Публикации Методическая разработка открытого учебного занятия тема «Техническое обслуживание колесных пар, автосцепного устройства и тормозного оборудования»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Методическая разработка открытого учебного занятия тема «Техническое обслуживание колесных пар, автосцепного устройства и тормозного оборудования»
Автор: Косухин Александр Николаевич

Западно-Сибирский учебный центр профессиональных квалификаций – структурное подразделение Западно-Сибирской железной дороги – филиала ОАО «РЖД» Методическая разработка открытого учебного занятия тема «Техническое обслуживание колесных пар, автосцепного устройства и тормозного оборудования» предназначена для использования в учебном процессе по основной программе профессионального обучения – программе профессиональной подготовки на профессию «осмотрщик-ремонтник вагонов» 4-7-го разрядов профессиональный теоретический модуль № 1 «Техническое обслуживание и безотцепочный ремонт вагонов» (ПТМ 1) Новокузнецк, 2024 2 Рассмотрена и одобрена на заседании предметной (цикловой) комиссии «Вагонное, пассажирское хозяйства, энергообеспечение» Западно-Сибирского учебного центра профессиональных квалификаций – структурного подразделения Западно-Сибирской железной дороги – филиала ОАО «РЖД» Протокол № 2/пр от « 29 » февраля 2024 г. Председатель предметной (цикловой) комиссии А.В. Гладкова Аннотация: Косухин А.Н., Прокофьев И.П. «Техническое обслуживание колесных пар, автосцепного устройства и тормозного оборудования». Методическая разработка открытого учебного занятия. – Новокузнецк: Новокузнецкое подразделение З-СИБ УЦПК, 2024 – 19 с. Методическая разработка открытого учебного занятия содержит: план открытого учебного занятия сценарий открытого учебного занятия Приложение №1. Чек-лист «Лист достижений». Критерии оценки Приложение №2. Примерные вопросы и задания для повторения теоретического материала Приложение №3. Чек-листы для выполнения практических заданий на учебном полигоне подвижного состава НП УЦПК Приложение №4. Маршруты для выполнения бригадами практических заданий на учебном полигоне подвижного состава НП УЦПК Приложение №5. «Обратная связь» Приложение №6. Информационное обеспечение образовательного процесса 3 Содержание План открытого учебного занятия ............................................................................. 4 Сценарий открытого учебного занятия..................................................................... 6 Приложение №1 Чек-лист «Лист достижений» ..................................................... 10 Приложение №2 Примерные вопросы и задания для повторения теоретического материала.................................................................................................................... 12 Приложение №3 Чек-листы для выполнения практических заданий на учебном полигоне подвижного состава НП УЦПК .............................................................. 14 Приложение №4 Маршруты для выполнения бригадами практических заданий на учебном полигоне подвижного состава НП УЦПК .......................................... 17 Приложение №5 Рефлексия «Анкета обратной связи» ......................................... 18 Приложение №6 Информационное обеспечение образовательного процесса ... 19 4 План открытого учебного занятия Преподаватели: Косухин Александр Николаевич, Прокофьев Игорь Петрович Группа: № 7260 Профессия: Осмотрщик-ремонтник вагонов Форма обучения: профессиональная подготовка, очная Предмет: профессиональный теоретический модуль № 1 «Техническое обслуживание и безотцепочный ремонт вагонов» (ПТМ 1) / «Техническое обслуживание и ремонт колесной пары», «Техническое обслуживание и ремонт автосцепного устройства, «Техническое обслуживание и ремонт тормозного оборудования» Тема: «Техническое обслуживание колесных пар, автосцепного устройства и тормозного оборудования» Цель учебного занятия: обобщение и систематизация знания о техническом обслуживании вагонов на практике Задачи учебного занятия:  образовательная – закрепить полученные знания на практике  развивающая – развить познавательный интерес, активность и логическое мышление; коммуникативные навыки работы в группах  воспитательная – создать условия близкие к производственным для стремления в совершенстве овладеть профессией; осознание личной ответственности за безопасность движения Тип учебного занятия: совершенствование знаний, умений и навыков Вид учебного занятия: комбинированный Методическое оснащение учебного занятия: учебно-методический комплекс (УМК); учебная презентация; «Лист достижений» Техническое оснащение учебного занятия: интерактивный комплекс; действующая единица железнодорожного подвижного состава (платформа); натуральные образцы грузового вагона: тележка модели 18-100М; автосцепное устройство; действующая установка для опробования тормозов; шаблоны и инструменты; сумка для инструмента универсальная СУ-1 (ТУ-001-24-95), СИЗ Место проведения учебного занятия: учебный кабинет №23, учебный полигон НП УЦПК Межпредметные связи: «ПТЭ» (ПТМ 1), «Безопасные методы и приемы выполнения работ при воздействии вредных и (или) опасных производственных факторов, источников опасности» (СТМ 1) Методы обучения: практико-ориентированный, проблемный Обоснование выбранных методов обучения: под практико-ориентированным обучением понимают освоение обучающимися программы обучения в условиях, приближенных к реальным профессиональным, формирование у них 5 необходимых компетенций, с помощью выполнения реальных практических задач в учебное время. Такое обучение обеспечивает вовлечение обучающихся в работу таким образом, чтобы их активность сравнивалась с активностью преподавателя. Цель - получение обучающимися в процессе обучения компетенций в какой-либо области или сферы деятельности для применения их на практике Методическая цель открытого учебного занятия – продемонстрировать порядок организации и проведения бинарного урока, как смешение двух или более предметов профессионального модуля для систематизации знаний и их практического применения через разрешение заданной проблемы Дата проведения: 01.03.2024 Время, формат учебного занятия: 12.55 – 14.25 (3 пара), очная Ссылка для подключения к онлайн-трансляции: ZOOM (идентификатор конференции 829 684 3158, пароль 040474) – первая часть учебного занятия; ZOOM (идентификатор конференции 657 432 6785, пароль 937797) – вторая часть учебного занятия 6 Сценарий открытого учебного занятия № п/п Наименование этапа учебного занятия Продолжи-тельность этапа учебного занятия (мин) Деятельность преподавателей Деятельность обучающихся 1. До начала учебного занятия проводится жеребьевка по основным сигнальным цветам 1.1 Организационный момент ≈10  Приветствуют обучающихся;  Получают рапорт от старосты группы о явке и готовности обучающихся к учебному занятию;  Отмечают отсутствующих в учебном журнале ф.КУ-154;  Доводят до обучающихся тему и цель учебного занятия;  Постановка проблемы;  Доведение до обучающихся этапов проведения учебного занятия; правил «соревнования»;  Представляют внешнего эксперта  Приветствуют преподавателей;  Слушают рапорт старосты о явке и готовности к занятию; тему и цель учебного занятия;  Знакомятся с проблемой; этапами учебного занятия; правилами «соревнования»;  Знакомятся с представителем работодателя (внешним экспертом) 2. Первый этап «Теоретический» 2.1 Работа в группах (бригадами) по требованиям, предъявляемым к колесным парам, автосцепному устройству и тормозному оборудованию ≈10  Ставят задачу перед сформированными бригадами, активизируя мыслительную деятельность обучающихся посредством разных заданий: кроссворд-загадка «Заколдованные слова»; ребус; проверочная карточка;  Обозначают критерии оценки;  Слушают ответы бригад; выявляют  Слушают поставленную задачу и критерии оценки за первый этап выполнения заданий;  Выполняют разные задания, которые демонстрируются с экрана интерактивного комплекса;  Отвечают на вопросы; слушают замечания и оценку за работу в 7 № п/п Наименование этапа учебного занятия Продолжи-тельность этапа учебного занятия (мин) Деятельность преподавателей Деятельность обучающихся недочеты;  Фиксируют оценку в «Листе достижений»;  Назначают старшего ОРВ в каждой бригаде бригаде;  Воспринимают информацию о назначении старшего ОРВ в бригаде экспертами (преподавателями) 3. Второй этап «Практический» 3.1 Работа в группах (бригадами) по определению инструмента и принадлежностей для проведения технического обслуживания колесных пар и автосцепного устройства ≈10  Ставят задачу перед сформированными бригадами «собрать» сумку осмотрщика-ремонтника вагонов: выбрать инструменты и принадлежности, необходимые для проведения технического обслуживания колесных пар и автосцепного устройства;  Обозначают критерии оценки;  Назначают время на выполнение задания; отслеживают;  Слушают ответы бригад; выявляют недочеты;  Фиксируют оценку в «Листе достижений»;  Подводят итог работы за два этапа выполненных заданий  Слушают поставленную задачу и критерии оценки за второй этап выполнения заданий;  Выполняют задание в течение установленного времени;  Отвечают на вопросы; слушают замечания и оценку за работу в бригаде 4. Третий этап «Производственный» 4.1 Инструктаж по соблюдению требований безопасности на учебном полигоне подвижного состава НП УЦПК ≈10  Проводят инструктаж по соблюдению требований безопасности на учебном полигоне подвижного состава НП УЦПК;  Получают доклад от старших ОРВ о готовности бригады к работе на учебном  Слушают инструктаж по соблюдению требований безопасности на учебном полигоне подвижного состава НП УЦПК;  Расписываются в журнале 8 № п/п Наименование этапа учебного занятия Продолжи-тельность этапа учебного занятия (мин) Деятельность преподавателей Деятельность обучающихся полигоне подвижного состава НП УЦПК;  Выходят на учебный полигон подвижного состава НП УЦПК проведения инструктажей на рабочем месте;  Старшие ОРВ проверяют готовность бригады к выполнению работы на учебном полигоне подвижного состава; выдают СИЗ представителям бригады (ОРВ); докладывают о готовности экспертам (преподавателям);  Выходят на учебный полигон подвижного состава НП УЦПК 4.2 Выполнения практических заданий ≈25  Ставят задачу для бригад по выполнению заданий, отмеченных в чек-листах;  Знакомят с критериями оценки выполнения практического задания;  Выдают чек-листы и маршруты движения по позициям старшим ОРВ;  Назначают время на выполнение заданий; отслеживают;  Предупреждают о снятии баллов за несоблюдение требований безопасности во время выполнения работы;  Наблюдают за ходом выполнения практических заданий бригадами;  Получают чек-листы в завершении заданной работы;  Слушают поставленную задачу;  Знакомятся с критериями оценки выполнения практического задания; временем на выполнение;  Получают чек-листы и маршруты движения по позициям старшие ОРВ, и приступают к выполнению задания;  Старшие ОРВ сдают чек-листы экспертам в завершении заданной работы;  Переходят в учебный кабинет для подведения итогов 9 № п/п Наименование этапа учебного занятия Продолжи-тельность этапа учебного занятия (мин) Деятельность преподавателей Деятельность обучающихся  Переходят в учебный кабинет для оценки работы каждой бригаде и подведения итогов 5. Четвертый этап «» 5.1 Подведение итогов учебного занятия, рефлексия ≈15  Активизируют внимание обучающихся на решении проблемного вопроса «В чем целесообразность изучения на одном учебном занятии учебного материала трех разделов профессионального модуля?»;  Дают оценку каждой бригаде по третьему этапу (работе в условиях учебного полигона подвижного состава НП УЦПК);  Фиксируют оценку в «Листе достижений»;  Выявляют победителей в ходе «соревнования» между бригадами;  Представляют слово внешнему эксперту, который вручаюет грамоты;  Проводят рефлексию (анкета обратной связи);  Подводят итоги обратной связи и дают наставления перед производственной практикой через «Минуту о Культуре Безопасности»  Дают ответ на поставленный проблемный вопрос «В чем целесообразность изучения на одном учебном занятии учебного материала трех разделов профессионального модуля?»;  Слушают оценку экспертов, в т.ч. и внешнего о работе каждой бригады в условиях учебного полигона подвижного состава НП УЦПК; проводят самооценку;  Получают грамоты;  Участвуют в рефлексии;  Случают и воспринимают итоги обратной связи; наставления перед производственной практикой через «Минуту о Культуре Безопасности» 10 Приложение №1 Чек-лист «Лист достижений» Номер бригады Наименование этапа учебного занятия Первый этап «Теоретический» Второй этап «Практический» Третий этап «Производственный» Четвертый этап Итого «5» «5» «5» «5» «5» «5» «5» «5» кроссворд-загадка «Заколдован-ные слова» ребус провероч-ная карточка определение инструмента и принадлежностей ТО колесных пар ТО автосцепного устройства ТО тормозного оборудования оценка внешнего эксперта Бригада 1 Бригада 2 Бригада 3 11 Критерии оценки устного ответа Оценка «5» (отлично): ответ полный и правильный на основании изученных нормативных документов; материал изложен в определенной логической последовательности, техническим языком. Ответ самостоятельный. Оценка «4» (хорошо): ответ полный и правильный на основании изученных нормативных документов; материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию преподавателя. Оценка «3» (удовлетворительно): ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка, или неполный, несвязный, не соответствует требованиям нормативных документов. Оценка «2» (неудовлетворительно): при ответе обнаружено непонимание обучающимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые он не смог исправить при наводящих вопросах преподавателя. Критерии оценки практического задания Оценка «5» (отлично): задание выполнено в полном объёме с соблюдением необходимой последовательности. Обучающийся работал полностью самостоятельно. Оценка «4» (хорошо): задание выполнено обучающимся в полном объёме и самостоятельно. Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата. Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов задания. Оценка «3» (удовлетворительно): задание выполнено и оформлено обучающимся с помощью преподавателя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на «отлично» данную работу обучающихся. На выполнение задания затрачено много времени. Оценка «2» (неудовлетворительно): выставляется в том случае, когда обучающийся оказался неподготовленным к выполнению задания. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны преподавателя и хорошо подготовленных обучающихся неэффективны из-за плохой подготовки обучающегося. 12 Приложение №2 Примерные вопросы и задания для повторения теоретического материала Кроссворд-загадка «заколдованные слова» (необходимо определить, какие слова «спрятались» в одной строке) КИРОУНОСЬСТЧАРА ХПРАНАКТРОБОДСТВКЛ ШПРОВХЧШСЫСТУПИЦАТАРМН КУЦЫФСККРАНБРН ЖБУЦАРМАНОМЕТРТМЪЮЯН ШВАПРСТПОДЪЕМНИКЖКИН Ребус 13 Проверочная карточка (укажите инструменты, средства измерения и шаблоны, для контроля колесных пар, выполнив сопоставление) (фрагмент задания) 14 Приложение №3 Чек-листы для выполнения практических заданий на учебном полигоне подвижного состава НП УЦПК ЧЕК-ЛИСТ ДЛЯ ОЦЕНКИ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ Группы (бригады) № ____ Задание № 1 Тормозное оборудование № п/п Содержание Количество баллов за правильное выполнение максимальное1 фактическое 1. Демонтаж соединительного рукава 1 2. Демонтаж концевого крана 1 3. Монтаж концевого крана 1 4. Монтаж соединительного рукава 1 5. Проверка целостности тормозной магистрали, проверка давления хвостового вагона 1 - Всего баллов 5 - % правильно выполненных действий или операций 100% Оценка ст. ОРВ подпись ФИО 1 Каждое правильно выполненное действие или операция оцениваются в 1 (один) балл, невыполненное или неправильно выполненное действие или операция оцениваются в 0 (ноль) баллов 15 ЧЕК-ЛИСТ ДЛЯ ОЦЕНКИ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ Группы (бригады) № ____ Задание № 2 Колесные пары № п/п Содержание Количество баллов за правильное выполнение максимальное2 фактическое 1. Проконтролировать ширину зева шаблоном № 873 1 2. Проверить длину малого зуба и расстояние от ударной стенки зева до тяговой поверхности большого зуба шаблоном № 873 1 3. Проконтролировать толщину замка шаблоном № 873 1 4. Проверить действие предохранителя от саморасцепа и действие механизма на удержание замка в расцепленном состоянии шаблоном № 873 1 5. Проверить действие предохранителя от саморасцепа специальным ломиком 1 - Всего баллов 5 - % правильно выполненных действий или операций 100% Оценка ст. ОРВ подпись ФИО 2 Каждое правильно выполненное действие или операция оцениваются в 1 (один) балл, невыполненное или неправильно выполненное действие или операция оцениваются в 0 (ноль) баллов 16 ЧЕК-ЛИСТ ДЛЯ ОЦЕНКИ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ Группы (бригады) № ____ Задание № 3 Автосцепное устройство № п/п Содержание Количество баллов за правильное выполнение максимальное3 фактическое 1. Выполнить измерение отклонения величины проката по кругу катания колеса шаблоном 1 2. Выполнить измерение отклонения величины неравномерного проката по кругу катания колеса шаблоном 1 3. Выполнить измерение величины ползуна на поверхности катания колеса шаблоном 1 4. Выполнить измерение величины навара на поверхности катания колеса шаблоном 1 5. Выполнить измерение отклонения величины толщины гребня шаблоном 1 - Всего баллов 5 - % правильно выполненных действий или операций 100% Оценка ст. ОРВ подпись ФИО 3 Каждое правильно выполненное действие или операция оцениваются в 1 (один) балл, невыполненное или неправильно выполненное действие или операция оцениваются в 0 (ноль) баллов 17 Приложение №4 Маршруты для выполнения бригадами практических заданий на учебном полигоне подвижного состава НП УЦПК Номер группы (бригады) Маршрут для выполнения практических заданий Группа (бригада) № 1 тормозное оборудование колесные пары автосцепное устройство Группа (бригада) № 2 автосцепное устройство тормозное оборудование колесные пары Группа (бригада) №3 колесные пары автосцепное устройство тормозное оборудование 18 Приложение №5 Рефлексия «Анкета обратной связи» режим доступа: 19 Приложение №6 Информационное обеспечение образовательного процесса Нормативные документы Правила технического обслуживания тормозного оборудования и управления тормозами специального железнодорожного подвижного состава от 12.01.2018 № 9 Приказ Минтруда России от 27 ноября 2020 г. № 835н «Об утверждении Правил по охране труда при работе с инструментом и приспособлениями» Распоряжение ОАО «РЖД» от 07 октября 2022 г. №2603р «Об утверждении Комментариев к Правилам технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденным приказом Минтранса России от 23 июня 2022 г. №250» Распоряжение ОАО «РЖД» от 1 июня 2020 г. № 1181/р «Об утверждении Положения о культуре безопасности в холдинге «РЖД» Распоряжение ОАО «РЖД» от 24 декабря 2012 г. № 2665р «Об утверждении Правил по безопасному нахождению работников ОАО «РЖД» на железнодорожных путях» (с изменениями и дополнениями) Инструкция по техническому обслуживанию вагонов в эксплуатации (инструкция осмотрщику вагонов) № 808-2022 ПКБ ЦВ (утв. на 77-м заседании совета по железнодорожному транспорту государств – участников содружества 08.12.2022) Интернет-ресурсы № п/п Адрес сайта Наименование сайта 1. www.rzd.ru сайт ОАО «РЖД» 2. сайт Департамента безопасности движения 3. страница Центральной дирекции управления движением на сайте ОАО «РЖД» 4. www.garant.ru справочная система «Гарант» 5. www.consultant.ru справочная система «Консультант Плюс» 6. корпоративный портал «Навигатор безопасности»