьезным групповым/партым проектом с подготовкой оформления и презентацией или просто заданием на заполнение шаблона небольшого информационного листка. Фестиваль традиционных блюд родного края. Проводится как внеклассное мероприятие — дети приносят приготовленные блюда, рассказывают о них на английском, затем все вместе пробуют кулинарные шедевры. Интерактивная экскурсия. Видео презентации с обзором улиц позволяют “погулять” по городу, а также посмотреть на него под другим углом, обращая внимание на памятники и мемориальные доски. Подготовка местной газеты на английском языке. Рассмотрите с детьми образцы газет из городов Британии, а затем составьте один (или более) выпусков для своего города с новостями, иллюстрациями и даже кроссвордом. Краеведческий марафон. Создайте серию интересных заданий о родном городе (загадки, совмещния, поиск по картинке, ребусы), разделите детей на группы и проведите “по станциям” или раздавайте листочки с заданием. Победившая команда по итогам всей игры получает приз (на ваш выбор — отличные оценки, календарики, открытки, наклейки или даже конфеты с изображением местной достопримечательности. Познавательный квест. Его интереснее проводить в музее или центре города (с ребятами постарше). Цель квеста — разгадать загадку. Как и в марафоне, для этого ученикам потребуется выполнить различные задания на английском языке (например, найти в музее определенные предметы, составить из первых букв имя известного человека, который многое сделал для города). Учителю необходимо уделять большое внимание согласованию краеведческого материала с программой. Необходимо отбирать материал, который отражает уникальность региона, его неповторимый характер, и в то же время обладает общечеловеческой ценностью, приобщение к которой оказывает положительное влияние на повышение общекультурного уровня учащихся. К региональным особенностям Белгородской области относятся такие, как: наличие развитой промышленности, добыча и переработка мела, хорошо развитое сельское хозяйство. Надо обучать школьников умению извлекать и применять на уроке иностранного языка информацию, получаемую при изучении географии, истории, литературы, биологии и других предметов. Работа с краеведческим материалом может быть частью, этапом урока, отдельным уроком, иметь более широкие временные рамки (проектный день, проектная неделя).Предметное содержание включает только те предметы речи, которые создают наиболее полное и разностороннее представление о регионе. Они могут быть представлены следующим списком.1. Земля и люди.Природа. Климат. Население. Города. Районы. Известные люди.2. История региона.Основные этапы. Личности. Достопримечательности.3. Экономика.Промышленность. Флора и фауна.4. Социальная сфера.Экология. Спорт.5. Культура.Литература. Музеи. Театры. Школа. Вузы.Воспитание патриотизма было и остается одной из главных задач учителей английского языка при работе над такими темами, как "Моя школа", "Наша страна", "Известные люди", "Традиции и обычаи", "Спорт", "Музыка", "Театр", "Кино", "Живопись", "Праздники" и др.По новой программе эти темы выносятся на итоговый экзамен в 9-м и 11-м классах. Как правило, у школьников это вызывает затруднения из-за отсутствия краеведческого материала по отдельным регионам в существующих учебниках по иностранному языку. Например, в конце 11 класса учащиеся должны вести беседу на английском языке, которая может носить личностный характер и демонстрировать свою грамотность в области социокультурных знаний. Анализируя экзаменационный билеты 9 класса, можно сделать вывод, что тенденция к дальнейшему расширению социокультурных знаний учащихся закрепляется в экзаменационных вопросах типа: Чем привлекает туристов Россия? Какими достижениями своей страны гордишься ты? и др.Возникает потребность в материале по природным и климатическим условиям, экономике, экологии, достопримечательностях Республики Хакасии, музыкантах и художниках, прославивших наш регион. Целесообразно интегрировать краеведческий материал в основной курс обучения соответствующим темам. Так, после изучения темы "Географическое положение России" можно провести урок, посвященный географическому положению Республики Хакасии, ее реках, природных ресурсах и климату.Формами обучения могут быть уроки-экскурсии, ролевые игры, заочные путешествия по родным местам, урок - конференция, интегрированный урок. Часто бывает, что учащийся уверенно называет достопримечательности Лондона, Великобритании, а затрудняется назвать интересные места своего родного края, района, города Абакана.Опыт работы показал, что введение регионального компонента содержания уроков английского языка целесообразно в УМК Кузовлев В.П. и Биболетова З.Н. по следующей системе: .5 классLearning More About LondonFaces of LondonWhere are you from?6 классThe British Way of LifeWhen in Rome, Do as Romans Do7 классHolidaysEcological Problems8 классLets Plan a Trip to EnglandWould you like to go to BritainWhat Do You Read?Russian Writers and Poets9 классContinents and CountriesBritain in the World10 -11 классThe Queen and the ParliamentHow Different the World IsWhat helps you to enjoy yourselves?Библиографический списокЗимняя И.А. Психология оптимизации обучения иностранным языкам в школе / Зимняя И.А.// Иностранные языки в школе.-2002.-№4.-с.42-46 Никитина Л.Л. Развитие личностной активности учащихся средствами английского языка / Л.Л. Никитина //Иностранные языки в школе.-2005.-№7.-с.80-82 Пассов Е.И. Программа-концепция: Концепция развития индивидуальности в диалоге культур (5-11 классы)/ Е.И. Пассов .-СПБ.:Питер, 2004.-132 с. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка// Иностр. языки в школе.-2004.-№6 Сысоев П.В. Концепция языкового поликультурного образования: Монография.-М.:Еврошкола,2003 Шаповалов В.А. Белгородоведение - Белгород, 2002 - с. 3-15 Белгородская область: история и современность - М., Консалтинговая группа "Имидж-Контакт", 2007 - с. 2-3, с. 62-63 Кузнецов Н.А., Новоспасский К.М. Белгород - Воронеж, 1978 - с.19-40 Ярцев А.И. Славные имена и даты истории Белгородчины - Белгород, 2001 - с.47-50 Богачева Е.А. "Сборник тезисов и упражнений по краеведению", Белгород 2004. Ромашова Н.И., Ефанова В.В. Учитель-учителю, выпуск 4, часть 2. Из опыта работы учителей иностранных языков Белгородской области. Белгород 2008. Ромашова Н.И., Ефанова В.В. Региональный компонент содержания уроков иностранного языка. Белгород 2007. Ромашева Н.И., Дегтярь И.Г. "My Native Land Belgorodia", Белгород 2004.