Публикации Мотивация спортсмена

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Мотивация спортсмена
Автор: Легошина Изольда Александровна

Мотивация спортсмена
В современном мире особенно актуальной является проблема мотивации. Мотивация касается всех сфер вовлеченности человека — работа, спорт, бытовая сфера деятельности и изучается специалистами различных областей науки, не исключением является и психология.
Впервые определение мотивация было упомянуто Артуром Шопенгауэром в статье Четыре принципа достаточной причины [1], после чего данный термин основательно закрепился в обиходе психологов, как вспомогательный для объяснения деятельности человека в различных сферах его деятельности.
Мотивация — являясь психическим процессом, побуждает человека к действию, призывает к стремительной активности и управляет процессом на пути к достижения цели. Мотивация способна формировать и стимулировать поведение человека в зависимости от приближения и удаления к желаемой цели или результата.
При широком спектре распространения областей психологии, проблема мотивации особенно важна в сфере спорта. Что же касается термина мотивации в психологии спорта, то Р.А. Пилоян [2] определяет его как состояние личности спортсмена, сформированное в результате соотнесения им своих способностей и возможностей с предметом спортивной деятельности.
Деятельность спортсмена всегда тесно взаимосвязана с эмоциональными перегрузками и ориентацией сил на предел собственных возможностей, духом состязания и соперничества, а так же публичностью выступлений в соревнованиях, из чего следует, что мотивация тесно сопряжена с мотивационной сферой личности.
В результате многочисленных исследований выявлено, что мотивация не только влияет на характер тренировочного процесса, но и на результат желаемый и достигаемый на соревнованиях, что в свою очередь способствует повышению и укреплению спортивной мотивации.
Психологами В.К. Сафоновым и Ю.И. Филимоненко [3] выделяются несколько уровней спортивной мотивации:
Общая мотивация — является необходимой и важной при формировании и закреплении отсроченной цели в приоритете.
Замотивированность спортсмена на текущую тренировку в данном этапе подготовки, позволяющая сохранить заинтересованность в данной деятельности.
Е.Г. Бабушкин [4] выделяет в структуре мотивации спортсменов тренировочную и соревновательную мотивации. Тренировочная мотивация ориентирована на деятельность спортсмена здесь и сейчас. В соревновательной же мотивации Е.Г. Бабушкин выделяет две составляющие: мотивация достижения успеха и мотивация избегания неудачи.
Спортсмены, у которых доминирует мотивация достижения успеха отличаются стойкость намерений, стремлением к риску, способностью бороться до конца, склонность к доминированию, так же они обладают низкой тревожностью, что нельзя сказать, про спортсменов с избеганием неудачи — они являются полной противоположностью описанного типа. В случае преобладания мотивации избегания неудачи при любом наличном уровне регуляции деятельности, ее результативность будет низкой.
Исследования психологов подтверждают, что выражение спортивной и соревновательной мотивации зависит от особенностей самооценки спортсменов и их личных качеств. А.В. Шаболтас [7] говорит о том, что особенно важной в самооценке спортсмена (независимо от вида спорта и пола), является уверенность в себе и своих способностях, которые тесно взаимосвязаны со спортивными достижениями.
Не каждый тренер формируя и задавая индивидуальный тренировочный процесс способен отследить динамику мотивации спортсмена, в ряде случаев между спортсменом и тренером не всегда установлен тесный эмоциональный контакт. В случаях, когда собственной мотивации на пути к желаемому результату недостаточно, спортсмен всегда может обратиться к спортивному психологу - для проведения целенаправленной и организованной психологической работы (психологическое консультирование).
Мотивация способствует развитию индивидуальности каждого спортсмена, проверяет его волю, стимулирует к покорению новых вершин, помогает сфокусироваться на приоритетной цели, повысить свои спортивные результаты в выступлениях на соревнованиях. Психология спорта уделяет особое и трепетное внимание проблеме мотивации спортсменов, но как молодая и развивающаяся область психологии — все открытия еще впереди.
Список литературы:
Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб: Питер, 2008.
Пилоян, Р.А. Мотивация спортивной деятельности / Р. А. Пилоян. -М.: Физкультура и спорт, 1984. - 112 с., с. 43-46.
Сафонов, В.К. Роль наблюдения в диагностике мотивации спортивной деятельности [Текст] / В.К. Сафонов, Ю.И. Филимоненко // Психологопедагогические проблемы мотивации учебной и трудовой деятельности: тезисы докладов научно-практической конференции. – Новосибирск: НГУ, 1985.– С. 215- 217.
Бабушкин, Г. Д. Формирование спортивной мотивации / Г. Д. Бабушкин, Е. Г. Бабушкин. - Омск: СибГАФК, 2000. - 179 с., с. 156-157.
Бабушкин, Г. Д. Психологический практикум: учебное пособие / Г. Д. Бабушкин, И. А. Рогов. - Омск: СибГАФК, 1996. - 82 с.
Батурин, Н. А. Психология успеха и неудачи в спортивной деятельности: учебное пособие / Н. А. Батурин. - Челябинск: ЧГИФК, 1988. - 86 с.
Шаболтас, А. В. Мотивы занятий спортом высших достижений в юношеском возрасте: автореф. дисс. ... канд. псих. наук: 19.00.01 / А.В. Шаболтас.– СПб., 1998.– 21 с.
Степанский, В. И. Исследование соотношения мотива достижения и избегания неудачи / В. И. Степанский // Вопросы психологии. - 1981. - № 2. - С. 2532.
Родионов, А. В. Влияние психологических факторов на спортивный результат / А.В. Родионов. – М.: Физкультура и спорт, 1983. – 112 с., с. 77-81.