Публикации «Активизация интеллектуальной и творческой деятельности обучающихся по конструированию и моделированию из бумаги»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Активизация интеллектуальной и творческой деятельности обучающихся по конструированию и моделированию из бумаги»
Автор: Дмитренко Людмила Николаевна

Активизация интеллектуальной и творческой деятельности обучающихся по конструированию и моделированию из бумагиДмитренко Людмила НиколаевнаПедагог МБОУ ДО ГДТ «Академия талантов» г. Новый Уренгой,2024г.В статье рассматривается проблема формирования творчества в конструировании и моделировании из бумаги. Освещены особенность и главные тенденции конструирования и моделирования из бумаги. Отражен тот факт, что именно в современном учреждении конструирование и моделирование из бумаги является довольно популярным видом изобразительного творчества. Конструирование и моделирование из бумаги дает возможность посмотреть ребятам с другой стороны на простой лист бумаги, заметить в нем колоритные возможности с целью осуществления собственных замыслов. Что является значимым фактом для становления ребенка как личности. Сущность творчества заключается в создании нового, не только в специальных видах деятельности, но и в повседневной жизнедеятельности. Люди каждый день решают многочисленные задачи. И при решении этих задач человек находит новый путь их решения и производит что- то новое, т.е. происходит процесс творчества. И тут требуются такие качества, как логически мыслить, принимать неординарные решения, развитое воображение, предприимчивость, изобретательность.Дети рождаются с потенциальными задатками. Главная задача образования раскрыть их и развить. Развить способности можно в процессе активной деятельности, дать ребенку установку, основу выполнения работы, создать условия. Как писал Паустовский К. Г.: «Порыв к творчеству может также легко угаснуть, как и возник, если оставить его без пищи»В современных условиях развития концепции и практики детского конструктивного творчества важную роль обретает обеспечение условий для реализации ребенком собственных задумок в работе с бумагой. Немаловажным фактором является то, что знания и умения, полученные детьми в процессе конструирования и моделирования из бумаги, активно ими применялись и интерпретировались в процессе формирования ярких образов. Конструирование и моделирование из бумаги — это один из видов конструктивно-пластического творчества, в основе которого лежит работа с различными видами бумаги, связанная с созданием пластических образов путем изменения плоскости листа с помощью разнообразных приемов (сгибания, скручивания, надрезания, обрывания и т. д.).Возможность создавать что-либо новое, необычное закладывается в детстве, через развитие высших психических функций, таких, как мышление и воображение. Именно их развитию необходимо уделить наибольшее внимание в воспитании ребенка в возрасте от 5 до 12 лет. Этот период ученые называют сенситивным, т.е. наиболее благоприятным для развития образного мышления и воображения. Что такое воображение? Воображение — это присущая только человеку возможность создания новых образов (представлений) путем переработки предшествующего опыта. Воображение часто называют фантазией, оно является высшей психической функцией и отражает действительность. Однако с помощью воображения осуществляется мысленный отход за пределы непосредственно воспринимаемого. Основная его задача — представление ожидаемого результата до его осуществления. С помощью воображения у нас формируется образ никогда не существовавшего или не существующего в данный момент объекта, ситуации, условий. В развитии воображения можно выделить три основных компонента этой функции: опора на наглядность, использование прошлого опыта и особая внутренняя позиция. Основное свойство воображения – способность видеть целое раньше частей – обеспечивается целостным контекстом или смысловым полем предмета или явления. Это позволяет нам рассматривать воображение как средство привнесения ребенком смысла в различные сферы его жизнедеятельности. Воображение складывается в процессе развития ребенка, в его деятельности и под влиянием условий жизни, обучения и воспитания, проходя становление от непроизвольного, пассивного, воссоздающего к произвольному творческому. Решая любую мыслительную задачу, мы используем какую-то информацию. Однако бывают ситуации, когда имеющейся информации недостаточно для однозначного решения. Это так называемые задачи большой степени неопределённости. Мышление в этом случае почти бессильно без активной работы воображения. Воображение обеспечивает познание, когда неопределенность ситуации весьма велика. Это общее значение функции воображения и у детей, и у взрослых. Теперь становится понятным, почему так интенсивна функция воображения у детей от дошкольного до подросткового возраста. Их собственный опыт и возможность объективно оценивать окружающий мир недостаточны. «Поле неопределенности» в восприятии жизни так высоко, что решить постоянно возникающие перед ним проблемы ребенок может только с привлечением воображения, фантазии. Последние заменяют им недостаток знаний и опыта и помогают относительно уверенно чувствовать себя в сложном и изменчивом мире. В процессе восприятия ребенок постоянно обогащается впечатлениями о предметах, явлениях и связях между ними. Но так как жизненный «багаж» ребенка очень мал и возможность оценки «Что я вижу?» ограничена, в его психике происходит постоянное перекомбинирование впечатлений. Возникает множество сочетаний, рождающих новые связи между явлениями и предметами. Фантазия, как и другие психические функции, претерпевает изменения с возрастом ребенка. Старший дошкольный и младший школьный возраст характеризуются активизацией функции воображения. Вначале воссоздающего (позволявшего в более раннем возрасте представлять сказочные образы), а затем и творческого (благодаря которому создается принципиально новый образ). Этот период — сензитивный для формирования фантазии. Дети младшего школьного возраста большую часть своей активной деятельности осуществляют с помощью воображения. Их игры — плод буйной работы фантазии. Они с увлечением занимаются творческой деятельностью. Психологической основой последней также является воображение. Когда в процессе учебы дети сталкиваются с необходимостью осознать абстрактный материал и им требуются аналогии опоры при общем недостатке жизненного опыта, на помощь ребенку тоже приходит воображение. Эти возрастные изменения необходимо учитывать при организации воспитательного, учебного процессов, а также при проведении диагностики воображения развивающего обучения. Таким образом, значение функции воображения в психическом развитии велико. Однако фантазия, как и любая форма психического отражения, должна иметь позитивное направление развития. Она должна способствовать лучшему познанию окружающего мира, самораскрытию и самосовершенствованию личности, а не перерастать в пассивную мечтательность, замену реальной жизни грезами. Бумага — это наиболее простой, приемлемый и легкообрабатываемый материал, используемый для художественного творчества детей дошкольного возраста. В процессе знакомства с материалом, техникой и методами обрабатывания бумаги, дети овладевают навыками как графического, так и пластического изображения объектов, овладевают в объемной и силуэтной форме, фигурально, по-новому преобразовывать собственные эмоции, получаемые в процессе знакомства с окружающим миром. Общепринято выделять разнообразные виды изделий из бумаги: изделия из полосок, изделия в технике аппликации, изделия на основе коробочек, конусов, цилиндров; изготовление различных макетов; поделок в технике оригами. Для проведения занятий по моделированию и конструированию из бумаги нет необходимости применять специальных устройств, особо оснащенной трудовой зоны. Довольно лишь несколько листов бумаги и самого малого количества инструментов, которые есть у любого ребенка (ножницы, линейка, карандаш, ластик). Так, например фигуры оригами можно складывать в том месте, где удобно, в любых условиях — так как нужны только ручки, безусловно, и листок бумаги. При этом используют бумагу непосредственно в зависимости от идеи и назначения будущего изделия, которую различают по толщине, фактуре, текстуре и расцветке. В случае работы, связанной со складыванием, применяю тонкую писчую и цветную бумагу. Более плотная бумага, такая как картон, полукартон, используются для изготовления различных конструкций. Обучившись сминать бумагу, разрывать, разрезать, завертывать в жгуты, гнуть в различных направлениях, освоив умения работать с чертежами, схемами, стандартами, ребенок сможет сделать самые разнообразные изделия, начиная от игрушки и заканчивая плоскостными и объемными композициями. Немаловажным фактором для будущих школьников, готовящихся к овладению письмом, является конструирование, и моделирование из бумаги, поскольку это позволяет развивать у ребенка умение трудиться ручками под контролем сознания, совершенствовать мелкую моторику рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера. В период деятельности у ребенка формируется память, улучшаются трудовые умения, вырабатывается культура труда, детей обучают прилежности, мастерству аккуратно и практично применять использованный материал, содержать в чистоплотности рабочее место. Интересные занятия дают возможность ребятам раскрыть в себе творческие способности, развить воображение, эстетический вкус. Помимо этого, данные занятия формируют коммуникативные умения ребенка, так как именно формирование предметных композиций требует участия многих людей, группы. Большую значимость играет тот факт, что занятия по конструированию и моделированию дают возможность организовать свободное время детей дошкольного возраста, не только в дошкольных образовательных учреждениях, но и дома. Изготовление простых бумажных игрушек знакомят детей с удивительным миром конструктивно-пластического творчества. Важным обстоятельством формирования у ребенка конструктивной деятельности необходимо считать игру с бумажной постройкой. По этой причине немаловажно перед началом конструирования привести детей к осмыслению цели: построить столик для куколки из бумаги, кормушку для снегирей, которая их кормит, и т. д. Данное порождает у ребенка стремление создавать, формирует заинтересованность к играм с элементами конструирования. Так, например, у детей старшего дошкольного возраста занятия конструированием по замыслу обязательны. Они содействуют формированию у детей мастерства без помощи других планировать тему постройки, выбирать необходимый использованный материал, определять процедуру действий, ориентироваться на плоскости, намечать очертания будущей конструкции. Работа детей может протекать проходить равно как в персональной, так и в коллективной формах. Коллективное конструирование в первую очередь эффективнее проводить с детьми старшего возраста, в этом случае столы сдвигаются таким образом, чтобы за ними смогло работать по 3–4 человека. Подобные занятия содействуют развитию у детей умений вместе составлять план своей деятельность, приходить к соглашению, разделять прямые обязанности, группировать постройки общим сюжетом. В ходе деятельности ребята обладают возможность заимствовать друг у друга увлекательные полезные решения. Дети старшего дошкольного возраста имеют возможность осуществлять аппликации из кусочков бумаги, выбирая их согласно размеру, расцветке. Они формируют украшающие букеты, картины, применяют их при оформлении игр, торжеств, отдыха. Наклеивание аппликаций часто принимает коллективный характер. Например, дети 5 лет вырезывают из бумаги, сложенной вдвое, елочки, а дети 6 лет — хоровод. Затем на большом листе бумаги — полянке они наклеивают фигурки кукол в хороводе и в некоторых частях листа — елочки. Получается сюжетная картина «Веселый хоровод» [3, с.64]. Таким образом, конструирование из бумаги относится к художественной деятельности. При этом, несмотря на всю привлекательность, конструирование из бумаги с использованием разной техники является самым сложным видом этой деятельности. Оно предполагает наличие у детей хорошо развитых пространственных представлений и не позволяет им действовать путем проб и исправлять неверные действия, так как складывание, разрезание и т. п. исправить уже нельзя, а значит, нельзя добиться и успеха. Поэтому традиционная методика построена на наглядном и подробном объяснении процесса изготовления каждой конкретной игрушки. В результате у детей формируется только репродуктивная деятельность (умение повторить образец) и установка на воспроизведение уже хорошо знакомого, что не способствует развитию инициативного, самостоятельного конструирования творческого характера. В сегодняшний день принято дифференцировать большое количество различных техник в конструировании и моделировании из бумаги. Техники конструирования и моделирования из бумаги Процесс создания изделий путем конструирования и моделирования из бумаги исполняются согласно конкретной схеме, в конкретной очередности и могут помочь ребятам изучать наиболее различные технологические процессы, начиная с простейших конструкторских задач. Знакомство детей с различными геометрическими фигурами: кругом, треугольником, квадратом, трапецией и т. д., происходит в процессе складывания и склеивания бумажных поделок. В этом процессе дети обучаются ориентироваться в пространстве и на листе бумаги, разделяет единое на части, находить вертикаль, горизонталь, диагональ, узнают многое другое, что относится к геометрии и математике. Такая деятельность имеет большое значение в развитии творческого воображения ребенка, его фантазии, художественного вкуса, аккуратности, умения бережно и экономно использовать материал, намечать последовательность операций, активно стремиться к получению положительного результата, содержать в порядке рабочее место. Дети овладевают навыками и культурой труда, что важно для их подготовки к успешному обучению в школе. Не случайно А. Лилов рассматривает творчество как человеческую деятельность высшего уровня познания и преобразования окружающего природного и социального мира. Творческие возможности детей проявляются уже в дошкольном возрасте. Дети делают множество открытий и создают интересный, порой оригинальный продукт в виде рисунка, конструкции, стихотворения. Однако для реализации такого развития необходимы условия, при которых дети с удовольствием рисуют, лепят, вырезают и наклеивают, конструируют разные объекты.Литература: Бычкова З. Н., Степанова Н. А. Конструирование из бумаг как средство развития творческих способностей у старших дошкольников // Международный студенческий научный вестник. — 2018. — № 5 — С. 1–8 (С. 6) Гурвиц В. Н. Развитие творчества в конструировании и моделировании из бумаги у детей старшего дошкольного возраста // Наука и школа. — 2012. -№ 3. — С. 121–124. Лиштван З. В. Конструирование: пособие для воспитателя детского сада. / З. В. Лиштван — М.: Просвещение. 1981–159 с. (С.64) Лилов А. Природа художественного творчества. М.: Искусство, 1981. 479 с.Пожалуйста, не забудьте правильно оформить цитату:Донцова, М. А. Формирование творческих способностей в конструировании и моделировании из бумаги у детей старшего дошкольного возраста / М. А. Донцова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 9.1 (247.1). — С. 62-66. — URL: (дата обращения: 31.03.2024).