Публикации
Формирование креативного мышления на уроках географии
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Формирование креативного мышления на уроках географии
Автор: Биневич Мария Александровна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Формирование креативного мышления на уроках географии
Автор: Биневич Мария Александровна
Биневия Мария Александровна, учитель географии МБОУ Сорская ООШ им. Толстихиной Ю. Н., г. Сорск, Республика ХакасияФормирование креативного мышления на уроках географии Креативное мышление учащихся – это процесс формирования и совершенствования всех видов, форм и операций мышления, выработка умений и навыков применения законов мышления в познавательной и учебной деятельности, а также умений осуществлять перенос приёмов мыслительной деятельности из одной области знаний в другую. Учить детей так, чтобы у них развивалось критическое мышление, труднее, чем просто сообщать им отдельные факты и закономерности. Например, для развития умения обосновывать свои выводы и решения, учителя должны заинтересовать учеников необычными задачами и материалами. География обладает огромными возможностями для умственного развития учеников. Первым помощником в этом деле является интерес учащихся к предмету. В целях развития природных задатков учащихся, формирования интереса к предмету применяю творческие задания, занимательные опыты, материалы и задачи. Для создания проблемных ситуаций на уроках использую различные приёмы. Так, например, перед изучением темы «Великие географические открытия» (5 класс) обучающиеся рассматривают 2 карты (картосхемы): мир до географических открытий и мир после географических открытий. В результате обсуждения противоречия (графического) принимается к решению учебная задача: «Как великие географические открытия привели кновому этапу развития человеческого общества?» При изучении темы «Ветер. Дневной и ночной бриз» (6 класс) постановке учебной проблемы предшествует следующая ситуация: «На берегу городского водохранилища ветер всегда дует с водоёма на сушу днём и с суши на водоём ночью. Почему?» В этом случае используется приём противоречий в суждениях учеников. По моему мнению, наибольший интерес у обучающихся вызывают проблемные ситуации, в основе которых лежат интригующие материалы, легенды, так называемое, «яркое пятно». Так, например, изучение материка Австралия я начинаю с чтения знаменитого стихотворения Г. Усовой «Страна наоборот». Это позволяет сформулировать главную познавательную задачу: «В ходе изучения материка выяснить, что правда, а где вымысел?» Важным активизирующим моментом на уроках является использованиеэкспериментов и жизненных наблюдений обучающихся.При изучении темы «Атмосферное давление» (6 класс) ученики проводят опыт: берут картонку, кладут её на край стола – она падает; затем берут снова эту же картонку, кладут её опять на край стола и накрывают развёрнутым листом газеты. Хотя газета легче картона, она его всё же удерживает – и картонка не падает. Школьники осознают увиденное и самостоятельно формулируют вопрос: почему картонка не падает? Под руководством учителя отвечают на вопрос, усваивают основные признаки понятия «атмосферное давление». Такой приём использования эксперимента с целью создания проблемной ситуации вызывает у обучающихся осознание неточности своих представлений и вызывает потребность в новых знаниях.Активно использую в работе предварительные домашние задания, которые позволяют поставить на уроке учебные проблемы. Например, перед изучением темы «Температура воздуха» (6 класс) школьники проводят дома опыт: взяв прозрачное и тёмное стёкла, кладут их на снег так, чтобы они равномерно нагревались солнечными лучами; определяют, под каким стеклом снег растает быстрее, то есть какие тела – тёмные или светлые – нагреваются быстрее. Возникает вопрос: если воздух прозрачен, как же происходит его нагревание? Использование мотивирующих приёмов формирует познавательную мотивацию, связанную с глубиной интереса к знаниям и к способам их добывания, а впоследствии станет основой самообразования.В своей педагогической практике также активно использую нестандартные уроки: урок-исследование, урок-игра, урок-путешествие, урок-семинар, урок-конференция, уроклекция, урок-дискуссия и др., которые помогают более широко раскрыть свои способности одаренным детям.В старшем звене активно использую деловые игры – социально заданный вид деятельности, исключающий пассивную жизненную позицию. Например, при изучении географии Курской области проводится игра-экспертиза «Проект строительства металлургического комбината в г. Железногорске» (9 класс). Моделируется карта района, для которого рассматривается данный проект. После оглашения основных условий проекта и причин его разработки проводится первый общий опрос экспертов, который может быть осуществлен простым голосованием: кто – за проект, кто – против и кто не определился. Затем каждой из трёх групп экспертов даётся возможность аргументировать свою позицию. Не определившиеся к этому времени либоприсоединяются к оценке одной из групп, либо мотивируют сохранение по-прежнему нейтральной позиции. Проводится повторное голосование, если оно не выявило квалифицированного большинства по проекту (2/3), то создается согласительная комиссия, которая проводит публичные дебаты с более развернутой мотивировкой своей позиции. Главное на этом этапе – способность найти взаимоприемлемый компромисс. Подобные уроки позволяют выявлять уже на начальном этапе изучения географии творческих детей, увлечённых предметом. Далее работа с одарёнными детьми осуществляется по индивидуальной программе. Индивидуальный план учебной деятельности с одарёнными учениками выстраивается в соответствии с тематическим планом работы класса. В нём предусматривается широкий спектр заданий: на составление цепочек причинно-следственных связей; на узнавание объектов, явлений по данным признакам; на разворачивание или сворачивание информации, моделирование географических ситуаций и явлений; на сопоставление, сравнение изученных объектов; на прогнозирование географических ситуаций и другие. Для каждого учащегося составляется индивидуальная программа подготовки к олимпиаде, которая отражает его специфическую траекторию движения от незнания к знанию, от неумения решать сложные задачи к творческим навыкам выбора способа их решения.Результатами работы можно считать:• положительную динамику уровня обученности;• повышение уровня мотивации к изучению географии;• рост числа участников и призеров предметных олимпиад различного уровня.