Публикации «Подготовительная работа к сочинению по итогам наблюдения по коллективно составленному плану «Осень» с использованием стихотворений С. А. Есенина».

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Подготовительная работа к сочинению по итогам наблюдения по коллективно составленному плану «Осень» с использованием стихотворений С. А. Есенина».
Автор: Щелокова Вера Павловна

Открытый урок развития речи в 6 классе
Тема урока: Подготовительная работа к сочинению по итогам наблюдения по коллективно составленному плану Осень с использованием стихотворений
С. А. Есенина.
Цель урока:
Создать условия для коллективной подготовки к сочинению.
Задачи:
уточнять представления учащихся о характерных признаках осени;
отрабатывать навыки построения простых и сложных предложений в устной и письменной речи;
развивать внимание, логическое и образное мышление, память, зрительное восприятие учащихся;
развивать творческое восприятие природы через поэзию, музыку, изобразительное искусство;
воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.
Оборудование:ПК, презентация, запись звуков живой природы, репродукции картин об осени, композиция Чайковского Времена года).
Тип урока:обобщающий
Форма урока: урок развития речи
Межпредметные связи: чтение, ИЗО, русский язык, музыка.
План урока:
Организационный момент
Сообщение темы и цели урока
Изучение темы урока
Фронтальная беседа об изменениях в природе с приходом осени, о том, чем привлекательно это время года
Фронтальная беседа с использованием иллюстративного ряда. Обсуждение рисунков учащихся, подготовленных к уроку.
Фронтальная беседа по репродукциям картин.
Прослушивание музыкального фрагмента из цикла Времена года П.И. Чайковского
Физминутка
Лексико-орфографическая подготовка
Фронтальная работа
Подобрать образные глаголы
Подобрать образные сравнения
Подобрать синонимы
Подобрать проверочные слова
Обсуждение возможных вариантов и структуры сочинения
Составление учащимися устного рассказа с использованием слов для справок
Прослушивание сочинений учащихся
Итог урока
Ход урока
1.Организационный момент
2.Сообщение темы и цели урока
- Сегодня у нас с вами урок развития речи, и будет он немного необычный. Мы попытаемся окунуться в мир прекрасного, попробовать себя в роли начинающих писателей.
Закройте глаза и вслушайтесь в звуки. О чём они вам говорят?
(Звучат шум осеннего дождя, шелест листьев, крик журавлей)
- Какие звуки вы услышали?
- В какое время года можно услышать шелест листьев под ногами, шум дождя, крик улетающих журавлей?
- Назовите осенние месяцы.
- Какой из осенних месяцев самый яркий, самый красивый?
Вспомните и скажите:
-Какими были сентябрьские дни?
Каким было небо?
Какими вы видели деревья, траву, цветы?
- Да, сентябрь подарил нам много тёплых и солнечных дней, а природа предстала во всей своей красе, играя разноцветными красками. Мы имели возможность лично понаблюдать за изменениями в природе с приходом осени. Давайте сегодня на уроке попробуем окунуться в атмосферу сказочной красоты осенней природы и передать свои ощущения, переживания, удивления этой красотой в сочинении, которое мы будем с вами писать на следующем уроке, на тему Моя осень. Эти букеты, стоящие на столе, я думаю, помогут вам вспомнить минуты удивления природой, которые вы пережили, настроят вас на творческий лад и помогут написать красивые сочинения.
- Каким должно получиться наше сочинение? (ярким, красочным, похожим на осень)
3.Работа по теме урока
- На какие три периода можно разделить всю осень? (ранняя, золотая, поздняя)
- Охарактеризуйте раннюю осень.
- До какого времени длится ранняя осень? (до середины сентября)
- Как называется следующий период?
4.Словарная работа.
В ваших ответах прозвучало слово "золотая". Но что это означает? Золотая – значит из золота? (Нет, золотая – это эпитет, который описывает главную "краску" осени – желтый.)
- Какие еще вы можете вспомнить примеры, где слово "золотой" употребляется впереносном смысле?
Золотая голова, золотые руки.
- Как по-другому называют пору золотой осени? (бабье лето)
- Есть такой замечательный поэт – Сергей Есенин. Как красиво и поэтично описывает осень он в своём стихотворении. (слайд 2 )
Закружилась листва золотая
В розоватой воде на пруду,
Словно бабочек лёгкая стая
С замираньем летит на звезду.
Невольно представляешь пруд, с кружащейся на воде листвой, ощущаешь дуновение лёгкого молодого ветерка. И, кажется, что ты очутился в сказке, (слайды 2-3 ) где правят бал деревья, одетые в разноцветные платья, листья, лежащие пёстрым ковром на земле, облака, бегущие вдаль по нежно-голубому небу.
Передать красоту природы можно не только словами, но и рисунком. Вот какой вернисаж, под названием Мы рисуем осень, получился из ваших работ, где вы изобразили осень при помощи карандаша и красок.
Осень. Очаровательная пора, воспетая многими поэтами, писателями, художниками, музыкантами. Вот здесь, в уголке чтения, я собрала наиболее яркие произведения различных авторов, описывающих красоту осени.
- Многие художники в своих картинах отражают красоту осени. Перед вами картины с изображением осени.(слайды 4-9)
-Что вы видите на картинах?
- На что похожи листья?
- Какие чувства выражают картины?
- Очарование родной природой, радостное настроение, испытываемое художником, передаётся и зрителям. Когда смотришь на картины, хочется пройтись по этим местам, по лесу и подышать свежим осенним воздухом.
Прекрасна родная природа. Ещё прекрасней, если одухотворит её человек, поэт – рифмой, всем понятных, пронизанных светом слов, художник — кистью и красками, композитор – звуками чарующей музыки. Но осень не всегда такая яркая и весёлая. Сергей Есенин видел её и другую. Об этом он написал в своём стихотворении Отговорила роща золотая, которую потом переложили на песню. (звучит песня Отговорила роща золотая с презентацией (видеоклип)).
- Какой период осени описывается в этом произведении?
- Как вы догадались?- Какие краски использованы для поздней осени?
П.И. Чайковский – великий русский композитор, написал цикл произведений, посвященный временам года. Сегодня мы услышим, как при помощи музыки можно передать красоту осенней природы.
Вы прослушали музыкальный фрагмент из цикла Времена года Октябрь.
— Что вы услышали? Какие картины нарисовали бы?
5.Физминутка
Включает музыку Осень, листьями шурши.
6.Лексико-орфографическая подготовка
Для каждого из вас осень своя, особенная. Поэтому и тема сочинения Моя осень, т.е. такая, какой её видит каждый из вас.
Для того, чтобы сочинение было ярким, интересным, нужно использовать образные выражения (слайды 10-).
1) Какие эпитеты можно употребить со следующими словами: небо, облака, солнце, воздух, листья.
2) Подобрать образные глаголы: ветерок, деревья, облака, листья.
3) Подобрать образные сравнения: облака, как…, осинка, как будто…, листья, как….
4) Заменить данные слова близкими по значению: наступила, нарядились, лёгкие, золотистые, наряд, кружились.
5) Работа со словами на безударную гласную: з.л. той, .блака, св.тило, кр.с.вались, н.рядились, ш.лестят, уд.вительный, ж.лтоватые.
7.Обсуждение возможных вариантов и структуры сочинения
Используя свои впечатления, слова – помощники составьте устно рассказ на тему: Моя осень. Из скольких частей будет состоять сочинение? О чём первая часть? О чём вторая?
Слова для справки: ярко-жёлтый наряд, тёмно-зелёное, лимонная желтизна, багряные, разноцветные, сарафаны, мотыльки, парашютики, бирюзовое, нежно-голубое, прозрачный, трепетный, лучезарный.
Составляют устный рассказ с использованием слов для справок (слайды 10-21)
8.Итог урока
Трудно ли вам было сочинять сочинение?
В чём испытывали затруднения?
Что понравилось?