Публикации "СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ ПО ЭКОНОМИКЕ В КОНТЕКСТЕ ПРЕПОДАВАНИЯ КУРСА ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ УЧАЩИМСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ ПО ЭКОНОМИКЕ В КОНТЕКСТЕ ПРЕПОДАВАНИЯ КУРСА ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ УЧАЩИМСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ"
Автор: Сычёва Ксения Владимировна

УДК 373Сычёва Ксения ВладимировнаФГБОУ ВО «Азовский государственный педагогический университет»Совершенствование учебной программы по экономике в контексте преподавания курса обществознания учащимся старших классовАннотация. В статье рассмотрены актуальные вопросы совершенствования учебной программы по экономике в процессе преподавания курса обществознания в организации общего среднего образования. Проанализирована структура экономического раздела новых Федеральных рабочих программ среднего общего образования по курсу обществознания базового и углублённого уровней для 10-11 классов образовательных организаций. Обоснована необходимость включения в программу информации по обязательному социальному страхованию населения в целом и пенсионного страхования в частности. Предложен проект тематического планирования экономического блока курса «Обществознание» для 10 класса. Аргументирована целесообразность использования современных методов и средств обучения в процессе преподавания экономики учащимся заведений общего среднего образования. Приведена классификация средств обучения экономике на уроках обществознания. Отмечены основные преимущества компьютерных тестов при изучении обществознания.Ключевые слова: методика обучения; методика преподавания; обществознание; экономика; организация общего среднего образования; совершенствование; учебная программа; методы обучения.Постановка проблемы. Образование – это важнейшая сфера человеческой деятельности, имеющая стратегическое значение для любого государства и определяющая базовые векторы социально-экономического развития общества. Ведущее место в структуре современного обществоведческого образования занимает экономический компонент. Теоретические основы дидактики и методики преподавания экономики как части обществознания заложены в работах К.Д. Ушинского, Л.П. Куракова, А.С. Макаренко, В.К. Розова, Н.П. Рябинина, И.А. Сасова и других учёных. Так, К.Д. Ушинский, обращая внимание на связь педагогики с политэкономией, выдвинул задачу подготовки подрастающего поколения к экономической жизни общества. В практической деятельности и педагогических трудах А.С. Макаренко большое место отводится воспитанию сознательного члена социума, что предполагает знание экономической целесообразности и сущности производственного процесса, способов эффективного труда и т.д., что позволит ему реально ответственность за собственные действия. А.Ф. Аменд, Л.П. Кураков, В.К. Розов, Н.П. Рябинина, И.А. Сасова, изучая различные аспекты экономической подготовки учащихся, пристальное внимание уделяли решению проблем взаимосвязи экономического воспитания с трудовым и формированию значимых качеств личности. Проблемы единства обучения и воспитания были исследованы в трудах М.А. Даниловой, И.А. Фурсенко, З.И. Васильевой и др. Закономерности и особенности экономического развития общества исследовались JI.A. Абалкиным, К.Н. Улыбиным, И.Я. Ягодкиной. В публикациях А.Ф. Аменда, Ю.К. Васильева, В.К. Розова, П.А. Шемякина, Б.П. Шемякина и других ученых рассматривались задачи и содержание экономического воспитания и образования на уроках и во внеурочной деятельности при изучении соответствующих школьных предметов [1, с. 6].Экономическое образование ‒ это совокупность социально-экономических знаний, умений и навыков для обеспечения развития экономической культуры как отдельного человека, так и общества в целом. Развитие экономической сферы общества в значительной степени обусловлено характером жизнедеятельности человека, его мировоззрением, социально-ответственным поведением. Задачами экономического образования являются создание условий для самореализации личности как экономически активного члена общества, способного сознательно участвовать в экономической жизни государства, формирование его социально ответственного поведения. Одной из актуальных проблем современной системы образования является вопрос страховой и пенсионной безграмотности молодежи, отсутствии базовых знаний о структуре обязательного страхования в РФ и принципах пенсионного обеспечения граждан, в частности.Вопросам, касающимся методики преподавания экономики и особенностей применения разнообразных методов и технологий, посвящены работы множества отечественных и зарубежных учёных и практиков, таких как [2-8]: П. Д. Гаджиева, Д. В. Вагнер, Евплова Е. В., Калашникова Е. Ю., Калинина Н. Н., В. О. Леонов, Орлова И. А., А. М. Теплова, и другие. Преподавание экономики требует от учителя выбора оптимальных мер относительно формирования теоретических знаний, в результате получения которых учащиеся должны приобрести базовые экономические компетентности, необходимые современной личности на протяжении всей жизни независимо от выбора будущей профессии (финансовые, предпринимательские, управленческие, социально ответственные и другие). Следует отметить, что, хотя экономический блок и занимает одно из центральных мест в обществоведческом образовании, но его содержание требует корректировки, поскольку является достаточно избирательным. Целью статьи является определение направления совершенствования учебной программы по экономике в контексте преподавания курса обществознания учащимся старших классов.Изложение основного материала исследования. В соответствии со ст. 43 Конституциеи РФ от 12.12.1993 г. каждый имеет право на образование. Конституцией гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования, а также право на бесплатное получение высшего образования на конкурсной основе в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Законодательством также предусмотрено право каждого на получение высшего профессионального образования на договорных основах [9]. Вместе с этим, у некоторых слоёв населения отсутствует возможность или желание получить высшее профессиональное образование, и они ограничиваются приобретением рабочей профессии в лицеях (организациях общего среднего образования) или получением среднего профессионального образования в колледжах. Вместе с этим часть лиц сразу после окончания школы предпочитает (или вынуждено в силу материальных проблем) трудоустраиваться, то есть становятся полноценными субъектами социально-трудовых отношений со своими правами и обязанностями. Одним из видов таких прав, гарантированных Законом, является право на социальную защиту, социальное и пенсионное обеспечение [10, ст. 39; 11; 12], а одним из видов обязанностей каждого является обязанность уплаты налогов и сборов (1, ст. 57) и участие всех работающих граждан в обязательном социальном страховании [11, ст. 6, 12]. Отсюда следует, что каждый работник, не зависимо от уровня его образования, обязан обладать знаниями относительно как основ организации социальной защиты населения в целом, так и системы пенсионного обеспечения населения, в частности.Современное развитие общества XXI века характеризуется множеством социально-экономических проблем, таких как: мировой экономический кризис, демографические проблемы, старение населения, мировая пандемия, вызванная новой короновирусной болезнью SarsCov-2-Covid-19 и многие другие. Эти проблемы приводят всё к большему росту численности безработных, инвалидов, пенсионеров, и как следствие, снижению уровня доходов (взносов) и одновременному росту затрат (пособий, пенсий) Социального Фонда РФ. Рано или поздно вопросами, связанными с социальными и пенсионными выплатами в частности, приходится интересоваться всем людям (болезнь, наступление инвалидности, несчастный случай на производстве, наступление пенсионного возраста). Одной из главных проблем при этом у них становится непонимание механизмов формирования их пенсии. При этом молодёжь о пенсиях в подавляющем большинстве вообще не осведомлена либо же имеет представление о них на бытовом уровне из рассказов своих родственников и знакомых. Поэтому изучение принципов и основ социального и пенсионного страхования в частности, целесообразно начинать уже в старших классах школы. Процесс формирования будущей пенсии на принципах страхования ‒ это сложный и долгосрочный процесс, понимание сути которого важно уже с первых дней трудовой деятельности человека. Как правило, подростки начинает задумываться о будущем поиске работы и трудоустройстве в старших классах, однако некоторые ‒ работают уже во время летних каникул, будучи ещё учащимися, соответственно для этой группы школьников уже начинают действовать механизмы, формирующие будущую их пенсию. Соответственно, тема пенсионного обеспечения актуальна не только для старшего поколения, но и для молодежи. Вышеизложенное доказывает, что базовые знания этих вопросов обязана давать школа. Отметим, что стандартная рабочая программа по обществознанию на уровне среднего общего образования (базового и углублённого уровней) разрабатывается на основе положений и требований к результатам освоения основной образовательной программы, представленной в Федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего образования, в соответствии с Концепцией преподавания учебного предмета «Обществознание» (2018 г.), а также с учетом Федеральной рабочей программы. Так, в соответствии с Федеральными рабочими программами среднего общего образования «Обществознание» общее количество учебных часов на изучение предмета составляет 136 часов для базового уровня и 272 часов для углубленного уровня. Из них на изучение экономического раздела отведено 28 часов и 62 часа соответственно в 10 классе (табл. 1) [13; 14]. Однако в структуре экономического блока отсутствует базовая информация, позволяющая школьникам получиться представление о принципах пенсионного обеспечения населения [15; 16]. Данная информация предоставляется ученикам лишь в формате одночасового факультативного занятия [17], которое начиная с 2011 года проводится сотрудниками Пенсионного Фонда в форме одночасовой лекции с помощью презентации и раздаточного материала с графиками, в ходе которой школьников 10-11 классов знакомят с основами пенсионной грамотности. Однако сложность информации, которая дается для изучения школьникам и короткое временя, которое даётся на ознакомление с данной информацией, а также отсутствие педагогических навыков у сотрудников Пенсионного фонда, не позволяют школьникам усвоить доносимый им на уроке материал. Таблица 1Тематическое планирование экономического блока курса «Обществознание» для 10 класса [13; 14]Как видно из таблицы 1, экономический блок в курсе «Обществознание» базового уровня подготовки содержит 8 тем, углублённого ‒ 12 тем, затрагивающих достаточно широкий спектр экономических вопросов в сфере экономической теории, в частности экономики предприятия, макроэкономики и международной экономики. Обе программы содержат тему «Государство и экономика», на изучение которой выделено 2 и 9 часов соответственно. В рамках данной темы учащиеся должны познакомиться с экономическими функциями государства, бюджетной политикой, системой налогов и сборов РФ, а также основами государственного регулирования экономики. Соответственно было бы целесообразно и логично включить в программу сразу после неё тему «Система обязательного страхования. Пенсионное обеспечение населения» как логичное продолжение и составляющую налоговой системы государства (в соответствии с Налоговым кодексом РФ (глава 34) [18, глава 34])). Это объясняется тем, что вопросы осуществления страховых взносов (на пенсионное, социальное, медицинское страхование и страхование от несчастных случаев на производстве и от профессиональных заболеваний) касается каждого члена общества на протяжении всей жизни. В данном случае условно всё общество можно разделить на 3 части: ‒ тех, кто в данный момент времени осуществляет страховые взносы (плательщики страховых взносов);‒ тех, кто в данный момент времени получает социальную защиту от государства (получателей социальных выплат или услуг в виде пенсий, пособий, медицинской помощи и т.д.);‒ тех, кто в данный момент одновременно является и плательщиками, и получателями помощи от государства. То есть данный вопрос касается всех членов общества, что нельзя сказать за вопросы, связанные с функционированием предприятия, а также вопросов, связанных с международным капиталом и т. д. Не каждый школьник станет бухгалтером, финансистом, предпринимателем или будет иметь дело с международными финансами, но каждый столкнётся с системой обязательного страхования и пенсионным обеспечением, в частности. Таким образом, можно сделать вывод о целесообразности пересмотра структуры экономического блока рассмотренных выше программ с целью повышения общего уровня пенсионной грамотности молодежи в сторону сокращения числа часов изучения микроэкономических и международных вопросов, одновременно включив в неё дополнительную тему «Система обязательного страхования населения. Пенсионное обеспечение» (табл. 2).Таблица 2Проект тематического планирования экономического блока курса «Обществознание» для 10 класса В заключении стоит также отметить, что преподаватель обществознания должен быть в курсе инноваций в методах преподавания, быть источником информации, гидом, организатором возможностей для обучения, а также человеком, способным заинтересовать и стимулировать любую аудиторию для эффективного обучения, используя различные методы обучения [19].Рис. 1. Классификация методов обучения обществознанию при изучении экономического разделаРис. 2. Средства обучения экономике на уроках обществознания В литературе существуют разные классификации методик обучения. Вместе с тем, в контексте изучения экономического раздела обществознания, следует сделать акцент на необходимости и важности использования современных как активных, так и интерактивных методов обучения (рис. 1-2), что требует постоянного и независимого повышения квалификации педагогических работников, прежде всего тех, кому исполнилось 40+ и которые часто формально проходят курсы повышения квалификации, не желая менять свою методику работы (преподаватели старой закалки). В данном контексте актуален вопрос разработки и использования современных технических средств тестирования и контроля знаний учащихся, в том числе и с учетом роста внимания к системам дистанционного обучения, которое имеет ряд преимуществ по сравнению с традиционными методами обучения (рис. 3). Рис. 3. Основные свойства компьютерных тестовВыводы и перспективы дальнейших исследований. Таким образом, образование ‒ это важный фактор управления любыми изменениями, ведь именно современные знания, умения, интеллект являются компонентами товара «рабочая сила». Особое место в формировании личности как члена социума занимает экономический компонент обществоведческого образования. Процесс обучения ‒ это целенаправленная система деятельности преподавателя и учащихся, которая вооружает последних знаниями, умениями и навыками, формирует их определенное мировоззрение, а также развивает профессиональную компетентность самих обучающих – педагогических работников. Преподавание, как ценное и практическое искусство, требует интуиции, творчества, импровизации и выразительности. Хотя многие методы и техники преподавания связаны с интегрированными общественными науками, однако не существует единого универсального метода (способа) преподавания, который являлся бы подходил бы для всех учебных ситуаций. Современный учитель обязан быть готов к применению новых образовательных идей, постоянно совершенствовать свои навыки и повышать квалификацию, быть в постоянном творческом поиске, расти и развиваться. Основной задачей экономического образования является не столько передача накопленных в этой области знаний, умений, навыков, ценностей, сколько развитие самостоятельности в принятии решений в условиях динамично развивающейся экономической среды. Исходя из этого, разработка, внедрение и использование методики преподавания темы «Система обязательного страхования. Пенсионное обеспечение населения» в рамках экономического компонента обществоведческого образования будет содействовать формированию у учащихся не только предпринимательских и финансовых компетенций, но и социальной ответственности, в том числе пенсионной грамотности, без которой невозможно существование современного члена общества. Необходимо разработать базовый проект занятий по теме «Система обязательного страхования населения. Пенсионное обеспечение» и внести её в календарно-тематический план 10 класса, что позволит значительно повысить уровень общей пенсионной грамотности молодёжи, что и станет предметом дальнейших исследований автора.Список литературы:
  • Об актуальных проблемах преподавания социально-гуманитарных дисциплин: истории и обществознания 2023. [Электронный ресурс]. Режим доступа:
  • 2. Гаджиева, П. В. О вопросах совершенствования методики преподавания обществознания в школе / П. В. Гаджиева // Мир науки, культуры, образования. ‒ 2017. ‒ № 5 (66). ‒ С. 78-79.3. Евплова, Е. В. Методика обучения экономическим дисциплинам: учебно-методическое пособие / Е. В. Евплова, Д. Н. Корнеев. – Челябинск: Изд-во Южно-Урал. гос. гуман.-пед. ун-та, 2023. – 108 с.4. Калашникова, Е. Ю. Методика преподавания экономических дисциплин в современных условиях модификации / Е. Ю. Калашникова, И. А. Коновалова, В. В. Ловянникова // Молодой ученый. – 2013. – № 12(59). – С. 901-903. – Режим доступа: 5. Калинина, Н. Н. Практико-ориентированное экономическое образование в школе: новые тенденции / Н.Н. Калинина, А.С. Прутченков // Экономика в школе. ‒ 2011. ‒ № 1 (55). ‒ С. 4-11.6. Орлова, И.А. Методика обучения экономике: учеб.-метод. пособие / И. А. Орлова ; Владим. гос. ун-т им. А. Г. и Н. Г. Столетовых. – Владимир : Изд-во ВлГУ, 2022. – 183 с.7Вагнер, Д. В. О вопросах совершенствования методики преподавания обществознания в школе / П. Д. Гаджиева // Гуманитарный трактат: науч. журнал. ‒ 2019. ‒ № 73. ‒ С. 4-7. Режим доступа: 8Леонов, В. О. Актуальные вопросы по совершенствованию методики преподавания обществознания в образовательной школе в условиях современной России / В. О. Леонов // Актуальные исследования: межд. научн. журнал. ‒ 2022. ‒№ 10 (89). ‒ С. 83-87 [Электронный ресурс]. ‒ Режим доступа: 9Теплова, А. М. Актуальные проблемы современного школьного образования: взгляд изнутри [Электронный ресурс]: межд. пед. портал. ‒ 2023. ‒ Режим доступа: 10. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: 11. Об основах обязательного социального страхования обеспечении в РФ: Федеральный закон от 16.07.1999 № 165-ФЗ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: 12. О государственном пенсионном обеспечении в РФ: Федеральный закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: 13Обществознание (базовый уровень) для 10-11 классов образовательных организаций: Федеральная рабочая программа среднего общего образования. – М., 2023. – 74 с. 14Обществознание (углублённый уровень) для 10-11 классов образовательных организаций: Федеральная рабочая программа среднего общего образования. – М., 2023. – 96 с.15Об утверждении ФГОС СОО: приказ Министерства образования и науки РФ № 413 от 17.05.2012 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: 70188902/8ef641d3b80ff01d34be16ce9bafc6e0/?ysclid=ls63agxguh36079057216. Об утверждении ФГОП СОО: приказ Министерства просвещения РФ № 1014 от 23.22.2022 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: 17По всей стране проходят уроки пенсионной грамотности [Электронный ресурс]. – Режим доступа: 18. Налоговый кодекс РФ от 05.08.2000 г. № 117-ФЗ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: (редакция от 25.12.2023 г.)19. Jaganathan P. Methods of teaching social science / P. Jaganathan // International journal of creative research thoughts. – 2023. - № 11. – Р. 514-520. [Электронный ресурс]. ‒ Режим доступа: www.ijcrt.org