Публикации Развитие читательской грамотности на уроках русского языка в 8, 11 классах (из опыта работы).

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Развитие читательской грамотности на уроках русского языка в 8, 11 классах (из опыта работы).
Автор: Лопсан Чечек Алимевна

Развитие читательской грамотности на уроках русского языка в 8 и 11 классах. Работа с текстом (обмен опытом). Лопсан Чечек Алимевна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 5 пгт Сибирцево Черниговского района. «Чтение – ничто; осмысленное чтение – кое- что; чтение осмысленное и прочувствованное – совершенство…» ( А.С.Пушкин) «Читать – это еще ничего не значит: что читать и как понимать прочитанное – вот в чем главное дело. Читать – значит извлечь из мертвой буквы живой смысл…» ( К.Д.Ушинский) Умение читать является необходимой основой обучения и развития личности, умеющей получать знания самостоятельно. PISA (международная программа по оценке образовательных достижений учащихся): Читательская грамотность – это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности. ФГОС: «Обучающиеся овладевают чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного круга чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой и социальной деятельности. У учащихся будет сформирована потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в целом, гармонизации отношений человека и общества, создании образа «потребного будущего». Читательская грамотность является основой успешной учебной деятельности. От того, насколько хорошо учащимися освоен навык чтения, зависит успешность их дальнейшего обучения. Задача учителя – организовать полноценное, глубокое восприятие детьми всей информации, заложенной в текст, помочь им представить себе картины, эмоционально отозваться на чувства автора и героев, понять авторскую мысль. Тексты бывают разных жанров и видов: художественные, познавательные и учебные. Читательские умения делятся на четыре группы:
  • нахождение информации, заданной в явном виде;
  • формулирование выводов;
  • интерпретация и обобщение информации;
  • анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.
  • Задачи при работе с любым видом текста: научить детей правильно, осознанно и выразительно читать; извлекать из текстов интересную и полезную информацию; работать с разными источниками информации (словарями, справочниками), высказывать оценочные суждения о прочитанном; развивать потребность в чтении… Президент Русской ассоциации чтения Н.Н.Сметанникова считает, что «…жизнедеятельность человека в обществе обеспечивается не только грамотностью чтения (характеристика процесса чтения), но и читательской грамотностью – осознанием человека, что и зачем он читает, умением критически осмысливать информацию, пониманием, где и как сможет использовать полученную информацию…». Читательская грамотность формируется самим человеком, исходя из его мыслительных способностей и личных качеств и культуры, является умением использовать полученную информацию для решения учебных, социальных и других задач в жизни и дальнейшей деятельности. Нашей задачей является развитие интереса к чтению, обучение учащихся читательской грамотности. На уроках русского языка текст изучается как лингвистический объект и как результат речевой деятельности (признаки текста, его структура, типы и виды, понимание его смысла не только на поверхностном, но и на осмысленном уровне). Интегративная цель заключается в формировании языковой культуры учащихся, направленности обучения на понимание, интерпретацию текста в широком культурном контексте. Сейчас, в наше современное время, на первом месте стоят интернет, сотовая связь, телевидение, различные компьютерные игры; поток информации стремителен; у детей пропадает интерес к чтению. В рекомендациях по повышению уровня читательской компетенции в рамках Национальной программы поддержки и развития чтения отмечено: «Широкое распространение видео- и компьютерной продукции сопровождается оттеснением чтения и письменных текстов на периферию культуры. Это негативно влияет на качество обучения…». Несмотря на то, что красочно оформленных книг много в магазинах и библиотеках, нашим детям интереснее общение в социальных сетях, поиск и нахождение информации в интернете. Возможно, в силу занятости родителей на работе, нехватки времени, взрослым проще бывает разрешить доступ в интернет через компьютер или телефон, чем читать книги вместе со своими детьми. Поэтому необходимой задачей становится формирование у детей читательской грамотности на уроках русского языка и литературы. Изменения, происходящие в жизни современных детей, требуют не только воспринимать информацию, но и уметь работать с ней. В процессе обучения совершенствуется мышление учащегося, развивается способность активно, самостоятельно мыслить, рассуждать, сравнивать, делать обобщения и выводы. Наиболее важен период 11- 12 лет: для детей 11 лет доминирующим остается конкретный тип мышления, постепенно происходит его перестройка, и примерно с 12 лет дети начинают осваивать мир теоретического мышления. В формировании такого мышления важную роль играет читательская грамотность. С учетом возрастных особенностей подросткового мышления я подбираю методы по формированию и повышению уровня читательской грамотности. В своей работе стараюсь организовывать ситуации, стимулирующие читательскую активность детей. Вместе с учащимися мы создаем творческую атмосферу, чтобы ученик был не пассивным слушателем, а активным участником. Продуманная и целенаправленная работа над формированием читательской грамотности позволяет учащимся находить из большого объема информации нужную и полезную, а также приобретать социально- нравственный опыт и заставляет думать, познавая окружающий мир. При рассмотрении множества возможных приемов и методов формирования читательской грамотности у моих учащихся 8-ых и 11-ых классов я стараюсь использовать различные формы и приемы, которые способствуют активации мыслительной и учебной деятельности учеников : «Мозаика», «Реконструкция текста», «Кластер», «Точка опоры», «Понятие в рисунке (схеме)», «Восстановление текста», «Толстые и тонкие вопросы», «Толкователь», «Вопросы- ответы», «Моя сказка», «Письмо с дырками», «Опорный конспект», «Игра с залом», «Синквейн»… Обучая детей, мы можем с полной уверенностью сказать, что без чтения нет учения. Уметь учиться – это уметь, пользуясь текстами, дополнительной литературой и другими видами информации, самостоятельно добывать и использовать новые знания. Это станет возможным, если на каждом уроке учащиеся будут овладевать важнейшим универсальным учебным действием – смысловым чтением. Моделировать работу с учащимися можно различными способами. Хочу поделиться опытом работы с текстом Владимира Алексеевича Солоухина – русского советского писателя и поэта, яркого представителя «деревенской прозы». Работу с текстом проводила на уроках в 8-ых классах, на практикуме в 11-х классах.Работа с текстом: (1) С детства, со школьной скамьи, человек привыкает к сочетанию слов «любовь к родине». (2) Осознает он эту любовь гораздо позже, а разобраться в сложном чувстве любви к родине, то есть что именно и за что он любит, дано уже в зрелом возрасте. (3) Чувство это действительно сложное. (4) Тут и родная культура, и родная история, все прошлое и все будущее народа, все, что народ успел совершить на протяжении своей истории и что ему совершить еще предстоит. (5) На одном из первых мест в сложном чувстве любви к родине находится любовь к родной природе. (6) Для человека, родившегося в горах, ничего не может быть милее скал и горных потоков, белоснежных вершин и крутых склонов. (7) Казалось бы, что любить в тундре? (8) Однообразная заболоченная земля с бесчисленными стеклышками озер, поросшая лишайником, однако ненец- оленевод не променяет свою тундру ни на какие там южные красоты. (9) Одним словом, кому мила степь, кому- горы, кому- морское, пропахшее рыбой побережье, а кому – родная среднерусская природа, тихие красавицы реки с желтыми кувшинками и белыми лилиями, доброе, тихое солнышко маленького города…(10) И чтобы жаворонок пел над полем ржи, и чтобы скворечник – на березе перед крыльцом. (11) Было бы бессмысленно перечислять все приметы русской природы. (12) Но из тысяч примет и признаков складывается то общее, что мы зовем нашей родной природой и что мы, любя, быть может, и море, и горы, любили все же сильнее, чем что- либо иное на всем белом свете. (13) Все это так. (14) Но нужно сказать, что это чувство любви к родной природе в нас не стихийно, оно не только возникло само собой, поскольку мы родились и выросли среди природы, но и воспитано в нас литературой, живописью, музыкой, теми великими учителями нашими, которые жили прежде нас, тоже любили родную землю и передали свою любовь нам, потомкам. (15) Разве не помним мы с детства наизусть лучшие строки о природе Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Алексея Толстого, Тютчева, Фета? (16) Разве оставляют нас равнодушными, разве не учат ничему описания природы у Тургенева, Аксакова, Льва Толстого, Пришвина, Леонова, Паустовского? (17) А живопись? (18) Шишкин и Левитан, Поленов и Саврасов, Нестеров и Пластов- разве они не учили и не учат нас любить родную природу? (19) В ряду этих славных учителей занимает достойное место имя замечательного русского писателя Ивана Сергеевича Соколова- Микитова. (20) Иван Сергеевич прожил долгую и богатую жизнь. (21) Он был моряком, путешественником, охотником, этнографом. (22) Но, главное, он был талантливым и ярким писателем. (23) Последние двадцать лет жизни Соколова- Микитова были связаны с Карачаровым на Волге, где у Ивана Сергеевича в ста шагах от воды, на краю леса был простой бревенчатый домик. (24) Широкая гладь воды, перелески и деревеньки на том берегу, обилие цветов, лесных птиц, грибов – все это еще больше сближало писателя с родной природой. (25) Из охотника, как это часто бывает с людьми под старость, он превратился во внимательного наблюдателя, и не только потому, что, скажем, ослабло зрение или рука, но и потому, что проснулось в душе бережное, любовное, воистину сыновнее отношение к русской природе. (26) В эти годы Иван Сергеевич пишет лучшие свои страницы о родной русской природе, о деревьях и птицах, о цветах и зверях. (27) Добрый и мудрый человек учит нас тому, что природа есть наше не только материальное, но и духовное богатство, знание природы и любовь к ней воспитывают чувство патриотизма, чувство человечности, доброты, развивают чувство прекрасного. (28) Поколения русских людей будут учиться этому у Ивана Сергеевича Соколова- Микитова, как они учатся у Тургенева и Аксакова, у Некрасова и Пришвина, у Паустовского и Леонова. ( По В.А.Солоухину)*Владимир Алексеевич Солоухин (1924-1997)- русский советский писатель и поэт, яркий представитель «деревенской прозы».Задания для 8 класса:
  • Озаглавить текст.
  • Определить и записать основную мысль текста.
  • Определить и записать микротему 2-го абзаца.
  • Написать рассуждение на тему «Что такое Родина? Как связаны любовь к Родине и любовь к природе?» (Объем – не менее 10 предложений).
  • Домашнее задание: нарисовать иллюстрацию к прочитанному тексту.
  • Задания для 11 класса:
  • Определить примерный круг проблем.
  • Привести 2 примера- иллюстрации из текста, которые важны для понимания выбранной проблемы текста.
  • Сформулировать позицию автора.
  • Сформулировать и обосновать свое отношение к позиции автора.
  • Домашнее задание: написать сочинение по прочитанному тексту.
  • Пояснение:Основной единицей формирования читательской грамотности является текст. Правильно подобранный текст несет в себе важную воспитательную функцию, способствует разностороннему развитию личности учащихся.