Публикации Технология детской мультипликации как средство развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста.

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Технология детской мультипликации как средство развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста.
Автор: Новацких Светлана Сергеевна

Технология детской мультипликации как средство развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста.Развитие творческого воображения является неотъемлемой частью процесса воспитания и образования детей. В настоящее время, когда новые технологии играют значительную роль в жизни общества, это становится особенно актуальным.Однако, с развитием технологий и перенасыщением информацией, дети сталкиваются с рядом вызовов, связанных с ограничением своего воображения. Поэтому важно уже с самого раннего детства уделять внимание развитию воображения, художественным и творческим способностям у детей.В этом вопросе активно участвует Министерство образования и науки Российской Федерации. В постановлении № 1155 от 17 октября 2013 года «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» отмечается необходимость создания благоприятных условий для развития творческого потенциала детей, учитывая их возрастные и индивидуальные особенности. Там же подчеркивается важность развития воображения и его проявление в различных видах деятельности.Кроме того, развитию творческого потенциала уделяется внимание в утвержденной Федеральной образовательной программе дошкольного образования ( Министерства просвещения Российской Федерации от 25 ноября 2022 г. № 1028). В программе подчеркивается, что каждый ребенок обладает индивидуальными способностями и талантами, которые следует активно развивать. Программа рекомендует создавать условия для самовыражения и самореализации ребенка, а также предоставлять доступ к различным сферам искусства, научных открытий и практической деятельности.Исследования, проводимые учеными, активно изучают проблему развития творческого воображения. Работы выдающихся авторов, таких как Л.С. Выготский, Е.Е. Сапогова, Л.А. Венгер, А.В. Давыдова, А.И. Кириллова, О.М. Дьяченко, С.Л. Рубинштейн, Е.Г. Игнатьев, А.В. Петровский, В.А. Крутецкий, Ю.А. Полуянова и других, посвящены данной проблематике. В их работах подчеркивается, что творческое воображение является условием для творческого преобразования знаний, саморазвития личности и определяет успех в любой сфере деятельности.Интенсивное развитие творческого воображения начинается примерно в 5 лет. Если в этот период не уделять внимания развитию воображения, то в дальнейшем прослеживается быстрое снижение активности этой функции. С уменьшением способности к фантазированию личность детей становится беднее, снижается возможность для творческого мышления, угасает интерес к искусству и творческой деятельности.Одним из мощных инструментов для развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста является технология детской мультипликации. Мультфильмы не только развлекают и увлекают детей, но и стимулируют их воображение, помогая им выражать свои мысли и идеи.Мультфильмы позволяют детям создавать образы, передавая свои мысли и чувства через графические изображения и персонажей. Кроме того, технология детской мультипликации развивает творческое мышление и инновационное мышление. Дети сталкиваются с различными задачами и проблемами при создании мультфильмов - от разработки идеи до создания героев и сюжета. Это требует от них поиска новых и нестандартных решений, а также развития своего творческого потенциала. Дети учатся мыслить креативно, находить неожиданные и интересные способы представления информации.Не менее важной особенностью технологии детской мультипликации является развитие коммуникативных навыков. Для создания мультфильма дети должны работать в команде, сотрудничать, обмениваться идеями и комментариями. Это помогает детям научиться выражать свои мысли и понимать точку зрения других людей. Они становятся более уверенными в социальной среде и развивают навыки эффективного общения.Так же, технология детской мультипликации способствует развитию требуемых навыков для успешной адаптации в современном мире. Дети учатся работать с новыми технологиями, программным обеспечением и компьютерными инструментами. Это помогает им развивать цифровую грамотность и быть готовыми к технологическому прогрессу. Так, на базе нашего дошкольного учреждения, нами был проведен комплекс диагностических процедур с детьми старшего дошкольного возраста по выявлению уровня развития творческого воображения. Данный комплекс включил в себя: «Беседа с детьми без наглядности», «Беседа с детьми (с наглядностью)», тест «Закончи рисунок» (П. Торренс) и методика «Сочинение сказки» (О.М. Дьяченко).Результаты комплекса диагностических процедур показали, что только 20% дошкольников имеют высокий уровень развития творческого воображения. Им характерно получение удовольствия от процесса создания художественного образа, самостоятельность, умение легко комбинировать способы создания образа и находить многообразие путей решения возникшей художественной проблемы. Кроме того, отличительными особенностями данного уровня являются оригинальность художественного образа, умение комбинировать основные приемы воображения, создание «мистического» (фантазийного) образа и способность воспринимать художественный образ в целом, без деталей.Средний уровень развития творческого воображения у 50% детей старшего дошкольного возраста, для которого характерно проявление фрагментарной самостоятельности и нахождением только нескольких путей в решении возникшей художественной проблемы. Отсутствует ярко выраженная оригинальность, присутствуют штампы в создании образов. Характерной чертой данного уровня является создание «натурального» образа и эпизодическое соотношение образа с деталями. Дети затрудняются при выполнении заданий, не могут приступить к заданию без подсказок и наводящих вопросов взрослого. Низкий уровень развития творческого воображения демонстрируют 30% дошкольников, которому характерно неспособность видеть художественную проблему, а также отсутствие адекватных путей для ее решения. Сюда относится создание репродуктивных образов с использованием образцов и штампов, и отсутствие целостного художественного образа.Исходя из выше изложенного, для детей старшего дошкольного возраста нами была разработана дополнительная общеразвивающая программа «Мульти – пульти МИКС» Целью данной программы служит обучение основам мультипликации детей старшего дошкольного возраста. Задачи программы включают в себя:- Обучать основам работы с графическими программами и техниками анимации.- Развивать творческое воображение через создание собственных мультфильмов в различных техниках детской мультипликации.- Вызвать интерес к технологии детской мультипликации.Для реализации программы был обогащен «Центр творчества» материалами для поддержания интереса детей старшего дошкольного возраста к мультипликации (интерактивные средства: компьютер, камера, микрофон и т.д.; мультстанок; материалы, для изготовления анимационных персонажей (краски, карандаши, пластилин, бумага и так далее)), а так же разработана система совместно-образовательной деятельности, направленной на развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста посредством технологии детской мультипликации, которая включила в себя: работу с родителями (консультация «Что такое мультипликация», мастер- класс «Мультипликация для начинающих», семинары – практикумы, проект «Какие они мультики?», конкурс «Мир мультфильмов»);- работу с педагогами (консультация «Формирование творческого воображения детей старшего дошкольного возраста посредством мультипликации», теоретический семинар «Развитие творческого воображения через мультипликацию», мастер – класс «Мы делаем мультфильм» и др.);- работу с детьми старшего дошкольного возраста (Беседа « Все о мультипликации», Квест-игра «Наши мультфильмы», познавательное занятие «Как делают мультфильм», «Знакомство с Windows Movie Maker», а так же перспективное планирование мероприятий по созданию собственных мультфильмов). Результатом программы послужило то, что дети старшего дошкольного возраста смогли создать мультфильмы, полные ярких цветов, оригинальных персонажей и увлекательных сюжетов («Путешествие осеннего листочка», «Чебурашка идет в армию», «Осторожно, гололед!», «Новый год!», «Однажды в лесу», «Сказка про рыбку», «Метеоролог»). По итогам реализации программы были выявлены существенные изменения: высокий уровень составил 40% детей старшего дошкольного возраста, средний уровень продемонстрировали 60%, низкий уровень творческого воображения не наблюдается.Таким образом, можно сделать вывод, что технология детской мультипликации является эффективным средством развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста.