Публикации Формы и методы работы с текстовым материалом на уроках истории в основной школе

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Формы и методы работы с текстовым материалом на уроках истории в основной школе
Автор: Казымова Злата Алексеевна

Казымова Злата Алексеевна, учитель историиМБОУ Сорская ООШ №2 им. Толстихиной Ю. Н., г. Сорск, Республика ХакасияФормы и методы работы с текстовым материалом на уроках истории в основной школе Хорошо известно, что историкам по роду своей деятельности приходится часто использовать на уроках различные текстовые источники. Текст - это то, с чем любой человек, вынужденно или добровольно, соприкасается ежедневно. Если же говорить о школьниках, то для них текст является основой обучения. Но для того, чтобы научиться понимать текст, им необходимо овладеть определёнными навыками и технологиями работы с информацией на каждом этапе её прочтения. Данный вид самостоятельной работы крайне важен в преподавании предмета. Мой педагогический опыт показал, что многие учащиеся не умеют:• составлять развёрнутый ответ в виде текста;• выделять и анализировать детали;• сопоставлять, сравнивать и соединять найденную в разных источниках информацию в целостную информационную картину;• использовать разные типы чтения: просмотровый (ознакомительный), поисковый (с ориентацией на отбор нужной информации), аналитический;• формулировать качественный, а не точный (количественный) ответ• привлечь информацию, не содержащуюся непосредственно в заданных условиях;• уточнить и переформулировать вопрос, содержащий дополнительную информацию к заданию;• учесть точку зрения или знания адресата;• определить замысел и цели автора текста. В ходе моей подготовки к уроку подбор источников ведется таким образом, чтобы они отражали различные взгляды на проблему, не всегда совпадающие с точкой зрения авторов школьного учебника. Это позволяет учащимся сформировать личное мнение, выработать свое собственное отношение к рассматриваемой проблеме. Работа с документом приближает учеников к изучаемому событию, создает особый эмоциональный фон восприятия. Это позволяет учащимся выработать свое собственное отношение к рассматриваемой проблеме. Учебный процесс приобретает исследовательский характер. Изменяется и функциональная деятельность учителя: он выступает преимущественно как организатор и координатор самостоятельной работы учащихся. Источниками при изучении курса истории, помимо учебника, могут выступать:
  • отрывки из произведений историков, философов, ученых прошлого;
  • мемуары, дневники современников, очевидцев исторических событий;
  • фрагменты из современной научной, научно-популярной, художественной литературы;
  • фрагменты документов (нормативных, программных, международных, правовых и др.);
  • газетная информация и публицистические материалы;
  • справочные, статистические материалы;
  • наглядные средства обучения.
  • При отборе текста должны соблюдаться следующие правила: Текст должен:
  • Соответствовать целям и задачам обучения;
  • Отражать основные, наиболее типичные факты и события эпохи;
  • Быть органически связанным с программным материалом;
  • Быть доступным и интересным по содержанию и объему;
  • Обладать научными и литературными достоинствами
  • Среди множества приемов работы с историческими текстами можно выделить следующие:
  • чтение и анализ;
  • выписки определений понятий, основных положений, выделение главной идеи;
  • комментированное чтение;
  • коллективный разбор текста;
  • формулирование вопросов к тексту;
  • обобщение фактического и теоретического материала в целях конкретизации изучаемых общественных явлений;
  • выявление различных подходов к общественно-историческому развитию;
  • анализ аргументации авторов;
  • нахождение разных способов решения проблем на основе сопоставления нескольких источников;
  • формулирование обобщенных выводов;
  • выявление причинно-следственных связей и построение логической цепи суждений;
  • составление текстовых, сравнительно-обобщающих и конкретизирующих таблиц, логических и текстовых схем, планов (развернутого, структурно-логического, тематического), тезисов, конспекта;
  • На уроках я всегда использую систему заданий, ориентированных на три уровня познавательной деятельности. Выбор уровней определяется познавательными возможностями ученика и целями обучения.1 уровень – воспроизводящий. Предполагает выписки основных понятий, определений, выводов, ответы на поставленные вопросы, требующие уточнения и пересказа текста; заполнение таблицы, схемы по образцу в ходе коллективного разбора документа, ориентированного на понимание текста; составление простого плана и т.д. Например, при изучении в 5 классе темы «Греческая колонизация» я предлагаю данный источник: «Наказ колонистам, переселяющимся из Локров в Навпакт.В Навпакт выводится колония на следующих условиях. Жителю Локров, ставшему гражданином Навпакта, при посещении им его прежнего города дозволяется участвовать в общественной жизни Локров и совершать жертвоприношения. Если пожелает, пусть совершает жертвоприношения и участвует в обрядах сам и род его вовеки. Если кто пожелает вернуться, пусть разрешается ему беспошлинное возвращение на условии оставления у домашнего очага взрослого сына или брата. Если локрийцы будут изгнаны из Навпакта силой, пусть будет дозволено вернуться каждому к месту его первоначального жительства беспошлинно.Переселяющиеся в Навпакт пусть принесут клятву не отпадать от локрийцев ни в каком случае. Если у переселившегося в Навпакт окажутся братья, то в случае если какой-либо из братьев умрёт, пусть владеет переселившися той частью наследства, которая ему причитается. Если кто оставит отца и свою долю имущества отцу, то по смерти последнего пусть будет позволено колонисту получить свою долю обратно.Колонисты, отправляющиеся в Навпакт, пользуются правом вчинять иски перед судьями в первую очередь. Если кто попытается отменить эти решения, тот пусть будет лишён гражданских прав, а имущество его пусть будет конфисковано» Определим, какую информацию по теме можно извлечь из данного документа и предложим учащимся самостоятельно выявить её при выполнении следующих заданий:1. Назвать, что именно связывает колонистов с покидаемым ими городом.2. Подумать, чем можно объяснить сохранение тесных связей между колонистами и их прежним городом.3. Вспомнить, на основании чего составляются такие документы как поучение, наставление, наказ и предположите, насколько характерным было для греков описываемое событие.4. Сравнить процесс создания греческой колонии с известной вам информацией об образовании финикийских колоний и сформулируйте особенности греческой колонизации.Ученики, выполняя указанные задания, получают представление о том, как проходила греческая колонизация, в чём заключалась её специфика и масштабы, какое она имела значение. При такой организации учебной деятельности параграф по соответствующей теме используется лишь для закрепления и обобщения информации, учитель освобождается от лишних объяснений, а ученики чувствуют себя «первооткрывателями», поскольку они самостоятельно извлекали информацию, выдвигали предположения и делали выводы.
  • 2 уровень – преобразующий. Вопросы и задания могут включать рассказ ученика по документу, сопровождающийся анализом текста, выделением в нем основной идеи, вывода, синтезом положений источника с другим теоретическим материалом (самостоятельный отбор, группировка фактов, идей и привлечение их учеником для раскрытия изучаемой темы); составление развернутого плана, тезисов, конспекта, текстовых таблиц, схем; самостоятельную постановку вопросов к документу; подготовку рефератов, докладов и др.
  • Например, при изучении в 9 классе темы «Конфликт в руководстве СССР в начале 1960-х годов. Смещение Н.С.Хрущева», можно предложить данное задание:«Здесь перемешалось все – и недовольство пренебрежительным его отношением к коллегам, и опасения по поводу авантюрных действий,…и в особенности – раздражение консервативной части аппарата управления постоянной нестабильностью. Тряской, переменами…»«Он забыл, что при социализме тоже может вестись борьба за власть…»«Может быть, самое главное из того, что я сделал, заключается в том, что они смогли меня снять простым голосованием…»
  • Определите, какое историческое событие нашло отражение в предложенных источниках?
  • Выделите основные идеи текста
  • Назовите предполагаемых авторов, сравните, какие причины произошедшего они называют. С какой из них вы согласны?
  • Сравните причины события данные в источниках с причинами данной авторами учебника.
  • Другой пример такого задания:
  • При изучении темы «Жизнь первобытных людей» в 5 классе предлагаю на основе описания некоторых занятий первобытных людей, сделанных учеными этнографами, определить, что общего между всеми этими занятиями и чем они отличаются от занятий животных.1. Сначала они намазывали себе тело свежими слоновьими испражнениями , для того чтобы животное не чуяло опасности, а чувствовало только свой запах, когда люди приближаются к нему. Ползя на животе они медленно приближаются к нему. Пока не оказываются под ним, и внезапно со всей силы втыкают отравленное копье в мягкую ткань живота, после чего животное падает. Затем они острым ножом быстро отрубают хобот, чтобы он истек кровью. Современное описание охоты в Африке.2.По Сибири промышляют медведей…ямами, в которые вколачивают вострую обожженную сваю…он ( медведь) принужден бывает бежать скорее и, набежав на яму, провалиться и брюхом упасть на сваю. С.П.Крашенниников. «Описание земли Камчатки».3. Все свое время и силы они тратят на поиски пищи. Питаются фруктами. Ягодами, корнями и клубнями. Которые откапывают острыми палками. С удовольствием едят и ящериц, лягушек, гусениц… В. ФольцВ девственных лесах Сумарты»4. Двое других были заняты возле толстого сухого пня, который они прилежно рубили каменным топорами… Порубив некоторое время, они останавливались и с большим аппетитом жевали и глотали толстые личинки … 5. Вдруг папуас сделал энергичный прыжок, и одна из рыбок оказалась поймана. Папуас ловил их ногой. Он сперва придавил ее ступней, а потом поднял, ухватив между большим и вторым пальцем ноги. После этого, быстро нагнувшись и схватив камень, он бросил его в воду со значительной силой: потом, подойдя к тому месту, куда был брошен камень, он, стоя на одной ноге, поднял другую убитую им рыбу. Н.Н. МиклухоМаклай. «На берегу Маклая» После того как учащиеся приходят к выводу, что общее между всеми занятиями - использование человеком орудий, и именно это отличало первобытного человека от животных , можно предложить заполнить таблицу. (Приведена уже в заполненном виде. Вместе с ответами).3 уровень – творческо-поисковый. На данном уровне учащимся предлагаются познавательные задания, требующие осмысления и сопоставления точек зрения мыслителей, положений нескольких документов; выявления линий сравнения изучаемых явлений и составление сравнительных таблиц, логических цепочек; применения теоретических положений документа для доказательства, аргументирования своей точки зрения, обсуждения дискуссионных проблем; посильной поисковой деятельности по сбору материала, его анализу и систематизации по определенной теме, подготовки творческих сочинений, эссе и др.Примером работы на таком уровне может служить постановка проблемных вопросов соответствующих изучаемой, теме на основе исторических противоречий найденных в тексте учебника или доп. материала.Тексты следует привлекать не только для изучения новой темы, но и для того, чтобы разнообразить деятельность учащихся на уроке. При этом наряду с дополнительной информацией можно использовать и параграф учебника, изменив способ его подачи и организацию работы с ним. Например, при изучении темы «Возникновение государства в Древнем Египте» вместо традиционного чтения и пересказа материала можно организовать прерывистое чтение текста параграфа и при этом использовать различные виды деятельности:• предположить, о чём пойдёт речь в следующем абзаце;• подтвердить текстовую информацию условными обозначениями на карте;• найти на карте информацию, дополняющую текст;• сформулировать вопрос к следующему абзацу;• объяснить, почему происходили изменения в организации жизни людей;• предположить, на какой вопрос можно будет найти ответ в конце параграфа;• схематически изобразить текстовую информацию.Эффективным является прием чтения со значками. Читая новый текст ребятам предлагаю пометить его условными знаками.N – noting самоактивизирующая «V» - уже знал S – system системная разметка «+» - новое Е – effective для эффективного « - думал иначе R – reading and чтения и размышления «?» - не понял, есть вопросыПри использовании данного приема информация не только более активно воспринимается, систематизируется, но и оценивается. Подобная форма организации материала позволяет провести обсуждение, дискуссию по спорным вопросам.  Конечно, вначале слабые ученики плохо понимают, чего от них требуют, но со временем им тоже хочется показать свою смекалку, эрудицию, старательность. Что же касается сильных, способных учащихся, они изначально мотивированы на достижение успеха. Но я решительно или ненавязчиво, в зависимости от обстоятельств, стремлюсь заинтересовать всех детей в чтении, а значит, развитии, пополнении словарного запаса (это как минимум). Мне удалось научить большинство ребят составлять развёрнутый ответ в виде текста; выделять и анализировать детали; сопоставлять, сравнивать и соединять найденную в разных источниках информацию в целостную информационную картину;  использовать разные типы чтения. Они научились осознавать важность использования текста как самостоятельного объекта познания, а также как основы для изучения той или иной темы (вопроса). Считаю, что мои действия в подобном направлении оправданны: результаты обучения улучшаются. Сам факт, что дети на протяжении всего урока не скучают, а заняты полезным для самих себя делом, является доказательством правильности выбранного пути.