Публикации Этимологический анализ - одно из средств запоминания словарных слов.

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Этимологический анализ - одно из средств запоминания словарных слов.
Автор: Черникова Ирина Анатольевна

Этимологический анализ - одно из средств запоминания словарных слов. Орфография слова есть биография слова ,кратко, вразумительно повествующая о происхождении его. В.П.Шереметевский В практике школьного преподавания русского языка в соответствии с современной школьной программой этимологическому анализу слов практически не уделяется внимание. И это плохо, потому что этимология-очень интересный раздел науки о языке, позволяющий ответить на многие вопросы, интересующие школьников. Как только маленький человек начинает постигать окружающий мир, он спрашивает у взрослых, почему трава называется травой, а река-рекой. И подобные вопросы интересуют нас до глубокой старости. В некоторых случаях мы без труда объясним появления слов :вторник-второй день недели; среда-середина недели; гудок-от слова гудеть; лётчик-человек, который летает… Но некоторые слова (футбол. кукла, десница, махотка и др.) объяснить подобным образом невозможно. Вот тут и приходит на помощь этимология, которая позволяет установить, как в течение многих веков менялось значение или внешний облик слова. Этимология очень тесно связана с лексикой, словообразованием. Изучение данных разделов вызывает у учащихся большой интерес, но и множество затруднений. Особенно сложна орфография, в том числе правописание словарных слов. Поэтому основная задача, стоящая перед учителем в работе со словом,- научить ребят видеть гласную в корне, давать ей верную характеристику: непроверяемая, проверяемая или чередующаяся. Во время проведения уроков вполне можно соединить «приятное с полезным»: этимологию поставить на службу грамотности. Например, лучше запомнить правописание слова багряный помогает обращение к этимологии. Багрец -собственно русское слово. В памятниках отмечается с 16 века, образовано от существительного багрь-«красная краска, красный цвет». Багряный заимствовано из старославянского языка. Образовано от существительного багръ. Для закрепления правописания и словоупотребления можно записать следующие предложения:1). Обожаю это время года! Праздник золота и багреца.(А.Барто).2).Люблю я пышное природы увяданье, в багрец и золото одетые леса. (А.Пушкин).Или слово акварель. Запомнить его правописание поможет опять же знание этимологии: акварель-от латинского аква -«вода». Для закрепления правописания слова , для обогащения словарного запаса учащихся можно предложить подобрать однокоренные слова (акваланг, аквалангист, аквариум, акватория, аквапарк). Но этимологический анализ слов может быть использован в школе и в связи с изучением правописании слов с безударными гласными, не проверяемыми ударением, в которых неясный звук может оказаться в сильной позиции при подборе соответствующего слова с этимологически родственным корнем. Например, правописание слов поразительный, отразить, сразить (словарные слова,7 кл) можно установить с помощью этимологически родственного слова « раз »-в общеславянском языке- удар,случай.Для определения лексического значения слова опять-таки приходит на помощь сравнение его с историческим «родственником». Например:Ожерелье-жерло(горло), ж//г, о//е, е//ноль звука.Ветчина етхий (старый, мясо копчёного( не очень свежего) свиного окорока)ч//х.Довольно интересно, используя этимологический анализ, просмотреть некоторые расхождения в лексическом значении слова. Так, ошеломить происходит от древнерусского шелом с полногласным сочетанием ело-(нам это слово известно по старославянскому варианту –шлем-). Таким образом, наши предки употребляли глагол «ошеломити» в прямом значении: «получить удар по шлему». В настоящее же время это слово употребляется только в переносном значении: «неприятно удивить».При изучении раздела «Лексика», особенно темы «Заимствованные слова», необходим исторический экскурс, позволяющий определить, когда, как и откуда слово проникло в русский язык и какие изменения претерпело. Например, словарное слово «фонтан» восходит к латинскому слову «фоне»-«источник». Так непроверяемая гласная может быть доказана. Слово «зонтик», заимствованное из голландского языка(«защита от солнца»), в русском было осмыслено как суффиксальное, принадлежащее к классу слов с уменьшительно-ласкательным значением(суффикс –ик-как в словах носик, глазик), и впоследствии на базе его появилось новообразование зонт.За последние несколько лет изменения в жизни России оказали сильное влияние на языковую ситуацию. В русский язык широким потоком вливаются заимствования из других языков, главным образом, английского. Помогает разобраться в происхождении значении новых языковых фактов словарь Р.Кавецкой и К.Ленченко «Иноязычные слова на страницах современной прессы». Учащимся даётся индивидуальное задание выбрать из словаря несколько часто употребляемых в последнее время иноязычных слов, сделать сообщение. Таким образом, этимологический анализ слов подсказывает очень интересный вывод: словарный состав языка находится в постоянном движении, изменении и даёт очень неожиданные изыскания.Среди учащихся очень востребованной является такая форма работы, как «Карточка для друга». Ребята получают домашнее задание , взяв за основу этимологию, составить со словарными словами диктант на определённую тему. Во всех словах должна быть пропущена гласная в корне. И уже на уроке школьники обмениваются карточками (пары называет учитель) и работают, вставляя пропущенные буквы. Такая форма проверки позволяет охватить весь класс, что, во-первых, способствует накопляемости оценок. Во- вторых, готовясь дома, ребята знакомятся с большим количеством слов и запоминают их написание. В-третьих, такая работа носит исследовательско- познавательный характер, учит работать с научной и научно-популярной литературой. Использование этимологического анализа на уроках русского языка при работе со словом с непроверяемыми написаниями ставит обучение орфографии на научную основу. При этом оказывается задействованным сознание ребёнка, благодаря чему словарно-орфографическая работа становится более эффективной. Школьники, выбирая гласную в корне, решают лингвистическую задачу, и буква ставится согласно правилу, а не угадывается, как это нередко бывает. Многолетняя практика по применению этимологического анализа словарных слов показывает, что интересный, грамотный и системный подход учителя к такому виду работы в итоге даёт хороший результат при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ. Выпускники быстро и легко решают задания, связанные с анализом правописания слова (ОГЭ) и выбора рядов слов с проверяемыми безударными гласными в корне ( ЕГЭ, задание 9). И те учащиеся, у кого навык работы со словом был сформирован в средней школе, без труда находят слова с непроверяемыми, проверяемыми и чередующимися гласными в корне, различают слова с омонимичными корнями. В соответствии с данной методикой определённым образом меняется содержание и организация процесса обучения русскому языку. Во-первых, содержание существенно обогащается за счёт работы с языковыми категориями, словарными словами как с понятиями. При этом школьники в совместной с учителем и одноклассниками поисковой деятельности видят путь определения каждого понятия, с которыми они знакомятся. Такой процесс учит детей думать над каждым словом, фразой, предложением, способствует развитию точной, доказательной и правильной речи, совершенствует логическое мышление учащихся, помогает глубже познать и прочнее запомнить изучаемый материал. В целом перечисленные новации существенно повышают активность учащихся на уроке, вызывают у них интерес к изучаемому и массу положительных эмоций. Учащиеся находятся в постоянном творческом поиске. Литература1.Откупщиков Ю.В. К истокам слова. Рассказы о науке этимологии: книга для учащихся/Ю.В. Откупщиков.-3-еизд..испр.-Мосвква:Просвещение, 2006.2. Подшибякина Н.А. Этимологический анализ как средство повышения интереса учащихся 5-7 классов к урокам русского языка: Диссертация кандидата педагогических наук: Волгоград, 2005.3. Новикова Л.И. Работа со словом на уроках русского языка//Русский язык в школе.-2009.-№2.- С.7-11. 4. Бакулина Г.А. Новое словарное слово: от интересного представления к эффективному усвоению. // Русский язык в школе.-2002.-№ 4.-С16-19.5. Виллар Ф., Логинова И.М. аспекты изучения заимствованной лексики в школе //Русский язык в школе.-2008.-№10.-С.8-17.6. Остренкова Т.А. Наблюдение над внутренней формой слова на уроках русского языка// Русский язык в школе.-2010.-№5.-С.10.