Публикации «Применение современных образовательных технологий для поддержки детской инициативы»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Применение современных образовательных технологий для поддержки детской инициативы»
Автор: Крент Елена Александровна


Администрация муниципального образования городского округа Воркута
"Воркута" кар кытшлнмуниципальнйюкнса администрации
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Прогимназия №1 г. Воркуты
1 №-а прогимназия муниципальнйсьмкудвелдан учреждение Воркута к.
Применение современных образовательных технологий
для поддержки детской инициативы
Проблема формирования инициативности и самостоятельности у дошкольников очень актуальна. Период - от рождения до 5 лет является сензитивным (повышенная чувствительность) для развития самостоятельности. Важно ребенка в этот период поддерживать, в противном случае, как считал Эрик Эриксон, если до 5 лет родители, воспитатели перехватывают инициативу у детей, не стимулируют его активность, то в будущем человек теряет возможность стать предприимчивым, самостоятельным в суждениях, творчестве, а будет пассивным исполнителем.
Интерес к проблематике формирования и развития инициативности сегодня вполне закономерен. Прежде всего, это связано с социально-педагогической сферой, в которой все чаще поднимаются вопросы успешности индивида, проявляющего инициативу в социально значимых событиях, в труде, что, собственно, и является задачей государства, общества. В Федеральном законе Об образовании в Российской Федерации к направлениям деятельности педагога отнесена и необходимость развивать у обучающихся самостоятельность, инициативу, творческие способности.
В современных условиях, обусловленных новыми тенденциями в реформировании и модернизации образования, появлением новых образовательных областей, апробированием инновационных педагогических технологий, в качестве приоритетной выдвигается задача подготовки подрастающего поколения, способного к проявлению познавательной активности и познавательной самостоятельности. Способность самостоятельно приобретать и обновлять знания позволяет ребенку адаптироваться в быстро меняющемся мире.
В Федеральных государственных образовательных стандартах подчеркивается значимость развития инициативности уже в дошкольном детстве. Так, в целевых ориентирах дошкольного образования в качестве результатов указывается на то, что ребёнок должен проявлять инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, конструировании и др. Способен выбирать себе род занятий, участников совместной деятельности, обнаруживает способность к воплощению разнообразных замыслов.
Не всегда детскую инициативу мы можем активно развивать во время непрерывной образовательной деятельности, так как у педагога стоят определенные задачи и структура занятия, но во время совместной деятельности взрослого с детьми в режиме дня педагоги должны инициировать проявление детской инициативы.
Инициативность - это внутреннее побуждение к чему-то новому, невозможность терпеть текущее неизменное положение дел, это внутренний порыв к изменениям и движению.
Выделяют четыре сферы инициативы:
коммуникативная инициатива (включенность ребенка во взаимодействие со сверстниками, где развиваются эмпатия, коммуникативная функция речи);
творческая инициатива (включенность в сюжетную игру как основную творческую деятельность ребенка, где развиваются воображение, образное мышление);
инициатива как целеполагание и волевое усилие (включенность в разные виды продуктивной деятельности – рисование, лепка, конструирование, требующие усилий по преодолению сопротивления материала, где развиваются произвольность, планирующая функция речи);
познавательная инициатива – любознательность (включенность в экспериментирование, простую познавательно-исследовательскую деятельность, где развиваются способности устанавливать пространственно-временные, причинно-следственные и родовидовые отношения).
Инициативность ребенка активнее всего формируется в дошкольном возрасте, начиная с кризиса трех лет и появления феномена "я сам", наиболее благоприятный, период - это возраст от 3 до 5 лет. Инициатива детей в этом возрасте сама находит выход в различных играх и физической активности, взрослым важно не запрещать этот процесс.
Инициативный ребенок стремится к организации игр, продуктивных видов деятельности, содержательного общения, он умеет найти занятие, соответствующее собственному желанию; включиться в разговор, предложить интересное дело другим детям.
Детская инициатива проявляется в свободной деятельности детей по выбору и интересам. Возможность играть, рисовать, конструировать, сочинять и прочее, в соответствии с собственными интересами.
В дошкольном возрасте инициативность связана с проявлением любознательности, пытливости ума, изобретательностью. Инициативного ребенка отличаетсодержательность интересов.
Детская инициатива выражается не в том, что ребенок захотел помочь что-либо сделать взрослому. Ребенок становится значимым тогда, когда он сделал то, что придумал сам, и именно это оказалось важным для других. В этом случае он становится и инициатором, и исполнителем, и полноправным участником, субъектом социальных отношений
Педагогические технологии (подходы) в развитии детской инициативы
Образовательная технология Детский совет
Детский совет - это технология обучения, которая объединяет детей и взрослых вокруг событий и совместных дел, то есть предусматривает полноправное участие ребенка в образовательном процессе, основанном на субъект-субъектном подходе. Именно детям принадлежит роль инициаторов и активных участников образовательного процесса.
Детский совет предполагает активное участие детей в обсуждении проблем и принятии решений. Каждый ребенок может учиться участию. Участвовать – значит вносить свой вклад в совместную работу, выражать свое мнение по поводу происходящего, делиться своими планами и решениями по вопросам, затрагивающим твою жизнь и жизнь группы.
Чтобы начался процесс учения, дети должны иметь интерес к тому, что они делают, слышат, видят. Одним из путей достижения интереса является право на самостоятельный выбор. Организация образовательной деятельности на основе свободного, осознанного и ответственного выбора детьми содержания своего образования, учит детей пробовать, делать что-то новое, рисковать, ошибаться и находить ответы.Задачи Детского совета:
Создать эмоциональный настрой на весь день – задать тон.
Создать условия для межличностного и познавательно-делового общения детей и взрослых.
Развивать эмпатию.
Учить выбирать из личного опыта наиболее значимые, интересные события, рассказывать о них кратко, но последовательно и логично.
Учить формулировать суждения, аргументировать высказывания, отстаивать свою точку зрения.
Выбрать тему нового проекта / подвести итоги проекта.
Разработать план действий.
Учить детей делать осознанный ответственный выбор.
Развивать умение договариваться о совместной деятельности, распределять роли и обязанности и др.
Детский совет проходит утром – в начале образовательной деятельности и вечером – в завершении ее.
Однозначно закрепленной структуры детского совета нет. Есть некоторые смысловые части, использование которых целесообразно, но их можно варьировать. К таким смысловым частям можно отнести:
1. Ритуал. позволяет объединить детей на совместную деятельность.
2. Беседа на свободную тему. Очень важно педагогу внимательно выслушивать, понимать информационный посыл и правильно реагировать на него. На детском совете могут быть заданы такие вопросы: – Какое у вас настроение? У кого утро доброе? Кто, хочет поделиться новостями?
Обмен новостями позволяет слышать друг друга, слышать разных людей, отличающихся не только по характеру, темпераменту, интересам, но и по способу выражения мысли, по темпу и стилю речи. В обмене новостями участвуют не только дети, но и взрослые (воспитатели, родители, специалисты ДОО) – это обеспечивает широкий диапазон событий.
3. Мотивирование детей на изучение темы и работу над проектом можно по-разному. Это может быть история одного ребенка Новогодние игрушки моей семьи или, это может быть случай из жизни педагога Я сегодня шла на работу, увидела, как дворник чистит снег.
4. Выявление инициатив и образовательных запросов детей.
Выявить инициативы и образовательные запросы детей поможет понимание того, что дети знают, а что хотят узнать о ком-либо или чем-либо. Для этого можно использовать технологию Лидии Васильевны Свирской Что мы знаем?, Что хотим узнать?, Что сделать, чтобы узнать?
5. Совместное составление плана работы над проектом.
Планирование осуществляется совместно с детьми, педагогами и родителями. В плане учтены идеи и вопросы детей.
Воспитатель помогает сформулировать в плане, что хотят сделать дети. План совместно составляется, где отмечаются, в каких центрах дети хотят работать (Центр творчества, Центр книги, Центр науки и экспериментов и т. д.). С целью решения педагогических задач, педагог предлагает детям свои мероприятия: Хотите организовать выставку (рисунков, поделок, иллюстраций)?, А может сделать альбом или книгу?
Активный ребенок, не значит пассивный педагог. При выборе ситуаций, надо выбирать те, которые, во–первых, позволят сочетать педагогическую работу с детским опытом, во-вторых, предоставить детям достаточно свободы для конкретных видов деятельности и возможно с помощью родителей. В то же время педагогическая работа должна быть направлена на реализацию поставленных целей и содержания программы.
Существует проблема: с одной стороны, нужно идти за ребенком, чтобы реагировать на его интересы и потребности, а с другой, организовать образовательную деятельность, чтобы ребенок продвигался в развитии.
Детский совет проходит ежедневно, с целью анализа и определения плана работы на день, и подведения его итогов. Вечерний детский совет начинается с подведения итога дня. Это анализ деятельности детей: что получилось, насколько полученный результат соответствует задуманному, что помогало, а что мешало в достижении цели.
Образовательная технология Групповой сбор
Групповой сбор представляет из себя, неотъемлемую часть ежедневного распорядка, которая проводится в определенное время, в специально оборудованном месте, когда дети и взрослые обмениваются информацией, обсуждают возникшие проблемы, планируют индивидуальную, и совместную деятельность.
К задачам группового сбора относятся:
Формирование доброжелательных отношений между детьми, создание атмосферы поддержки и сотрудничества между детьми и взрослыми, создание общего положительного эмоционального фона, ощущения психологического комфорта.
Обмен информацией о прошедших или о предстоящих событиях, выявление детских интересов.
Формирование мотивации к предстоящей деятельности.
Представление информации о материалах в центрах активности на текущий день и планирование деятельности в центрах.
Осуществление выбора деятельности на основе собственных интересов и потребностей.
Групповой сбор может проходить в любой форме, в кругу сидя на ковре, за столом, можно просто на стульчиках. Круг лучше всего сделать свободным и подальше от игровых зон чтобы дети не отвлекались. Такой сбор необходимо проводить для того, чтобы дети могли иметь возможность пообщаться вместе, поиграть в игры, спеть любимые песни, и обсудить новости в группе, запланировать необходимые дела на день, распределить обязанности. Инициатива всего происходящего принадлежит детям, воспитатель наблюдает, организует и поддерживает идеи, выдвинутые детьми.
Разумно и целесообразно проводить несколько групповых сборов, утром после завтрака, и перед началом образовательной деятельности, можно и после деятельности в центрах активности, а так же после дневного сна. В месте где проводится групповой сбор необходимо обеспечить дидактическими средствами, это могут быт и календари природы, правила в группе, распорядок дня – все то, что может являться темой для обсуждения. Воспитателю необходимо иметь под рукой сподручные материалы, в которых возникнет потребность для того чтобы не отвлекаться на поиски необходимых средств, можно рядом поставить магнитафон, звоночек, тамбурин, игрушки, картинки.
Так же можно создать Зону выборав группе, обозначить центры активности, в фотографиях, рисунках, символах, надписях, количество детей и их фото, место для обозначения собственного выбора детьми – карманы, в которые дети будут вкладывать свой выбор.
В группе также может присутствовать и Модель трех вопросов
Что мы знаем?
Что мы хотим узнать?
Что нам нужно сделать, чтобы узнать?
Когда в группе проблемная ситуация при изучении нового материала, в этот момент и возникает модель трех вопросов. Эту модель заполняет группа участников, и здесь воспитателю необходимы помощники, это может быть кто-то из родителей, так нужно при беседе с детьми фиксировать этапы.
Что мы знаем? Обговариваем, предложения фиксируем, и плавно переходим ко второму пункту.
Что мы хотим узнать? Дети делятся своим мнением, предлагают, воспитатель тоже может вносить свои идеи если у него самого они возникают, и он хочет узнать что- то новое и фиксирует это. На этом этапе очень важно не потерять грань, и не стать инициатором не подталкивать детей, воспитатель в этот момент может внести от себя лишь некоторые комментарии, и только за детьми остается полное право инициативы.
Что нам нужно сделать, чтобы узнать? Планируем работу в центрах активности, дети сами предметно-развивающей среды. Взрослые активно включаются в этот процесс, естественно, что дети тоже что- то предлагают и приносят. Очень важно в этом процессе отслеживание ежедневных результатов работы, для того чтобы получившиеся результаты использовать в работе следующего дня. Подведение итогов тоже ежедневное, и обязательное, по окончанию проекта все результаты работы отражаются в заключительной презентации.
Образовательная технология Ситуация
Суть данной технологии заключается в том, что педагог не просто объясняет новое знание, а создает условия для того, чтобы дети самостоятельно открыли его для себя.
Целостная структура технологии Ситуация включает в себя шесть последовательных шагов (этапов):
Этап 1.Введение в ситуацию
На этом этапе создаются условия для возникновения у детей внутренней потребности (мотивации) включения в деятельность. Дети фиксируют, что они хотят сделать (ставят детскую цель). Для этого воспитатель, как правило, включает детей в беседу, обязательно личностно значимую для них, связанную с их личным опытом. Отметим, что детская цель - это то, что ребенок сам хочет сделать и не имеет ничего общего с образовательной (взрослой) целью.
Например:
Взрослая цель
Детская цель
Образовательная ситуация Поможем маме-кошке
Научить делать кошку в технике оригами
Помочь маме кошке найти котят
Образовательная ситуация Путешествие в страну музыки
Знакомство с музыкальным знаком пауза
Спасти музыкальные инструменты
Ключевыми фразами завершения этапа являются вопросы: Хотите?, Сможете?.
Таким образом, ребенок получает важные жизненные установки: Если я чего-то сильно захочу, то обязательно смогу, Я верю в свои силы,
Т.е. введение в ситуацию, это не что иное, как создание игровой ситуации: через видео сообщение, письма, посылки, попадание в сказку, путешествие и оказание помощи сказочному герою.
Этап 2. Актуализация.
На данном этапе в ходе дидактической игры, беседы и других приёмов воспитатель организует деятельность детей, в которой целенаправленно актуализируются мыслительные операции, а также знания и опыт детей.
Этап 3. Затруднение в ситуации.
Данный этап является непродолжительным по времени, но принципиально новым и очень важным, в получении новых знаний.
В рамках выбранного сюжета моделируется ситуация, в которой дети сталкиваются с затруднением в деятельности. Воспитатель с помощью системы вопросов Смогли? – Почему не смогли? помогает детям приобрести опыт фиксации затруднения и выявления его причины.
Этап 4.Открытие детьми нового знания (способа действий).
На данном этапе воспитатель вовлекает детей в процесс самостоятельного поиска и открытия для себя новых знаний, которые решают возникший ранее затруднение.
С помощью вопроса Что нужно делать, если чего-то не знаешь? воспитатель побуждает детей выбрать способ преодоления затруднения.
Дети предлагают различные варианты, где можно добыть новые знания. Выбирают тот, который наилучшим образом подходит в данный момент. Получают эти новые знания или способ действия. И продолжают свое движение к цели, с того момента, где у них возникло затруднение.
Этап 5.Включение нового знания (способа действия) в систему знаний ребенка.
Таким образом, переходим к пятому этапу, где полученные новые знания реализуются в практической деятельности детей.
Этап 6.Осмысление (итог).
Данный этап формирует у детей на доступном для них уровне начальный опытрефлексия– важнейшего структурного элемента учебной деятельности. Дети приобретают опыт фиксирование достижения цели и определение условий, которые позволили добиться этой цели. Хотим напомнить, что такие вопросы как Понравилось, Что понравилось лучше избегать. Желательно пользоваться вопросами: Где были?, Чем занимались?, Кому помогли? воспитатель помогает детям осмыслить свои действия и зафиксировать достижение детской цели.
С помощью системы вопросов: Где были?, Чем занимались?, Кому помогли? воспитатель помогает детям осмыслить свои действия и зафиксировать достижение детской цели. А далее, с помощью вопроса: Почему нам это удалось? подводить детей к тому, что они что-то узнали, чему-то научились, то есть объединяет детскую и учебную цели: Вам удалось…, потому что вы узнали… (научились…). В младшем дошкольном возрасте воспитатель проговаривает условия достижения детской цели сам, а в старших группах определить и озвучить их дети уже способны самостоятельно. Таким образом, познавательная деятельность приобретает для ребенка личностно значимый характер.
На данном этапе очень важно создать условия для получения ребенком радости, удовлетворения от хорошо сделанного дела. Этим реализуется его потребность в самоутверждении, признании и уважении взрослыми и сверстниками, а это, в свою очередь, повышает уровень самооценки и способствует формированию начал чувства собственного достоинства, образа Я (Я могу!, Я умею!, Я хороший!, Я нужен!).
Следует отметить, что технология Ситуация может реализовываться как целостно, когда дети проживают все шесть этапов, то есть весь путь преодоления затруднения на основе метода рефлексивной самоорганизации (например, при формировании элементарных математических представлений). А может ограничиваться его отдельными компонентами (например, только лишь фиксация затруднения, преодоление которого планируется в течение сравнительно длительного времени, наблюдение и анализ некоторой ситуации, обобщение, выбор способа действий и др.). При этом часть ситуаций может заранее планироваться взрослыми, другая же часть – возникать спонтанно, по инициативе детей, а взрослые – подхватывают ее и продумывают, как насытить данную ситуации важным развивающим содержанием.
Ситуация 1. Мама кошка потеряла котят. Цель: познакомить со способом изготовления кота в технике оригами. Дети находят в группе плачущую кошку, изготовленную в технике оригами. Кошка рассказывает, что потерялись ее котята. Дети решают помочь кошке и изготовить котят. Воспитатель обращает внимание, что кошка необычная и дети делают вывод, что котята должны быть похожи на маму, т.е. сделаны тем же способом (складыванием бумаги). Дети получают бумагу и пытаются сделать поделку, у них это не получается. Обращаются к воспитателю за помощью. Воспитатель показывает способ действия. Дети повторяют за ним. Рефлексия: кошка говорит спасибо, воспитатель обращает внимание на то, что дети справились с заданием. На следующем занятии или в творческой мастерской дети закрепляют технику, создавая новую поделку.
Ситуация 2. Экскурсия в мини-музее. Цель: познакомить с новым экспонатом музея, старинным предметом рубелем. Дети проводят для гостей группы экскурсию в своем музее, рассказывают про экспонаты. Доходят до незнакомого предмета – экскурсия прерывается. Чтобы продолжить экскурсию, необходимо получить новые знания о новом предмете. Дети высказывают мнение о том, где можно получить необходимую информацию (энциклопедия, спросить у взрослого, найти информацию в интернете). На полке рядом с рубелем находят диск. Просмотрев его, получают знания о новом экспонате. Теперь экскурсию можно продолжить.
Литература:
1.Л.П. Зайцева, Г.З.Шатилина.Детское экспериментирование возраста почемучек.–№ 10, 2003, с. 65–67.
2.Л.ВТрубайчук.Механизмы личностногоразвития дошкольника.–№ 07, 2006, с. 3
3.Хабарова, Т. В. Педагогические технологии в дошкольном образовании / Т. В. Хабарова. – М., 2004.
4.Алиева,Т. Детская инициатива-основа развития познания, деятельности, коммуникации [Текст] / Т.Алиева, Г.Урадовских // Дошкольное воспитание. – 2015. –№9. – С. 113-119.
5.Абульханова-Славская, К.А. Стратегия жизни[Текст] / К.А. Абульханова-Славская –М.: Мысль, 1991.– 299 с.
6.Веракса, Н. Е От рождения до школы. Примерная общеобразо-вательная программа дошкольного образования [Текст] / под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой.– М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. – 368 с.
7. Гатовская Д. А. Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). – Пермь: Меркурий, 2015. – С. 162-164.
8.Головин, С.Ю Словарь практического психолога [Текст] / С.Ю. Головин.– Минск.:Харвест, 2001. – 226 с.
9. Комарова, О.А. О создании предметно-игровой среды в современном ДОУ [Текст] / О.А.Комарова// Управление ДОУ. – 2007. – №4.
10. Короткова, Н.А Наблюдение за развитием детей в дошкольных группах[Текст] / Н.А. Короткова, П.Г.Нежнов– М.: Линка-Пресс, 2003.
11. Комарова, О.А. О создании предметно-игровой среды в современном ДОУ [Текст] / О.А.Комарова// Управление ДОУ. – 2007. – №4.
12.Карабанова, О.А. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста [Текст] / О.А Карабанова, Э.Ф Алиева, О.РРадионова, П.Д Рабинович, Е.М. Марич.– М.: Федеральный институт развития образования, 2014. – 96 с.
13. Козырева, Н.А. Формирование игровой развивающей среды в дошкольной образовательной организации [Текст]/ Н.А. Козырева // Стандарты нового образования. Науч. -практ. журн. НИИСО МГПУ. – 2014. –№2. – С. 24-29.
14.Парамонова, Л.А. Истоки:Примернаяосновнаяобщеобразовательная
программадошкольного образования [Текст] / Л.А. Парамоновой – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 320 с.
15. Степашов, Н.С. Творческая инициатива в системе обучения[Текст] /Н.С. Степашов.–М.: Знание, 1990. – 41с.
16. Федосова, И.Е Примерная образовательная программа дошкольного образования Вдохновение [Текст]/ И.Е.Федосовой.– М.:Издательство Национальное образование, 2015. – 368 с.
17. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования. [Текст].– М.: Центр педагогического образования, 2014.–23 с.