Публикации Волонтерская деятельность и ее влияние на воспитание, социализацию и совершенствование личности талантливых и одаренных детей

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Волонтерская деятельность и ее влияние на воспитание, социализацию и совершенствование личности талантливых и одаренных детей
Автор: Мякоткина Елена Альфетьевна

Тема творческого проекта: «Волонтерская деятельность и ее влияние на воспитание, социализацию и совершенствование личности талантливых и одаренных детей»Введение В стоящее время волонтерство в РФ набирает новые обороты. Оно основывается на молодом поколении, которое способно проявлять инициативу, в сознании которого рождаются мысли о поддержке и помощи тем, кто в этом нуждается. Волонтеры играют важную роль в жизни социума, поскольку в современной жизни имеется довольно большое количество проблем, которые решение которых невозможно без помощи добровольцев. Добровольческая деятельность граждан, общественных, организаций по оказанию помощи оказывает положительное воздействие на решение социальных проблем общества. Это хороший способ социализации талантливых и одаренных детей, ее вовлечения в социально-полезную деятельность. Поступок добровольца влечет за собой не только конкретное действие, но и положительный пример, который могут повторить окружающие. В добровольческой деятельности дети становятся более общительными, открытыми и все активнее включаются в мероприятия, проводимые добровольцами (волонтерами). Добровольцы, включаясь в волонтерскую деятельность, начинают чувствовать себя нужными, способными творить, нести добро, переживать свое живое участие в позитивном изменении социальной жизни. Деятельность дает возможность обрести радость, смысл своего существования, самореализоваться и самосовершенствоваться. Ключевая идея проекта. Основная идея организации волонтерской деятельности в учреждении дополнительного образования является формирование духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, которая будет способна к самосовершенствованию, а также гармоничному взаимодействию с другими людьми. Поэтому волонтеры ‒ не просто альтруисты, они осуществляют данную деятельность с целью приобретения определенного опыта, специальных навыков и знаний, а также расширения личных контактов, особенно это касается одаренных и талантливых детей.Проблема, на решение которой направлен проект. В настоящее время современное российское общество переживает кризис духовно-нравственных ценностей, когда материальные ценности имеют большее значение для людей, чем духовные. Это оказывает влияние на то, что у современных детей формируются неправильно или не прививаются вообще представления о таких нравственных качествах, как доброта, отзывчивость, милосердие, сострадание, справедливость и другие, что, в свою очередь, негативно отражается на их социализации.В «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г.» одной из первостепенных задач государства в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества [1].Социализация талантливых и одаренных детей длительный и достаточно сложный разноаспектный процесс. Любое общество, с одной стороны, непосредственно заинтересовано в том, чтобы каждый индивид стал его полноправным членом, усвоил и принял определенную систему культурных, нравственных и социальных ценностей, установленные правила и нормы поведения, адаптировался к взаимодействию в условиях конкретного общества. С другой стороны, большое влияние на формирование личности ребенка оказывают разнообразные социальные, культурные, экономические процессы, происходящие в жизни общества, а также социальные институты, функционирующие в нем.Волонтерская деятельность – это широкий круг деятельности, включая традиционные формы взаимопомощи и самопомощи, официальное предоставление услуг и другие формы гражданского участия, которые осуществляются добровольно на благо широкой общественности без расчета на денежное вознаграждение [7].Юридическое обоснование волонтерского движения в нашей стране закреплено соответствующими положения Конституции РФ, Гражданского кодекса РФ, иными федеральными законами и законами субъектов РФ. С точки зрения данных нормативно-правовых документов добровольцы характеризуются как физические лица, которые осуществляют благотворительную деятельность в форме безвозмездного выполнения работ или оказания услуг. Таким образом, деятельность волонтеров направлена на объединение людей в стремлении творить добро [8].В современной жизни волонтерская деятельность является довольно распространенным явлением в различных областях жизни общества. Эта деятельность касается таких сфер жизни человека, как благоустройство окружающей среды, помощь животным, забота и помощь различным категориям людей (с ограниченными возможностями здоровья, мигрантам, беженцам, наркозависимым и прочим), участие в акциях, государственных национальных программах и т.п.Цель проекта. Вовлечение одаренных и талантливых детей и подростков в волонтерское движение с целью пропаганды духовных и патриотических ценностей, социализации и самосовершенствования личности.Гипотеза. В настоящее время талантливые и одаренные дети, развиваются, обучаются и воспитываются в культурных и социальных условиях, значительно отличающихся от тех, которые были несколько десятков лет назад. В период детства социализация детей происходит наиболее интенсивно. На протекание данного процесса у современных талантливых и одаренных детей могут оказывать негативное влияние такие факторы, как большая занятость родителей, изолированность ребенка в семье и пр. Волонтерская деятельность будет способствовать устранению влияния данных негативных факторов на социализацию обучающихся, а также формированию самостоятельности и инициативы, позитивной социализации талантливых и одаренных детей. Такое воздействие волонтерства осуществляется через активные действия, в которых талантливые и одаренные дети могут выступать инициаторами и организаторами позитивных преобразований в своем ближайшем окружении.Задачи проекта волонтерской деятельности в учреждении дополнительного образования следующие:- Воспитание гражданских и патриотических чувств одаренных и талантливых детей;- Поддержка социальных инициатив, направленных на – распространение гуманизма, милосердия, человеколюбия и сострадания;- Развитие социальной активности одаренных и талантливых детей, самостоятельности и ответственности, коммуникативных умений и навыков;- Предоставление возможности для самореализации развития организаторских качеств одаренных и талантливых детей посредством участия в планировании и проведении социально значимых дел, акций;- Привлечение средств массовой информации к освещению деятельности волонтерского движения в школе;- Поддержка волонтерского движения со стороны педагогического коллектива и родительского актива;- Пропаганда здорового образа жизни.Ключевые направления деятельности.Направления реализации проекта:пропаганда здорового образа жизни;• охрана природы и сохранение чистоты окружающей среды;• профилактика и борьба с курением, алкогольной и наркотической зависимостью;• оказание помощи престарелым, инвалидам, детям-сиротам, малоимущим, которые нуждаются в материальной и моральной поддержке;• благоустройство улиц, домов, зеленых участков;• помощь животным, поддержание заповедников и зоопарка.Основными направлениями деятельности являются:> разработка и реализация проектов, программ, акций, призванных актуализировать приоритетные направления волонтерской деятельности;> взаимодействие с общественными объединениями и организациями, заинтересованными в добровольческой (волонтерской) деятельности;> организация и проведение волонтерских уроков и экскурсий;> проведение профилактической работы с детьми и молодежью из «группы риска»;> работа с ветеранами, пожилыми людьми, людьми с ограниченными возможностями;> информирование населения через средства массовой информации о целях и задачах своей деятельности, о мероприятиях, проводимых в рамках разработанных программ, проектов и т.д1. Просветительское.Это может быть «Школа волонтеров», целью которой может быть обучение умениям и навыкам работы с различными категориями социально не защищенных слоев населения, а также изучение и внедрение опыта работы других волонтерских организаций. Работа волонтеров с точки зрения «Равный – равному» целью которой является разработка и реализация проектов или программ в рамках социально-значимых проблем.2. Благотворительное.Опека детей-сирот детского дома, где волонтеры могут заниматься организацией детского досуга в закрепленных группах; проведением праздничных мероприятий; организацией экскурсий; проведение благотворительных акций; оказание помощи по уборке и благоустройству территории.Помощь проживающим в доме престарелых и инвалидов, где волонтеры помогают благоустраивать территорию, проводят концерты к праздничным датам, благотворительные акции.Помощь детям-инвалидам, где волонтеры могут организовать досуг детей-инвалидов, проводят благотворительные акции, посещают тяжелобольных детей на дому.Помощь ветеранам ВОВ, трудового тыла, где волонтеры оказывают социально-хозяйственную помощь.3. Сотрудничество с общественными организациями и благотворительными фондами в реализации акций и проектов. Работа осуществляется в форме проектной деятельности, разнообразных тематических акций, праздничных концертов, слетов, флешмобов, мастер-классов, благотворительных ярмарок и т.д.Участники мероприятий проекта: одаренные и талантливые дети.Срок реализации проекта: 2023-2024 учебный год.Мероприятия проектаПрогнозируемые результаты проекта.Количественные результаты:В 2024 году количество участников проекта составило 80% от числа одаренных и творческих детей учреждения, которыми был представлен социальный проект по следующим социальным проблемам:• экология – 9 проектов;• профилактика зависимости от гаджетов – 5 проектов• благоустройство – 7 проектов;• здоровый образ жизни и здравоохранение – 7 проектов• образование – 10 проектов;• самоуправление – 7 проектов.Результатом осуществления работы по данным направлениям становится распространение информации через разнообразные презентационные формы волонтерства: результаты реализации проекта (показатели в социальных сетях):• Более 1 тыс. подписчиков в группе проекта.ВКонтакте;• 1 тыс. «лайков» постов в группе проектаВКонтакте;• 300 комментариевВКонтакте;• 38 видеозаписей по материалам проектаВКонтакте;• 1 тыс. фотографий, сделанных участниками проекта;• более 10 тыс. просмотров записей группыВКонтакте;• 100 подписчиков проекта в сети Instagram.Качественные результаты. - увеличение количества одаренных и талантливых детей с активной гражданской позицией, способных отвечать современным вызовам времени, мотивированных на реализацию проектов и идей, качественно влияющих на развитие родного города и региона в целом; - повышение уровня духовности, милосердия талантливых и одаренных детей;- повышение уровня творческой активности, их досуговой занятости;- самореализация и развитие талантов;- повышение социальной активности детей и подростков, самостоятельности и ответственности, совершенствование коммуникативных умений и навыков;- установление связей с волонтерскими организациями. 10.Критерии эффективности проекта:Аксиологичность: сформированность у одаренных и талантливых детей мировоззренческих представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни, уважении к человеку и т. д., которые являются регуляторами их поведения, что является одним из основных морально-эстетических барьеров формирования асоциальных форм поведения.Саморазвитие: количество детей, способных к саморазвитию.Уровень удовлетворенности одаренных и талантливых детей: отзывы заинтересованных сторон, чтобы оценить уровень их удовлетворенности результатами проекта.Уровень сформированности нравственного потенциала личности учащегося.Уровень сформированности коммуникативного потенциала личности.Уровень социокультурного развития одаренных и талантливых детей.Уровень социальной адаптированности одаренных и талантливых детей.Список литературы
  • Буре Р. С. Социально-нравственное воспитание дошкольников: метод. пособие. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. 80 с.
  • Гришаева Н. П. Современные технологии эффективной социализации ребенка в образовательной организации: метод. пособие. М.: Вентана-граф, 2015. 184 с.
  • Игнатова Л. Ю., Семичева М. В. Социализация личности как проблема исследования отечественных и зарубежных ученых // Образование и воспитание. 2017. № 1.1. С. 13‒15.
  • Козлова С. А. Я – человек: программа социального развития ребенка. М.: Школьная Пресса, 2010. 45 с.
  • Кочисов В. К. Психолого-педагогические аспекты социализации личности ребенка //Вектор науки ТГУ. Сер.: Педагогика, психология. 2013. № 4. С. 101‒103.
  • Мудрик А. В. Социализация человека: учеб. пособие для студ. высш. заведений. М.: Академия, 2006. 304 с.
  • Садчикова Т.А. Формирование гражданской ответственности старшеклассников в процессе волонтерской деятельности: дис. ... канд. пед. наук / Т.А. Садчикова. - Тамбов, 2009. - 227 с.
  • Сергиевская И.А. Волонтерство в контексте занятости/И.А. Сергиевская // Экономика труда. - 2016. - Т. 3. - №3. - С. 229-246.
  • Сикорская Л.Е. Волонтерство как фактор формирования гуманистической направленности личности студента в современном обществе / Л. Е. Сикорская // Знание. Понимание. Умение. - 2006. - №1. - С. 211-213.
  • Сикорская Л.Е. Толерантность в представлениях молодых российских и немецких волонтеров социальной работы / Л.Е. Сикорская// Социологические исследования. - 2007. - № 9. - С. 52-58.
  • Сикорская Л.Е. Добровольческая деятельность как школа нравственного воспитания молодежи / Л.Е. Сикорская // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. - 2009. - Т. 3.- №3. - С. 98-103.
  • Слабжанин Н. Ю. Как эффективно работать с добровольцами. М.: Наука, 2011. 38 с.
  • Чижмакова В. И., Кудряшова Н. А., Костина С. Б. Технология «Дети-волонтеры» как средство эффективной социализации дошкольников // Молодой ученый. 2018. № 46.2. С. 106‒111.