Публикации "Теория и практика подготовки обучающихся к Всероссийской проверочной работе по предметам естественно-математических дисциплин"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Теория и практика подготовки обучающихся к Всероссийской проверочной работе по предметам естественно-математических дисциплин"
Автор: Сажина Светлана Яковлевна

Теория и практика подготовки обучающихся к Всероссийской проверочной работе по предметам естественно-математических дисциплин. Сажина С.Я.учитель физики, руководитель ШМО естественно-математических дисциплинБОУ «Чекрушанская СОШ»Тарского муниципального района Омской областиВ настоящее время оценочной процедурой Всероссийской системы качества образования в школе являются: Всероссийские проверочные работы (ВПР).Всё-таки чем ВПР отличается от школьных контрольных работ? Во-первых, это единые для всей страны задания – так больше возможности отследить уровень знаний в каждой конкретной школе и в регионе в целом. Во-вторых, это единые требования к процедуре проведения работы. В-третьих, использование современных технологий позволяет обеспечить практически одновременное выполнение работ школьниками всей страны.Тексты для контрольных работ разрабатываются на федеральном уровне подруководством Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Рособрнадзора на основе федеральных государственных образовательных стандартов.Цель ВПР – обеспечение единства образовательного пространства Российской Федерации и поддержки введения Федерального государственного образовательного стандарта за счет предоставления образовательным организациям единых проверочных материалов и единых критериев оценивания учебных достижений. Задачи ВПР:- выявление сильных и слабых сторон в подаче материала по определенному предмету и корректировка обучающего процесса;
  • планирование процесса повышения квалификации педагогов на специальных курсах;
  • - определение для педагога и родителей образовательной траектории учащегося и текущего уровня образованности школы, класса, ученика по отношению к требованиям, установленным ФГОС.Нужно помнить о том, что Всероссийские проверочные работы не являются итоговой аттестацией обучающихся, а представляют собой аналог годовых контрольных работ, традиционно проводившихся ранее в школах. Всероссийские проверочные работы лишь часть комплексной итоговой оценки обучающихся школы. Такие проверочные работы выстроены на единой критериальной основе, что позволяет диагностировать уровень подготовки школьников не только в разрезе образовательного учреждения, но и региона в целом.Специалисты утверждают, что ежегодное проведение ВПР в результате позволит: - психологически подготовить учащихся к экзаменам в старших классах, в частности к ОГЭ и ЕГЭ. - определить количество и уровень знаний, которые были получены в течение пройденного года обучения.- даст стимул к систематическим занятиям в течение всех лет обучения, а не только в выпускных классах. - будут видны недостатки учебной программы по проверяемым предметам.- родители будут в курсе уровня знаний своего ребёнка.- даст возможность улучшить общую систему обучения.Итоги ВПР не будут влиять на годовые оценки. Если говорить о подготовке к ВПР в 2023 году, можно выделить три составляющие готовности к ним: - информационная готовность (сроки, процедура проведения, структура заданий, знание правил поведения и т.д.); - предметная готовность (готовность по определённым предметам, умение выполнять задания);- психологическая готовность (эмоциональный «настрой», состояние внутренней готовности к определённому поведению, ориентированность на целесообразные действия).В первую очередь учителю-предметнику нужно разработать алгоритм подготовки к ВПР. На заседании ШМО естественно-математических дисциплин был разработан алгоритм подготовки обучающихся к ВПР:1. выписать перечень планируемых результатов по предмету (физика, математика, информатика, биология, химия, география);2. подобрать несколько заданий для проверки того, насколько усвоен каждый из этих предметов;3. провести повторение по разделам учебной предметной программы;4. выполнить несколько проверочных работ на все разделы программы, вместе обсуждать возможные стратегии выполнения работы, особенности формулировок заданий.5. вести учет выявленных пробелов для адресной помощи в ликвидации слабых сторон обучающихся.В каждом классе есть одарённые дети, и есть учащиеся со слабыми способностями. Надо работать с этими ребятами по определенным планам каждой группы, как на уроках, так и на занятиях внеурочной деятельности.Работа с одаренными детьми:- выполнение нестандартных заданий сформулированных в нетрадиционной форме: на уроках и во внеурочное время; - участие в дистанционных олимпиадах по предметам; - проведение пробных проверочных работ; - психологическая подготовка обучающихся к проведению ВПР.Работа со слабыми учащимися:- проведение дополнительных групповых и индивидуальных занятий с учащимися; - ежедневно на уроках проводить подготовку учащихся, совершенствовать методы и приёмы работы с текстовой информацией; - психологическая подготовка обучающихся к проведению ВПР.В своей работе при подготовке к ВПР не забывайте и про родителей. Поверьте, они сильнее переживают, чем их дети. Родителей тоже надо подготовить.Работа с родителями:- проведение классных родительских собраний по вопросам подготовки и участия в ВПР вместе с учителями-предметниками;- ознакомления родителей с нормативной базой и порядком проведения мониторинга; - индивидуальные консультации для родителей; - организация «горячей линии» для педагогов и родителей на школьном сайте, стенде; - психологическая подготовка родителей к проведению ВПР.Как помочь учащимся подготовиться к ВПР? На заседании ШМО естественно-матиматических дисциплин разработали рекомендацию при подготовки обучающихся к ВПР:
  • Составьте план подготовки по вашему предмету и расскажите о нем учащимся.
  • Составленный в начале года план-график, который максимально учитывает все события школьной жизни, праздники и мероприятия, позволит заранее спланировать объем и сроки изучения учебного материала. Важно дать учащимся информацию о графике работы на год, регулярно обращая их внимание на то, какая часть материала уже пройдена, а какую еще осталось пройти.
  • Дайте учащимся возможность оценить их достижения в учебе.
  • Обсуждая с учащимися пройденный материал, делайте акцент на том, что им удалось изучить и что у них получается хорошо. Ставьте перед ними достижимые краткосрочные учебные цели и показывайте, как достижение этих целей отражается на долгосрочном графике подготовки к ВПР.
  • Не говорите с учащимися о ВПР слишком часто.
  • Регулярно проводите короткие демонстрационные работы в течение года вместо серии больших контрольных работ за месяц до ВПР. Обсуждайте основные вопросы и инструкции, касающиеся ВПР. Даже если работа в классе связана с ВПР, не заостряйте на ни внимание.
  • Используйте при изучении учебного материала различные педагогические технологии, методы и приемы.
  • Учебный материал должен быть разнообразен: плакаты, интеллект-карты, презентации, ролевые игры, проекты, творческие задачи. Использование различных методов позволяет усваивать материал ученикам с различными особенностями восприятия информации. Учащиеся иногда могут считать предмет скучным, но большинство из них положительно воспримет учебный материал на альтернативных носителях информации, например на собственном сайте, или в группе в одной из социальных сетей.
  • «Скажи мне - и я забуду, учи меня - и я могу запомнить, вовлекай меня - и я научусь» (Б. Франклин).
  • Во время изучения материала важно, чтобы учащиеся принимали активное самостоятельное участие в его изучении - готовили совместные проекты и презентации в классе и по группам, обучали и проверяли друг друга.
  • Научите учащихся работать с критериями оценки заданий.
  • Покажите простой пример демонстрационного задания и разберите подробно, как оно будет оцениваться. Понимая критерии оценки, учащимся будет легче понять, как выполнить то, или иное задание.
  • Не показывайте страха и беспокойства по поводу предстоящих ВПР.
  • ВПР, безусловно, событие, которое вызывает стресс у всех его участников: учащихся, родителей, учителей, администрации образовательной организации. Негативные эмоции заразительны. Покажите на собственном примере, как можно справиться с переживаниями, чувствами и ими управлять.
  • Хвалите своих учеников.
  • Любому учащемуся важно опираться на свои сильные стороны и чувствовать себя уверенно на предстоящих проверочных работах. Однако похвала должна быть искренней и по существу. Убедитесь, что ваши ученики имеют реалистичные цели в отношении предстоящих проверочных работ.
  • Общайтесь с коллегами! Перенимайте опыт у своих коллег.
  • Используйте ресурсы профессионального сообщества. Знакомьтесь с опытом коллег, их идеями и разработками, применяйте их на практике.10. Обсуждайте с учащимися важность здорового образа жизни.Хороший сон и правильное питание, умение сосредоточиться и расслабиться после напряженного выполнения заданий вносят значительный вклад в успех на проверочной работе.
  • Поддерживайте интересы учащихся заниматься дополнительно по вашему предмету.
  • Личное пространство, не связанное с учебой, дает возможность переключаться на другие виды деятельности и в конечном итоге быть более эффективными при подготовке к ВПР.
  • Общайтесь с родителями и привлекайте их на свою сторону!
  • Родители всегда беспокоятся за своих детей и берут на себя больше ответственности за их успех на проверочной работе. Обсуждайте с ними вопросы создания комфортной учебной среды для учащегося дома, организации режима сна и питания ребенка, их тревоги и заботы.Учителя-предметники нашего ШМО естественно-математических дисциплин, прежде чем начать подготовку к ВПР делают анализ выполненных проверочных работ предыдущего года и каждый индивидуально разрабатывает алгоритм подготовки по своему предмету. В наше ШМО входит шесть учителей, которые ведут различные предметы: Сажина Светлана Яковлевна (физика, технология, изобразительное искусство); Иванова Светлана Владимировна (математика); Демчак Екатерина Владимировна (информатика, математика); Пилько Людмила Григорьевна (химия, биология); Слепов Александр Андреевич (география, физическая культура), Алексеева Г.Н (биология).Сажина Светлана Яковлевна, учитель физики разработала следующие рекомендации по подготовке обучающихся к ВПР по физике.Анализ результатов всероссийской проверочной работы по физике, проводимой для обучающихся 7 классов, позволяет предложить учителям физики,  следующие общие методические рекомендации по подготовке обучающихся к ВПР 2024 года:1. Необходимо провести анализ типичных ошибок и затруднений, выявленных по результатам проведения предыдущих лет. Анализ проводится каждым учителем по результатам ВПР конкретной образовательной организации, муниципальным и районным методическими объединениями в сравнении с результатами региона и результатами в РФ.2. При обучении семиклассников решению задач, необходимо не решать как можно больше задач, а учить обучающихся методам и приемам решения физических задач. Одним из наиболее эффективных методов подготовки школьников к решению задач является метод анализа условия задачи. Очень часто обучающиеся не могут решить задачу, потому что не знают законов физики, а потому, что не понимают условия задачи. Не понимают того, что написано в условии. Поэтому нужно учить обучающихся внимательному прочтению условия задачи, анализу условия задачи. Для обучения данному методу не обязательно использовать задачи из сборников ВПР по физике 7 класса или заданий, размещенных на официальном сайте ВПР (СтатГрад), можно брать задачи и из сборников: Перышкин А. В. «Сборник задач по физике. 7 – 9 класс», Лукашик В. И., Иванова В. Е. «Сборник задач по физике. 7 – 9 класс», Степанова Г. Н. «Сборник задач по физике. 5 – 7 класс».3.  Лучшему пониманию текстов заданий по физике способствует обучение школьников пониманию текстов физического содержания. Для организации такой работы не обязательно использовать какую-то дополнительную литературу по физике, достаточно правильно организовать работу с учебником. К тому же многие учебники физики, изданные в соответствии с требованиями ФГОС ООО, содержат параграфы для дополнительного чтения. Их так же можно использовать при обучении школьников работе с текстом физического содержания.4. Официальный сайт ВПР (СтатГрад) - - осуществляет информационное сопровождение всероссийских проверочных работ под руководством Рособрнадзора. Здесь размещены демонстрационные задания с ответами и критериями оценивания, различная информация о ВПР: план графики, порядок проведения, официальные документы и др. На сайте СтатГрад размещена информация для 4, 5, 6, 7 классов. Здесь можно познакомиться со 7 структурой проверочной работы, демонстрационными версиями работ по предметам, критериями оценивания. Очень важно знакомить школьников с критериями оценивания их работ. Ниже приведены некоторые примеры заданий, вызвавших затруднения у обучающихся, с критериями оценивания. Так как в БОУ «Чекрушанская СОШ» традиционно выпускники 9 и 11 классов выбирают одним из экзаменов физику, то в последние годы им приходится и проверочной работой сдавать физику, а пишут эту работу те, кто к физике не очень расположен во время учебы, то в 11 классе требуется повторение предыдущего материала.Также ВПР по физике, кроме 11 классов сдают второй год и 7, 8 классы. Поэтому и появилась рекомендации для повторения учебного материала к подготовке ВПР, которую и предлагаю.Цели: обобщение знаний учащихся, повторение курса физики, выявление пробелов в знании теории, привитие умений использовать знания на практике в конкретных ситуациях, умение анализировать тексты, работать на уровне понятийного аппарата, составляя ход эксперимента.План работы:1. Выясняю предполагаемые   ВПР   и планируем, что надо повторить в классе и индивидуально. Традиционно первое задание связано с методологией. Вспоминаем что такое явление, величина, единица измерения, прибор. Делаем таблицу с несколькими примерами.Дома ученики дополняют таблицу сами. Приводим примеры заданий из ВПР, их получаем в интернете.2. Работе с графиками. Вспоминаем виды графиков из кинематики и теплоты, электромагнетизма. Определяем характер графика: как изменяется величина, какие величины на графике, определяем вид движения: равномерное или ускоренное. Вспоминаем сопутствующие графику формулы расчетов величин скорости, ускорения, перемещения, чтобы перейти к выбору верных ответов или построить график по заданию. По графику температур определяем участки нагревания и охлаждения, плавления и кристаллизации и затем делаем выбор верных ответов. Отрабатываем  конкретные задания.3. Отрабатываются умения показывать векторы сил в разных случаях. Вспоминаем от чего зависит действие силы – точки приложения, модуля и направления. Рассматриваем разные случаи – тело на опоре, тело на наклонной плоскости, тело на подвесе, тело в воде. Вспоминаем какие силы возникают при этом и ученики делают рисунки векторов сил. Следующий круг вопросов – когда возникает ускорение, что такое равнодействующая сила и как направлено ускорение, с чем оно сонаправлено. Рассматриваем случаи равномерного, равноускоренного прямолинейного и криволинейного движений. Вспоминаем все виды сил и их определения. Затем идет отработка заданий из интернета.4. Работа с текстом, в котором пропущены слова. Здесь необходимо вспомнить, что такое энергия, виды механической энергии, внутреннюю энергию, выяснить от чего и как они зависят. Повторяем понятия импульс, закон сохранения импульса. Всё отрабатываем на заданиях типа: груз, подвешенный к пружине, совершает свободные колебания между точками 1 и 3. При перемещении от 1 к 2 потенциальная энергия груза, скорость, масса груза. Пропущенные слова: 1.увеличивается, 2.уменьшается, 3.не изменяется.       5. Как выполняются задания исследовательского характера. Выполняем задания разных типов.6. Работа по текстам, рекомендации по работе: внимательно читаем текст и задания, находим два ответа в тексте, а по третьему уметь делать выводы из текста, применяя свои знания. Отрабатываем упражнения с текстами.Следующие  занятия ученики работают с интернетом индивидуально, получая поддержку учителя по необходимости. Все что записано учениками это своеобразная шпаргалка для учеников при самостоятельной работе.Иванова Светлана Владимировна, учитель математики готовит обучающихся к ВПР по своим разработанным рекомендациям:
  • Выписать перечень планируемых результатов по математике из основной образовательной программы среднего общего образования.
  • Подобрать несколько заданий для проверки того, насколько усвоен каждый из этих планируемых результатов.
  • Провести повторение по разделам учебной предметной программы.
  • Выполнить несколько проверочных работ на все разделы программы, вместе обсуждать возможные стратегии выполнения работы, особенности формулировок заданий и т.д.
  • Вести учёт выявленных пробелов для адресной помощи в ликвидации слабых сторон обучающихся.
  • проанализировать типичные ошибки класса и отдельных учеников;
  • составить план коррекционной работы по устранению пробелов в знаниях для учащихся с низкой мотивацией к учебной деятельности;
  • продумать систему работы с учащимися, которые показали на ВПР высокие результаты для поддержания на высоком уровне и развития интереса этих школьников к предмету, для повышения уровня их успешности в освоении предметных и метапредметных умений.
  • Организуя учебный процесс, особое внимание следует уделять развитию и совершенствованию умений:
  • решать текстовые задачи;
  • осуществлять переход от одной формы записи чисел к другой;
  • работать с информацией, представленной в графическом, текстовом, табличном виде;
  • решать геометрические задачи.
  • 6. Для подготовки к ВПР по математике рекомендовать ученикам и их родителям использовать ресурсы образовательного портала «РешуВПР», официальный сайт ВПР (СтатГрад) – , официальный сайт Рособрнадзора  .Пилько Людмила Григорьевна, учитель химии, биологии, математике в своей практике при подготовке к ВПР использует свой подход, который фиксирует в таблице.Алексеева Галина Николаевна, учитель биологии разработала свои рекомендации при подготовке к ВПР по биологии:1. В начале каждого урока провожу пятиминутки повторения, включающие фронтальное решение отдельных заданий с экрана. Использую работы, составленные учениками. Провожу тесты в форме ВПР. Предлагаю домашние задания на выполнение заданий из демоверсий ВПР.2. Распечатка вариантов демоверсии на весь класс и на одном из занятий вместе с ребятами разбираем задания ВПР.3. Рекомендую детям во время проверочной работы обратить внимание на следующее:4. Перед началом выполнения работы необходимо пробежать глазами весь материал, чтобы увидеть, какого типа задания в нем содержатся, это поможет настроиться на работу.5. Затем внимательно просматривать весь текст каждого задания, чтобы понять его смысл (характерная ошибка во время проверочных работ - не дочитав до конца, по первым словам, учащиеся уже предполагают, ответ и торопятся его вписать).6. Рекомендуется начинать с более легких заданий, чтобы не тратить на них время.7. Если не знаешь ответа на вопрос или не уверен, пропусти его и отметь, чтобы потом к нему вернуться.Подготовку к ВПР учителя-предметники нашего ШМО ведут на уроке и во внеурочной деятельности на занятиях центра «Точки роста», кружков по предметам, элективных курсах. В своей работе используют различные учебные пособия по предметам. Типовые задания по подготовки ВПР (сборники). Используют и демоверсии работ, которые можно найти на просторах Интернета. Ежегодно в конце сентября и декабря в БОУ «Чекрушанская СОШ» проходит стартовый и промежуточный контроль по всем предмета. После проведения анализа этих работ, определён круг пробелов в знаниях учащихся. С учащимися проводят работу над ошибками. В конце года проводим промежуточную аттестацию по каждому предмету. Все эти мероприятия помогают обучающимся подготовится к ВПР.Что касается предметов ШМО естественно-математических дисциплин, то все мы знаем, что это одни из самых главных предметов в школе и здесь важно приучить ребят побеждать трудности упорным трудом. На каждом уроке изо дня в день мы ведём отработку вычислительных навыков, знаний компонентов и результата действия, а также умений решать уравнения, арифметические и геометрические задачи. Большое внимание мы уделяем развитию логического мышления, воображения и тренировке памяти. При подготовке к Всероссийским проверочным работам индивидуальные формы работы, включаем разнообразные методы и приёмы: тестовые работы, индивидуальные и групповые карточки, плакаты, презентации, проекты, творческие задания. Не секрет, что, в каждом классе есть слабые дети, которые требуют к себе особого внимания и времени. Такие дети находятся у нас на индивидуальном контроле. Своих учеников мы активно приучаем работать с разными источниками информаций, в том числе и с интернет-ресурсами.Для подготовки к ВПР я использовала интернет-сайты: - - демоверсии ВПР по всем предметам 2023 года;- НИКО (Национальные исследования качества образования)- размещен «Банк заданий» - образцы заданий по всем предметам. Потренировавшись, ученик уже будет лучше ориентироваться в форме и направленности вопросов. К тому же ребенок привыкнет к объему работ, который довольно внушителен. Если ориентироваться на задания тестов с сайта НИКО, то можно увидеть, что многие из них проверяют не только знания по школьной программе, но и общий кругозор ребенка. Многие вопросы формулируются исходя из современной картины событий и даже бытовых вещей. - неплохо могут помочь в подготовке ребенка и тестовые задания на сайте «Образовательные тесты» . Здесь можно проверить школьника на знания по всем предметам и выявить «слабые места», над которыми стоит поработать тщательнее; - также различные тестовые задания по всем предметам можно найти на Современном учительском портале . - Подготовка к ВПР 2024 (ВПР тесты) . - Образовательный портал для подготовки к ЕГЭ, ОГЭ, ВПР . - Учиу - российская онлайн-платформа, где учащиеся из всех регионов России изучают школьные предметы в интерактивной форме. В конце выступления ещё раз хочу сказать - мы все хотим, чтобы наши результаты были не хуже, чем у других, но постарайтесь обеспечить объективность выполнения работы, чтобы результатам можно было доверять. Это очень важно, прежде всего, для родителей: они смогут получить объективное представление о знаниях своих детей. Также очень важно сразу увидеть пробелы в подготовке ребенка, понять, какие трудности он может испытывать при обучении в основной, средней школе. И помочь ему, не дожидаясь, когда к шестому-седьмому классу проблемы в учёбе ребенка вырастут как снежный ком.