Публикации «Функциональная грамотность в подготовке к ЕГЭ по обществознанию» Тема: «Формирование функциональной понятийной грамотности на уроках обществознания»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Функциональная грамотность в подготовке к ЕГЭ по обществознанию» Тема: «Формирование функциональной понятийной грамотности на уроках обществознания»
Автор: Зуза Лариса Викторовна

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕСРЕДНЯЯ ОБЩЕОРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №49 СТАНИЦЫ СМОЛЕНСКОЙМО СЕВЕРСКИЙ РАЙОН ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗАТУРЧИНСКОГО АДАМА ПЕТРОВИЧАРазработка урокаПредметная область: обществознание «Функциональная грамотность в подготовке к ЕГЭ по обществознанию»Тема: «Формирование функциональной понятийной грамотностина уроках обществознания»Разработчик:Учитель истории, обществознанияМБОУ СОШ №49 стмоленской МО Северский район имурчинского А.П. Зуза Лариса Викторовнастмоленская, 2023 год
  • Организационный момент
  • Мотивация.
  • Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней. Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – письму и чтению, говорению и слушанию.
  • Работа с понятийным аппаратом на уроках обществознания.
  • Заполнение таблицы:
  • Актуальность темы. Научность преподаваемых научных областей (социальной философии, политологии, экономики, политологии и правоведения) и их реализация через специфический понятийный аппарат.
  • Преподавание курса обществознания идет концентрическим способом и, таким образом, из года в год происходит закрепление и расширение знаний изученных ранее терминов. Так, например, термин «общество» мы первоначально вводим в самом доступном для понимания шестиклассников виде (жители одной страны). А в старших классах дети владеют уже значительным багажом знаний и могут сформулировать уже пять-шесть определений этого термина с точки зрения философии, социологии и истории.
  • Свои знания школьники показывают на ВПР, ОГЭ, ЕГЭ.Так, например, задание №1 в 9 классе ОГЭ требует умения соотносить указанные понятия с определенной сферой жизни общества и давать определения одному из них.В № 18 ЕГЭ требуется объяснить, какой смысл обществоведы вкладывают в то или иное понятие, и составить предложение по указанным далее конкретным вопросам, раскрыть его признаки.Другие задания ГИА также предполагают владение терминологией на глубоком уровне.
  • Когда и как мы вводим термины и понятия? Работа в группах: привести примеры работы с понятийным аппаратом на разных этапах урока.
  • Вывод: Работу с понятийным аппаратом можно проводить, как в начале изучения темы, так и в ходе урока.Пример при изучении темы «Принадлежность двум мирам», где речь идет о человеке целесообразно ввести понятие «человек как биосоциальное существо» сразу и далее с ним работать.Бывает и наоборот, когда мы о чем-либо ведем речь, объясняем материал, а затем резюмируем. (Например, «в ХХ веке усилились процессы взаимовлияния и взаимодействия во всем мире. Такой процесс назвали в науке глобализацией.»)
  • Как работать с терминами и понятиями?
  • Надо использовать разнообразный арсенал дидактических приемов и методов, чтобы уроки не были скучными, однообразными. Следует к конкретному возрасту и теме выбирать наиболее подходящие способы. Приведу примеры из опыта работы.Пример 1. Тема «Личность». Повторение.Предлагаю заполнить пробелы в таблице по типу, как мы делали уже в начале мастер-класса:Пример 2. Тема «Правонарушения и юридическая ответственность». Термин «Правонарушение».Есть понятия, которые ученикам сложно понять, например, «объективная истина». Такие понятия учитель объясняет сам. Пример 3. Терминологический диктант. Работа индивиудаульная, по цепочке.Пример 4. Тема «Почему важно соблюдать законы?». Работа с понятием «закон».Выделяем смысловые части в предложении, ставим знак «/», задаем к каждой части вопросы: «Какой характер имеют эти акты?» «Кто принимает законы?» «Для чего принимают законы?» «Какой юридической силой они обладают?». А потом как бы заново «собираем» определение. Следует несколько раз тренировать, чтобы дети привыкли к таким словам, научились их выговаривать, могли давать с пониманием развернутые ответы.Работа в группах. Решение задач по праву (новые понятия, термины).Пример: Нередко в обществе совершаются правонарушения. Государство обязательно следит за уровнем правопорядка, чтобы защитить права граждан и интересы общества. Внимание, вопрос! Как называется применение мер государственного принуждения к лицу, совершившему правонарушение?
  • Индивидуальная работа.
  • Пример 5. Задание на развитие критического мышления:Задание на соотношение видовых понятий с родовыми.Например, найти два термина «выпадающие» из общего ряда терминов, которые являются характеристикой политического процесса: 1) демократизация;2) реформирование; 3) бюрократизация; 4) перераспределение полномочий;5) средства массовой информации; 6) централизация;7) государство;8) модернизация. Здесь родовое понятие «политический процесс». Не связаны с ним видовые понятия СМИ(№5) и государство (№7) Пример 6.Задание на обобщение группы понятийДаны слова, определить, что между ними общего. Пример: федерация, конфедерация, содружество; (общее – это формы национально-государственного устройства)Пример7.Задания на выбор обобщающего понятия для всех остальных понятий, представленных в перечнеПример: найти понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.1) вера: 2) догматы: 3) храмы: 4) религия: 5) прихожане. (Обобщающим является «религия»).9. Работа с заданиями повышенного уровня сложности.Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.Пример 8. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на места пропусков.«Мотивом ________(А) называется то, что побуждает её, ради чего она осуществляется. В качестве побудителя обычно выступает конкретная ________(Б), которая удовлетворяется в ходе и с помощью деятельности. Это определённая форма связи живых организмов с внешним миром, необходимая для существования ________(В), социальной группы, общества в целом.________(Г) потребности вызваны биологической природой человека. Это потребности людей во всём, что необходимо для их существования, развития и воспроизводства. ________(Д) потребности связаны с тем, что человек принадлежит к обществу, занимает в нём определённое место, участвует в трудовой деятельности и общении с другими людьми. ________(Е) потребности связаны с познанием человеком окружающего мира, своего места в нём и смысла своего существования. Каждая из групп потребностей соответствует определённому виду деятельности». Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз.Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.Список терминов:1.      потребность2.      деятельность3.      природа4.      социальный5.      естественный6.      подлинный (разумный)7.      индивидуальность8.      индивид9.      идеальный (духовный)Запишите в поле для ответа последовательность цифр, соответствующих буквам АБВГДЕ. Ответ: 218549Заключение.Формирование социально успешной личности, способной быть востребованной, социализированной в обществе, невозможно сегодня без функциональной понятийной грамотности. Функциональной грамотность - результат овладения учащимися системой ключевых компетенций, позволяющих эффективно применять усвоенные знания в практической ситуации, способность вступать в отношения с внешней средой, максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В отличие от простого усвоения понятия, функциональная грамотность представляет собой комплекс знаний, умений и навыков личности при взаимодействии с четырьмя основополагающими сферами общества (экономической, социальной, политической и духовной). Поскольку формирование функциональной понятийной грамотности занимает одну из главных ниш педагогической деятельности, его реализация проходит в рамках самых разных учебных дисциплин. Значимое место среди предметов занимают дисциплины гуманитарного цикла.