Публикации Конспект логопедического подгруппового занятия «Дикие животные наших лесов»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Конспект логопедического подгруппового занятия «Дикие животные наших лесов»
Автор: Ярошевич Таисия Яковлевна

Конспект логопедического подгруппового занятия
Дикие животные наших лесов
Ярошевич Таисия Яковлевна,
учитель-логопед МБДОУ детский сад № 12, г. Белгород
Цель занятия. Систематизировать знания детей о жизни диких животных.
Задачи.
Коррекционно-обучающие:
- активизация словарного запаса на материале лексической темы Дикие животные, закрепление названий диких животных и их детенышей;
- расширение словаря прилагательных;
- усвоение притяжательных прилагательных;
- практическое употребление в речи предлога в, под;
- усвоение категории родительного падежа множественного числа;
- употребление существительных в творительном падеже;
- составление предложения и его графической схемы;
- составление описания дикого животного, не называя его и узнавание его по описанию.
Коррекционно-развивающие:
– формирование пространственных представлений и навыков ориентировки;
- развитие зрительного восприятия;
– развитие координации речи с движением, общей и мелкой моторики;– развитие мыслительных процессов.
Воспитательные:
– воспитание доброты, отзывчивости, любви к животным;– воспитание навыков сотрудничества.
Оборудование: маски настроения, следы диких животных, картинки с изображением животных и их детенышей, картинки с изображением жилищ диких животных;
Предварительная работа. Рассматривание иллюстраций диких животных и беседа по ним. Чтение рассказов: В. Бианки Купание медвежат, Е. Чарушин Волчишка, Медведица и медвежата, Н. Сладков Лиса и Заяц. Сказок: Колобок, Три медведя.
Ход занятия.
I. Организационный момент.
1. Психогимнастика.
- Будем мы сейчас играть и мимикой зверей изображать. (Используем маски настроения).
В лесу бегает злой волк. Сердитое лицо. Нахмурить брови.
Зайчик увидел его и испугался. Испуг.
Вдруг не стало волка, зайчик удивился. Удивление.
Это мишка косолапый прогнал злого волка. Радость. Улыбка.
II. Подготовительный этап.
1. Подготовительная часть. Введение в тему.
Д/игра Лабиринт следов.
На ковре разложены следы зайца, ежа, волка, медведя, лисы, белки, кабана, лося. Учитель-логопед предлагает ребенку пройти по лабиринту следов и дойти до листка дерева, открыть листочек и назвать животное.
III. Основной этап.
1. Д/игра Отгадай животное.
По описанию внешности и повадок догадаться, о каком животном идет речь.
Сердитый недотрога,Живёт в глуши лесной,Иголок очень много,А нитки ни одной. (Ёж)
Летом ходит близ дороги, Возле сосен и берёз,А зимою спит в берлоге,От мороза, пряча нос. (Медведь)
Комочек пуха, длинное ухо,Прыгает ловко, любит морковку. (Заяц)
Всех зверей она хитрей,
Шуба рыжая на ней. (Лиса)
Сама мала, шубка пышна,В дупле живёт, орешки грызёт. (Белка)
Кто зимой холодной, В лесу бродит злой, голодный? (Волк)
Учитель-логопед. О каких животных мы будем сегодня говорить? (О диких). Почему их так называют?
2. Д/игра Четвертый лишний.
- Найди картинку лишнего животного. (Дать полный ответ, объяснить почему?)
(Здесь лишняя лошадь, потому что это домашнее животное).
3. Д/игра Назови семью.
Учитель-логопед предлагает отыскать маму, папу и их детеныша и детенышей. Правильно их назвать.
Мама
Папа
Детёныш
Детёныши
зайчиха
заяц
зайчонок
зайчата
лиса
лис
лисёнок
лисята
волчица
волк
волчонок
волчата
медведица
медведь
медвежонок
медвежата
ежиха
ёж
ежонок
ежата
лосиха
лось
лосёнок
лосята
кабаниха
кабан
кабанёнок
кабанята
белка
белка
бельчонок
бельчата
4. Д/игра Кто знает больше слов? (подбираются слова-определения к диким животным).
Лиса (какая?) — пушистая, рыжая, хитрая, быстрая, осторожная...
Заяц (какой?) — трусливый, быстрый, длинноухий, белый, быстроногий, пушистый, пугливый, боязливый...
Медведь (какой?) — косолапый, неуклюжий, бурый, сильный...
Волк (какой?) – злой, голодный, зубастый…
Белка (какая?) – маленькая, шустрая, прыгучая, глазастая…
Ежик (какой?) – круглый, колючий…
5. Д/игра Узнай животное.
Учитель-логопед. Рассмотрите и назовите, каких животных вы видите?
6. Д/игра Кто хозяин?.
Учитель-логопед показывает детям части тела диких животных и задает им вопросы: Чей хвост? Чья голова? Дети отвечают: Это лисий хвост. Это волчья голова. И т. д.
7. Д/игра Где звери живут?.
На наборном полотне — картинки с изображением жилищ диких животных. Учитель-логопед выставляет поочередно картинки с изображением диких животных и спрашивает детей, где они живут. (Заяц живет под кустом. Волк живет в логове. Лиса живет в норе. Медведь живет в берлоге. Белка живет в дупле. Ежик живет в лесу.)
Учитель-логопед читает стихотворение.
Спит в берлоге бурый мишка, под кустом дрожит зайчишка,
Лисичка рыжая — в норе, ежик спит в сухой траве.
Волчица в логове сидит, а белка из дупла глядит.
Логоритмическая пауза. Дети имитируют движения зверей под музыку.
Как-то раз лесной тропой звери шли на водопой.За мамой-лосихой топал лосенок,
За мамой-лисицей крался лисёнок,За мамой-ежихой катился ежонок,
За мамой-медведицей шёл медвежонок,
За мамою-белкой скакали бельчата,
За мамой-зайчихой - косые зайчата, Волчица вела за собою волчат.
Все мамы и дети водички хотят.
8. Д/игра Кто кого кормит?.
Лиса кормит лисят.
9. Д/игра Чем угостим?.
Медведя угостим медом, малиной. Зайца угостим морковкой, капустой. Ежа угостим яблоками, грибами. Белку угостим грибами, орехами, шишками. Лося угостим травкой, ветками, сеном.
10. Д/игра Кто где зимует?
Учитель-логопед предлагает детям составить предложение и его графическую схему.
11. Д/игра Опиши животное.
Учитель-логопед раздает детям картинки с изображениями диких животных и предлагает описать животного так, чтобы остальные дети догадались, кто изображен на картинке. Картинка предъявляется всем лишь после отгадки.
IV. Заключительный этап. Подведение итогов. Рефлексия.
- Покажите картинку, которая соответствует вашему настроению.
Список использованной и рекомендуемой литературы
Селиверстов В. И. Речевые игры с детьми. - М.: ВЛАДОС, 1994. - 344 с.
Ткаченко Т. А. Коррекция нарушений слоговой структуры слова. – М.: Гном и Д, 2004. – 40 с.
Ушакова О.С. Придумай слово: Речевые игры и упражнения для дошкольников: Книга для воспитателей детского сада и родителей. - М.: ТЦ Сфера, 2010. – 208 с.
Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи: Книга для воспитателя детского сада: Из опыта работы / Под редакцией В.В.Гербовой. - М.: Просвещение, 1991. – 64 с.