Публикации «Научи хорошему»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Научи хорошему»
Автор: Никитина Наталия Юрьевна

«Научи хорошему»Чем больше малыш смотрит телевизор, тем сложнее ему развить в себе речевые и коммуникативные навыки. Использование мобильных медиа также вытесняет собой всё то время, которое дети могут посвятить живому общению. В последние годы и родители и педагоги все больше жалуются на задержки речевого развития: дети позже начинают говорить, мало и плохо разговаривают, их речь бедна и примитивна. Специальная логопедическая помощь нужна практически в каждой группе детского сада. Дело в том, что современные дети в большинстве своем слишком мало используют речь в общении с близкими взрослыми. Гораздо чаще они поглощают программы, которые не требуют их ответа, не реагируют на их отношение. Усталых и молчаливых родителей заменяет громкий и постоянно говорящий экран. Но речь, исходящая с экрана, остается малоосмысленным набором чужих звуков, она не становится «своей». Поэтому дети предпочитают молчать либо изъясняются криками или жестами. Многие педагоги отмечают резкое снижение фантазии и творческой активности детей. Те задания, которые 30–40 лет назад были обычны (сочинить сказку, дорисовать рисунок, построить что-то из палочек, сейчас вызывают серьезные трудности. Дети теряют способность и желание чем-то занять себя, не прилагают усилий для изобретения новых игр, для создания собственного воображаемого мира. Снижение социальных навыков у детей, активно пользующихся гаджетами, происходит не только из-за того, что они не учатся распознавать эмоции в живом общении. Такие дети также не испытывают и самих этих живых эмоций. Исследование, проведенное учеными, доказало, что у ребенка, который проводит хотя бы пять дней без мобильных телефонов, компьютера и телевизора, улучшаются социальные навыки. В исследовании принял участие 51 ребенок. Всех детей отвезли в лагерь на природу и разделили на две группы: одной запретили пользоваться любыми гаджетами, другой же все было разрешено. Через пару дней ученые провели тест, в котором просили угадать детей эмоции на фотографиях и видеороликах. Группа, которая не пользовалась гаджетами, справилась лучше. А вот у второй группы возникли сложности с восприятием чужих эмоций. Данное исследование доказало, что у ребенка, который проводит хотя бы пять дней без мобильных телефонов, компьютера и телевизора, улучшаются социальные навыки. Родителям удобно дать ребенку планшет, он сразу не плачет, не капризничает. Но правда в том, что родитель за это время не расскажет ребенку о том, что такое терпение, родитель не потратит сил на успокоение ребенка, а потому и не научит ребенка успокаиваться самому. Ребенок не получит этого опыта. Эмоциональный тренинг дети получают из двух важнейших источников. Первый – это чтение хорошей литературы. Именно оттуда дети черпают сложные модели поведения, узнают тонкие мотивы поступков. Проживая вместе с героями их радости и беды, дети усложняют свой эмоциональный арсенал, делают его богаче и разнообразнее. Но много ли детей сейчас читает книги? Дети, привыкшие или уже находящиеся в зависимости от гаджетов, часто говорят о том, что им неудобно читать. Частые и продолжительные игры на планшетах и айфонах формируют совершенно противоестественную для чтения и письма динамику работы глазных мышц. Для того чтобы обучение чтению и сам процесс чтения был для ребёнка комфортным и оптимальным, ребёнок должен быть способен переводить взгляд слева направо и уметь делать это внимательно и сосредоточенно на протяжении всего процесса чтения или письма. Необходимо удерживать внимание и управлять мышцами глаз. У детей, которые уже находятся в зависимости от гаджетов — «бегающий» взгляд. Больше тех, кто ограничивает свое общение виртуальными игрушечными персонажами, ходячими картинками. В этом виртуальном красочном мире не нужно вообще работать воображению – все придумано за тебя. Персонажи просты, понятны и обездушены. Чем для ребенка обернется недостаточное развитие социальных навыков? Неумением взаимодействовать с социумом, неспособностью понять других и сделать так, чтобы тебя поняли. Такие дети вырастают с низкой толерантностью к манипуляциям – ведь они импульсивны и обладают достаточно бедным спектром эмоциональных реакций. Ребенок становится все более аутичным. Такому ребенку сложно в реальности дружить и общаться с другими мальчиками и девочками. Дети эмоционально тупеют, общение с живыми сверстниками, с живым реальным миром становится ненужным. Постепенно взрослые утрачивают ведущую роль в отношении психического, речевого, эмоционального, коммуникативного, социального и духовного развития и теряют способность влиять на поведение ребенка. В наше время обязательно нужно учить ребенка играть. В современном обществе нет детской субкультуры, нет ничего, что было бы связано с традиционной игрой, когда собиралось много детей, они делились считалками, идеями. Традиция ушла, а новая реальность деструктивна. Вы в садике понаблюдайте, как играют дети и во что!.. В лучшем случае носятся как угорелые. Очень важно, чтобы была совместная игра родителей с детьми, а также игра между двумя детьми. В совместной игре развивается и взрослый человек, и ребенок, который незаметно усваивает что-то очень важное. Этот опыт несравним ни с какими дорогими игрушками.Никитина Наталья, воспитатель Апшеронского социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних