Публикации Возможности социального педагога по формированию личности детей-сирот в подростковом возрасте

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Возможности социального педагога по формированию личности детей-сирот в подростковом возрасте
Автор: Филонова Дарина Дмитриевна

Филонова Дарина Дмитриевнастудентка 4 курса факультета искусств, социальных и гуманитарных наук, научный руководитель: канд. пед. наук, доцентСоломатова Вера Вячеславовна ФГБОУ ВО «Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого» г. Тула, Тульская областьВозможности социального педагога по формированию личности детей-сирот в подростковом возрастеДети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, так же, как и дети, воспитывающиеся в семье, нуждаются в родительской любви и заботе. Однако отсутствие этой заботы и любви в сиротских учреждениях негативно сказывается на социальном, психическом и физическом здоровье детей-сирот. В социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних (СРЦН) большинству детей не хватает личного внимания и поддержки, которое необходимо для нормального развития. У детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, наблюдаются тяжелые повреждения личности, самосознания и интеллекта. Однако, это далеко не все проблемы с которыми такие дети могут столкнуться. Стоит отметить такую проблему как адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ведь дети попадают в социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних совершенно по разным причинам и в зависимости от обстоятельств, адаптация может пройти незаметно, а может длиться довольно долго. Также у детей наблюдаются проблемы с коммуникацией, они становятся более агрессивными, лживыми, появляется склонность к манипулированию и наблюдается трудность в принятии решений. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, боятся вновь оказаться брошенными, покинутыми и из-за этого они часто остаются недоверчивыми и замкнутыми. Помощь таким детям требует объединенных усилий социального педагога, психолога, медицинского работника.Воспитание ребенка в любящей семье и воспитание в социально- реабилитационном центре для несовершеннолетних значительно отличаются друг от друга. Семья создает у ребенка потребность быть преданным, способность сопереживать и радоваться другим людям, нести ответственность за себя и других, стремление научиться самому, она показывает ребенку, что здесь его любят и поддерживают во всем. В социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних таких результатов достичь трудно. Все вышеперечисленные качества влияют на формирование личности ребенка. Ведь именно в детстве закладываются фундаментальные качества личности, обеспечивающие психологическую устойчивость, целеустремленность, нравственные ориентиры и прочее.Процесс социализации и воспитания в полноценной семье является сложным, а в интернатных учреждениях он усложняется сильнее. Так как дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, после выпуска из СРЦН вынуждены быстро повзрослеть, стать самостоятельными, научиться решать возникшие проблемы, в отличие от детей, воспитывающихся в семье, которые еще долго смогут находиться под родительской опекой. Исходя из этого, следует отметить, что социально-педагогическая работа с воспитанниками социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних строится таким образом, чтобы максимально подготовить ребенка к самостоятельной жизни. Л. В. Мардахаев выделил следующие направления социально-педагогической работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимся без попечения родителей:– формирование семейного «я»;– формирование адаптивных навыков к различным социокультурным средам;– личностное развитие с учетом индивидуальной предрасположенности;– профориентационная подготовка;– формирование самостоятельности, способность решать жизненные задачи различной сложности;– формирование самоценности, осознанности в выборе жизненного пути, своего места в жизни;– направленное и активное овладение многообразием социального опыта (общения, поведения, деятельности);– патронажно-консультационная работа с выпускниками [4].Работа социального педагога в социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних очень важна, из-за наличия у воспитанников проблем с социализацией и адаптацией в обществе. Она начинается с изучения личности ребенка и особенностей его развития, путем анализа документов, проведения тестирований и бесед с воспитанником [1].Социальный педагог узнает ребенка, выделяет проблемы, которые ему предстоит решить. Собирает сведения о состоянии физического и психического здоровья, условиях жизни ребенка до поступления его в интернатное учреждение, собирает сведения о родителях ребенка, наблюдает за его успеваемостью, оказывает помощь в обучении воспитанника и т.д. [1]. Социальный педагог должен понимать, что для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, он не просто педагог (воспитатель), а «замещающая мама (папа)», наставник, кумир, на которого они будут равняться. Поскольку дети в социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних часто замыкаются в себе, становятся неуверенными, социальный педагог должен привить им социальную значимость «Я» («Я могу это сделать», «Я знаю чего хочу»), так как после выпуска воспитаннику предстоит выбрать свой жизненный путь. Немаловажным аспектом в воспитании является процесс развития личности детей, попавших в СРЦН. Социальный педагог помогает детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в осмыслении их жизни. А также налаживает дружеские отношения с ребенком, благодаря которым тот легко переживает негативные события.При развитии личности у ребенка, воспитывающегося без родительского попечения, социальному педагогу особое внимание следует уделять индивидуальному подходу к каждому ребенку, в зависимости от причин его сиротства. Личностное развитие детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отличается от развития сверстников, воспитывающихся в полной семье, и заключаются в своеобразии психических функций, личностной, поведенческой, познавательной, эмоционально-мотивационной сфер, коммуникативных навыков и умений.Существует гипотеза, что у детей, растущих в детских учреждениях, наблюдается не просто отставание в развитии или недоразвитие личностных механизмов, а интенсивное формирование некоторых принципиально иных механизмов, при помощи которых ребенок приспосабливается к жизни в этих учреждениях. Это, по-видимому, происходит не только вследствие нарушения ранних эмоциональных связей с матерью или другими близкими взрослыми, но и потому, что жизнь в детском учреждении зачастую не требует от личности той ее функции, которую она выполняет или должна выполнять в нормальной жизни [5].Чтобы стать частью социума ребенок должен усвоить социальные и культурные нормы, научиться общаться с окружающими его людьми, а также подготовиться к самостоятельной жизни. Во всем этом детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, требуется помощь социального педагога и воспитателя. Так как подростки, воспитывающиеся в социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних, замкнутые, необщительные и даже испытывают трудности в общении не только с взрослыми, но и со сверстниками. Они обладают низкой мотивацией к изменению своего поведения и, зачастую, для принятия решения им требуется групповое мнение. На искажение становления личности ребенка-сироты влияет дефицит отношений с окружающими его взрослыми — совместной с ними деятельности, вне режимных моментов, в рамках практической деятельности. Соответственно, это приводит к снижению ценности детской личности (позитивное отношение взрослого надо заслужить), к эмоциональной зависимости от оценок взрослого, снижает инициативность. Контакты эмоционально бедные, ограничены заданной группой, доброжелательность снижена, потребность во внимании ощущается очень остро, что затрудняет освоение детьми-сиротами социально-ролевых позиций друга, партнера, конкурента. Соответственно, эмоционально-волевая сфера ребенка-сироты в целом: с пониженным фоном настроения, бедной гаммой эмоций, однообразием эмоционально-экспрессивных средств общения, со склонностью к быстрой смене настроения, к страхам, беспокойству, тревожности и т.д. [3].Список литературы:
  • Волкова, Д. Ю. Особенности работы социального педагога в детских домах / Д. Ю. Волкова // Студенческий научный форум – 2018: Материалы X Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум». – Москва, 2018. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: href= (дата обращения: 19.10.2022).
  • Зыкова, Н. Н. Социальная педагогика: учебное пособие / Н. Н. Зыкова; Поволжский государственный технологический университет. – Йошкар-Ола: Поволжский государственный технологический университет, 2016. – 67 с. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  (дата обращения: 03.04.2022).
  • Кочеткова, В. Г. Актуализация психолого-педагогических проблем социального развития детей-сирот / В. Г. Кочеткова. // Молодой ученый. – 2016. – № 13.3 (117.3). – С. 43–46. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  (дата обращения: 30.10.2022).
  • Мардахаев, Л. В. Социальная педагогика: социальное воспитание: учебник для студентов средних и высших учебных заведений / Л. В. Мардахаев; Российский государственный социальный университет. – Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2019. – 391 с. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  (дата обращения: 02.04.2022).
  • Особенности социализации детей-сирот // Студопедия: [обучающий сайт]. Дата размещения: 20.03.2015. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  (дата обращения: 19.10.2022).
  • Социально-педагогические проблемы индивидуального развития детей-сирот: Индивидуальное развитие личности сироты //  : студенческая библиотека онлайн. 20132022. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: (дата обращения: 19.10.2022).