Публикации Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности по обучению детей современному и эстрадному танцу

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности по обучению детей современному и эстрадному танцу
Автор: Горначек Вера Сергеевна


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка – детский сад № 7 Елочка
г.Ханты-Мансийск
Задоринка
Дополнительная общеразвивающая программа
художественной направленности
по обучению детей современному и эстрадному танцу
Возраст обучающихся: 5-8 лет
Срок обучения: 2 года
Воспитатель по хореографии:
Горначек В.С.
Ханты-Мансийск,2023
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
Пояснительная записка
Данная программа определяет содержание и организацию обучению детей 5-7 лет современным танцам в рамках дополнительного платного образования, разработана для муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Центр развития ребенка – детский сад № 7 Елочка (далее Учреждение).
Программа разработана в соответствии с: Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ Об образовании в Российской Федерации (далее ФЗ №273);
Приказом Министерства просвещения РФ от 27.07.2022 года № 629 Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам.
Федеральным Законом от 30.04.2021 № 127-ФЗ О внесении изменений в Федеральный закон О физической культуре и спорте в Российской Федерации и Федеральный закон Об образовании в Российской Федерации.
Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (письмо Министерство образования и науки Российской Федерации Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242).
Танцевальное искусство - это мир красоты движения, звуков, световых красок, костюмов, то есть мир волшебного искусства. Особенно привлекателен и интересен этот мир детям. Танец обладает скрытыми резервами для развития и воспитания детей. Соединение движения, музыки и игры, одновременно влияя на ребенка, формируют его эмоциональную сферу, координацию, музыкальность и артистичность, делают его движения естественными и красивыми. На занятиях танцами дети развивают слуховую, зрительную, мышечную память, учатся благородным манерам. Воспитанник познает многообразие танца: классического, народного, бального, современного и др. Танцевальное искусство воспитывает коммуникабельность, трудолюбие, умение добиваться цели, формирует эмоциональную культуру общения. Кроме того, оно развивает ассоциативное мышление, побуждает к творчеству.
Необходимо продолжать развивать у дошкольников творческие способности, заложенные природой. Музыкально-ритмическое творчество может успешно развиваться только при условии целенаправленного руководства со стороны педагога, а правильная организация и проведение данного вида творчества помогут ребенку развить свои творческие способности.
1.1Актуальность программы. Существующие программы музыкально-ритмического воспитания не имеют прямого отношения к хореографии, т.е. раздел ритмические движения является лишь частью программы музыкального воспитания. Поэтому и возникла потребность создать программу по хореографии Акварель, где танцевальное искусство охватывается в широком диапазоне, тщательно отбирая из всего арсенала хореографического искусства то, что доступно детям дошкольного возраста.
Направленность программы:
Настоящая программа направлена на : обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического воспитания обучающихся;
формирование и развитие творческих способностей обучающихся;
удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся в интеллектуальном, нравственном, художественно-эстетическом развитии и физическом совершенствовании;
формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию свободного времени обучающихся;
адаптацию обучающихся к жизни в обществе;
профессиональную ориентацию обучающихся;
выявление, развитие и поддержку обучающихся, проявивших выдающиеся способности;
удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов обучающихся, не противоречащих законодательству Российской Федерации, осуществляемых за пределами федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований.
1.2 Организационные условия реализации программы:
Программа реализуется в педагогических условиях МБДОУ Центр развития ребенка – детский сад № 7 Елочка и рассчитана на два учебных года.
Первый год обучения – дети 5-6 лет.
Второй год обучения – дети 6-7 лет.
Общее количество часов (за учебный год) – 72 часа.
Периодичность проведения занятий – 2 раза в неделю.
Продолжительность одного занятия для детей 5-6 лет – 1 академический час (25 мин.).
Продолжительность одного занятия для детей 6-7 лет – 1 академический час (30 мин.).
1.3 Новизна настоящей программы заключается в том, что в ней интегрированы такие направления, как ритмика, хореография, музыка, пластика, сценическое движение и даются детям в игровой форме и адаптированы для дошкольников. Ее отличительными особенностями является: - активное использование игровой деятельности для организации творческого процесса – значительная часть практических занятий. Педагогическая целесообразность программы заключается в поиске новых импровизационных и игровых форм.
Рабочая программа Акварель разработана с учетом основных принципов, требований к организации и содержанию к учебной деятельности в ДОУ, возрастных особенностях детей на основе программ Ритмическая мозаика - Буренина А.И., Са-фи-дансе -Фирилёва Ж.Ё., Сайкина Е.Г., дополнительной парциальной программы по хореографии для детей дошкольного возраста Прекрасный мир танца О.Н. Калининой.
1.4 Цель программы– приобщить детей к танцевальному искусству, способствовать эстетическому и нравственному развитию дошкольников. Привить детям основные навыки умения слушать музыку и передавать в движении ее многообразие и красоту. Выявить и раскрыть творческие способности дошкольника посредством хореографического искусства.
Задачи:
Образовательные:
Обучить детей танцевальным движениям.
Формировать умение слушать музыку, понимать ее настроение, характер, передавать их танцевальными движениями.
Формировать пластику, культуру движения, их выразительность.
Формировать умение ориентироваться в пространстве.
Формировать правильную постановку корпуса, рук, ног, головы.
Воспитательные:
Развить у детей активность и самостоятельность, коммуникативные способности.
Формировать общую культуру личности ребенка, способность ориентироваться в современном обществе.
Формировать нравственно-эстетические отношения между детьми и взрослыми.
Создание атмосферы радости детского творчества в сотрудничестве.
Развивающие:
Развивать творческие способности детей.
Развить музыкальный слух и чувство ритма.
Развить воображение, фантазию.
Оздоровительные:
укрепление здоровья детей.
1.5 Характеристика программы:
- по целям обучения является – развивающая творческие способности дошкольников в области хореографического искусства;
- по уровню освоения – дополнительное образование художественно-эстетической направленности;
- по возрасту - старший дошкольный возраст;
- по сроку реализации – 2 года;
- по степени авторства – компилятивная.
В основе программы лежат программы и методики А.И. Бурениной Ритмическая мозаика, Е.Ю.Дрожжиной, М.Б.Снежковой Обучение дошкольников современным танцам. Методическое пособие, О.Н.Калининой Прекрасный мир танца: дополнительная парциальная программа по хореографии для детей раннего и дошкольного возраста, Ж. Е.Фирилевой, Е.Р.Сайкиной СА-ФИ-данс - танцевально-игровая гимнастика для детей.
Нормы наполнения групп – 12-15 детей.
Форма организации образовательного процесса: групповая.
2. Планируемые результаты освоения программы
К семи годам:
У ребенка сформированы основные физические качества, потребность в двигательной активности;
Ребенок умеет безошибочно исполнять танцевальные движения поставленных танцев, передавая характер и темп музыкального сопровождения.
Имеет представления о различных танцевальных направлениях.
Овладел средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками: ребенок с удовольствием участвует в коллективных танцах: способен принять общую цель, старается действовать согласованно, выражает интерес к общему результату.
Поведение ребенка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых; в поведении наблюдаются элементы волевых проявлений (умение сдерживаться, проявлять терпение).
Ожидаемый результат в обогащении танцевального опыта детей:
К шести годам:
знают хореографические названия изученных элементов;
знают основные позиции рук и ног танца; подготовительные танцевальные движения и рисунки;
точно воспроизводят,с небольшой помощью выполняют изученные элементы танца.
умеют слушать и слышать музыку, ритмично двигаться под нее;
различают динамические изменения в музыке;
корректируют свою деятельность в соответствии с заданиями и замечаниями педагога.
К семи (восьми) годам:
знают названия и правила выполнения элементов классического и современного танца;
умеют координировать танцевальные движения, ориентируясь в пространстве музыкального зала;
умеют выполнять танцевальную связку из нескольких элементов под музыку;
овладели умением свободно двигаться под разнохарактерную музыку.
контролируют собственное исполнение, согласовывая его с коллективным.
Способы определения результативности программы:
отзывы родителей
открытые уроки для родителей
отчетный концерт
экспертиза качества исполнения концертных номеров при участии в праздниках, спектаклях, концертах.
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
Календарный учебный график
Месяц
Количество часов
ИТОГО
Сентябрь
8
16 часов
Октябрь
8
Ноябрь
8
16 часов
Декабрь
8
Зимние каникулы
30.12-23.-09.01.2024
9 дней
Январь
8
24 часа
Февраль
8
Март
8
Апрель
8
16 часов
Май
8
72 часа
Содержание программного материала
1-ый год обучения
На первом году обучение начинается с упражнений по ориентировке в пространстве. Основным видом является игровая деятельность. Через музыкально-ритмические игры дети знакомятся с элементами ритмики и музыкальной грамотой. Ритмика, в данном случае, выступает как средство укрепления опорно-двигательного аппарата и развития эластичности мышц. Упражнения изучаются детьми через образные сравнения в игровой форме. Эти упражнения подготавливают мышцы, связки и суставы для классического экзерсиса.
Задачи 1-го года обучения:
- освоить правильную постановку корпуса согласно изучаемым танцам;
- научить правильно слышать ритмический рисунок танца;
- научить ориентироваться в зале и относительно друг друга;
- освоить три танца.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН СТУДИИ СОВРЕМЕННОГО И ЭСТРАДНОГО ТАНЦА
ДЛЯ ДЕТЕЙ ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ

п/п
Название темы
Количество часов
теория
практика
всего
1.
Вводное занятие
1
1
2.
Изучения схемы танцевального зала
1
1
3.
Ритмика – закладка хореографических навыков
-
10
10
4.
Танцевальная терминология
1
1
5.
Постановка тела (корпуса, рук, ног, головы)
-
5
5
6.
Упражнения для развития тела
-
10
10
7.
Разучивание танцевальных движений
2
15
17
8.
Партерная гимнастика
2
15
17
9.
Танцевальные игры
5
5
10.
Ритмический тренаж
5
5
Итого:
7
65
72
Содержание программы первого года обучения:
Вводное занятие:
Знакомство с историей танца.
Изучение схемы танцевального зала:
Расстановка детей; правила техники безопасности и поведения на рабочем месте во время занятий.
Ритмика – закладка хореографических навыков:
Ритмика – первая ступень в овладении хореографическими навыками. Постановка корпуса. Положения рук, позиции ног. Язык жестов, передача эмоционального содержания движения. Партерная гимнастика, направленная на приведение мышечной системы в рабочее состояние, нахождение центра тяжести, распределение веса. Работа на середине.
Танцевальная терминология:
Основные термины (плие, выворотность, осанка и т.д.)
Постановка тела (корпуса, рук, ног, головы):
Знакомство с основными позициями положениями рук и ног, положением головы и корпуса во время исполнения простейших элементов, освоение этих элементов на середине, развитие элементарных навыков координации движений.
Упражнения для развития тела:
Упражнения на развитие мышечной массы тела, подвижности и эластичности мышц (приседание, большое приседание, приподымание и т.д.)
Разучивание танцевальных движений:
Элементы танца (елочка, ковырялочка, подскоки, хлопочки и т.д.)
Партерная гимнастика:
Колечко.
Кошечка.
Кошечка потянулась.
упражнения для стопы, вытянуть, сократить, развернуть подъём.
Велосипед.
Бабочка.
Лягушка.
Упражнение на растяжку, наклоны вперед, влево, вправо.
Рыбка.
Лодочка и др
Танцевальные игры:
Из мира игры в мир хореографии – музыкальные игры организующего характера (импровизация педагога), для закрепления и продолжения развития координации рук и ног, чувства ритма, умения сочетать движения с музыкой и словами.
Ритмический тренаж:
Музыкальные пространственные упражнения: различные перестроения, маршировка в темпе и ритме, фигурная маршировка, ходьба парами, змейкой.
Упражнения для развития чувства ритма: изучение шагов притопов, хлопков, поворотов, сочетание движений исполняемых в такт и из-за такта музыки, начало и окончание движений одновременно с музыкой. Упражнение для головы с различной амплитудой, для гибкости шеи, для подвижности плечевых суставов, для увеличения подвижности голеностопного сустава, для подвижности суставов позвоночника, для исправления осанки, для улучшения подвижности тазобедренных и коленных суставов. Пластические этюды на повторение "движений растений и животных".
Содержание программного материала
2-й год обучения
На втором году обучения основой образовательной деятельности становятся элементы классического и современного танца. Элементы сценического танца необходимы, как средство развития танцевальности, исполнительского мастерства и концертной деятельности.
Задачи 2-го года обучения:
- освоить правильную постановку корпуса согласно изучаемым танцам;
- научить правильно слышать ритмический рисунок танца;
- научить работать с предметами во время танца;
- научить перемещаться в зале и относительно друг друга по кругу, по линиям, в шахматном прядке;
- освоить 4 танца.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН СТУДИИ СОВРЕМЕННОГО И ЭСТРАДНОГО ТАНЦА
ДЛЯ ДЕТЕЙ ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ

п/п
Название темы
Количество часов
теория
практика
всего
1.
Вводное занятие.
1
1
2.
Музыкальная грамота.
2
2
4
3.
Ритмический тренажер.
1
8
9
4.
Портретный экзерсис.
1
15
16
5.
Элементы классического танца.
1
15
16
6.
Элементы современного танца.
1
10
11
7.
Постановочная работа.
-
15
15
Итого:
7
65
72
Содержание программы второго года обучения:
Вводное занятие:
Правила техники безопасности и поведения во время занятий.
2. Музыкальная грамота:
Динамические оттенки музыки.
3.Ритмический тренаж:
Постепенный разогрев мышц: упражнения для головы с различной амплитудой, для гибкости шеи, для подвижности плечевых суставов, гибкости позвоночника, для исправления осанки. Ходьба с носка, на полупальцах, ходьба на пятках, ходьба с высоким подниманием колена, лёгкий бег, разнообразные танцевальные шаги. Пластические этюды на основе детских стихотворений.
5.Элементы классического танца:
Позиции рук (1, 2, 3, подготовительное положение);
Позиция ног 1-я, 2-я, 3-я, 5-я;
Понятие опорная нога, работающая нога;
Ре леве по 1-й, 2-й, 5-й позиции;
Де-ми-плие по 1-й, 2-й, 5-й позиции;
Гранд плие по 1-й. 2-й, 5-й позиции (изучение сначала спиной к стене, затем лицом к опоре);
Батман тандю в сторону, вперёд, назад крестом (лицом к станку);
Сотэ по 1-й. 2-й. 5-й позиции (лицом к станку и на середине зала).
6.Элементы современного танца:
Рок-н-ролл
Выпад в сторону.
Закручивание-раскручивание.
Кик.
Притопы.
Болл чейндж.
7.Постановочная работа:
Разучивание этюдов современных танцев с характерным исполнением движений.
Мониторинг образовательного процесса
Оценка эффективности образовательной деятельностиосуществляется с помощью мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения рабочей программы (Приложение №1,2).
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
Условия реализации программы
Организационные условия реализации программы, создание соответствующей предметно-пространственной среды
Занятия проводятся в просторном специализированном зале, оборудованном зеркалами и станками, соответствующем санитарно-гигиеническим нормам (температурный режим, световой режим и т. д.). Оснащен современными техническими средствами обучения:
Пианино электронное Yamaha
Музыкальный центр JVC
Ноутбук
Цифровой проектор – для отображение компьютерной информации
Цифровой фотоаппарат, видеокамера – возможность запечатлеть процесс постановки танцев и конечный результат.
Кадровые условия:
Педагог должен:
иметь педагогическое образование и профессиональную переподготовку по профилю деятельности;
владеть в совершенстве материалом занятия;
осуществлять личностно-деятельностный подход к организации обучения;
выстраивать индивидуальные траектории развития обучающегося на основе планируемых результатов освоения программы;
эффективно применять современные педагогические технологии;
иметь представления о планируемых результатах освоения основных образовательных программ дошкольного образования, соответствующие концепции ФГОС ДО.
Методическое обеспечение программы
Буренина А. И. "Ритмическая мозаика", Санкт-Петербург, 2000г.
Дрожжина Е. Ю., Снежкова М. Б. Обучение дошкольников современным танцам. Методическое пособие. Москва, 2016
Калинина О.Н. Прекрасный мир танца: дополнительная парциальная программа по хореографии для детей раннего и дошкольного возраста, Харьков ,2012
Калинина О.Н. Если хочешь воспитать успешную личность – научи ее танцевать. Практическое пособие по хореографии для детей раннего и дошкольного возраста Часть 1. Харьков, 2013
Калинина О.Н. Если хочешь воспитать успешную личность – научи ее танцевать. Практическое пособие по хореографии для детей раннего и дошкольного возраста Часть 2. Харьков, 2014
Фирилева Ж.Г., СайкинаЕ.Г. Са-Фи-Дансе. Танцевально-игровая гимнастика для детей от 3 до 7 лет. ФГОС (библиотека программы Детство), Спб, 2016.
Шарова Н. Детский танец (методика преподавания танцевальных дисциплин для детей дошкольного и младшего школьного возраста) Спб, 2011.
Приложение №1.
ДИАГНОСТИКА МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА-ДОШКОЛЬНИКА
ЦЕЛЬ: определить качественную особенность музыкальности и ритмичности каждого ребёнка.
ПОКАЗАТЕЛИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ:
Эмоциональная отзывчивость на музыку.
Мелодический слух.
Динамический слух
Способность отражать в движениях характер музыки.
Знание и исполнение программных движений.
Творческие проявления.
Каждый из показателей определяется 4 уровнями его развития.
УРОВНЕВАЯ ОЦЕНКА ДЕТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Уровень показателя
Параметры
Баллы
1.Оптимальный
Задание ребенок выполнил правильно, самостоятельно.
4 балла
2.Высокий
Задание ребенок выполнил правильно после оказания словесной помощи.
3 балла
3.Средний
Задание ребенок выполнил правильно после оказания словесной помощи в сочетании с действиями с предметом.
2 балла
4.Низкий
Ребенок выполнил задание со значительными ошибками после оказания помощи.
1 балл
Примерные нормы для оценки уровня музыкально-ритмического развития
Уровни
Итоговые показатели (в баллах)
Оптимальный
3,5 – 4 балла
Высокий
2,4 – 3,4 балла
Средний
1,3 – 2,3 балла
Низкий
Ниже 1,2 балла
Приложение № 2.
Экспресс-диагностика уровня хореографических данных для детей подготовительной группы.
Условные обозначения:
(- отлично (высокий уровень)
(-хорошо (средний уровень)
(-удовлетворительно (низкий уровень)
(-плохо (не освоен)
Критерии оценивания:
1.Складочка стоя. Ноги вместе, колени прямые, тянемся руками к полу возле пальцев ног.
Анализируется степень растянутости подколенных сухожилий.
(- ладони лежат свободно на полу;
(-пальцы рук касаются пола;
(- пальцы рук совсем рядом с полом;
(-пальцы рук далеко от пола.
2. Прыжки с поджатыми ногами. Руки на пояс, ноги вместе. Делаем три прыжка подряд, подгибая ноги и касаясь пятками ягодиц.
Анализируется ballon ребенка.
(- 3 легких, правильно выполненных прыжка (без остановок);
(- 3 легких прыжка,правильно выполненных прыжка (с паузой между прыжками);
(- тяжелые и низкие прыжки;
(-не выполнено ни одно правильного прыжка.
3. Первая выворотная позиция. Классическая 1 позиция в ногах, руки на пояс.
Анализируется aplomb и выворотность в голеностопном суставе.
(- легко выполнено задание;
(-слабо выворотная позиция, но устойчивая;
(- слабо выворотная позиция, не хватает равновесия
(-неустойчивая, невыворотная позиция.
4. Продольная растяжка. Лежа ни спине, руки в сторону, ноги вытянуты в коленях. При помощи преподавателя тянем ногу к лицу.
Анализируется степень растяжения паховых связок.
(- нога почти достает лица;
(- больше 900 от пола, но не достает лица;
(- 900 от пола;
(- меньше 900 от пола.
5. Лягушка. Сидя, спина прямая, стопы полностью касаются друг друга, колени тянем к полу.
Анализируется выворотность в тазобедренном суставе, степень растяжения паховых связок.
(- колени достают пола;
(-колени почти достают пола;
(- колени 450 от пола;
(-колени больше 450 от пола.
6. Корзинка. Лежа на животе; руки возле груди, прямые в локтях; прогиб назад; ногами коснуться до головы.
Анализируется гибкость спины.
(- ноги касаются головы;
(-ноги находятся рядом с головой;
(- ноги далеко от головы;
(-ноги практически не сгибаются.

Список детей
Складочка стоя
Прыжки с поджатыми ногами
1 выворотная позиция
Продольная растяжка
лягушка
корзиночка
1
2
3
4