Публикации ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ В СПЕЦИАЛЬНЫХ МЕДИЦИНСКИХ ГРУППАХ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ В СПЕЦИАЛЬНЫХ МЕДИЦИНСКИХ ГРУППАХ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Автор: Поселенова Наталья Александровна

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ В СПЕЦИАЛЬНЫХ МЕДИЦИНСКИХ ГРУППАХ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Поселенова Н.А.
МБОУ Средняя общеобразовательная
школа № 32 города Белово г. Белово
В последнее время по данным Министерства образования РФ, до 90% детей поступающих в первый класс, имеют те или иные отклонения физического здоровья. До 45 % первоклассников уже имеют соматические осложнения. К концу школы в выпускных классах всего лишь 4% обучающихся здоровы. На состояние здоровья детей влияют социальные условия, экология, медицинское обслуживание, но свою лепту вносит и школа. За ней от 20% до 40% отрицательных влияний на здоровье детей.
Многие учащиеся имеют незначительные отклонения в разных системах организма и поэтому относятся к группе так называемых ослабленных. Кто такой ослабленный ребенок? Насколько эти незначительные отклонения могут повлиять на состояние здоровья ребенка в будущем?
Признаки ослабленного ребенка:
Признак 1 – заболеваемость. Часто (четыре и более заболеваний в год) болеет простудными заболеваниями.
Признак 2 – снижение зрения. Ребенок быстро устает при чтении, плохо видит написанное на доске.
Признак 3 – осанка. Привычка стоять, сидеть, наклонившись влево вправо, стоять и ходить на полусогнутых ногах. При длительном стоянии старается опереться о какую-нибудь опору, часто наклоняется вперед.
Признак 4 – стопы. При длительной ходьбе или стоянии жалуется на боль в ногах. При беге и прыжках неестественно раскачивается, ставит стопу неправильно, косолапит.
Признак 5 – низкая двигательная подготовленность. После выполнения даже легкой работы в течение 3-5 минут ребенок устает.
Признак 6 – эмоциональность (повышенная или пониженная).
Признак 7 – отклонения в длине (росте) или весе тела.
Физическое воспитание учеников, имеющих отклонения в состоянии здоровья, недостаточное физическое развитие и слабую физическую подготовленность, требует совместных усилий педагогов и врачей. Двигательная активность необходима в любом возрасте, наиболее выражена она у детей и подростков. Для детей с ослабленным здоровьем, в большинстве случаев, активная двигательная деятельность недоступна, поэтому возникает дефицит в удовлетворении данной потребности. Поэтому во избежание дальнейших негативных изменений двигательная активность для больных детей и подростков крайне необходима.
В настоящее время обучающиеся подразделяются на три медицинские группы в зависимости от состояния здоровья. По результатам медицинского обследования производится распределение школьников по группам.
Группа I — здоровые, не имеющие хронических заболеваний, с соответствующим возрасту физическим развитием, редко болеют. Группа II — здоровые, с морфофункциональными отклонениями, без хронических заболеваний, но имеющие отклонения в физическом развитии. Группа III — больные хроническими заболеваниями в стадии компенсации; редко болеют острыми заболеваниями, хорошо себя чувствуют, имеют высокую работоспособность. Группа IV — больные хроническими заболеваниями в стадии субкомпенсации, часто болеющие, со сниженной трудоспособностью. Группа V — больные хроническими заболеваниями в стадии декомпенсации. Обычно с такой патологией дети не посещают школу, они находятся в специальных лечебных учреждениях.
В зависимости от тяжести и характера заболевания обучающихся, отнесённых к СМГ (специальная медицинская группа), рекомендуется разделять на подгруппы – А и Б с целью более дифференцированного подхода к назначению двигательных режимов.
Подгруппа А - школьники, имеющие отклонения в состоянии здоровья обратимого характера, ослабленные различными заболеваниями.
Подгруппа Б - школьники, имеющие тяжелые необратимые изменения в деятельности органов и систем.
Для нашей школы проблема оздоровления детей относящихся к СМГ является одной из наиболее актуальных.
В результате анализа заболеваемости учащихся МОУ СОШ № 32 выделены ведущие формы имеющихся отклонений здоровья: нарушения органов зрения (12%), нарушение опорно-двигательного аппарата и плоскостопие (12%), заболевания внутренних органов (35%), заболевания сердечно-сосудистой системы (15%), заболевания верхних дыхательных путей (26%).
По результатам медицинского осмотра в нашей школе обучающиеся распределены по группам здоровья:
60% детей входит в основную группу;
30% детей входит в подготовительную группу;
10% детей входит в специальную медицинскую группу.
На основании полученных данных была сформирована спецмедгруппа, главными задачами которой стали:
укрепление здоровья, ликвидация или стойкая компенсация нарушений, вызванных заболеванием;
улучшение показателей физического и моторного развития;
постепенная адаптация организма к физическим нагрузкам, расширение диапазона функциональных возможностей организма;
закаливание организма, повышение его защитных сил и сопротивляемости;
воспитание сознательного и активного отношения к ценности здоровья и здоровому образу жизни;
обучение способам самоконтроля при выполнении физических нагрузок.
Проведение занятий с ослабленными детьми в СМГ (отдельно от здоровых школьников) позволяет избежать многих методических ошибок, щадить психику ребёнка, использовать дифференцированные нагрузки и контролировать состояние обучающихся. Посещения занятий учениками спецмедгруппы являются обязательными.
Итоговую отметку по физической культуре в группах СМГ выставляем с учетом теоретических и практических знаний двигательных умений и навыков, умений осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивно-оздоровительную деятельность), а также с учетом динамики физической подготовленности и прилежания. Акцент в оценивании учебных достижений по физической культуре обучающихся, имеющих выраженные отклонения в состоянии здоровья, делаем на их мотивации к занятиям физическими упражнениями и динамике их физических возможностей. При самых незначительных положительных изменениях в физических возможностях ослабленного ребенка, ставим положительную отметку и сообщаем ученику и его родителям. Также положительная отметка выставляется обучающемуся, который регулярно посещал занятия по физической культуре и старательно выполнял задания учителя.
Практические занятия с обучающимися, отнесенными к специальной медицинской группе, не сводятся только к выполнению физических упражнений. Они носят преимущественно комплексный характер.
Обучающиеся спецмедгруппы занимаются по специально составленной программе. В ее основу положено содержание Программы для учащихся специальной медицинской группы общеобразовательных учреждений. (Физическая культура, 1-11 классы, издательство Дрофа, 2006г). В программе предусматриваются следующие практические разделы: гимнастика, подвижные игры, легкая атлетика
В программу введен раздел дыхательных упражнений, которыми следует пользоваться на каждом уроке. Обращается особое внимание на воспитание правильной осанки и на укрепление мышц спины и живота. Для снижения утомления и повышения работоспособности широко используются упражнения для расслабления мышц.
Вместе с тем из гимнастики в СМГ полностью исключены лазанье по канату, подтягивание и акробатические упражнения, связанные с натуживанием, продолжительными напряжениями, вызывающими длительную задержку дыхания.
В легкой атлетике особое внимание придается строго дозированным ходьбе и бегу, т.к. эти виды тренируют и укрепляют сердечно-сосудистую и дыхательную системы. Прыжки в длину и в высоту ограничиваются (с укороченного разбега, с трех шагов, не более двух, трех прыжков в одном занятии и т.д.). Ограничены упражнения и на скорость, силу, выносливость.
Продолжительность игр с бегом и прыжками, а также дистанции бега сокращаются. Например, продолжительность игры с бегом и прыжками не превышает 5 минут.
Обязательна правильная дозировка нагрузки, совмещения бега, прыжков с умеренной ходьбой, успокаивающими и дыхательными упражнениями при окончании их.
Наряду с образовательными, оздоровительными задачами на занятиях решаются и задачи воспитательные, когда средствами физкультуры воспитываются смелость, настойчивость, дисциплинированность, навыки культурного поведения, чувство дружбы и товарищества. Особенно трудно переоценить значение подвижных игр, наличие в которых простых и естественных движений, не вызывающих резкого утомления (нагрузка чередуется с моментами кратковременного отдыха), делают их хорошим средством эмоционального и физиологического воздействия на школьников.
Для определения физической подготовленности проводятся двигательные тесты. Для учащихся первого года обучения в составе СМГ - в декабре и апреле, для второго и последующего годов обучения – в сентябре, декабре и апреле.
Занятия по физическому воспитанию учащихся СМГ делятся на два периода – подготовительный (сентябрь-декабрь) и основной (декабрь–май).
Основная цель подготовительного периода - овладение навыками правильного дыхания, освоение техники простейших упражнений, постепенное развитие адаптации организма занимающихся к физическим нагрузкам за счёт умеренного воздействия с помощью физических упражнений на все органы и системы.
В основной период осуществляются более интенсивные тренировки организма, имеющие цель восстановления нарушенных функций, повышение адаптационно-компенсаторных возможностей организма, обучение новым двигательным навыкам и их совершенствование.
Дозировка физической нагрузки на занятиях имеет решающее значение. Для ее регуляции используется многообразие приёмов:
темп движения, т. е. количество движений в единицу времени;
подбор физических упражнений;
амплитуда движений;
исходные положения при выполнении упражнений;
время, затрачиваемое на выполнение упражнений и отдыхом между ними;
степень мышечного напряжения;
эмоциональный фактор.
Для контроля используются хронометраж и пульсометрия. Хронометраж позволяет определить общую и моторную плотность занятия, пульсометрия – правильность распределения нагрузки на уроке и адекватность её функциональным возможностям занимающихся. При этом следует учитывать, что при одних и тех же упражнениях у девочек пульс на 5–10 ударов в минуту чаще, чем у мальчиков.
Занятия проводятся в свободное от уроков время между сменами 2 раза в неделю продолжительностью по 35 – 40 минут.
Структура занятия (урока):
Занятие (урок) в специальной медицинской группе строится по стандартной схеме (подготовительная, основная и заключительная части), однако, в отличие от обычных уроков, он имеет свои принципиальные особенности.
В подготовительной части урока (до 15 мин) выполняем общеразвивающие упражнения (в медленном и среднем темпе), чередуя с дыхательными. Нагрузка повышается постепенно. Применяются такие упражнения, которые обеспечивают подготовку всех органов и систем к выполнению основной части урока. В этой части занятия не используем много новых упражнений, а также интенсивные нагрузки.
В подготовительной части урока присутствуют такие элементы, как построение, объяснение задач занятий, ходьба в различном темпе и направлениях, комплекс дыхательных упражнений, упражнения с набивными мячами, бег в медленном темпе, а также упражнения на гимнастической скамейке. Подсчитывается ЧСС (частота сердечных сокращений).
В основной части урока занимающихся делим на подгруппы с определенными нарушениями здоровья. Для каждой группы разработаны карточки с заданиями, включающие по 3-4 упражнения, направленные на коррекцию конкретных заболеваний. Учитель показывает элементы комплекса упражнений. Затем учащиеся овладевают основными двигательными навыками, получают определенную для них максимальную физическую нагрузку, испытывая эмоциональное напряжение. Подбор упражнений в этой части урока позволяет овладеть простейшими двигательными навыками, разносторонне развить (в пределах возможностей занимающихся) основные физические качества: быстроту, силу, выносливость, ловкость. Большое внимание уделяется развитию гибкости и улучшению координации движений. С этой целью применяются метания, подвижные игры, эстафеты, упражнения на равновесие.
Упражнения, дающие большую общую нагрузку (игры, бег и др.) и вызывающие сильное эмоциональное переживание, целесообразнее использовать в конце основной части урока. Сильное возбуждение, усталость затрудняют овладение техникой последующих упражнений, воспитание быстроты и ловкости. Для снятия утомления между выполнением различных заданий применяем упражнений на расслабление. Подсчитывается ЧСС.
В заключительной части урока (3-5 мин) используются упражнения, восстанавливающие организм после физической нагрузки (ходьба, дыхательные упражнения, упражнения на расслабление и др.). Подсчитывается ЧСС.
Урок завершается анализом его результатов и заданием на дом.
Очень важно развивать у детей потребность регулярно заниматься физическими упражнениями самостоятельно. Для домашних занятий составлены инструктивные карточки с комплексами упражнений для глаз, исправления осанки, плоскостопия. Домашние занятия позволяют воспитать здоровые привычки. К занятиям привлечены родители, которые следят за самочувствием ребенка. Особенностью этой методики является то, что для занятий СМГ имеется возможность разработать индивидуальный комплекс для каждого ребенка с учетом его физических способностей.
Таким образом, созданная в школе спецмедгруппа в рамках внеурочной деятельности помогает решать основные задачи по формированию здорового образа жизни ребёнка, развивает у обучающихся интерес и потребность в бережном отношении к своему здоровью, укрепляет его, позволяет вести активный образ жизни. Систематические занятия физической культурой вообще и специальными физическими упражнениями в частности способствуют укреплению здоровья и развитию двигательных умений и навыков ослабленных школьников.
Список литературы:
1.Аухадеев Э.И., Уроки физического воспитания в специальной и подготовительной медицинских группах [текст]: методическое пособие. (Ауходеев Э.И., Галеев С.С., Сафин М.Р.- М.: Высш.шк., 1986 –256 с.
2.Бабенкова Е. А. Как помочь детям стать здоровыми [текст]: методическое пособие /Е.А. Бабенкова - М. Астрель, 2003
3.Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого [текст]. - М.: Физкультура и спорт, 1988 - 208 с.
4.Бурухин С.Ф. Гимнастика - это очень важно [текст] / Бурухин С.Ф. //Физическая культура в школе. – 2000 - №8. – с.10-12
5.Велитченко В.Н. Организация занятий с учащимися, отнесенными к специальной медицинской группе [текст] / Велитченко В.Н. // Настольная книга учителя физической культуры / Под ред. Л.Б.Кофмана. – М.: Физкультура и спорт, 1998. – с.60-66
6.Велитченко В.Н. Физкультура для ослабленных детей [текст] / Велитченко В.Н. - 2-е изд. перераб. и доп. -М.: Физкультура и спорт, 1989
7. Дубровский В.Н. Лечебная физическая культура[текст] / Дубровский В.Н. – М.: Физкультура и спорт, 1988
8.Поселенова Н.А. Особенности физкультурно-оздоровительной работы с детьми с ослабленным здоровьем в условиях общеобразовательной школы [текст] / Поселенова Н.А // Здоровьесберегающая деятельность в системе образования: теория и практика – Кемерово: КРИПКиПРО, -2011- с.138