Публикации
Послушные дети
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Послушные дети
Автор: Кобзарева Ирина Николаевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Послушные дети
Автор: Кобзарева Ирина Николаевна
Статья «Послушные дети»Автор И. Н. КобзареваВопрос «послушания» был актуален всегда. К воспитанию детей нельзя подойти с абсолютно правильной стороны, все мы совершаем ошибки, однако главный вопрос в том, какие ошибки к чему приводят.Как вообще детско-родительские отношения влияют на развитие психики ребенка.Не секрет, что дети, выросшие в детдомах, в подростковый период часто имеют, так сказать, некоторые проблемы с поведением. Обыватель при оценке подобных ситуаций склонен давать весьма однозначный, но, к счастью или сожалению, неправильный ответ – «Генетика. Вон, кто у него родители были? Алкоголики да наркоманы, чего вы ожидали?»Безусловно, вклад генетики в алкоголизм, наркоманию и т.п. немаленький, однако посмотрите вокруг, сколько детей выращено алкоголиками, но при этом относительно здоровы и не имели особых проблем с законом и веществами? Много.Так вот, у ребенка, который не имел нормального эмоционального контакта с родителями в период младенчества, попросту нет тех нейронных связей, которые отвечают за нормальную психологическую регуляцию страха, ощущения теплоты, защищённости, покинутости и других аспектов, которые для каждого человека, выросшего в адекватной семье являются нормальными и само-собой разумеющимися. У таких детей отсутствуют нейронные связи, которые бы отвечали за нормальное построение привязанности и внешней оценки. Несмотря на то, что ребенок рождается с, так сказать, «пустым мозгом», это не отменяет того факта, что он также сложен, как и мозг взрослого. Первые годы жизни – самый сензитивный период, в это время ребенок изучает не только мир вокруг, но и то, как этот мир функционирует и как люди в этом мире взаимодействуют. Или, например. дети, которые после рождения по причине здоровья долгое время находятся в условиях больницы и не имеют широкого контакта как с родителями, так и с окружающим миром, находятся в зоне риска задержки психического развития.Если отвлечься от специфической темы детей сирот и перейти к «обычным» детям, то мы рискуем обнаружить те же самые факторы, влияющие на то, что ребенок будет развиваться не так, как хотелось бы.Независимо от возраста, ребенок – постоянно развивающееся существо, которое как губка впитывает все, что происходит вокруг.Вот краткий список факторов, которые могут пагубно влиять на ребенка:1. Слабый тактильный контакт с родителями2. Незаинтересованность в увлечениях ребенка3. Излишне строгое воспитание4. Большое количество запретов5. Перенос психологических травм родителя на ребенка6. Излишний контроль7. Лишение самостоятельности или ее полный запрет8. Проявление не мотивированной агрессии в сторону ребенка9. Запрет на чувства (не плачь, ты же мальчик; не злись, ты же девочка)10. Неверное формирование ограничений в поведении11. Недоверие к ребенку12. Нарушение обещаний (со стороны родителя)13. Завышенные требования к ребенку14. Неадекватное отслеживание жизни ребенка (перемещение, общение)Представим, что вы все время хотите взять с верхней полки фиолетовую кружку. Вот вы тянетесь, а вам бьют по рукам. У вас возникает закономерный вопрос: «Почему?». А в ответ вам прилетает: «Потому», «Я так решил(а)», «Не трогай». Сколько раз вам нужно получить по рукам, чтобы перестать пробовать взять эту кружку?С психикой ребенка работает так же, если мы что-то запрещаем ему, не объясняя причин, в последствии, когда ребенок перестает проявлять какую-либо тягу к миру, не удивляйтесь, почему это происходит.Безусловно, мы все хотим как лучше, но, к сожалению, мы подменяем понятия и делаем как лучше не ребенку, а себе.Когда мы забираем ответственность ребенка за его жизнь во всех ее аспектах, мы как бы сажаем его на велосипед без колес. Да, он сможет крутить педали, но как далеко он уедет? Как ребенок научится ходить, если он не будет падать?Если мы прибегаем к тому, что выбираем позицию силы, то есть попросту подавляем ребенка, это не воспитывает в нем сильный дух, как нам кажется, а, наоборот, это приводит к отсутствию воли как таковой.Когда мы идем со своим 17-летним ребенком в поликлинику и спрашиваем все за него, вы не делаем ему лучше – не даем его характеру сформироваться. Бегая и разбираясь за него, не даем его воле раскрыться.Степень свободы должна быть тем выше, чем ребенок старше, ибо чем свободнее он, тем большее количество ответственности он должен на себя возлагать. «Хочешь ночевать постоянно где попало? А ты готов себя содержать? Ты готов самостоятельно выбрать путь «взрослой жизни»? Ты уверен в этом?»Не нужно вешать ответственности и свободы, которые несвойственны тому или иному возрасту.Безопасность – это безусловно важно, нужно следить за ребенком, но не нужно заставлять его жить так, как вам кажется правильным. Контроль, особенно в подростковый период, должен осуществляться не механическим путем, типа закрытых дверей и домашнего ареста, а путем обсуждения. Например, вы можете обсудить с ребенком то, как важно выбирать хороших друзей, как общаться с противоположным полом, какие слова в какой ситуации можно произносить, а самое главное – почему все это именно так. И если вы не смогли достучаться до ребенка и уже приходится сказать строгое «нет», нужно все равно объяснить свою позицию. Да, возможно по началу будут обиды, но со временем, есть шанс, что ребенок поймет, почему вы это сделали и не будет испытывать скрытых обид. Также запреты должны соблюдаться с двух сторон. Допустим, вы сказали, что дом – территория без сквернословия и мата, будьте добры не прикрываться статусом взрослого и исполнять установленные правила.Лишая его ответственности за жизнь – вы лишаете его понимания, кто он сам.Свобода – это не про голое поле с кучей ям, шприцов и бутылок с алкоголем. Свобода – это про совокупность ответственностей, которые мы сами берем на себя и строим свою дорогу в жизни. Именно поэтому ребенку крайне важно давать свободу воли, свободу выбора и свободу действий, просто при увеличении возраста степень свободы должна также увеличиваться.