Публикации ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ, ОПЫТНО ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, НАПРАВЛЕННОЙ НА РАЗВИТИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОЙ ЛИЧНОСТИ ВОСПИТАННИКОВ ШКОЛЫ (Методические рекомендации)

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ, ОПЫТНО ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, НАПРАВЛЕННОЙ НА РАЗВИТИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОЙ ЛИЧНОСТИ ВОСПИТАННИКОВ ШКОЛЫ (Методические рекомендации)
Автор: Мелентьева Елена Викторовна

Мелентьева Е.В, педагог-психологМБОУ, «Средняя общеобразовательная школа №191» г. НовосибирскПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ, ОПЫТНОЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, НАПРАВЛЕННОЙ НА РАЗВИТИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОЙ ЛИЧНОСТИ ВОСПИТАННИКОВ ШКОЛЫ (Методические рекомендации) Аннотация: Представленные в данной статье методические рекомендации направлены на активизацию деятельности педагогической команды школы по внедрению инновационных идей направленных на развитие личности субъектов образовательного процесса. Данная работа предназначена не только для педагогов-психологов, непосредственно реализующих психологическое сопровождение опытно-экспериментальной работы (ОЭР). Она будет полезна для заместителей директоров школ по научно-методической работе и педагогов интересующихся методологией экспериментальной работы. Современное образование в условиях перехода на обновленные ФГОС, актуализирует необходимость повышения эффективности педагогической деятельности, за счет совершенствования качества образования в школе. Тем самым, формируются основания обуславливающие значимость и приоритетность работы направленной на развитие конкурентоспособности всех субъектов образовательного процесса. Во многих школах нашей страны осуществляется работа в области отбора и структурирования содержания образовательных программ, разработки и адаптации новых образовательных технологий, форм и методов преподавания. В частности, педагогической командой социально-психолого-педагогической службы нашей школы, на начало 2024 года, выделена проблема – «Развития конкурентно способной личности учащихся и педагогов средствами образовательных технологий». Актуальность методического поиска в этом направлении, обусловлена необходимостью совершенствования качества образования в современной школе, как условие развития образовательного процесса. Очевидно, что осуществление такого вида работы будет малоэффективным, без сопроводительного участия социально-психолого-педагогической службы. В результате, возникла необходимость, создания методических рекомендаций, содержание которых направлено на активизацию (через психологическое сопровождение) деятельности педагогической команды школы по внедрению инновационных процессов, развития личности, как учащихся, так и педагогов. Практическая значимость методических рекомендаций состоит в пошаговом раскрытии деятельности социально–психолого-педагогической службы школы на каждом этапе осуществления экспериментальной работы. Облегчая педагогам внедрение педагогической инноваций, благодаря направленной психолого-педагогической поддержке базирующейся на эмпирических данных. Оригинальность и новизна данных методических рекомендаций состоит в том, что они основаны на накопленных в режиме мониторинга, показателях эффективности формирования профессиональной деятельности педагогического коллектива (за 3 года) и включает в себя обобщение опыта школы, полученное в результате психологического сопровождения экспериментальной работы. Цель: Систематизация деятельности по психологическому сопровождению ОЭР и преодоление трудностей в реализации совершенствования качества образования в школе, направленного на развитие конкурентно способной личности субъектов образовательного процесса. Задачи: 1. Содействие в реализации работы по становлению субъектной позиции педагогов и учащихся, в условиях экспериментальной деятельности; 2. Обеспечение научно-методической основы психологического сопровождения опытно-экспериментальной работы; Участники: административная команда, психологи, педагоги, работающие в инновационном и экспериментальном режиме. Ожидаемые результаты:
  • расширение представления педагогов об экспериментальной работе, как инструменте совершенствования качества образования в школе;
  • обеспечение системности в психологическом сопровождении экспериментальной деятельности образовательного учреждения;
  • развитие способности педагогов вести экспериментальную работу, обретение ими универсальных способов деятельности и мышления;
  • психологическое обеспечение методологией экспериментальной деятельности, т.е. знакомство с методами решения экспериментальных задач, создание условий, позволяющих педагогам качественно реализовывать экспериментальную деятельность, направленную на развитие и саморазвитие конкурентоспособности;
  • развитие образовательного процесса школ с опорой на социальнопсихологическую и научно исследовательскую деятельность;
  • создание социально-психологических условий для продуктивного внедрения современных достижений педагогической науки в практику работы школы.
  • Мониторинг результативности (эффективности)В качестве критериев оценки результативности методических рекомендаций психологического сопровождения ОЭР используются: - отзывы экспертов и участников, осуществляющих экспериментальную деятельность и применяющих в своей работе данное пособие; - сравнительный анализ результатов мониторинга за состоянием качества образования в школе, повышение «уровня субъектности» участников инновационных воздействий эксперимента. Методологические основы экспериментальной деятельности Опытно-экспериментальной считается «деятельность, основанная на научном анализе существующей теории и практики образования, направленная на создание условий для эффективной реализации социально-педагогических инициатив, обеспечивающих разностороннее, свободное и творческое развитие личности. В опытно-экспериментальной работе (ОЭР) принимают участие все педагоги, работающие в инновационном и экспериментальном режиме» 1. В основе любой ОЭР лежит «метод научного исследования, предполагающий создание некоторых искусственных условий и направленный на выявление причинно-следственных зависимостей, существующих между изучаемыми переменными».Опыт показывает, что «эффективность внедрения эксперимента и дальнейшее его отслеживание зависит от разработки нормативных программ, регламентирующих организацию и проведение экспериментальной работы, где должны четко прописываться база, обеспечивающая внедрение эксперимента, проблемы, ставшие отправной точкой начала эксперимента, цели и задачи, субъекты и объекты эксперимента, ожидаемые результаты и конечные риски, с которыми сталкивается любой коллектив, занимающийся данной работой» 2. 1Теория и практика педагогического эксперимента/Под ред. А.И.Пискунова, Г.В.Воробьева. - М., 20032Бабанский Ю. К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. М., 1982, Важное место в программе должно отводиться психологическому обеспечению эксперимента, методикам отслеживания результативности экспериментальной работы. Внедрение эксперимента требует учета следующих психологопедагогических факторов: - кадровый потенциал. Наличие специалистов обладающих профессионально значимыми личностными качествами и определенным уровнем владения психолого-педагогической грамотностью; - наличие программы опытно-экспериментальной работы. Такая программа составляется на основе определенного эмпирико-теоретического материала, и как правило инициируется социально-психологической или методической службами; - создание оптимальных психологических условий для внедрения ОЭР. Эксперимент нельзя проводить: а) если определенная часть педагогического состава, родители или ученики настроены категорически против хода или процедуры экспериментального исследования; б) если психолого-педагогическая база не в состоянии осуществить весь объем поставленных в ОЭР задач; - психологическое обеспечение экспериментальной работы, должно носить системный характер и осуществляется объективно независимо от установок со стороны третьих лиц. Основные задачи опытно-экспериментальной деятельности стоящие перед социальной-психолого-педагогической службой:- развитие инициативной педагогической деятельности, связанной с обновлением и развитием образовательной практики в современных условиях, направленной на удовлетворение запросов личности; - стимулирование создания условий для продуктивного и эффективного внедрения современных достижений педагогической психологии в практику работы школы; - способствовать развитию современных психолого-педагогических, образовательных технологий, направленных на повышение качества образования и создание новых «моделей образовательно-воспитательного процесса, обосновывать и развивать социально-психологическую практику выявления и развития творческой личности»1 1 Загвязинский В.И Учитель как исследователь. М., 1980 Экспериментальная деятельность в школе, этапы осуществления. Любой экспериментальной работе, планируемой в образовательном учреждении, должна предшествовать специальная аналитическая деятельность, направленная на выявление социального заказа, на образование, результатом которой должны быть: описание реальных проблем, актуальных требований общества к новому образовательному результату; выявление ограничений в устройстве существующей системы образования и описание принципиальной идеи устройства новой технологии, за счет чего может быть получен новый результат. Осуществлять данную аналитическую работу должны специалисты не заинтересованные в результатах анализа и сохраняющие определенный нейтралитет по отношению к администрации, учителям и учащимся. Поэтому естественно, что на этом предварительном этапе педагог-психолог играет ведущую роль и выступить в качестве аналитика по условиям предстоящего эксперимента. Следующий этап на пути к работе в рамках экспериментальной площадки – осуществление конкретной поисковой работы. Здесь работа педагогапсихолога направлена на эмоциональную поддержку, мотивационное подкрепление участников эксперимента, выявление скрытого содержания личностных процессов у участников экспериментальной команды, вызванные необходимостью понимания: • социальной проблемы, требующей от системы образования иного образовательного статуса; • различий между требуемым образовательным результатом и фактически получаемым в традиционной системе образования; • ограничений традиционной образовательной технологии и наличие принципиальной идеи устройства новой технологии; • форм организации работы по трансляции новой технологии в массовую практику. Организация психолого-педагогического сопровождения экспериментальной деятельности школы предполагает: - участие в составлении программы эксперимента; сопровождение подготовки информационной базы эксперимента; составление рекомендаций по распределение функций участников ОЭР; - осуществление специальной психологической подготовки кадров; моральное стимулирование учителей; - привлечение в качестве научного руководителя или консультанта. Программа экспериментальной деятельности содержит: - название темы эксперимента; - краткое обоснование актуальности темы; основная идея; - объект и предмет исследования; - цель и задачи эксперимента; - гипотеза; - методы и конкретные методики исследования; - сроки эксперимента (время начала, время предполагаемого завершения); - этапы (сроки и содержание работы); - критерии оценки результативности эксперимента. Этапы эксперимента и степень участия педагога-психолога. 1. Диагностический этап. Выявление проблемы и обоснование ее актуальности, диагностика затруднений учителей или выявление противоречий в образовательном процессе. Участие педагога-психолога непосредственное; степень значимости его включенности высокая. 2. Прогностический этап. Разработка программы эксперимента: задается цель исследования, которая конкретизируется в ряд задач эксперимента; конструируется модель новой технологии (методики, структуры, системы мер и т.д.); формулируется рабочая гипотеза; прогнозируются ожидаемые результаты, а также возможные негативные последствия; продумываются компенсационные механизмы. Участие педагога-психолога зависит от темы ОЭР и потребности педагогической команды в социально психологической поддержке специалиста; степень значимости его включенности на среднем уровне. 3. Организационный этап. Этап связан с подготовкой материальной базы эксперимента. К процессу организации эксперимента относятся вопросы стимулирования педагогов, ведущих эксперимент. Основная задача педагогапсихолога на организационном этапе оказание помощи экспериментаторам в психологическом обосновании эксперимента, обеспечении процесса и анализе результатов эксперимента. 4. Практический этап. Проведение исходных констатирующих срезов, реализация новых технологий, отслеживание процесса промежуточных (текущих) результатов, корректировка испытываемой технологии, контрольные срезы для экспериментальных и контрольных объектов. Участие в этой работе педагога-психолога зависит от методов и технологий работы, лежащих в основе экспериментальной деятельности. Если в основе эксперимента лежат профессиональные психологические диагностики, то на этом этапе педагог-психолог может выступать в роли экспериментатора. 5. Обобщающий этап. Обработка данных, сравнение результатов эксперимента с поставленными целями, анализ полученных данных, корректировка гипотезы, модели новой технологии в соответствии с результатами, оформление и описание хода и результатов эксперимента. На обобщающем этапе от корректности интерпретации результатов эксперимента зависит то, какие выводы будут сделаны по итогам проведенного эксперимента, поэтому участие педагога-психолога на этом этапе, также приобретает высокую значимость. 6. Внедренческий этап. Презентация новой методики. Участие педагогапсихолога минимально. Отслеживание и оформление результатов эксперимента в процессе психологического сопровождения Ход эксперимента фиксируется в специальных электронных дневниках, которые представляют собой периодические записи наблюдений и оценок результатов работы субъектов и объектов экспериментальной работы. Для отслеживания результатов эксперимента нужно четко определить параметры, по которым будет определяться эффективность проверяемой методики, структуры, технологии, педагогического приема. Практическая и теоретическая значимость полученных результатов определяется через оценку степени новизны идеи и положительные изменения в образовательном процессе. Оформление результатов эксперимента выполняется в форме отчета, доклада, статьи и т.д. В процессе ведения экспериментальной деятельности не следует забывать об участниках эксперимента. Отрицательное отношение участников к эксперименту, в котором они участвуют, мешает проведению эксперимента и может повлиять на результаты. Изучение мотивационной сферы субъектов экспериментальной деятельности – это очень важная задача психологической службы школы. Мотивация учащихся и педагогов, находящихся в режиме эксперимента, отслеживается с самого начала процесса. С этой целью на была разработана и проходит в настоящий момент экспериментальную апробацию авторская методика МОДИ – (мотивация, оценивание, дифференциация и инновации в обучении – Мелентьева Е.В.) Кроме мотивационной сферы, отслеживается учебная сфера. В этой связи мы предлагаем использовать методику Караева А.Б., которая оптимально подходит к любому эксперименту.Таким образом, становится очевидным тот факт, что организация и психологическое сопровождение опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности в учреждениях образования - процесс достаточно непростой и трудоемкий. Экспериментальной деятельностью занимаются не только непосредственные инициаторы и исполнители, но и специалисты – психологи, работающие в образовательной системе. Развитие конкурентоспособной личности учащегося и педагога во многом определяется качеством образовательных услуг в школе. Пристальное внимание к ОЭР, приложение больших усилий к организации исследовательской деятельности со стороны психологической службы объясняется тем, что зачастую качество и результат данного вида исследовательской деятельности во многом зависит от наличия грамотного психологического сопровождения и правильной организации этой работы со стороны методической службы.