Публикации «Формирование навыков безопасного поведения у дошкольников через освоение дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Сам себе спасатель»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Формирование навыков безопасного поведения у дошкольников через освоение дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Сам себе спасатель»
Автор: Пигалова Анна Игоревна


Пигалова А.И.,педагог дополнительного образования
МАУДО Дом детства и юношества
г. Златоуст, Челябинская область
Формирование навыков безопасного поведения у дошкольников
через освоение дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы Сам себе спасатель
Аннотация. В статье рассматривается актуальный вопрос формирования навыков безопасного поведения дошкольников. По мнению автора, ребёнок на занятии должен получить возможность реализовать свои способности и научиться не просто отдельным умениям и навыкам. Он должен овладеть целой системой понятий, представлений и практических действий.
Ключевые слова: безопасное поведение, действия в чрезвычайной ситуации.
Дополнительное образование даёт возможность объединить в единый процесс обучение, воспитание и развитие ребёнка, тем самым предоставляет обучающимся широкие возможности для получения современного качественного образования. В наше время детям необходимо знать, как справиться с различными опасностями и ситуациями, чтобы сохранить свое здоровье и жизнь. Безопасность является одной из наиболее важных компонентов воспитания и обучения детей. Именно поэтому для дошкольников активно проводятся занятия по безопасности.
Я, как педагог дополнительного образования, выстраиваю образовательный процесс таким образом, чтобы каждый ребёнок на занятии получил возможность реализовать свои способности и научился не просто отдельным умениям и навыкам, а овладел целой системой понятий, представлений и практических действий. Так как в процессе общения с окружающими людьми ребенок постоянно попадает в ситуации, требующие от него определенного выбора, принятия конкретного решения, переоценки ценностей, что активно влияет на его воспитание, становление, самоопределение. И во многом именно от нас, педагогов, зависит - сможем ли мы помочь ему в этом на каждом из возрастных этапов жизни или нет.
Подчерку, в центре образовательного процесса находится конкретный ребенок, саморазвитие его личности и индивидуальности. Педагоги дополнительного образования могут и должны помочь ребенку раскрыться, проявить свои лучшие качества, максимально реализовать потенциальные возможности.
Умение правильно действовать в чрезвычайной ситуации – это навык, который можно и нужно привить детям с самого раннего возраста. Ведь ребенок, взявший на себя ответственность за свою безопасность, не только будет лучше защищен от опасностей, но и станет самостоятельнее, увереннее и способным оказывать помощь окружающим, если потребуется. Важно развивать внутреннюю самоорганизацию и ответственность у детей, а именно обучать их быть самим себе спасателями. Потому что, далеко не всегда взрослые могут оказаться рядом в случае чрезвычайной ситуации. Особенно важно освоить основные навыки безопасности на улице, дома и в ситуациях, связанных с пожарами и правилами дорожного движения.
Одной из основных тем безопасности является умение оставаться безопасным дома. Детям необходимо знать, как правильно действовать, если они окажутся одни дома, как использовать бытовые приборы без риска для своего здоровья, как не подпускать незнакомых людей внутрь и так далее. Рекомендуется проводить обучающие программы, инсценировки, которые дадут детям практические навыки и поучаствуют в создании безопасной среды в их домах.
Безопасность на улице также заслуживает особого внимания. Знание правил дорожного движения необходимо каждому ребенку, чтобы избежать дорожно-транспортных происшествий. Детям следует привить основные навыки: как правильно переходить дорогу, что делать, если появилась необходимость перейти через проезжую часть, как правильно ездить на велосипеде и так далее. Программы по безопасности на дороге должны быть интерактивными и обучать детей практическим навыкам, чтобы они могли применять их на практике.
Еще одним важным аспектом безопасности является умение действовать правильно в случае пожара. Обучающихся нужно научить рассмотреть сигналы пожарной опасности, знать номера экстренных служб и правила поведения при пожаре. Проведение пожарных эвакуаций и обучение детей экстренным выходам помогут сформировать навыки безопасного поведения в критических ситуациях.
Современное общество ставит перед педагогами дополнительного образования важную задачу – обеспечение безопасности. Тема безопасности становится всё более актуальной, так как с каждым годом нарастает количество случаев, когда дети оказываются в опасных ситуациях, требующих своевременной реакции и умения действовать. Умение быть самим себе спасателем — это навык, который поможет детям не только сохранить свою жизнь и здоровье, но и стать самостоятельными и ответственными гражданами.
Дополнительное образование имеет уникальную возможность раскрыть эту тему в интересной и доступной форме. Использование инновационных методик и современных подходов позволяет не только привлечь внимание детей, но и развить их навыки самосохранения.
Одной из интересных методик является методика "Сам себе спасатель". Она основана на обучении детей правилам безопасного поведения в различных ситуациях – на улице, дома, в общественных местах. В рамках этой методики, дети учатся распознавать опасные ситуации, принимать правильные решения и определять стратегии поведения, которые помогут им предотвратить возможные травмы или проблемы.
Современные подходы к раскрытию темы "Сам себе спасатель" строятся на участии родителей и других членов семьи. Организация семинаров для родителей по вопросам безопасности дошкольников, проведение совместных тренингов и игровых ситуаций способствует развитию партнерского взаимодействия между педагогами и семьей.
Необходимо постоянно совершенствовать методики и подходы для наиболее эффективного обучения детей безопасному поведению. Ведь их будущее – в их руках, и умениям самосохранения необходимо уделять должное внимание.
Таким образом, именно дополнительное образование становится платформой, где дети могут получить навыки, которые помогут им сохранить свою жизнь и здоровье в различных жизненных ситуациях. Умение самим себе быть спасателями – это ценный дар, который будет актуален и полезен им на протяжении всей их жизни.
Использованная литература:
Иванова Н.П. Безопасное детство: как обеспечить безопасность ребенка в условиях современного города М.: Просвещение / 2005г./стр. 118-137
Петров С.В. Статья: Формирование безопасного поведения дошкольника.Журнал: Педагогика и психология развития / 2018г./ стр. 50-65.
Сидорова Е.Н. Статья: Методы формирования безопасного поведения в дошкольном возрасте. Журнал: Воспитательная практика /2016 г. стр. 30-45.
Иванова О.А. Безопасное детство: руководство для педагогов. ИД Просвещение/ 2015г./стр. 10-16.
Козлова Н.И. Безопасность и здоровье в дошкольном образовании.ИД Научный мир / 2020г./ стр. 85-100.
Хромцова Т.А Воспитание безопасного поведения в быту детей дошкольного возраста М.: Педагогическое общество России. / 2007г.
Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста М.: ООО Издательство АСТ-ЛТД / 2008г./ стр. 124-146.
Смит, Дж. Актуальность и необходимость изучения тем по безопасности в чрезвычайной ситуации. Журнал по исследованиям в области безопасности /2008г./ 25(3) стр. 56-71.