Публикации
Обобщение педагогического опыта по теме: «Инновационные педагогические технологии в работе современного учителя начальной школы в рамках ФГОС»
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Обобщение педагогического опыта по теме: «Инновационные педагогические технологии в работе современного учителя начальной школы в рамках ФГОС»
Автор: Шишаева Елена Валерьевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Обобщение педагогического опыта по теме: «Инновационные педагогические технологии в работе современного учителя начальной школы в рамках ФГОС»
Автор: Шишаева Елена Валерьевна
Шишаева Елена Валерьевна, учитель начальных классов
МБОУ Сорская ООШ №2 им. Толстихиной Ю. Н.,
г. Сорск, Республика Хакасия
Обобщение педагогического опыта по теме:
Инновационные педагогические технологии в работе современного учителя начальной школы в рамках ФГОС
Стремительно меняется время, меняется общество и отношения между людьми, меняется мир. Но неизменной остается роль учителя. Понятие школа происходит от латинского shola - лестница. И на первой ступеньке этой длинной лестницы, долгого пути по стране знаний ребёнка встречает учитель начальных классов. И от того, какова его профессиональная подготовка, внутренняя и внешняя культура, степень любви к работе и детям, будет зависеть успешность всего жизненного пути ребенка. Потому так важна в общеобразовательной школе личность учителя начальных классов! Имени первого учителя ребёнок не забывает никогда!
Ребенок ждет встречи со школой, проявляет интерес ко всему, что с ней связано. Как скоро и как успешно он приспособится к новой жизни, во многом зависит от меня. И вот передо мной встал вопрос: как сделать процесс обучения еще более интересным и продуктивным, чтобы в него были вовлечены практически все учащиеся, чтобы не было среди них скучающих и безразличных.
Для меня очень важно, прежде всего, научить ребят самостоятельно мыслить, искать необходимую информацию, сопоставлять факты. Тогда они не перестанут учиться всю жизнь, независимо от своей профессии, обгоняя меня и самих себя. Лев Николаевич Толстой писал: Знание только тогда знание, когда приобретено усилиями своей мысли, а не памятью…..
Работая в младших классах, мы всегда задумываемся над тем, какими станут наши ученики, когда повзрослеют. Конечно же, мы мечтает о том, чтоб чтобы они были знающими, ответственными, творческими людьми. Сегодня уже недостаточно обеспечить овладение школьниками суммой знаний, важнее научить хотеть учиться.
В.А.Сухомлинский писал: Учение не должно сводиться к беспрерывному накоплению знаний, к тренировке памяти…хочется, чтобы дети были путешественниками, открывателями и творцами в этом мире.
Технология обучения - это совокупность методов и средств обработки, представления, изменения и предъявления учебной информации, с другой - это наука о способах воздействия преподавателя на учеников в процессе обучения с использованием необходимых технических или информационных средств. Педагогическое мастерство учителя состоит в том, чтобы отобрать нужное содержание, применить оптимальные методы и средства обучения в соответствии с программой и поставленными образовательными задачами. Технология обучения - системная категория, структурными составляющими которой являются:
цели обучения;
содержание обучения;
средства педагогического взаимодействия;
организация учебного процесса;
ученик, учитель;
результат деятельности.
В нашем образовательном учреждении на ШМО с обобщением опыта работы по темеМесто современных педагогических технологий в начальной школе в рамках ФГОС.
Цель моего обобщения опыта работы в том, чтобы не убить интерес ученика к работе, а стремиться развивать его, не оставляя чувства тревоги и неуверенности в своих силах. Главное в этом - уважение к личности ученика. Этому способствуют данные педагогические технологии в начальной школе, которые я представляю в опыте работы, а именно, информационно- коммуникационные, здоровьесберегающие, проектную деятельность, групповую и парную работу.
Конфуций писал: "Учитель и ученик растут вместе". Современные технологии позволяют расти как ученикам, так и учителю. Так думаю и я, что развиваясь и подбирая новые формы работы, я развиваюсь сама и эффективно даю знания своим ученикам.
Перед учителем образовательного учреждения стоят задачи:
опираться на достижения предыдущего возраста;
стремиться мобилизовать потенциальные возможности конкретного возраста;
подготовить "почву" для последующего возраста, т. е. ориентироваться не только на наличный уровень, но и на зону ближайшего развития мотивов к учебной деятельности.
Существует множество интересных определений сущности педагогических технологий - термина, ставшего довольно популярным в последнее десятилетие:
*Технология - это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, в искусстве ("Толковый словарь русского языка").
*Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих социальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть инструментарий педагогического процесса (Б. Т. Лихачев).
*Инновационные педагогичекие технологии -нововведениявобразовательнойобласти,вкоторыхнаходятвоплощение
комплексноеиспользованиеновейшихдостиженийдидактикииперестройкаобразовательногопроцессавпланереализациипринциповгуманизациии
личностнойориентацииобучаемых.
Таким образом, педагогическая технология функционирует и в качестве образования и науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы способов, принципов, применяемых в обучении, и в качестве реального процесса обучения.
Для решения поставленных задач и успешной реализации учебно-воспитательного процесса в условиях ФГОС в своей работе активно применяю современные педагогические технологии, которые способствуют созданию оптимальных условий для развития способностей детей, их самовыражению, самореализации.
Самые применяемые и используемые педагогические технологии:
* технологииличностно-ориентированного развивающегообразования на основесистемно-деятельностного подхода
* технологии, основанные науровневой дифференциацииобучения
* технологии, основанные на созданииучебных ситуаций
*технологии, основанные на реализациипроектной деятельности
*технологии, основанные навстроенностисистемы текущего, промежуточного и итоговогооцениванияв учебный процесс
* проектная технология
*информационно-коммуникативные технологии
* здоровьесберегающие технологи
* игровые технологии
* технология КТД
В течение последних лет в процессе реформирования системы образования все более распространяются инновационные методы обучения и педагогические технологии, направленные на развитие творческой, инициативной личности.
Выпускник школы должен проявить гибкость мышления, способность нешаблонно решать разнообразные практические и теоретические задачи, обладать высоким уровнем развития логического мышления. Это требует широкого введения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности, способных дать учащимся навык самообразования на основе знания о системе наук.
Современные педагогические технологии обладают существенным признаком – наличием чётко поставленной цели обучения и соответствующего ей педагогического результата, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Дети приобретают знания на научной основе.
Действительно, использование в учебном процессе новых технологий активизирует учащихся на протяжении всего урока, формирует их познавательные интересы и стремление к овладению знаниями, оказывает положительное воспитывающее действие.
Я считаю, что одним из условий, при котором педагогические технологии эффективны, является желание детей работать в парах, группах, использовать дидактические игры, исследовать и добывать новые знания.
Таким образом, использование современных педагогических технологий в учебном процессе начальной школы отвечает функциональным особенностям и психофизическому развитию младших школьников, а организация обучения с использованием педагогических технологий выигрывает по сравнению с традиционным обучением. В этом новизна и инновационность педагогического опыта.
В младших классах много учебной деятельности, усвоение которой требует достаточно большого количества повторений. Одним из наиболее эффективных средств для развития познавательной активности младших школьников являются дидактические игры-тренажеры, которые позволяют сформировать умения и выработать навыки у учащегося в соответствии с гуманистическим подходом. Использование дидактических игр-тренажёров позволяет существенно интенсифицировать работу учащихся, увеличить количество повторений действий за счёт повышения мотивации. Благодаря компьютерному тренажеру ученик может в удобном ему режиме за более короткое время и меньшие затраты достичь цели обучения. В этом технологичность представляемого педагогического опыта.