Публикации Инновационные подходы в работе логопеда по преодолению речевых нарушений детей с ОВЗ.

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Инновационные подходы в работе логопеда по преодолению речевых нарушений детей с ОВЗ.
Автор: Пономарева Ирина Владимировна

Подготовила материал: Пономарева Ирина Владимировна учитель – логопед МАДОУ «Мальвина» г. Ноябрьск ЯНАОИнновационные подходы в работе логопеда по преодолению речевых нарушений детей с ОВЗ. Логоритмика на балансирах - инновационный метод, помогающий детям с ограниченными возможностями заняться увлекательными занятиями для развития речи и координации движений. Давайте рассмотрим каждый из методов по-отдельности. Логоритмика – это система музыкально - двигательных, речедвигательных, музыкально - речевых заданий и упражнений, она основана на использовании связи слова, музыки и движения.Если брать во внимание количество детей с общим недоразвитием речи, понятна необходимость введения лого ритмических упражнений на логопедических занятиях. Для того чтобы повысить эффективность логопедических занятий с детьми с ТНР будет эффективным использование элементов методики, опирающейся на связь слова, музыки и движения, и включающей в себя пальчиковые, речевые, музыкально-двигательные и коммуникативные игры. Методика направлена на преодоление речевых нарушений путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы.  Логопедическая ритмика предполагает коррекцию координации движений и речи. Связь движений и речи нормализует состояние мышечного тонуса, помогает освободиться от эмоциональной и двигательной зажатости, способствует координации процессов дыхания, голосоведения, артикуляции, регулированию ритма речи, профилактике и преодолению таких речевых расстройств, как нарушение темпа речи, смазанность, нечеткость звукопроизношения, заикание. Доступность логоритмики, увлекательная игровая форма, интересный по содержанию музыкально-речевой материал создают на логопедическом занятии положительный эмоциональный настрой и стимулируют потребность детей в общении, развивая не только основные музыкально-ритмические навыки, но нарушения общей моторики и речевого недоразвития детей.Теперь перейдем к использованию балансира в работе учителя – логопеда. Балансировочная доска, по-настоящему уникальный инструмент коррекционно-развивающего процесса, так как мозжечок, на который идет воздействие, связан со всеми структурами нервной системы. Он участвует в интеллектуальном, речевом и эмоциональном развитии ребенка.При попытке удержать равновесие на балансире происходит тренировка проприоцепции, то есть способности осознавать положение тела в пространстве, что является ключевым в стимуляции межполушарного взаимодействия и в работе мозжечка у детей и взрослых. Помогая ребенку сконцентрировать внимание на себе и своих действиях, мы напрямую влияем на процессы речи и мышления. Часто у детей, имеющих речевые и психические нарушения, встречается неловкость в движениях, неуклюжесть, раскоординированность. Эти характеристики являются признаком того, что у ребенка имеются проблемы в работе мозжечка и стволового отдела мозга. Нарушенная связь между мозжечком и лобными долями мозга приводит к замедлению формирования речи, интеллектуальных и психических процессов.Мозг человека уникален. Он имеет свои индивидуальные характеристики с точки зрения объёма и переработки информации, гибкости мыслительных процессов, мозг способен одновременно анализировать и синтезировать поступающую информацию.   Наш организм через органы чувств принимает сигналы о состоянии окружающей среды и нашего положения в нём. Чем быстрее мозг их обрабатывает, тем эффективнее человек может мыслить и действовать. В этом нам могут помочь балансиры. Регулярное повторение упражнений постепенно возрастающей сложности приводит к тому, что в мозгу информация от различных сенсорных систем связывается воедино, формируя так называемую схему тела, т.е. карту того, где находятся те или иные части тела, и чем они заняты. Обретение полноценной схемы тела означает то, что колоссальный поток информации, каждое мгновение приходящей в «центр управления» от тела по различным сенсорным каналам, начинает обрабатываться мозгом автоматически. В большинстве упражнений руки ребёнка или предмет, которым он манипулирует, постоянно пересекают среднюю линию тела, перемещаются из правой полусферы в левую и обратно. Это тысячекратно повторяющееся во время каждого упражнения пересечение средней линии тела приводит к улучшению межполушарного взаимодействия. Две половинки нашего мозга начинают работать не порознь, а вместе, как одно целое. И так, для чего же нужны такие упражнения!? Дело в том, что основные школьные навыки – письмо, счёт, чтение, обеспечиваются слаженной работой двух полушарий, связанных между собой системой нервных волокон. Если же эти связи сформированы недостаточно, у ребёнка возникают сложности в познавательной и учебной деятельности. Регулярные занятия на доске балансире помогут ребёнку развить координацию, улучшить работу мозга, так же тренируют чувство равновесия и укрепляют мышцы всего тела, а если соединить логоритмические упражнения с работой на балансирах, то эффект от таких занятий удвоится в разы. Вначале работы на балансирах. Ребенку предлагается удерживать равновесие на доске и произносить ряд слогов, слов, затем постепенно задание должно усложнятьсяКак только ребёнок научается уверенно удерживать равновесие на доске, в структуру занятия включаются упражнения с использованием пропевания логоритмических распевок. Так же добавляются и другие атрибуты: мячики, мешочки, клавесы и т.д.Под определённый ритм раскачивания ребёнок легче запоминает стихотворение. К примеру, возьмём, всем известное стихотворение «Идёт бычок качается, вздыхая на ходу…» - при произнесении каждого слова ребёнок плавно раскачивается на доске, затем, по мере запоминания текста, раскачивания должны быть более быстрыми, ритмичными. Использование этой доски подойдёт для разучивания скороговорок для «непослушных звуков», распевок, попевок и песенок. Упражнения на балансирах с использованием логоритмических заданий оказывают помощь в развитии межполушарных связей и положительно влияют на интеллектуальное развитие ребёнка. Дети во время проговаривания речевых заданий, становятся заинтересованными в удержании равновесия на балансире, у них начинают работать крупные и мелкие мышцы тела, включая мышцы артикуляционного аппарата. Они начинают произносить звуки, слоги и слова с более четкими артикуляциями и более осознанно, включается контроль. На фоне занятий у ребят улучшается координация движений, чувство равновесия, отмечается положительная динамика в развитии речи. Ребенок становится более сосредоточенным, усидчивым, начинает лучше чувствовать свое тело, легче ориентируется в пространстве, хорошо держит равновесие. Ускоряется процесс автоматизации, дифференциации и введения звука в речь. Дети становятся ловкими, активными, уверенными в себе.Использование балансира на занятиях, дети воспринимают как увлекательную игру, но в то же время – это занятие приносит положительную пользу для здоровья детей. ВыводыПри постоянной работе с балансироми и логоритмичискими упражнениями нужно отметить положительные изменения. С образованием новых нейронных связей ускоряется процесс взаимодействия и развития межполушарных связей ребенка. А если в работе с балансирами использовать логоритмические распевки и игры будут решаться такие Задачи как::Развитие фонематического восприятия и фонематического представления. Развивается артикуляционный аппарат, слуховое внимание и память. Вырабатывается четкость координированных движений во взаимосвязи с речью. Укрепляется косно - мышечный аппарат. Развивается дыхание, моторные, сенсорные функции, воспитывается чувство равновесия, правильной осанки, походки, грации движения. Развивается речь, чувства ритма, способность ощущать в музыке, движениях и речи ритмическую выразительность. Развиваются коммуникативные способности.И что немаловажно, процесс этот экологичный, здоровьесберегающий, эффективный и очень интересный.