Публикации Подготовка к ОГЭ и устному собеседованию по русскому языку

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Подготовка к ОГЭ и устному собеседованию по русскому языку
Автор: Калина Виктория Геннадьевна

Пояснительная записка Программа подготовки к государственной итоговой аттестации по русскому языку рассчитана на обучающихся девятых классов, получивших базовые умения владения орфографией и пунктуацией в пределах программы. Подготовка к экзамену осуществляется не только во время учебного процесса, но и в каникулярное время.Цели и задачи программы Цели и задачи изучения курса «Подготовка к ОГЭ и устному собеседованию по русскому языку».Основными целями курса является совершенствование приобретенных учащимися знаний, формирование языковой, коммуникативной, лингвистической компетенции, развитие навыков логического мышления, расширение кругозора школьников, воспитание самостоятельности в работе. Задачи курса: 1. Познакомить учащихся с новой для них формой сдачи экзамена по русскому языку. 2. Помочь девятиклассникам преодолеть психологические трудности, связанные с экзаменом. 3. Познакомить ребят с процедурой проведения ОГЭ по русскому языку. 4. Научить выпускников правильному оформлению бланков. 5. Помочь девятиклассникам подготовиться к ОГЭ, повторив и систематизировав полученные ими сведения о русском языке. 6. Дать учащимся возможность объективно оценить свои знания по предмету. 7. Опробовать разработанные КИМы для сдачи ОГЭ.Одним из предметных результатов изучения русского языка на современном этапе становится совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма), формирование коммуникативной компетентности. Таким образом, целью сдачи устного экзамена по русскому языку становится проверка коммуникативной компетенции, а именно:
  • выразительно читать текст вслух,
  • пересказывать текст с привлечением дополнительной информации,
  • умение создавать монологические высказывания на разные темы,
  • принимать участие в диалоге.
  • Учебными задачами выпускников, готовящихся к устному собеседованию по русскому языку, являются:
  • Научиться создавать высказывания в соответствии с определенным типом речи;
  • Грамотно выстраивать монологические высказывания, избегая речевых, грамматических, орфоэпических ошибок;
  • Уметь вступать в диалог с собеседником, соблюдая нормы и правила общения;
  • Совершенствовать культуру устной речи.
  • Данный курс рассчитан на 32 часа и призван помочь обучающимся успешно подготовиться к ОГЭ и устному собеседованию по русскому языку.Учебно – методический комплект1. Государственная итоговая аттестация: Экзамен в новой форме: Русский язык: 9 класс: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме / ФИПИ, авт. сост.: Г.Т.Егораева. 2023г. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСАУчебно-тематическое планирование состоит из двух блоков: 1.Подготовка к устному собеседованию по русскому языку2. Подготовка к ОГЭ2024 по русскому языку.Модель контрольно-измерительных материалов по русскому языку за курс основной школы (ОГЭ) состоит из трех частей:
  • Написание сжатого изложения по прослушанному тексту. Такая форма требует не просто мобилизации памяти школьника, но прежде всего структурированного восприятия содержания текста, умения выделять в нём микротемы, определять в них главное, существенное, отсекать второстепенное. Таким образом, сжатое изложение побуждает выпускника выполнить информационную обработку текста.
  • При обучении сжатому изложению особое внимание уделяется формированию следующих коммуникативно-речевых умений: вычленять главное в информации, сокращать текст разными способами, правильно, логично и кратко излагать свои мысли, умение находить и уместно, точно использовать языковые средства обобщенной передачи содержания. Работа над сжатым изложением должна проводиться на каждом занятии и усложняться по мере овладения данным умением.
  • Другая важная составляющая КИМ – подготовка к выполнению заданий с кратким ответом. При подготовке формируются практические умения извлекать информацию из прочитанного текста; задание связаны с использованием знаний из раздела «Лексика»; направлены на формирование орфографического навыка написания морфем; связаны с использованием знаний из разделов «Пунктуация» и «Синтаксис». Программа содержит практикум по анализу некоторых языковых явлений, опознаванию определенных синтаксических конструкций (однородных членов предложения, обособленных определений и обстоятельств, других осложняющих элементов), структуры сложных предложений, без чего невозможно восприятие текста.
  • Третья часть работы содержит творческое задание, которое проверяет коммуникативную компетенцию школьников, в частности умение строить собственное высказывание в соответствии с заданным типом речи. Важное значение имеет то, что учащемуся предлагаются 3 варианта сочинения. В каждом варианте может быть реализована разная установка (исследовательская, аналитическая, ценностная), которая соответствует как разным видам восприятия текста, так и разным формам личностной направленности учащегося. Наличие разных вариантов сочинения способствует развитию компетенции ответственного выбора учащегося, позволяет учителю при подготовке к экзамену реализовать все многообразие учебных средств, направленных на развитие речи. При этом неслучайно особое внимание уделяется умению аргументировать положения своей работы, используя прочитанный текст: воспитание культуры доказательного аргументированного рассуждения выступает важнейшей задачей современной школы. Важно отметить и то, что аргументация является интегрированным показателем глубины и точности понимания исходного текста и умения функционально использовать извлеченную информацию для решения тех и или иных коммуникативных целей.
  • Написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (9.1.) и тему, связанную с анализом текста (9.2 и 9.3.) выполняется на основе печатного текста. Учитель при обучении сочинению-рассуждению создает условия для формирования следующих умений: понимать чужую речь (осознавать тему и основную мысль высказывания), проникать в авторский замысел, осознавать значение использованных автором средств выражения мысли, в том числе и знаков препинания; продуцировать собственное связное высказывание, посвященное лингвистической проблеме; способность этически корректно доказывать правильность назначения языковых средств; умение цитировать и использовать цитаты из исходного текста как средство аргументации; умение композиционно оформлять текст; умение выражать мысли в словесной форме, соблюдая нормы литературного русского языка и демонстрируя такие значимые качества речи как богатство, выразительность, точность, ясность, чистоту и др.Все виды учебной деятельности обучающихся на занятии, различные упражнения, составляющие единую методическую систему, подчинены решению комплексной задачи – развитию речи школьников, усвоению ими практической грамотности. Целесообразно познакомить каждого девятиклассника с критериями оценивания изложения и сочинения, что позволит избежать ошибок в построении текста, выделении микротем, помогает объективно оценивать собственную работу. Обучение приемам компрессии текста – важнейшая составляющая работы каждого учителя. Систематическая деятельность в этом направлении позволит отработать навыки сжатия при информационной переработке текста.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСАСтруктура и содержание курса предполагают, что учащиеся должны овладеть практическими навыками выполнения экзаменационной работы. В результате изучения курса девятиклассники будут психологически подготовлены к ОГЭ, уверенно ориентироваться в оформлении бланков, знать систему и критерии оценивания работ. А кроме этого, ребята повторят знания о русском языке как о системе, повысят уровень качества знаний по русскому языку, что будет способствовать успешной сдаче экзаменов. Таким образом, в результате прохождения программного материала будет реализовано:1. Подготовка учащихся 9-го класса к прохождению государственной итоговой аттестации.2. Формирование навыков, обеспечивающих успешное прохождение итоговой аттестации. В ходе занятий учащиеся научатся: - работать с заданиями (внимательно читать формулировку задания и понимать её смысл (без возможности обратиться за консультацией к учителю);- четко следовать инструкциям, сопровождающим задание;- выполнять различные типы заданий;- самостоятельно распределять время на выполнение заданий;- правильно отмечать в бланке вариант ответа;- вносить исправления в бланк экзаменационной работы;- сосредоточенно работать в течение временного интервала, превышающего 45 минут. При подготовке к устному собеседованию учащиеся научатся:- свободному выражению мыслей и чувств в процессе общения; - способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;-методам совершенствования владения такими видами речевой деятельности, как чтение, говорение;-уместному использованию стилистических ресурсов лексики русского языка и применению их в ситуации речевого общения.Программа курса по подготовке к ОГЭ позволяет установить уровень владения коммуникативной компетенцией, расширить этот уровень, закрепить полученные знания. Использование практической части на каждом занятии способствует дальнейшему личностному развитию, необходимому для всей образовательной деятельности. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА. Блок 1 «Подготовка к устному собеседованию по русскому языку» - 8 часов1.Знакомство с критериями оценивания данного вида задания. Чтение текста вслух (1час)Чтение текста в соответствии с интонацией, соответствующей пунктуационному оформлению текста. Чтение в темпе, соответствующем коммуникативной задаче.2. Знакомство с критериями оценивания данного вида задания. Пересказ текста с включением приведённого высказывания (4 часа) Пересказ прочитанного текста с сохранением всех основных микротем исходного текста с соблюдением фактологической точности.Уместное, логичное включение приведенного высказывания в текст. Применение способов цитирования.3. Знакомство с критериями оценивания данного вида задания. Монологическое высказывание (2 часов)Владение лексическим материалом и умение оперировать им в условиях множественного выбора, а также владение грамматическим материалом в выстраивании монолога (не менее 10 фраз) по заданной теме с учетом условий речевой ситуации.4. Знакомство с критериями оценивания данного вида задания. Диалог (1 час)Ведение диалога по поставленным вопросам с учетом условий речевой ситуации и соблюдением речевых, грамматических, орфоэпических норм русского языка. Изложение и аргументация своего мнения, умение обращаться с грамматическими структурами, использование необходимого словарного запаса, правильное употребление формулы речевого этикета. Блок 2 «Подготовка к ОГЭ» -28 часа Подготовка к написанию изложения (5 ч)1.Текст как единица языка. Тема, идея, проблема текста и способы их установления, формулирования. 2. Композиция, логическая, грамматическая структура текста.3.Микротема. Соотношение микротемы и абзацного строения текста. Абзац Синтаксическое богатство русского языка.4.Главная и второстепенная информация в тексте. Способы сокращения текста: грамматические, логические, синтаксические. 5. Написание изложения.Подготовка к выполнению заданий с кратким ответом (8 ч) 1. Анализ напечатанного текста, отработка умения находить предложение, в котором содержится информация, необходимая для обоснования ответа на поставленный вопрос2. Синтаксический анализ текста. Грамматическая основа. Подлежащее, сказуемое. Второстепенные члены.3. Пунктуационный анализ текста. Знаки препинания при однородных членах, обособленных определениях, обстоятельствах, вводных словах и вводных конструкциях. Сложноподчиненное и сложносочиненное предложение. Бессоюзные предложения. Пунктуация в сложном предложении. 4. Способы связи в словосочетании.5. Орфографический анализ.6. Анализ текста и средств выразительности. Средства лексики и фразеологии. Лексический анализ.Подготовка к написанию сочинения-рассуждения – 9 ч1.Понятие о сочинении-рассуждении. Критерии оценки сочинения. Тема, идея, проблема текста. 2.Позиция автора. Собственная позиция. Подбор аргументов.3.Композиция сочинения (тезис, аргументы, вывод). Оформление вступления и концовки сочинения. 4.Анализ написанного сочинения. Классификация речевых и грамматических ошибок. 5. Корректировка текста. Контроль знаний-6 чРепетиционный экзамен в формате ОГЭ.Работа над ошибками-2чКАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ БЛОКА1 Тематическое планирование КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ БЛОКА2 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ