Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Рабочую программу учебного предмета "Классический танец"
Автор: Румянцева Надежда Владимировна
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств № 14» ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «КЛАССИЧЕСКИЙ ТАНЕЦ» Нормативный срок обучения – 7 лет Срок реализации предмета – 5 лет Разработчик – Румянцева Надежда Владимировна, преподаватель по хореографии Нижний Новгород 2021Структура программы учебного предмета I. Пояснительная записка − Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе; − Срок реализации учебного предмета; − Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета; − Форма проведения учебных аудиторных занятий; − Цели и задачи учебного предмета; − Обоснование структуры программы учебного предмета; − Методы обучения; − Описание материально-технических условий реализации учебного предмета; II. Содержание учебного предмета − Сведения о затратах учебного времени; − Годовые требования по годам обучения; III. Требования к уровню подготовки обучающихся I✓. Формы и методы контроля, система оценок − Аттестация: цели, виды, форма, содержание; − Критерии оценки; V. Методическое обеспечение учебного процесса − Методические рекомендации педагогическим работникам; VI. Список рекомендуемой литературы I. Пояснительная записка Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе Программа учебного предмета «Классический танец» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», утвержденных приказом Министерства культуры Российской Федерации, а также с учетом многолетнего педагогического опыта в области хореографического искусства в детских школах искусств. На хореографическом отделении учебный предмет «Классический танец» - фундамент всего комплекса танцевальных дисциплин, источник высокой исполнительской культуры. Классический танец ориентирован на развитие физических данных обучающихся, на формирование у них необходимых технических навыков, знакомство с высшими достижениями мировой и отечественной хореографической культуры. Классический танец – самый ответственный, самый серьезный, самый трудный урок в жизни ребенка, занимающегося искусством Терпсихоры. Именно на уроках классического танца закладываются «основы школы», которые впоследствии позволяют успешно осваивать многие жанры, стили, направления. На уроках классического танца развивается мускулатура ног, их выворотность, шаг, plié, постановка корпуса, рук и головы, координация движения. В классическом танце ребенок учится сознательно распоряжаться своим телом, понимать каждое движение танца в простейших элементах и сложной их координации, учится слушать и понимать музыку, так тесно связанную со смыслом танцевального движения. В результате ежедневной тренировки фигура приобретает подтянутость, легкость, красивую осанку. В программе поэтапно, с возрастающей степенью трудности, изложены элементы экзерсиса, разделов adagio (адажио), allegro (аллегро), пальцевой техники (по усмотрению педагога). Программа учебного предмета «Классический танец» составлена на основе традиций, опыта и методов обучения, сложившихся в хореографическом образовании, и тесной связи между предметами: «Музыкальная грамота», «Беседы об искусстве», «Ритмика. Танец», «Гимнастика» и «Сценическая практика». Основные принципы программы учебного предмета «Классический танец»: - вариативность (преподаватель имеет право перенести изучение какого-либо движения в нужный период, не нарушая логики и последовательности обучения в зависимости от подготовленности обучающихся); - содержание доступно для изучения, так как главным принципом ее является принцип «от простого к сложному»; - программа содержит основные требования, в которых четко изложены задачи и прогнозируемый результат к каждому году обучения; это помогает направлять и контролировать подачу нового материала; - программа предусматривает не только практические движения, но и различные формы работы с детьми, позволяющие создавать атмосферу доброжелательности, сотворчества, моделирования ситуации успеха. Данная программа направлена на выявление и развитие способностей детей, приобретение ими определенных знаний, умений и навыков; на развитие компетентности в области хореографии; на формирование навыков на уровне практического применения. В организации образовательной деятельности, наряду с традиционными, применяются новые образовательные технологии. Здоровьесберегающие технологии - на занятии осуществляются разнообразные виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья обучающихся: музыкальные паузы, расслабление. Компетентностно-ориентированные технологии: • обучение в сотрудничестве; • индивидуальный и дифференцированный подход к обучению; • технологии коллективной творческой деятельности; Информационные технологии: • поиск информации; • оформление документации и методических работ. Освоение обучающимися данного учебного предмета способствует формированию общей культуры, музыкального вкуса, навыков коллективного общения, развитию двигательного аппарата, мышления, фантазии, раскрытию индивидуальности, а также ориентирует обучающихся профессионально. Срок реализации учебного предмета Срок реализации учебного предмета «Классический танец» для детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте с 7 до 9 лет, составляет 5 лет (с 3 по 7 класс). Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом Вид учебной работы, нагрузки, аттестации Объем учебного времени Годы обучения I (3 класс) II (4 класс) III (5 класс) IV (6 класс) V (7 класс) Всего часов Количество недель 35 35 35 35 35 Количество часов в неделю на аудиторные занятия 4,5 3 3 3 3 Аудиторные занятия, включая промежуточную и итоговую аттестации 157,5 105 105 105 105 577,5 Предполагается самостоятельная (внеаудиторная) работа. Объем времени на самостоятельную работу определяется с учетом свободного времени обучающихся, сложившихся педагогических традиций и методической целесообразности. Виды внеаудиторной работы: • Выполнение домашнего задания; • Подготовка к концертным выступлениям; • Посещение учреждений культуры; • Участие обучающихся в концертах, творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности образовательного учреждения. Данная программа предполагает проведение итоговой аттестации в форме экзамена. Форма проведения учебных аудиторных занятий Форма проведения учебных аудиторных занятий (уроков): мелкогрупповая (от 4 до 10 человек) или групповая (от 11 человек). Продолжительность урока – до 45 минут. Цели и задачи учебного предмета Цель: Содействие в приобретении обучающимися комплекса знаний, умений, навыков классического танца и развитие их танцевально-исполнительских и художественно-эстетических способностей посредством хореографического искусства. Задачи. 1. Обучающие: - приобретение музыкально - ритмических навыков; - формирование навыков координации, владение мышечным и суставно-двигательным аппаратом; - приобретение свободы движения в танце и чувства ансамбля. 2. Развивающие: - развитие эстетического и художественного вкуса у детей; - развитие образного мышления; - развитие профессиональных данных: гибкость, выворотность, подъем стопы, танцевальный шаг, прыжок, ритмичность, эластичность мышц, музыкальность, сообразительность, координация, танцевальность; - развитие техники исполнительского мастерства. 3. Воспитывающие: - воспитание культуры поведения и чувства прекрасного; - воспитание чувства такта, благородства, уважения друг к другу; - воспитание трудолюбия, дисциплинированности, обязательности, аккуратности – общечеловеческих качеств; - повышение занятости детей в свободное время, организация полноценного досуга. Обоснование структуры программы учебного предмета Программа содержит следующие разделы: • сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета; • распределение учебного материала по годам обучения (учебно-тематический план); • требования к уровню подготовки учащихся; • формы и методы контроля, система оценок, итоговая аттестация; • методическое обеспечение учебного процесса. Методы обучения Основными методами работы являются показ движений и словесное объяснение. Они – главные проводники требований преподавателя к учащимся. В разных классах показу и объяснению отводится различная роль, изменяются функции показа и объяснения на разных этапах обучения. На начальном этапе обучения (I-II года обучения) показу придается исключительно большое значение, т.к. он дает первоначальное представление о движении. Поэтому показ должен быть предельно точным, конкретным и технически совершенным. Словесное объяснение комментирует показ, выделяя наиболее важные моменты, а также служит для формирования основных понятий, необходимых на начальном этапе (французская терминология, правила исполнения). На следующих этапах обучения (III-IV года обучения) показ приобретает иной характер. Он становится более обобщенным, акцентирующим наиболее важные моменты, особенно мышечную работу тела. Словесный метод приобретает очень большое значение в связи с происходящим процессом осмысления исполнения. На этом этапе СЛОВО несет самую большую нагрузку. На конечном этапе обучения (V год обучения) показ и объяснение занимают меньше времени. Методы показа и объяснения варьируются в самых широких пределах, учитывая многообразие задач выпускного класса. Таким образом, два важнейших метода – показ и объяснение – связаны с одним из центральных моментов обучения: активизацией мышления и развитием творческого начала в процессе напряжённой физической работы по овладению танцевальными навыками. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета Для организации работы необходимо: − светлый просторный зал, оснащенный зеркалами, хореографическим станком, − технические средства: магнитофон, проигрыватель или муз. центр, видеоаппаратура; − реквизит; − компакт диски (CD/DVD) и флэш-носители для записи фонограммы и танцевальных номеров; − сценические костюмы к постановочным номерам, концертная обувь; − фортепиано для аккомпаниатора; − методическая литература хореографического содержания: книги, сборники, журналы, методички, разработки и т.д.; − репетиционная форма: гимнастическое трико, лосины, юбка (покрой «солнце»); для мальчиков можно шорты и футболки. Материально-техническая база должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда. II. Содержание учебного предмета Содержание учебного предмета включает следующие разделы: • «Искусство классического танца», • «Теоретические занятия по классическому танцу», • «Практические занятия по классическому танцу». В разделе «Искусство классического танца» изучаются его истоки, формируются представления о русской школе классического танца, ведущих хореографических училищах. В разделе «Теоретические занятия по классическому танцу» уделяется большое внимание терминологии, основным требованиям, музыкальному сопровождению занятий. «Практические занятия по классическому танцу» содержат изложение программных упражнений и их разновидностей в определенной последовательности. Этот раздел включает экзерсис у станка, на середине зала и аллегро. Сведения о затратах учебного времени № п/п Наименование разделов и тем Количество часов по годам обучения I (3 класс) II (4 класс) III (5 класс) IV (6 класс) V (7 класс) Итого (час) Раздел 1. Искусство классического танца 1 Введение. Истоки классического танца 1 1 2 Русская школа классического танца 1 1 2 3 Классический танец - основа балетного спектакля 1 1 2 4 Ведущие хореографические училища 1 1 Раздел 2. Теоретические занятия по классическому танцу 1 Терминология 1 1 1 1 1 5 2 Основные требования 1 1 3 Музыкальное сопровождение занятий 1 1 1 1 1 5 Раздел 3. Практические занятия по классическому танцу 1 Экзерсис у станка 67 50 50 48 46 261 2 Экзерсис на сер. зала 45,5 24 24 26 26 145,5 3 Allegro 39 26 26 25 27 143 Промежуточная аттестация 2 2 2 2 2 10 Итоговая аттестация 1 1 Общее количество часов 157,5 105 105 105 105 577,5 Распределение учебного материала I год обучения (3 класс) Постановка корпуса, ног, рук и головы. Изучение основных движений классического танца в чистом виде и в медленном темпе. Развитие элементарных навыков координации движений и музыкальности. Экзерсис у станка 1. Позиции ног -1, II, V. 2. Позиции рук - подготовительное положение; 1, 2, 3 позиции рук. 3. Demi-pliе - по I, II и ✓ позициям. 4. Grand plies по I, II и ✓ позициям. 5. Battements tendus из I позиции, после усвоения из ✓ позиции: в сторону, вперед, назад; - с demi-plies в сторону, вперед, назад; - demi-plies во II позиции без перехода и с переходом с опорной ноги; - с опусканием пятки во II позицию; - с passe par terre. 6. Battements tendus jetes из I и ✓ позиции в сторону, вперед, назад. 7. Demi-rond de jambe и rond de jambe par terre en dehors и en dedans (вначале объясняется понятие en dehors и en dedans). 8. Положение sur le cou de pied — спереди, сзади и обхватное. 9. Battements fondus - в сторону, вперед и назад носком в пол. 10. Battements frappes - в сторону, вперед и назад носком в пол. 11. Battements retires sur le coud-de-pied. 12. 1-oe port de bras. 13. Battements releves lents на 45° и на 90° из I и ✓ позиции в сторону, вперед и назад. 14. Grands battements jetes из I и ✓ позиций в сторону, вперед и назад. 15. Перегибы корпуса назад, в сторону (лицом к станку). 16. Releves на полупальцы в I, II, ✓ позициях с вытянутых ног и с demi - plies. Середина зала 1. Позиции ног - I, II, V. 2. Позиции рук - подготовительное положение; 1,2,3 позиции. 3. Demi-plies - по I, II и V позициям en face. 4. Battements tendus: из I позиции во всех направлениях; - c demi-plies во всех направлениях. 5. Releves в I и II позициях на полупальцы: - с вытянутых ног; - с demi-plies. 6. 1-е port de bras. Allegro Первоночально все прыжки изучаются лицом к станку. 1. Temps saute по I, II, и ✓ позициям. 2. Pas echappe во II позицию. 3. Changement de pieds. 4. Трамплинные прыжки. 5. Pas balance. II год обучения (4 класс) Дальнейшее развитие координации движений у станка и на середине зала. Изучение поз: croisee, efface вперёд, назад; I, II, III arabesque носком в пол. Освоение поворотов головы и более сложных движений. Продолжение развития выразительности на середине зала: введение в упражнения port de bras. Повторение ранее пройденных прыжков и изучение новых. Простейшее сочетание элементарных движений. Экзерсису станка 1. Позиция ног - IV. 2. Demi-plies в I✓ позиции. 3. Grand-plies в I✓ позиции. 4. Battements tendus: - с demi-plie в I✓ позиции без перехода и с переходом с опорной ноги; - double (двойное опускание пятки) во II позицию. 5. Plie-soutenus - в сторону, вперед, назад. 6во всех направлениях. 7. Rond de jambe par terre en dehors и en dedans на demi-plie. 8. Preparation для ronde jambe par terre en dehors и en dedans. 9. Battements fondus на 45° во всех направлениях. 10. Battements frappes на 30° во всех направлениях. 11. Battements doubles frappes во всех направлениях носком в пол. 12. Rond de jambe en l’air en dehors и en dedans. 13. Petits battements sur le cou-de-pied. 14. Battements developpes: - вперед, в сторону, назад; - passe со всех направлений. 15. Grands battements jetes pointes во всех направлениях. 16. 3-е port de bras. 17. Releves на полупальцы в I✓ позиции. 18. Pas de bourree с переменой ног (лицом к станку). Середина зала 1. Положение epaulement croisee и effacee. 2. Позы: croisee, effacee вперед и назад. 3. Demi-plies в IV и V позициях en face и epaulement. 4. Grand-plies в I, II, V позициях en face. 5. 2-e port de bras. 6. Battements tendus: - в позах croisee effacee; - с опусканием пятки во II позицию и с demi plie во II позиции без перехода и с переходом с опорной ноги; - passe par terre; - с demi plie в ✓ позиции во всех направлениях и позах. 7. Plie-soutenus во всех направлениях. 8 - из I и ✓ позиций во всех направлениях; - piques в сторону, вперёд и назад. 9. Demi-rond de jambe par terre en dehors и en dedans. Rond de jambe par terre en dehors и en dedans. 10. Preparation для rond de jambe par terre en dehors и en dedans. 11. Battements fondus во всех направлениях носком в пол и на 45°. 12. Battements frappes во всех направлениях носком в пол. 13. Battements releves lents на 90° во всех направлениях. 14. Grands battements jetes на 90° во всех направлениях. 15. Releves на полупальцы в I✓ позиции с вытянутых ног и с demi-plie. 16. Temps lie par terre вперед и назад. Allegro 1. Pas assemble с открыванием ноги в сторону. 2. Sissonne simple en face и в позах. 3. Petit pas chasse во всех направлениях en face и в позах. III год обучения (5 класс) Повторение ранее пройденного материала. Развитие силы и выносливости ног за счет ускорения темпа исполнения, увеличения количества каждого тренируемого движения. Продолжение развития координации: усложнение техники исполнения ранее пройденных движений, изучение новых более сложных движений, расширение их комбинирования в упражнениях, исполнение отдельных движений на полупальцах (у станка). Экзерсис у станка 1. Большие и маленькие позы: croisee, effacee, ecartee вперед и назад, II arabesque носком в пол (по мере усвоения позы вводятся в различные упражнения). 2. Battements tendus в маленьких и больших позах. : - в маленьких и больших позах; - balancoire en face. 4. Demi-rond de jambe и rond de jambe на 45° на всей стопе en dehors и en dedans. 5. Battements fondus: - на полупальцах; - c plie-releve. 6. Battements soutenus носком в пол во всех направлениях. 7. Battements doubles frappes на 30° во всех направлениях. 8d-de-pied. 9. Pas tombe на месте, другая нога в положении sur le coud-de-pied. 10. Pas coupe на всю стопу. 11. Battements releves lents и battements developpes на 90°: - в позах croisee, effacee; - battements developpes passe. 12 - в больших позах; - pointee en face. 13. Releves на полупальцы с работающей ногой в положении sur 1е сои- de-pied. 14. 1-е и 3-е port de bras с ногой, вытянутой на носок вперёд, назад и в сторону. 15. Полуповороты в ✓ позиции к станку и от станка с переменой ног на полупальцах, начиная с вытянутых ног и с demi-plie. 16. Soutenu en toumant en dehors и en dedans no 1/2 поворота, начиная из положения носком в пол. Середина зала 1. Большие и маленькие позы: croisee; effacee; ecartee; I, II и III arabesques (по мере усвоения позы вводятся в различные упражнения). 2. Grands plies в I✓ позиции в позах croisee и effacee. 3. Battements tendus в больших и маленьких позах: - с demi-plie в I✓ позиции без перехода с опорной ноги и с переходом; - double (с двойным опусканием пятки в II позицию). 4. Battements tendus : - в маленьких и больших позах; - balancoire en face. 5. Round de jambe par terre en dehors и en dedans на demi-plie. 6. Demi-rond de jambe на 45° en dehors и en dedans. 7. Battements fondus в маленьких позах на 45°. 8. Battements doubles frappes носком в пол en face. d-de-pied. 10. Rond de jambe en l’air en dehors и en dedans. 11. Battemenst releves lents в позах croisee и efacee; - в I и III arabesques. 12. Battements developpes en face во всех направлениях. - в больших позах; - pointes en face. 14. Temps lie par terre с перегибом корпуса. 15. Pas de bourree с переменой ног en face и окончанием в epaulement Allegro 1. Temps saute no IV позиции. 2. Grand changement de pieds. 4. Pas echappe на I✓ позицию. 5. Pas assemble с открыванием ноги вперёд и назад en face и в маленьких позах. 6. Sissonne fermee в сторону. 7. Pas de chat. 8. Pas glissade в сторону. 9. Pas balance в позах. IV год обучения (6 класс) Активно вводятся полупальцы в упражнениях у станка. Работа над выразительностью и музыкальностью исполнения движений. Экзерсису станка 1. Demi-rond de jambe и rond de jambe на 45° на всей стопе и на полупальцах. 2. Battements soutenus на 45° с подъемом на полупальцы в маленьких позах. 3. Battements frappes на полупальцах во всех направлениях en face и в позах. 4. Battements double frappes на полупальцах во всех направлениях en face, в позах и с окончанием в demi plie. 5. Rond de jambe en l’air на полупальцах. 6. Battements developpes: - в позе ecartee вперед и назад; - attitude croisee; - II arabesques на всей стопе. 7. Demi-rond de jambe на 90° en dehors и en dedans на всей стопе. 8в позах. 9. 3-e port de bras - исполняется c demi-plie на опорной ноге. 10. Полуповороты на одной ноге en dehors и en dedans; - с подменой ноги на всей стопе и на полупальцах. 11. Полный поворот к станку и от станка в ✓ позиции с переменой ног на полупальцах. Середина зала 1. Rond de jambe на 45° на всей стопе en dehors и en dedans. 2. Battements fondus с plie-releve в маленьких позах. 3. Battements soutenus и в маленьких позах носком в пол и на 45° на всей стопе. 4. Battements frappes в позах на 30°. 5. Battements doubles frappes в маленьких позах на 30° и с окончанием в demi-plie. 6. Pas tombe на месте, другая нога в положении sur le cou-de-pied. 7. Pas coupe на всю стопу, другая нога в положении sur le cou-de-pied. 8в позах. 9. Поза I✓ arabesque носком в пол. 10. 4-е и 5-е port de bras. 11. Pas de bourree без перемены ног с продвижением из стороны в сторону носком в пол. 12. Soutenu en toumant en dehors и en dedans на 1/2 поворота, начиная из положения носком в пол. Allegro 1. Double pas assemble. 2. Pas echappe по IV позицию на croisee с окончанием на одну ногу, другая нога в положении sur le cou-de-pied. 3. Pas glissade в сторону, вперед, назад. 4и в позах. 5. Pas coupe. 6. Sissonne fermee во всех направлениях и позах. 7. Sissonne ouvert на 45° en face во всех направлениях. 8. Pas emboite вперёд и назад sur le cou-de-pied. 9. Temps leve в I arabesque (сценический sissonne). 10. Pas balance во всех направлениях и en toumant на 1/4 круга. V год обучения (7 класс) Развитие устойчивости. Введение полупальцев в некоторые движения на середине зала. Ускорение темпа исполнения движений (некоторые движения исполняются восьмыми долями). Дальнейшее развитие координации движений во всех разделах урока. Экзерсису станка 1. Grands plies с port de bras (без работы корпуса). 2. Rond de jambe на 45° en dehors и en dedans на полупальцах и на demi- plie. 3. Battements doubles fondus на 45°. 4. Battements fondus c plie-releve и demi-rond на 45°. 5. Battements soutenus на 90° en face и в позах. 6. Battements frappes c releve на полупальцы. 7. Battements doubles frappes c releve на полупальцы. 8. Pas tombe с продвижением и окончанием носком в пол. 9. Rond de jambe en l’air en dehors и en dedans с окончанием на demi-plie. 10. Battements releves lents и battements developpes: - с подъемом на полупальцы и полупальцах; - на demi-plie. 11с окончанием на носок вперёд и назад. 12. Preparation к -de-pied en dehors и en dedans с V позиции. 13. 3-e port de bras с ногой, вытянутой на носок назад на plie (с растяжкой) без перехода и с переходом с опорной ноги. Середина зала 1. Grands plies с port de bras (без работы корпуса). 2. Battements fondus c plie releve и demi-rond на 45° en face на всей стопе. 3. Battements doubles fondus в пол и на 45° во всех направления и позах. 4. Battements doubles frappes: - c releve на полупальцы; - с окончанием в demi-plie en face и в позы. 5. Pas tombe с продвижением и окончанием sur le cou-de-pied, носком в пол и на 45°. 6. Поза IV arabesque на 90°. 7. Grand rond de jambe developpe en dehors и en dedans en face и из позы в позу. 8. 3-е port de bras c demi-plie на опорной ноге. 9. 6-e port de bras. 10. Pas de bourree dessus-dessous en face. 11. Pas de bourree ballotee на effacee и croisee носком в пол и на 45°. 12. Preparation к -de-pied с IV и V позиций и pirouette. 13. Tours chaine. 14. Поворот fouette en dehors и en dedans на 1/2 круга с носком на полу, на вытянутой ноге и на demi-plie. Allegro 1. Temps saute no ✓ позиции с продвижением вперед, в сторону и назад. 2. Changement de pieds с продвижением вперёд, в сторону и назад. 3. Pas echappe на II позицию en tournant no 1/4 и 1/2 поворота. 4. Pas assemble с продвижением en face и в позах. 5. Pas jete с продвижением во всех направлениях с ногой в положении sur le cou-de-pied. 6. Pas emboite вперёд на 45° с продвижением. Особенность изложения практического материала заключается в разработке примерных комплексов упражнений с указанием метроритмических раскладок исполнения для каждого года обучения. № Наименование разделов, упражнений Методические раскладки упражнений I (3 класс) II (4 класс) III (5 класс) IV (6 класс) V (7 класс) Экзерсис у станка 1 Позиции ног 1,2,5 4 2 Постановка корпуса в 1, 2 позициях 4т 4/4 3 Позиции рук (в начале изучаются на середине зала) Подг. положение, 1,2, 3 поз. 4 Battement tendu (все направления): - с 1-й позиции; - с 5-й позиции; - в позах croisee effacee 4т 2/4 2т 2/4 2 полуг. 2т 2/4 4т 2/4 2т 2/4 2 полуг. 1т 2/4 1т 2/4 1т 2/4 1т 2/4 1т 2/4 1т 2/4 1т 2/4 5 Demi plié: - в 1,2 позициях - в 5 позиции - в 4 позиции 2т 4/4 2т 4/4 2т 4/4 4т 3/4 4т 3/4 4т 3/4 1т 4/4 1т 4/4 1т 4/4 1т 4/4 1т 4/4 1т 4/4 6 Battement tendu с demi plié, в demi plie (все направления): - в 1 позиции В 5 позиции - во 2 позиции *без перехода * с переходом - в 4 позиции *без перехода * с переходом 2т 2/4 Каждое движение 2т 2/4 2т 2/4 2 полуг. 2т 2/4 2т 2/4 2т 2/4 2т 2/4 2 полуг. 1т 2/4 1т 2/4 1т 2/4 1т 2/4 2т 2/4 2т 2/4 2т 2/4 7 Passé par terre 2т 2/4 1т 2/4 1т 2/4 1т 2/4 1т 2/4 8 Demi rond de jambe par terre en dehors et en dedans 4т 3/4 2т 3/4 9 Rond de jambe par terre en dehors En dedans 8т 3/4 4т. ¾ 2 полуг. 2т 3/4 4т 3/4 1т 3/4 2т 3/4 10 Rond de jambe par terre на demi plie 2т 3/4 4т 3/4 1т 3/4 1т 3/4 1т 3/4 11 Temps releve par terre (preparation для rond de jambe par terre) 4т 3/4 4т 3/4 4т 3/4 4т 3/4 4т 3/4 12 Battement tendu (все направления) - с 1 позиции - с 5 позиции - в позах croisee, efface 2т 2/4 2 полуг. 2т 2/4 2т 2/4 2 полуг. 2т 2/4 1т 2/4 1т 2/4 13 Battement tendu pour le pied (в сторону) 4т 2/4 2т 2/4 1т 2/4 1т 2/4 14 Battement tendu pique (во все направления) 2т 2/4 1т 2/4 1т 2/4 1т 2/4 1т 2/4 15 Положение ноги sur le coud de pied - учебное (обхватное) - условное 4т 2/4 4т 2/4 4т 2/4 16 Battement frappe - носком в пол - на 450 - double - в позах croisee, effacee 2т 2/4 2 полуг. 2т 2/4 2т 2/4 2т 2/4 2т 2/4 2т 2/4 1т 2/4 1т 2/4 1т 2/4 1т 2/4 1т 2/4 1т 2/4 17 Battement fondu (все направления) - носком в пол - на 450 - double - в позах 2т 3/4 2т 3/4 2т 3/4 4т 3/4 2т 3/4 2т 3/4 2т 3/4 2т 3/4 2т 3/4 2т 3/4 2т 3/4 2т 3/4 2т 3/4 18 Petit battement 2т 2/4 1т 2/4 1т 2/4 1т 2/4 19 Releve на полупальцах - в 1,2 позициях - в 5 позиции - в 4 позиции 2т 2/4 2т 2/4 2т 2/4 2т 2/4 2т 2/4 2т 2/4 1т 2/4 1т 2/4 1т 2/4 2/4 2/4 2/4 20 Battement tendu soutenu 2т 2/4 2т 2/4 1т 2/4 1т 2/4 1т 2/4 21 Grand plié - в 1,2,5 позициях - в 4 позиции 8т 3/4 4т 3/4 4т 3/4 4т 3/4 4т 3/4 4т 3/4 4т 3/4 4т 3/4 22 Battement relevelent - на 450 - на 900 - в позах croisee, effacee 4т 4/4 4т 4/4 4т 4/4 2 полуг. 2т 4/4 2т 4/4 2т 4/4 2т 4/4 23 Passe Retire 2т 3/4 24 Battement developpe (все направления) 4т 4/4 2т 4/4 1т 4/4 1т 4/4 25 Battement developpe passé на 900 2т 4/4 2т 4/4 1т 4/4 1т 4/4 26 Grand battement (все направления) - с 1,5 позиции - pointe - в позах croisee, effacee - с passé par terre 1т2/4 1т2/4 1т2/4 1т 2/4 1т 2/4 1т 2/4 1т 2/4 1т 2/4 1т 2/4 2/4 2/4 2/4 2/4 27 Подготовительное упражнение для rond de jambe en l’air (за 2 руки) 4т ¾ 2т 3/4 2т 3/4 2т 3/4 28 Rond de jambe en l’air en dehors et en dedans 2т 3/4 2т 3/4 3/4 3/4 3/4 2/4 29 Temps releve на 450 en dehors et en dedans 2т 2/4 2т 2/4 30 Plie releve с ногой, поднятой - на 450 - на 900 (все направления) 2т 4/4 2т 3/4 2т 3/4 2т 3/4 2т 3/4 2т 3/4 2т 3/4 31 Demi rond de jambe - на 450 - на 900 2т 3/4 2т 3/4 2т 3/4 2т 4/4 2т 3/4 2т 4/4 32 Rond de jambe - на 450 - на 900 4т 3/4 4т 3/4 4т 4/4 4т 3/4 4т 4/4 4т 3/4 4т 4/4 33 Полуповороты в 5 позиции с переменой ног на полупальцах - с вытянутых ног - с demi plie 4т 2/4 2т 2/4 2т 2/4 2т 2/4 2т 2/4 1т 2/4 1т 2/4 34 Pas tombee на месте 2т 2/4 1т 2/4 1т 2/4 1/4 35 Pas coupe - на всей стопе - на полупальцах 2т 2/4 1т 2/4 1т 2/4 1т 2/4 1т 2/4 36 Preparation к tour 5 позиции (en dehors et en dedans) 2т 2/4 2т 2/4 37 Pas de bourree simple - без перемены ног - с переменой ног 4т 2/4 4т 2/4 4т 2/4 4т 2/4 4т 2/4 4т 2/4 38 Перегибы корпуса 2т 4/4 2т 4/4 2т 3/4 2т 3/4 2т 3/4 39 3 port de bras 2т 4/4 2т 4/4 2т 3/4 2т 3/4 40 Tour en dehors et en dedans с 5 позиции 2т 2/4 2 полуг. 2т 2/4 1т 2/4 41 Позы attitude и tire-bouchon 2т 4/4 2т 4/4 Экзерсис на середине зала 1 Позиции рук: 1,2,3 поз. 2т 4/4 2 Поклон 4т 4/4 2т 4/4 2т 4/4 2т 4/4 1т 4/4 3 Основные положения корпуса en face croisee efface 4 Позы (носком в пол) - croisee - efface - 1 arabesque - 2 arabesque - 3 arabesque - 4 arabesque 4т 4/4 4т 4/4 4т 4/4 2т 4/4 2т 4/4 2т 4/4 5 Port de bras: - 1-е - 2-е - 3-е - 4-е - 5-е - 6-е 4т 4/4 2т 4/4 4т 4/4 4т 4/4 2т 4/4 2т 4/4 2т 4/4 4т 4/4 2т 4/4 4т 4/4 4т 4/4 6 Demi plié - 1,2 поз. - 5 поз. - 4 поз. 2т 4/4 2т 4/4 2т 4/4 2т 4/4 2т 4/4 2т 4/4 1т 4/4 1т 4/4 1т 4/4 2т 3/4 2т 3/4 2т 3/4 7 Battement tendu - в 1 поз. enface - в 5 поз. - с demi plié *в 1,5 поз. *во 2 поз. *в 4 поз. - c pour le pied - в позах 2т 2/4 2 полуг. 2т 2/4 2т 2/4 2 полуг. 2т 2/4 2 полуг. 2т 2/4 2т 2/4 2т 2/4 2т 2/4 2т 2/4 2 полуг. 2т 2/4 2т 2/4 2т 2/4 2т 2/4 2т 2/4 2т 2/4 1т 2/4 1т 2/4 1т 2/4 1т 2/4 1/4 8 Battement tendu jete - в 1,5 позициях - pique - в позах croisee, effacee 2т 2/4 1т 2/4 2т 4/4 2т 2/4 1т 2/4 2т 2/4 2т 2/4 1т 2/4 2т 2/4 2т 2/4 1т 2/4 2т 2/4 9 Rond de jambe par terre 4т ¾ 2т ¾ 2 полуг. 2т 3/4 2т 3/4 2т 3/4 2т 3/4 10 Rond de jambe par terre на demi plie 2т 3/4 2т 3/4 2т 3/4 2т 3/4 11 Temps releve par terre 4т 3/4 2т 3/4 2т 3/4 2т 3/4 12 Grand plié - В 1,5 поз. - В 4 поз. 2т 4/4 2т 4/4 2т 4/4 1т 4/4 1т 4/4 13 Battement frappe (все направления) - носком в пол en face - на 300 en face - double - в позах 2т 2/4 2т 2/4 1т 2/4 2т 2/4 1т 2/4 1т 2/4 1т 2/4 14 Battement fondu (все направления) - носком в пол - на 450 - double - в позах 4т 3/4 4т 3/4 2т 3/4 2т 3/4 2т 3/4 2т 3/4 2т 3/4 2т 3/4 15 Battement relevelent (все направления) - на 450 - на 900 - в позах croisee, effacee - в позах 1,2,3,4 arabesques 2т 4/4 2т 4/4 2т 4/4 2т 4/4 2т 4/4 2т 4/4 2т 4/4 1т 4/4 1т 4/4 1т 4/4 16 все направления) - с 1,5 поз. en face - pointe - в позах croisee, effacee 2т 2/4 2т 2/4 1т 2/4 2т 2/4 1т 2/4 1т 2/4 17 Releve на полупальцы в 1,2,5 позициях - с вытянутых ног - с demi plie 4т 2/4 2т 2/4 2т 2/4 2т 1/4 2т 2/4 1т 2/4 2т 2/4 1т 2/4 1т 2/4 18 Pas de bourree simple en dehors et en dedans с переменой ног - en face - с окончанием в маленькие позы 2т 2/4 2т 2/4 1т 2/4 1т 2/4 1т 2/4 19 Temps lie - pаr terre *вперед*назад - с port de bras 16т ¾ 8т ¾ 2 полуг. 4т 3/4 4т 3/4 16т 3/4 4т 3/4 4т 3/4 16т 3/4 20 Preparation к tour с 5 позиции 2т 2/4 1т 2/4 21 Battement developpe -en face -в позах 2т 4/4 2т 4/4 1т 4/4 1т 4/4 22 Полуповороты в 5 поз. с переменой ног на полупальцах 2т 2/4 2т 2/4 1т 2/4 1т 2/4 23 Tours с 4,5 поз. 2т 2/4 2т 2/4 24 Demi rond de jambe на 450 1т 4/4 2т 3/4 1т 3/4 25 Plie releve с ногой на 450 1т 4/4 2т 3/4 1т 2/4 26 Attitudes croisee, efacee 2т 4/4 1т 4/4 27 Pas balance 1т 3/4 1т 3/4 1т 3/4 1т 3/4 28 Pas de basque (сценическая форма) 1т 3/4 1т 3/4 1т 3/4 29 Pas couru 1т 3/4 1т 3/4 Allegro 1 Temps leve saute -в 1,2поз. -в 5 поз. -в 4 поз. 4т 2/4 2т 2/4 2т 2/4 2т 2/4 2т 2/4 2т 2/4 2т 2/4 1т 2/4 1т 2/4 1т 2/4 1т 2/4 1т 2/4 1т 2/4 2 Трамплинные прыжки 1/4 1/4 1/4 3 Pas echappe - во 2 поз. - в 4 поз. - en tournаnt (1/4, ½ поворота) - на одну ногу 4т 2/4 2т 2/4 2т 2/4 1т 2/4 1т 2/4 1т 2/4 1т 2/4 1т 2/4 1т 2/4 1т 2/4 1т 2/4 1т 2/4 1т 2/4 4 Pas assemble - с открыванием ноги в сторону - вперёд - назад - double 4т 2/4 2т 2/4 2т 2/4 2т 2/4 2т 2/4 1т 2/4 1т 2/4 1т 2/4 1т 2/4 1т 2/4 1т 2/4 1т 2/4 1т 2/4 5 Sissonne simple -c battement tendu -c pas assemble -c pas de bourree 4т 3/4 2т 3/4 2т 2/4 2т 2/4 2т 2/4 2т 2/4 6 Pas - en face - с окончанием в маленькие позы - с продвижением 4т 2/4 2т 2/4 4т 2/4 4т 2/4 1т 2/4 1т 2/4 7 Pas glissade с продвижением - в сторону - вперед, назад 2т 2/4 2т 2/4 1т 2/4 1т 2/4 1т 2/4 8 Changement de pied -en face -en tournаnt (1/4 поворота) 2т 2/4 1т 2/4 1т 2/4 1т 2/4 1т 2/4 1т 2/4 1т 2/4 1т 2/4 9 Petit pas de chat 2т 2/4 2т 2/4 1т 3/4 10 Сценический sissonne 1т 3/4 1т 3/4 1т 3/4 11 Pas chasse 2т 2/4 1т 3/4 12 Sissonne fermee 4т 2/4 2т 2/4 1т 3/4 13 Sissonne tombee 2т 2/4 1т 2/4 14 Sissonne ouvert 2т 2/4 2т 2/4 1т 3/4 15 Pas emboite 2т 2/4 1т 2/4 Экзерсис на пальцах – на усмотрение педагога. Годовые требования по годам обучения I год обучения Постановка корпуса, ног, рук и головы. Изучение основных движений классического танца в чистом виде и в медленном темпе. Развитие элементарных навыков координации движений и музыкальности. II год обучения Дальнейшее развитие координации движений у станка и на середине зала. Изучение поз: croisee, efface вперед, назад. Освоение поворотов головы и более сложных движений. Продолжение развития выразительности на середине зала: введение в упражнения port de bras. Первоначальное знакомство с техникой полуповоротов на двух ногах. Повторение ранее пройденных прыжков и изучение новых. Простейшее сочетание элементарных движений. III год обучения Повторение ранее пройденного материала. Развитие силы и выносливости ног за счет ускорения темпа исполнения, увеличения количества каждого тренируемого движения. Продолжение развития координации: усложнение техники исполнения ранее пройденных движений, изучение новых более сложных движений, расширение их комбинирования в упражнениях, исполнение отдельных движений на полупальцах (у станка). Развитие выразительности: ввод в тренировочные упражнения 3-его port de bras у станка и на середине зала, использование epaulement и поз на середине зала. Изучение прыжков с окончанием на одну ногу. IV год обучения Активно вводятся полупальцы в упражнениях у станка. Изучение полуповоротов на одной ноге у станка. Ввод в тренировочные упражнения 4-го port de bras у станка и на середине зала. Начало изучения pirouette на середине зала. Усложнение сочетаний движений, необходимое для дальнейшего развития координации. Работа над выразительностью и музыкальностью исполнения движений. V год обучения Развитие устойчивости. Введение полупальцев в некоторые движения на середине зала. Изучение поз: ecarte вперед, назад. Ускорение темпа исполнения движений (некоторые движения исполняются восьмыми долями). Увеличение физической нагрузки с целью дальнейшего развития силы ног и выносливости обучающихся. Начало освоения движений еn tournant и его исполнение. Продолжение изучения pirouette. Дальнейшее развитие координации движений во всех разделах урока. 5 и 6-ое port de bras на середине зала. Работа над музыкальностью и артистизмом. III. Требования к уровню подготовки обучающихся Чтобы определить ожидаемый результат в подготовке учащихся, надо знать, с чем они пришли в школу (стартовый контроль) и что получили на выходе (итоговый контроль). Ожидаемый результат должен предполагать развитие способностей, улучшение показателей исполнительского мастерства, участие в концертах, фестивалях, смотрах, конкурсах. В программе разработаны программные требования, обусловленные конкретными задачами. I год обучения Учащиеся должны иметь представление о классическом танце и его истоков. Должны знать основные требования классического танца, названия движений (французская терминология), их перевод и значение. Владеть постановкой корпуса, рук, ног, головы и элементарной координацией движений. Все упражнения повторяются поочередно с правой и левой ноги. Для правильного усвоения выворотности ног ряд упражнений сначала изучаются в сторону, позднее вперёд и назад. Упражнения начинают изучать лицом к станку и за тем 1-й рукой за палку. II год обучения Учащиеся должны иметь представление о ведущих балетных училищах (Санкт-Петербургском, Пермском, Московском). Должны знать последовательность экзерсиса у станка, знать грамотность исполнения упражнений. Должны уметь двигаться с правильно поставленной спиной (осанкой), по выворотным позициям ног, переводит грамотно руки из позиции в позицию. III год обучения Учащиеся должны иметь представление о русской школе классического танца. Должны знать правила исполнения основных движений классического танца, все термины на французском языке и их обозначения. Владеть навыками устойчивости в позах классического танца, как у танцевального станка, так и на середине зала. Держать ногу во всех направлениях выше 900. Важнейшей задачей является воспитание работоспособности, умение ставить перед собой цель, правильно выбирать пути её достижения. IV год обучения Учащиеся должны иметь представление об особенностях русской школы классического танца. Знать типы координаций движений: однонаправленные и разнонаправленные; уровни расположения рук в больших и маленьких позах, позициях; ракурсы исполнения движений. Должны владеть навыками точной координации, профессиональным вниманием, самоконтролем, мышечной памятью, устойчивостью на середине зала, а также сохранять позиции рук и ног при исполнении прыжков. Учащиеся должны уметь исполнять движения грамотно и музыкально. Основная задача – это работа над силой и подъёмом, поднятие на полупальцы. Все движения у станка и часть на середине зала выполняются на полупальцах. Это укрепляет икроножную мышцу, подъём, выносливость. На данном этапе начинает развиваться залог будущей танцевальности – элементы художественной окраски движений. Однако лучше сохранить чистоту движений и чересчур не увлекаться танцевальностью. Музыкальное сопровождение требует большего разнообразия ритмического рисунка и общего ускорения темпа. V год обучения Учащиеся должны иметь представление о классическом танце, как выразительной системе хореографии. Должны знать всю терминологию классического танца, сложные движения – связки, метроритмические раскладки исполнения движений, элементы художественной окраски движений, закономерности переходов рук из одного положения в другое. Учащиеся должны уметь придать выразительность и образность при исполнении разнохарактерных этюдов классического танца. Должны владеть ощущением позы, ракурса, пространства; быстротой запоминания комбинаций; развитой силой и выносливостью; координацией движений в упражнениях на пальцах, пальцевой техникой (в зависимости от контингента конкретной группы); правильной балетной осанкой, танцевальной манерой, пластикой классического танца; развитыми природными данными; хорошей мышечной памятью; навыками музыкально – пластического интонирования. Уметь работать в ансамбле, видеть ошибки в исполнении движений, анализировать их и исправлять без помощи педагога. IV. Формы и методы контроля, система оценок Аттестация: цели, виды, форма, содержание Цели аттестации: установить соответствие достигнутого учеником уровня знаний и умений на определенном этапе обучения программным требованиям. Формы контроля: текущий, промежуточный, итоговый. Текущий контроль осуществляется регулярно преподавателем на уроках с целью определения уровня освоения учебного материала предмета. В журнал выставляются оценки, в которых учитываются: − отношение учащегося к занятиям, его старание, прилежность; − качество выполнения заданий, как аудиторных, так и домашних; − инициативность и проявление самостоятельности; − темпы продвижения. На основании результатов текущего контроля выводятся четвертные оценки. Промежуточный контроль – контрольный урок (зачет) в конце каждого полугодия учебного года. Итоговый контроль – экзамен, осуществляется по окончании курса обучения в 7 классе. Все виды контроля проходят в счет аудиторного времени. Система оценок в рамках текущей и промежуточной аттестации предполагает следующую шкалу с использованием плюсов и минусов: «5»; «5-»; «4+»; «4»; «4-»; «3+»; «3»; «3-»; «2». Итоговая аттестация предполагает такую же шкалу оценок, но без использования плюсов и минусов. Критерии оценки Критерии оценки качества подготовки учащегося позволяют определить уровень освоения материала, предусмотренного учебной программой. Основными критериями обученности детей являются: • Танцевальность: технически грамотное исполнение материала, художественная окраска и логичность движения. • Музыкальность: точное определение характера и темпа музыки, воспроизведение ритмического рисунка в соответствии с ритмом музыки. • Координация: точное определение направлений, ориентация в зале – движение на слова «по линии танца», «против линии танца», по диагонали, умение точно воспроизводить движения, в соответствии с музыкальным материалом. При оценивании учащегося, осваивающегося общеразвивающую программу, учитывается: ✓ формирование устойчивого интереса к хореографическому искусству, к занятиям классическим танцем; ✓ наличие исполнительской культуры, развитие физических данных; ✓ овладение практическими умениями и навыками исполнения классического танца; ✓ степень продвижения учащегося, успешность личностных достижений. Оценка Критерии оценивания 5 «Отлично» ✓ Отличное знание и выразительное исполнение пройденного материала. ✓ Высокий уровень овладения практическими умениями и навыками исполнения классического танца: правильной балетной осанкой, танцевальной манерой, пластикой классического танца, развитыми природными данными, хорошей мышечной памятью, навыками музыкально – пластического интонирования. ✓ Активное участие в концертах, посещение репетиционных занятий и концертных выступлений. 4 «Хорошо» ✓ Хорошее владение основными элементами классической хореографии: ощущением позы, ракурса, пространства, быстротой запоминания комбинаций. ✓ Умение достаточно точно исполнить движения, в соответствии с музыкальным материалом, но с небольшими недочетами. ✓ Менее выразительное исполнение пройденного материала. 3 «Удовлетворительно» ✓ Неграмотное и невыразительное выполнение движений. ✓ Слабая техническая подготовка. ✓ Неточное определение ориентации в зале. ✓ Недостаточное овладение хореографическими навыками. 2 «Неудовлетворительно» ✓ Неявка на экзамен без уважительной причины. ✓ Невыполнение и незнание программы учебного предмета. «Зачет» (без оценки) ✓ Отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе обучения. ✓ Точное, образное исполнение движений. Результатом реализации программы являются: − создание перспективы для будущего развития личности, получение возможности ее самоутверждения; − эстетическое воспитание детей, повышение их творческой активности; − выявление талантливых, одаренных детей; − выступления на концертах, массовых мероприятиях; − участие в конкурсах, фестивалях; − обмен творческим опытом с другими творческими коллективами. V. Методическое обеспечение учебного процесса Методические рекомендации преподавателям Основные методические принципы обучения. «Педагог всегда должен ставить перед собой цели и задачи, несоразмерные с его усилиями, и это потому, что только так сможет он возвысить своих учеников и возвыситься сам. Цели, которые превыше его самого, сделают его оптимистом, и он сможет тогда сотворить невозможное» (М.А. Амонашвили). Но все это он должен делать осмысленно, чтобы не нанести физический вред ученикам. Каждая часть урока в классическом танце является следствием предыдущей. Наиболее совершенные методы и приемы хореографическая педагогика выработала и проверила долгой практикой через ряд педагогических принципов: 1. Строгая логика в построение учебного процесса (в целом урока); 2. Постепенность и четкая последовательность в нарастании физической нагрузки; 3. Обязательная систематичность занятий; 4. Постепенность в развитии природных данных и способностей ученика; 5. Связь теории и практики. При проведении занятий по классическому танцу, необходимо руководствоваться следующими приемами: • постепенное увеличение физической нагрузки; • чередование темпа нагрузки; • равномерность нагрузки на обе ноги; • свободное дыхание и самочувствие обучающихся. Любовь к прекрасному нужно развивать на первых годах обучения через методические принципы: 1. Активность; 2. Раскрытие индивидуальности каждого ученика (они все разные); 3. Развитие у ребенка творческих способностей – внимание, произвольная память, ассоциативная память, фантазии (через игру). Формы организации учебного процесса: - урок; - разучивание танцевальных номеров; - беседа и рассказ; - просмотр видеозаписей; - прослушивание музыкальных отрывков из балетных спектаклей; - посещение уроков хореографического училища; - творческие встречи с артистами балета; - посещение театра оперы и балета; - проведение отчетов, концертов. Урок – традиционная форма организации учебного процесса. При проведении уроков по классическому танцу, необходимо руководствоваться следующими моментами: - постепенное увеличение физической нагрузки; - чередование темпа нагрузки; - равномерность нагрузки на обе ноги; - свободное дыхание и самочувствие учащихся. При подготовке к уроку необходимо учитывать такие факторы, как: - объем материала; - степень его сложности; - особенности класса, как исполнительского коллектива. При составлении плана занятия предполагается детальная разработка каждой его части, где следует: - определить новый материал, ввести его в различные комбинации; - определить музыкальный материал, его размер, характер. При проведении урока целесообразно выдерживать структуру занятия в целом и соизмерять длительность отдельных частей. На практических занятиях очень важно: - переводить на русский язык французские термины; - объяснять назначение упражнения и правила его исполнения; - равномерно распределять физическую нагрузку и чередовать работу различных групп мышц, развивать внимание и осознанный контроль над работой мышц; - воспитывать самостоятельность в выполнении учебных заданий. Каждая часть урока в классическом танце является следствием предыдущей. Яркими диагностиками качества урока становятся: - увлеченность ребенка общением с художественным, хореографическим, музыкальным произведением; - появление потребности высказать свое мнение, суждение по поводу увиденного или услышанного, вступить в диалог с другими детьми. Условия реализации программы: • Высокий профессиональный уровень преподавателя (как в предметной сфере, так и в психолого- педагогической); • Грамотное методическое изложение материала; • Личный выразительный показ преподавателя; • Преподавание по принципу «от простого к сложному»; • Выполнение важных педагогических принципов: систематичность, целенаправленность, доступность, регулярность учебного процесса; • Умение преподавателя вовлечь учащихся в творческий процесс; • Позитивный психологический климат во время урока; • Организация мероприятий по сплочению группы: чаепития, экскурсии, проведение вечеров, концертов и т.д.; • Материально-техническое оснащение (аудио-, видеоаппаратура), наличие танцевального зала, музыкального инструмента, наглядных пособий. «Классический танец» вводится с 3-го класса и продолжается до окончания 7-го класса. Набор детей свободный, т.е. принимаются все желающие, т.к. главными задачами в школе искусств являются воспитательные: организация досуга и приобщение к творческой деятельности детей. Преподаватель должен уметь проявлять гибкость в подходе к каждой группе учащихся, учитывать возрастные особенности, психологические и физические возможности детей, и, исходя из этого, творчески решать вопросы, которые ставит перед ним учебный процесс. Музыкальное оформление урока классического танца. Особое внимание на уроках классического танца необходимо уделять музыкальному сопровождению. Лучше всего, если это будет фортепиано. Музыкальный материал нужно подбирать очень тщательно, это должно быть не только классическое произведение, а именно танцевальное классическое произведение – образцы балетов, танцевальные куски из опер и оперетт. Педагог должен разъяснить концертмейстеру как выстроен урок, что в целом он хочет добиться от того или иного упражнения, указав акценты, размер и ритмическую структуру. В процессе учебной работы необходимо прививать учащимся умение слышать и понимать музыку. Музыкальное сопровождение должно помогать осваивать хореографический материал, соответствуя его характеру, рисунку, темпу. Для тренажных упражнений желательно использовать музыкальный материал квадратного построения, чтоб основное внимание учащихся было бы направлено на движение. На первоначальном этапе обучения необходимо использовать музыкальные произведения с простым ритмическим рисунком, позднее его можно разнообразить. В каждом классе в зависимости от возрастной категории и подготовленности группы музыкальное сопровождение урока различно по: темпу, ритмическому рисунку, динамической окраске. В старших классах музыка помогает создавать хореографический образ, соответствующий музыкальному. VI. Список рекомендуемой литературы 1. Баднин И.А. – «Отбор детей в хореографическое училище», М. 1987 г. 2. Базарова Н. Классический танец. М.: Искусство, 1984. 199 с. 3. Базарова Н., Мей В. – «Азбука классического танца. Первые три года обучения», Л. «Искусство» 1983 г. 4. Ваганова А.Я. – «Основы классического танца», М., Л., 2001 г. 5. Гальперин С.Н. – «Анатомия и физиология человека», М. 1974 г. 6. Головкина С. Уроки классического танца в старших классах. М.: Искусство, 1987. 160 с. 7. Грант Г. Практический словарь классического балета. М.: ГИТИС, 2009. 136 с. 8. Грибанова М., Васильев И. О методологии педагогики балета // Вестник Академии Русского балета имени А.Я. Вагановой. 2018. № 1. 9. Громова Е.Н. – «Детские танцы из классических балетов», Хрестоматия С.-П., 2000 г. 10. Детская энциклопедия «Балет» - М., «Астрель АСТ», 2001 г. 11. Казаков В.Г., Кондратьева Л.Л.- Психология, М. 1990 г. 12. Костровицкая В.С., Писарев А. – «Школа классического танца», Л. «Искусство» 1976 г. 13. Костровицкая В. 100 уроков классического танца. Л.: Лань, 2009. 320 с. 14. Костровицкая В. Классический танец. Слитные движения. CПб.: Лань, 2009.128 с. 15. Мессерер А. Уроки классического танца. М.: Лань, 2004. 400 с. 16. Мессерер А. Танец. Мысль. Время. М.: Искусство, 1990. 269 с. 17. Мориц В., Тарасов Н., Чекрыгин А. Методика классического тренажа. М.-Л.: Искусство, 1940. 169 с. 18. Никифорова А. Советы педагога классического танца. CПб. Искусство России, 2005. 120 с. 19. Прибылов Г. Словарь-справочник терминологии классического танца. М.: МГАХ, 2006. 118 с. 20. Сафронова Л. Уроки классического танца. СПб.: Академия Рус. балета им. А.Я. Вагановой, 2003. 192 с. 21. Тарасов Н. – «Классический танец – школа мужского исполнительства», М. «Искусство» 1999 г. 22. Чеккетти Э. Полный курс классического танца. Школа Энрике Чеккетти, М.: АСТ, 2010