Публикации игровой проект "Кастинг телеведущих"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: игровой проект "Кастинг телеведущих"
Автор: Бодренко Елена Владимировна


МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Комитет образования, науки и молодёжной политики Волгоградской области
Администрация городского округа город Урюпинск Волгоградской области
МАОУ СШ № 7
.
Игровой проект по русскому языку
Кастинг телеведущих
Внеклассное мероприятие для старшеклассников
Автор-разработчик: Бодренко Елена Владимировна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Средняя школа № 7 городского округа город Урюпинск Волгоградской области
Урюпинск, 2024
Игровой проект
Кастинг телеведущих
Внеклассное мероприятие для старшеклассников
Цели: Дидактические: систематизировать знания о нормах русского литературного языка, учить применять ЗУН в практической деятельности – предметная деятельность.
Метапредметные цели:
адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
владение разными видами чтения;
способность определять цели учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устном виде;
способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшим сообщением.
На данном занятии формируются следующие виды речевой деятельности учащихся:
Аудирование и чтение:
Адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
Владение разными видами чтения
Владение приёмами работы с книгами;
Адекватное восприятие на слух текстов различных стилей и жанров.
Говорение и письмо:
способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста;
владение монологической и диалогической речью, выступление перед аудиторией сверстников с небольшим сообщением;
соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических норм современного русского языка; соблюдение в практике письма основных правил орфографии и пунктуации;
способность участвовать в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета; уместно пользоваться невербальными языковыми средствами (жестами, мимикой);
осуществление языкового самоконтроля; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты.
Развивающие цели: развивать творческое мышление, воображение, фантазию учащихся, углублять мотивацию учебной деятельности;
Воспитательные цели: воспитывать сотрудничество, коллективизм, чувство ответственности за вклад в общее дело;
Социализирующие: приобщать к нормам и ценностям общества, учить адаптироваться в новых условиях, развивать стрессовый контроль.
Ход занятия
Всякая мысль, выраженная словами,
есть сила, действие которой беспредельно.
Л.Н.Толстой
Если есть в мире вещь, достойная названия чудо,
то слово, бесспорно, самая первая …из них.
Л.Успенский
Приветствие учителя
Дорогие друзья! Сегодня мы продолжаем разговор о русском языке, о его чудесной силе. Не случайно великий русский писатель Лев Толстой сказал, что всякая мысль, выраженная словами, есть сила …беспредельная. Русский язык так богат и беспределен, что о нём можно говорить серьёзно, академически, а можно и просто поиграть с русским словом, в игре, кстати, открываются его новые блистательные грани, часто неожиданные.
Итак, в Клубе любителей русского языка проводится кастинг телеведущих.
Общественное Российское телевидение объявляет о наборе новой команды телеведущих.
Представляю вам членов жюри, молодых продюсеров ОРТ, задача которых провести кастинг и выбрать тех, кто обладает грамотной речью, знает нормы литературного языка, умеет интересно подать информацию. Самые популярные телеведущие ОРТ прислали вам вопросы .
- Знаете ли вы их? Внимание на экран. (учащиеся называют знакомых телеведущих).
Слово жюри.
- Мы написали синквейн, посвящённый телеведущему. Это, действительно, очень интересная профессия.
Телеведущий. (он всегда)
Интересен, красив, профессионален,
(он) Сообщает, спрашивает, приходит в каждый дом.
Образцовая речь – главный инструмент диктора.
(главное для него) – зрители
1 конкурс проводит Константин Эрнст, Генеральный директор ОРТ. Знаете ли вы историю российского телевидения?
1 ведущий:
Назовите дату начала вещания Российского телевидения (13 мая 1991г.)
Где находится штаб-квартира Российского телевидения? ( Москва, телецентр Останкино, на улице Академика Королёва, 12)
Сколько действующих каналов на российском телевидении? (Более 100)
Назовите ваши любимые передачи для детей и молодёжи.
2 ведущий.
Юлия Панкратова, ведущая Новостей, говорит: Главный инструмент диктора – русский язык. Любое дело можно провалить, если люди не знают законов родного языка, вот как этот горе- пират. Ответьте, пожалуйста, на его вопросы.
(Ученик читает стихотворение про пирата).
Жил на свете некультурный
И неграмотный пират.
Бросить мусор мимо урны
Был пират ужасно рад.
Безо всякого стыда
В море грабил он суда,
А на чтенье умных книжек
Не затрачивал труда.
Как-то раз решил пират
Закопать на пляже клад,
Ровно тридцать три рубина,
Каждый весом в сто карат.
Но никак решить не может:
Чтобы кладу не пропасть,
В яму клад ему полОжить,
ПоложИть или поклАсть?
"Вдруг",- он мыслит, - "На беду,
Клад неверно покладу?
Эдак я, с таким раскладом,
Вовсе по миру пойду!"
Грусть-печаль пирата гложет,
Отложил пират ножи.
ПоложИть, или полОжить -
Как же правильно, скажи?
( Учащиеся отвечают, что клад надо положить, а слово класть употребляется без приставки)
3 ведущий
А сейчас В эфире новости. Это письмо написала Екатерина Андреева, ведущая информационной программы Время.
Нас слушают миллионы телезрителей, вот почему важно соблюдать нормы литературного языка, ошибки и искажения в речи ведущих недопустимы. Предлагаю игру В эфире – новости Попробуйте озвучить следующий текст.
Обсуждает вся группа, выходит один представитель.
1
В Государственной думе ведутся дебаты о путях выполнения поручений президента. Намерение углубить социальные реформы, начатые несколько лет назад, конечно, оцениваются в обществе позитивно.
2
Приведённые данные о процентах роста благосостояния граждан России вызвали ряд сомнений и претензий. Однако общая тенденция, прослеживающаяся в реформах, должна облегчить обсуждение спорных вопросов.
3
Было подготовлено ходатайство о получении средств по облегчённому варианту. За грамотное их использование руководителей регионов полагалось премировать. Дебаты прошли без инцидентов.
1 ведущий. Кто на нашем телевидении считается самым большим знатоком моды? (Александр Васильев, специалист по истории моды, неизменный ведущий Модного приговора) И, если вы обратили на это внимание, у него самая изысканная, даже куртуазная речь. Вот что он пишет:
Милые барышни! Согласитесь, что выбор цвета для вашего наряда очень важен. Известны необычные названия цветов, особенно популярные в 19 веке, например, цвет испуганной мыши - оттенок серого.
цвет влюбленной жабы - зеленовато-серый.
цвет паука, замышляющего преступление, - темный оттенок серого.
А какие необычные названия цветов встречаются в русской литературе?
Попробуйте определить, о каком цвете идёт речь и правильно раскрасить шаблон. Задания прилагаются. Желаю успеха!
( ведущий раздаёт шаблоны с изображением моделей и карточки с заданиями, трое участников отправляются за отдельный столик)
1
Брусничный — На Чичикове был брусничный с искрой фрак. Н.В.Гоголь Мёртвые души
2
Массака –встречается в "Войне и мире" Л.Н.Толстого. "На графине
должно было быть масака бархатное платье".
3
Пукетовый - у Островского: "Ты мне подари кусок материи на платье да
платок пукетовый, французский".
(Подсказка: брусничный – цвета давленой брусники, розово-бордовый.
Масака - темно-красный с синим отливом.
Пукетовый – (искажённое) от слова букет, т.е. расписанный букетами).
2 ведущий. Телеграмма от Андрея Малахова!
Здравствуйте! Здравствуйте! Всем добрый день! Хочу поделиться своим маленьким секретом. Как бы подробно ни был написан сценарий, всё равно появятся какие-то непредвиденные ситуации. Чтобы в них разобраться, надо много знать. Вот почему я не только занимаюсь в тренажёрном зале, но и листаю словари. А вы дружите со словарями?
Какие словари вы знаете? ( Учащиеся называют толковый словарь, орфографический, орфоэпический, этимологический, словарь синонимов и словарь антонимов, словарь трудностей русского языка, словарь крылатых слов и др.)
Для вас я подобрал несколько забавных вопросов из словаря Даля. Кстати, автор работал над словарём 47 лет и включил в него 200 тысяч слов. Представляете? Догадайтесь, о чём речь.
Палка, прут, спица; заострённая с конца, железная, костяная, деревянная протыкалка с ушком или без ушка (иголка).
Вязкое, липкое вещество для сплочения в одно частей чего- либо (клей).
Обвёршка строения (крыша).
Роговистые трубчатые нити, растущие на теле человека и большей части млекопитающих (волосы).
3 ведущий. Когда высаживать рассаду, будут ли ночью заморозки и брать ли с собой зонтик - вопросы вечные. И пока люди ищут на них ответы, они будут смотреть прогноз погоды. У нас в гостях профессор погоды Александр Беляев, географ, климатолог, знаток русской речи.
Вот его задание:
Озвучьте прогноз погоды для нашей школы на ближайшую неделю. Постарайтесь рассказать так, чтобы мы вам поверили.
Кто получит орден? Решим по вашим аплодисментам.
1
С северо-востока на школу №7 надвигается арктический циклон, который несёт ветры, бури и, я не побоюсь этого слова, ураганы! Приготовьтесь встретиться с 3 миллион….574 тысяч… 98 огромными снежинками и с порывами ветра переменных направлений. Так что смело запасайтесь 300 пар.. резиновых сапог и 400 пар..перчаток. А любой прогульщик во избежание простуды может смело остаться дома. В Москве - 5, а в Урюпинске до – 20. Желаю приятных выходных!
2
Ах! Неправда! Всё не так страшно! Перед выходом из дома примите таблетку Гастала, а ещё таблеточку Мезима, сверху чуть-чуть Арбидола и всё спрыснуть Глейдом с цветочным ароматом. И тогда порывы ветра превратятся в южный, юго-западный бриз, настоящий вальс цветов с 4 миллион…276 тысяч… 53 розами и лилиями. Пользуйтесь освежителями Амби-пюр - и посреди зимы наступит весна! А директору школы рекомендуем приобрести солнечные очки и шезлонги в количестве около 540 штук. Бай-бай, бэби!
3
Ведущий: прогноз в стихах написан ученицей 10 класса Могилей Юлией.
На русском хоть, хоть на латыни
поведать вам несложно:
миллион прогнозов будет ныне,
а завтра – всё возможно.
Возможно, будет жарко, градусов под 50 –
И станет ваша кожа как горький шоколад.
Но вдруг случится казус –
Настанут холода-
И посреди июля найдёте тонны льда.
И миллиард снежинок закружат хоровод,
А, может, ливень с неба –
И тут уж нужен зонт.
Любой прогноз быть может,
И только вам решать.
Однако без прогнозов
Жизнь так же хороша.
Кто же получает орден? Решим по вашим аплодисментам.
1 ведущий. Ну какое же телевидение без передачи Давай поженимся. Лариса Гузеева и Роза Сябитова спрашивают: Ну что, девчонки, замуж хотите? Не торопитесь, наплачетесь ещё. Сначала скажите, почему этих двух красавиц, Агафью и Нюру, никто замуж не берёт?
Агафье говорила Нюра:
- Чудесна нынче конъюнктура,
И мой опинион таков,
Что есть немало женихов.
Но, хоть я этому и рада,
дифференцировать их надо,
Давай, Агафья, мы вдвоем
По ним дебаты проведем.
Во-первых, исключим из квоты
Тех, у которых нет работы
Или валюты в банке нет,
А есть с нуждою паритет.
И тех, кто ростом слишком мал,
Пусть и имеет капитал.
Но финишируем вступленье -
Начнем само перечисленье:
Варфоломей еще студент,
Он не создаст истаблишмент,
Ивана я не уважаю,
Ему импичмент выражаю,
И мне не нравится Семен -
спонтанно нелоялен он,
А трансформировать Павлина
Весьма опасно в семьянина.
Зато Василий мной любим:
Есть у меня консенсус с ним АХ!
Агафье говорила Нюра:
- Чудесна нынче конъюнктура,
И мой опинион таков,
Что есть немало женихов.
Но, хоть я этому и рада,
дифференцировать их надо,
Давай, Агафья, мы вдвоем
По ним дебаты проведем.
Во-первых, исключим из квоты
Тех, у которых нет работы
Или валюты в банке нет,
А есть с нуждою паритет.
И тех, кто ростом слишком мал,
Пусть и имеет капитал.
Но финишируем вступленье -
Начнем само перечисленье:
Варфоломей еще студент,
Он не создаст истаблишмент,
Ивана я не уважаю,
Ему импичмент выражаю,
И мне не нравится Семен -
спонтанно нелоялен он,
А трансформировать Павлина
Весьма опасно в семьянина.
Зато Василий мной любим:
Есть у меня консенсус с ним АХ!
Учащиеся отвечают, что излишнее употребление иноязычных слов делает речь непонятной, создаёт преграду между говорящим и слушающим.
Учитель:
Кастинг юных телеведущих завершается. Немного позже жюри подведёт итог. Я очень надеюсь, что сегодняшнее занятие было для вас не только увлекательным, но и полезным. Всё-таки главным героем сегодня был русский язык. Никогда не теряйте связи с родным языком, защищайте его, ибо даже наш замечательный язык нуждается в поддержке. Попробуем все вместе написать синквейн о русском языке.
Русский язык
Меткий, образный, безбрежный, как океан
Живёт, побуждает, выражает.
Берегите чистоту языка.
Жизнь.
Анализ мероприятия:
Средствами данного урока формируются следующие компетенции учащихся: коммуникативная (овладение различными видами речевой деятельности, базовыми умениями и навыками использования языка в различных ситуациях общения), лингвистическая (овладение необходимыми знаниями о языке как о знаковой системе, овладение теоретическими сведениями по теме синтаксиса Словосочетание, способность к анализу и оценке языковых явлений и фактов) и языковая (обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся, формирование представлений о нормативной речи и практических умений нормативного употребления слов, словосочетаний, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности учащихся).