Публикации
"Теория и практика подготовки обучающихся к Всероссийской проверочной работе по предметам естественно-математических дисциплин"
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Теория и практика подготовки обучающихся к Всероссийской проверочной работе по предметам естественно-математических дисциплин"
Автор: Сажина Светлана Яковлевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Теория и практика подготовки обучающихся к Всероссийской проверочной работе по предметам естественно-математических дисциплин"
Автор: Сажина Светлана Яковлевна
Теория и практика подготовки обучающихся к Всероссийской проверочной работе по предметам естественно-математических дисциплин. Сажина С.Я.учитель физики, руководитель ШМО естественно-математических дисциплинБОУ «Чекрушанская СОШ»Тарского муниципального района Омской областиВ настоящее время оценочной процедурой Всероссийской системы качества образования в школе являются: Всероссийские проверочные работы (ВПР).Всё-таки чем ВПР отличается от школьных контрольных работ? Во-первых, это единые для всей страны задания – так больше возможности отследить уровень знаний в каждой конкретной школе и в регионе в целом. Во-вторых, это единые требования к процедуре проведения работы. В-третьих, использование современных технологий позволяет обеспечить практически одновременное выполнение работ школьниками всей страны.Тексты для контрольных работ разрабатываются на федеральном уровне подруководством Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Рособрнадзора на основе федеральных государственных образовательных стандартов.Цель ВПР – обеспечение единства образовательного пространства Российской Федерации и поддержки введения Федерального государственного образовательного стандарта за счет предоставления образовательным организациям единых проверочных материалов и единых критериев оценивания учебных достижений. Задачи ВПР:- выявление сильных и слабых сторон в подаче материала по определенному предмету и корректировка обучающего процесса;планирование процесса повышения квалификации педагогов на специальных курсах; - определение для педагога и родителей образовательной траектории учащегося и текущего уровня образованности школы, класса, ученика по отношению к требованиям, установленным ФГОС.Нужно помнить о том, что Всероссийские проверочные работы не являются итоговой аттестацией обучающихся, а представляют собой аналог годовых контрольных работ, традиционно проводившихся ранее в школах. Всероссийские проверочные работы лишь часть комплексной итоговой оценки обучающихся школы. Такие проверочные работы выстроены на единой критериальной основе, что позволяет диагностировать уровень подготовки школьников не только в разрезе образовательного учреждения, но и региона в целом.Специалисты утверждают, что ежегодное проведение ВПР в результате позволит: - психологически подготовить учащихся к экзаменам в старших классах, в частности к ОГЭ и ЕГЭ. - определить количество и уровень знаний, которые были получены в течение пройденного года обучения.- даст стимул к систематическим занятиям в течение всех лет обучения, а не только в выпускных классах. - будут видны недостатки учебной программы по проверяемым предметам.- родители будут в курсе уровня знаний своего ребёнка.- даст возможность улучшить общую систему обучения.Итоги ВПР не будут влиять на годовые оценки. Если говорить о подготовке к ВПР в 2023 году, можно выделить три составляющие готовности к ним: - информационная готовность (сроки, процедура проведения, структура заданий, знание правил поведения и т.д.); - предметная готовность (готовность по определённым предметам, умение выполнять задания);- психологическая готовность (эмоциональный «настрой», состояние внутренней готовности к определённому поведению, ориентированность на целесообразные действия).В первую очередь учителю-предметнику нужно разработать алгоритм подготовки к ВПР. На заседании ШМО естественно-математических дисциплин был разработан алгоритм подготовки обучающихся к ВПР:1. выписать перечень планируемых результатов по предмету (физика, математика, информатика, биология, химия, география);2. подобрать несколько заданий для проверки того, насколько усвоен каждый из этих предметов;3. провести повторение по разделам учебной предметной программы;4. выполнить несколько проверочных работ на все разделы программы, вместе обсуждать возможные стратегии выполнения работы, особенности формулировок заданий.5. вести учет выявленных пробелов для адресной помощи в ликвидации слабых сторон обучающихся.В каждом классе есть одарённые дети, и есть учащиеся со слабыми способностями. Надо работать с этими ребятами по определенным планам каждой группы, как на уроках, так и на занятиях внеурочной деятельности.Работа с одаренными детьми:- выполнение нестандартных заданий сформулированных в нетрадиционной форме: на уроках и во внеурочное время; - участие в дистанционных олимпиадах по предметам; - проведение пробных проверочных работ; - психологическая подготовка обучающихся к проведению ВПР.Работа со слабыми учащимися:- проведение дополнительных групповых и индивидуальных занятий с учащимися; - ежедневно на уроках проводить подготовку учащихся, совершенствовать методы и приёмы работы с текстовой информацией; - психологическая подготовка обучающихся к проведению ВПР.В своей работе при подготовке к ВПР не забывайте и про родителей. Поверьте, они сильнее переживают, чем их дети. Родителей тоже надо подготовить.Работа с родителями:- проведение классных родительских собраний по вопросам подготовки и участия в ВПР вместе с учителями-предметниками;- ознакомления родителей с нормативной базой и порядком проведения мониторинга; - индивидуальные консультации для родителей; - организация «горячей линии» для педагогов и родителей на школьном сайте, стенде; - психологическая подготовка родителей к проведению ВПР.Как помочь учащимся подготовиться к ВПР? На заседании ШМО естественно-матиматических дисциплин разработали рекомендацию при подготовки обучающихся к ВПР:Составьте план подготовки по вашему предмету и расскажите о нем учащимся. Составленный в начале года план-график, который максимально учитывает все события школьной жизни, праздники и мероприятия, позволит заранее спланировать объем и сроки изучения учебного материала. Важно дать учащимся информацию о графике работы на год, регулярно обращая их внимание на то, какая часть материала уже пройдена, а какую еще осталось пройти.Дайте учащимся возможность оценить их достижения в учебе. Обсуждая с учащимися пройденный материал, делайте акцент на том, что им удалось изучить и что у них получается хорошо. Ставьте перед ними достижимые краткосрочные учебные цели и показывайте, как достижение этих целей отражается на долгосрочном графике подготовки к ВПР.Не говорите с учащимися о ВПР слишком часто. Регулярно проводите короткие демонстрационные работы в течение года вместо серии больших контрольных работ за месяц до ВПР. Обсуждайте основные вопросы и инструкции, касающиеся ВПР. Даже если работа в классе связана с ВПР, не заостряйте на ни внимание.Используйте при изучении учебного материала различные педагогические технологии, методы и приемы. Учебный материал должен быть разнообразен: плакаты, интеллект-карты, презентации, ролевые игры, проекты, творческие задачи. Использование различных методов позволяет усваивать материал ученикам с различными особенностями восприятия информации. Учащиеся иногда могут считать предмет скучным, но большинство из них положительно воспримет учебный материал на альтернативных носителях информации, например на собственном сайте, или в группе в одной из социальных сетей.«Скажи мне - и я забуду, учи меня - и я могу запомнить, вовлекай меня - и я научусь» (Б. Франклин). Во время изучения материала важно, чтобы учащиеся принимали активное самостоятельное участие в его изучении - готовили совместные проекты и презентации в классе и по группам, обучали и проверяли друг друга.Научите учащихся работать с критериями оценки заданий. Покажите простой пример демонстрационного задания и разберите подробно, как оно будет оцениваться. Понимая критерии оценки, учащимся будет легче понять, как выполнить то, или иное задание.Не показывайте страха и беспокойства по поводу предстоящих ВПР. ВПР, безусловно, событие, которое вызывает стресс у всех его участников: учащихся, родителей, учителей, администрации образовательной организации. Негативные эмоции заразительны. Покажите на собственном примере, как можно справиться с переживаниями, чувствами и ими управлять.Хвалите своих учеников. Любому учащемуся важно опираться на свои сильные стороны и чувствовать себя уверенно на предстоящих проверочных работах. Однако похвала должна быть искренней и по существу. Убедитесь, что ваши ученики имеют реалистичные цели в отношении предстоящих проверочных работ.Общайтесь с коллегами! Перенимайте опыт у своих коллег. Используйте ресурсы профессионального сообщества. Знакомьтесь с опытом коллег, их идеями и разработками, применяйте их на практике.10. Обсуждайте с учащимися важность здорового образа жизни.Хороший сон и правильное питание, умение сосредоточиться и расслабиться после напряженного выполнения заданий вносят значительный вклад в успех на проверочной работе.Поддерживайте интересы учащихся заниматься дополнительно по вашему предмету. Личное пространство, не связанное с учебой, дает возможность переключаться на другие виды деятельности и в конечном итоге быть более эффективными при подготовке к ВПР. Общайтесь с родителями и привлекайте их на свою сторону! Родители всегда беспокоятся за своих детей и берут на себя больше ответственности за их успех на проверочной работе. Обсуждайте с ними вопросы создания комфортной учебной среды для учащегося дома, организации режима сна и питания ребенка, их тревоги и заботы.Учителя-предметники нашего ШМО естественно-математических дисциплин, прежде чем начать подготовку к ВПР делают анализ выполненных проверочных работ предыдущего года и каждый индивидуально разрабатывает алгоритм подготовки по своему предмету. В наше ШМО входит шесть учителей, которые ведут различные предметы: Сажина Светлана Яковлевна (физика, технология, изобразительное искусство); Иванова Светлана Владимировна (математика); Демчак Екатерина Владимировна (информатика, математика); Пилько Людмила Григорьевна (химия, биология); Слепов Александр Андреевич (география, физическая культура), Алексеева Г.Н (биология).Сажина Светлана Яковлевна, учитель физики разработала следующие рекомендации по подготовке обучающихся к ВПР по физике.Анализ результатов всероссийской проверочной работы по физике, проводимой для обучающихся 7 классов, позволяет предложить учителям физики, следующие общие методические рекомендации по подготовке обучающихся к ВПР 2024 года:1. Необходимо провести анализ типичных ошибок и затруднений, выявленных по результатам проведения предыдущих лет. Анализ проводится каждым учителем по результатам ВПР конкретной образовательной организации, муниципальным и районным методическими объединениями в сравнении с результатами региона и результатами в РФ.2. При обучении семиклассников решению задач, необходимо не решать как можно больше задач, а учить обучающихся методам и приемам решения физических задач. Одним из наиболее эффективных методов подготовки школьников к решению задач является метод анализа условия задачи. Очень часто обучающиеся не могут решить задачу, потому что не знают законов физики, а потому, что не понимают условия задачи. Не понимают того, что написано в условии. Поэтому нужно учить обучающихся внимательному прочтению условия задачи, анализу условия задачи. Для обучения данному методу не обязательно использовать задачи из сборников ВПР по физике 7 класса или заданий, размещенных на официальном сайте ВПР (СтатГрад), можно брать задачи и из сборников: Перышкин А. В. «Сборник задач по физике. 7 – 9 класс», Лукашик В. И., Иванова В. Е. «Сборник задач по физике. 7 – 9 класс», Степанова Г. Н. «Сборник задач по физике. 5 – 7 класс».3. Лучшему пониманию текстов заданий по физике способствует обучение школьников пониманию текстов физического содержания. Для организации такой работы не обязательно использовать какую-то дополнительную литературу по физике, достаточно правильно организовать работу с учебником. К тому же многие учебники физики, изданные в соответствии с требованиями ФГОС ООО, содержат параграфы для дополнительного чтения. Их так же можно использовать при обучении школьников работе с текстом физического содержания.4. Официальный сайт ВПР (СтатГрад) - - осуществляет информационное сопровождение всероссийских проверочных работ под руководством Рособрнадзора. Здесь размещены демонстрационные задания с ответами и критериями оценивания, различная информация о ВПР: план графики, порядок проведения, официальные документы и др. На сайте СтатГрад размещена информация для 4, 5, 6, 7 классов. Здесь можно познакомиться со 7 структурой проверочной работы, демонстрационными версиями работ по предметам, критериями оценивания. Очень важно знакомить школьников с критериями оценивания их работ. Ниже приведены некоторые примеры заданий, вызвавших затруднения у обучающихся, с критериями оценивания. Так как в БОУ «Чекрушанская СОШ» традиционно выпускники 9 и 11 классов выбирают одним из экзаменов физику, то в последние годы им приходится и проверочной работой сдавать физику, а пишут эту работу те, кто к физике не очень расположен во время учебы, то в 11 классе требуется повторение предыдущего материала.Также ВПР по физике, кроме 11 классов сдают второй год и 7, 8 классы. Поэтому и появилась рекомендации для повторения учебного материала к подготовке ВПР, которую и предлагаю.Цели: обобщение знаний учащихся, повторение курса физики, выявление пробелов в знании теории, привитие умений использовать знания на практике в конкретных ситуациях, умение анализировать тексты, работать на уровне понятийного аппарата, составляя ход эксперимента.План работы:1. Выясняю предполагаемые ВПР и планируем, что надо повторить в классе и индивидуально. Традиционно первое задание связано с методологией. Вспоминаем что такое явление, величина, единица измерения, прибор. Делаем таблицу с несколькими примерами.Дома ученики дополняют таблицу сами. Приводим примеры заданий из ВПР, их получаем в интернете.2. Работе с графиками. Вспоминаем виды графиков из кинематики и теплоты, электромагнетизма. Определяем характер графика: как изменяется величина, какие величины на графике, определяем вид движения: равномерное или ускоренное. Вспоминаем сопутствующие графику формулы расчетов величин скорости, ускорения, перемещения, чтобы перейти к выбору верных ответов или построить график по заданию. По графику температур определяем участки нагревания и охлаждения, плавления и кристаллизации и затем делаем выбор верных ответов. Отрабатываем конкретные задания.3. Отрабатываются умения показывать векторы сил в разных случаях. Вспоминаем от чего зависит действие силы – точки приложения, модуля и направления. Рассматриваем разные случаи – тело на опоре, тело на наклонной плоскости, тело на подвесе, тело в воде. Вспоминаем какие силы возникают при этом и ученики делают рисунки векторов сил. Следующий круг вопросов – когда возникает ускорение, что такое равнодействующая сила и как направлено ускорение, с чем оно сонаправлено. Рассматриваем случаи равномерного, равноускоренного прямолинейного и криволинейного движений. Вспоминаем все виды сил и их определения. Затем идет отработка заданий из интернета.4. Работа с текстом, в котором пропущены слова. Здесь необходимо вспомнить, что такое энергия, виды механической энергии, внутреннюю энергию, выяснить от чего и как они зависят. Повторяем понятия импульс, закон сохранения импульса. Всё отрабатываем на заданиях типа: груз, подвешенный к пружине, совершает свободные колебания между точками 1 и 3. При перемещении от 1 к 2 потенциальная энергия груза, скорость, масса груза. Пропущенные слова: 1.увеличивается, 2.уменьшается, 3.не изменяется. 5. Как выполняются задания исследовательского характера. Выполняем задания разных типов.6. Работа по текстам, рекомендации по работе: внимательно читаем текст и задания, находим два ответа в тексте, а по третьему уметь делать выводы из текста, применяя свои знания. Отрабатываем упражнения с текстами.Следующие занятия ученики работают с интернетом индивидуально, получая поддержку учителя по необходимости. Все что записано учениками это своеобразная шпаргалка для учеников при самостоятельной работе.Иванова Светлана Владимировна, учитель математики готовит обучающихся к ВПР по своим разработанным рекомендациям:Выписать перечень планируемых результатов по математике из основной образовательной программы среднего общего образования. Подобрать несколько заданий для проверки того, насколько усвоен каждый из этих планируемых результатов. Провести повторение по разделам учебной предметной программы. Выполнить несколько проверочных работ на все разделы программы, вместе обсуждать возможные стратегии выполнения работы, особенности формулировок заданий и т.д. Вести учёт выявленных пробелов для адресной помощи в ликвидации слабых сторон обучающихся. проанализировать типичные ошибки класса и отдельных учеников; составить план коррекционной работы по устранению пробелов в знаниях для учащихся с низкой мотивацией к учебной деятельности; продумать систему работы с учащимися, которые показали на ВПР высокие результаты для поддержания на высоком уровне и развития интереса этих школьников к предмету, для повышения уровня их успешности в освоении предметных и метапредметных умений. Организуя учебный процесс, особое внимание следует уделять развитию и совершенствованию умений:решать текстовые задачи; осуществлять переход от одной формы записи чисел к другой; работать с информацией, представленной в графическом, текстовом, табличном виде; решать геометрические задачи. 6. Для подготовки к ВПР по математике рекомендовать ученикам и их родителям использовать ресурсы образовательного портала «РешуВПР», официальный сайт ВПР (СтатГрад) – , официальный сайт Рособрнадзора – .Пилько Людмила Григорьевна, учитель химии, биологии, математике в своей практике при подготовке к ВПР использует свой подход, который фиксирует в таблице.Алексеева Галина Николаевна, учитель биологии разработала свои рекомендации при подготовке к ВПР по биологии:1. В начале каждого урока провожу пятиминутки повторения, включающие фронтальное решение отдельных заданий с экрана. Использую работы, составленные учениками. Провожу тесты в форме ВПР. Предлагаю домашние задания на выполнение заданий из демоверсий ВПР.2. Распечатка вариантов демоверсии на весь класс и на одном из занятий вместе с ребятами разбираем задания ВПР.3. Рекомендую детям во время проверочной работы обратить внимание на следующее:4. Перед началом выполнения работы необходимо пробежать глазами весь материал, чтобы увидеть, какого типа задания в нем содержатся, это поможет настроиться на работу.5. Затем внимательно просматривать весь текст каждого задания, чтобы понять его смысл (характерная ошибка во время проверочных работ - не дочитав до конца, по первым словам, учащиеся уже предполагают, ответ и торопятся его вписать).6. Рекомендуется начинать с более легких заданий, чтобы не тратить на них время.7. Если не знаешь ответа на вопрос или не уверен, пропусти его и отметь, чтобы потом к нему вернуться.Подготовку к ВПР учителя-предметники нашего ШМО ведут на уроке и во внеурочной деятельности на занятиях центра «Точки роста», кружков по предметам, элективных курсах. В своей работе используют различные учебные пособия по предметам. Типовые задания по подготовки ВПР (сборники). Используют и демоверсии работ, которые можно найти на просторах Интернета. Ежегодно в конце сентября и декабря в БОУ «Чекрушанская СОШ» проходит стартовый и промежуточный контроль по всем предмета. После проведения анализа этих работ, определён круг пробелов в знаниях учащихся. С учащимися проводят работу над ошибками. В конце года проводим промежуточную аттестацию по каждому предмету. Все эти мероприятия помогают обучающимся подготовится к ВПР.Что касается предметов ШМО естественно-математических дисциплин, то все мы знаем, что это одни из самых главных предметов в школе и здесь важно приучить ребят побеждать трудности упорным трудом. На каждом уроке изо дня в день мы ведём отработку вычислительных навыков, знаний компонентов и результата действия, а также умений решать уравнения, арифметические и геометрические задачи. Большое внимание мы уделяем развитию логического мышления, воображения и тренировке памяти. При подготовке к Всероссийским проверочным работам индивидуальные формы работы, включаем разнообразные методы и приёмы: тестовые работы, индивидуальные и групповые карточки, плакаты, презентации, проекты, творческие задания. Не секрет, что, в каждом классе есть слабые дети, которые требуют к себе особого внимания и времени. Такие дети находятся у нас на индивидуальном контроле. Своих учеников мы активно приучаем работать с разными источниками информаций, в том числе и с интернет-ресурсами.Для подготовки к ВПР я использовала интернет-сайты: - - демоверсии ВПР по всем предметам 2023 года;- НИКО (Национальные исследования качества образования)- размещен «Банк заданий» - образцы заданий по всем предметам. Потренировавшись, ученик уже будет лучше ориентироваться в форме и направленности вопросов. К тому же ребенок привыкнет к объему работ, который довольно внушителен. Если ориентироваться на задания тестов с сайта НИКО, то можно увидеть, что многие из них проверяют не только знания по школьной программе, но и общий кругозор ребенка. Многие вопросы формулируются исходя из современной картины событий и даже бытовых вещей. - неплохо могут помочь в подготовке ребенка и тестовые задания на сайте «Образовательные тесты» . Здесь можно проверить школьника на знания по всем предметам и выявить «слабые места», над которыми стоит поработать тщательнее; - также различные тестовые задания по всем предметам можно найти на Современном учительском портале . - Подготовка к ВПР 2024 (ВПР тесты) . - Образовательный портал для подготовки к ЕГЭ, ОГЭ, ВПР . - Учи.ру - российская онлайн-платформа, где учащиеся из всех регионов России изучают школьные предметы в интерактивной форме. В конце выступления ещё раз хочу сказать - мы все хотим, чтобы наши результаты были не хуже, чем у других, но постарайтесь обеспечить объективность выполнения работы, чтобы результатам можно было доверять. Это очень важно, прежде всего, для родителей: они смогут получить объективное представление о знаниях своих детей. Также очень важно сразу увидеть пробелы в подготовке ребенка, понять, какие трудности он может испытывать при обучении в основной, средней школе. И помочь ему, не дожидаясь, когда к шестому-седьмому классу проблемы в учёбе ребенка вырастут как снежный ком.