Публикации Адаптированная рабочая программа по учебному предмету "Физическая культура" для детей с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями) 8 класс

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Адаптированная рабочая программа по учебному предмету "Физическая культура" для детей с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями) 8 класс
Автор: Стехина Анна Николаевна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение«Красногвардейская школа №1»Красногвардейского района Республики КрымАДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо учебному предмету «Физическая культура»для обучающегося на дому в 8 классе с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)на 2023/2024 учебный годСоставитель: Стехина А.Н.Рассмотренона заседании ШМО Протокол №__ от _______. Руководитель: _____________/_______________ 2023г.
  • ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
  • Нормативные документы, на основе которых разработана рабочая программа:
  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 03.02.2014) «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);
  • Приказ № 1026 от 24.11.2022г. «Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальным нарушениями)».
  • Адаптированная основная общеобразовательная программа учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МБОУ «Красногвардейская школа №1», утвержденная приказом от _____________
  • Адаптированная рабочая программа является приложением к АООП и ориентирована на работу с учебником по физической культуре и составлена с учетом программы воспитания МБОУ «Красногвардейская школа №1» на 2023-2024 учебный год.Данная адаптированная рабочая программа (далее-программа) по физической культуре разработана для обучающегося 8 класса МБОУ «Красногвардейской школы №1» __________Заключение ТПМПК: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________Учебный предмет «Физическая культура» относится к предметной области «Физическая культура» и является обязательной частью учебного плана. В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному предмету «Физическая культура» в 8 классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет 68 часов в год (2 часа в неделю) с 01.09.2023г.Адаптированная рабочая программа определяет цель и задачи учебного предмета «Физическая культура».Цель учебного предмета – всестороннее развитие личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе приобщения их к физической культуре, повышении уровня их психофизического развития, расширении индивидуальных двигательных возможностей, комплексной коррекции нарушений развития, социальной адаптации.Задачи обучения:
  • воспитание интереса к физической культуре и спорту;
  • овладение основами доступных видов спорта (легкой атлетикой, гимнастикой, лыжной подготовкой) в соответствии с возрастными и психофизическими особенностями обучающихся;
  • коррекция недостатков познавательной сферы и психомоторного развития; развития и совершенствование волевой сферы; формирование социально приемлемых форм поведения, предупреждения проявлений деструктивного поведения (крик, агрессия, самоагрессия, стереотипии) в процессе уроков и во внеурочной деятельности);
  • воспитание нравственных качеств и свойств личности;
  • содействие военно- патриотической подготовке.
  • Рабочая программа по учебному предмету «Физическая культура» в 8 классе определяет следующие задачи:Задачи учебного предмета:
  • формирование потребности в систематических занятиях физической культурой и доступных видах спорта;
  • формирование основных двигательных качеств: быстроту, силу, ловкость и другие;
  • развитие у обучающихся умения следить за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, адекватно их дозировать;
  • формирование умения ходить и бегать в различном темпе, во время бега и ходьбы не задерживать дыхание; выполнять ускорения на отрезках от 40-до 60 м;
  • формирование умения выполнять прыжок в длину способом «согнув ноги с полного разбега;
  • формирование умения метать мяч на дальность и в цель;
  • совершенствование техники выполнения строевых команд и перестроений;
  • совершенствование умения сохранять равновесие во время выполнения заданий на гимнастической скамейке и стенке;
  • формирование умения выполнять самостоятельно общеразвивающие и корригирующие упражнения в определенном ритме;
  • совершенствование умения перелезать через препятствие и подлезать под препятствие различным способом в зависимости от высоты препятствия;
  • совершенствования умения передвигаться на лыжах изученными способами;
  • формирование мотивации к здоровому образу жизни;
  • совершенствование техники и приемов в спортивных играх.
  • СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
  • Содержание программы отражено в разделах: «Знания о физической культуре», «Гимнастика», «Легкая атлетика», «Спортивные игры». Каждый из перечисленных разделов включает некоторые теоретические сведения и материал для практической подготовки обучающихся. Программой предусмотрены следующие виды работы:
  • беседы о содержании и значении физических упражнений для повышения качества здоровья и коррекции нарушенных функций;
  • выполнение физических упражнений на основе показа учителя;
  • выполнение физических упражнений без зрительного сопровождения, под словесную инструкцию учителя;
  • самостоятельное выполнение упражнений;
  • занятия в тренирующем режиме;
  • развитие двигательных качеств на программном материале гимнастики, легкой атлетики, формирование двигательных умений и навыков в процессе подвижных игр.
  • Обучение по учебному предмету «Физическая культура» в 8 классе направлено на всестороннее развитие ребенка, развитие его потенциальных возможностей. В этот период применяется большое количество разнообразных методических приемов, содействующих направленному развитию двигательных возможностей подростков. В связи с увеличением индивидуальных различий обучающихся дифференцируются задачи, содержание, темп программного материала, оценка их достижений. В процессе проведения уроков адаптивной физической культуры применяются специфические и общепедагогические методы физического воспитания. При обучении и закреплении движений применяются: методы строго регламентированного упражнения, игровой и соревновательный.
  • ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
  • Личностные:
  • осознание себя как гражданина России, формирование чувства гордости, отслеживание результатов параолимпийских игр, специальной олимпиады международного и федерального уровней;
  • испытание чувства гордости школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей, достигнутых в соревнованиях различного уровня;
  • формирование навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
  • способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
  • владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия, в том числе владение вербальными и невербальными коммуникативными компетенциями, использование доступных информационных технологий для коммуникации;
  • формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей.
  • Предметные:Минимальный уровень:
  • иметь представления о физической культуре как средстве укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
  • выполнять комплексы утренней гимнастики под руководством учителя;
  • знать основные правила поведения на уроках физической культуры и осознанно их применять;
  • иметь представления о двигательных действиях;
  • знать строевые команды и выполнять строевых действий по словесной инструкции;
  • уметь вести подсчёт при выполнении общеразвивающих упражнений;
  • ходить в различном темпе с различными исходными положениями;
  • иметь представление о видах двигательной активности, направленных на преимущественное развитие основных физических качеств, в процессе участия в спортивных играх и эстафетах;
  • взаимодействовать со сверстниками в организации и проведении спортивных игр, соревнований;
  • иметь представления о бережном обращении с инвентарём и оборудованием, соблюдение требований техники безопасности в процессе участия в физкультурно-спортивных мероприятиях.
  • Достаточный уровень:
  • практически освоить элементы гимнастики, легкой атлетики, лыжной подготовки, спортивных игр и других видов физической культуры;
  • самостоятельно выполнять комплексы утренней гимнастики;
  • выполнять комплексы упражнений для формирования правильной осанки и развития мышц туловища, развития основных физических качеств;
  • участвовать в оздоровительных занятиях в режиме дня;
  • знать виды двигательной активности в процессе физического воспитания; выполнение двигательных действий;
  • уметь подавать строевые команды, вести подсчёт при выполнении общеразвивающих упражнений;
  • совместно участвовать со сверстниками в спортивных играх и эстафетах;
  • уметь оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам в процессе участия в спортивных играх и соревнованиях; осуществлять их объективное судейство;
  • знать спортивные традиции своего народа и других народов;
  • знать некоторые факторы из истории развития физической культуры, понимать её роль и значение в жизнедеятельности человека;
  • знать способы использования различного спортивного инвентаря в основных видах двигательной активности;
  • знать правила техники выполнения двигательных действий;
  • знать организацию занятий по физической культуре с различной целевой направленностью: на развитие быстроты, выносливости, силы, координации; знать физические упражнения с различной целевой направленностью, их выполнять с заданной дозировкой нагрузки;
  • соблюдать требования техники безопасности в процессе участия в физкультурно-спортивных мероприятиях.
  • Система оценки достиженийОценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными) компетенциями, может быть представлена в условных единицах:
  • 0 баллов - нет фиксируемой динамики;
  • 1 балл - минимальная динамика;
  • 2 балла - удовлетворительная динамика;
  • 3 балла - значительная динамика.
  • Успеваемость по предмету «Адаптивная физическая культура» в 8 классах определяется отношением обучающегося к занятиям, степенью формирования учебных умений и навыков с учётом индивидуальных возможностей, а также осуществляется учёт знаний в области гигиены, теоретических сведений по физкультуре.При оценке предметных результатов учитель руководствуется следующими критериями:Оценка «5» ставится за верное выполнение задания. При этой оценке допускаются мелкие ошибки (не влияющие на качество и результат выполнения). К ним можно отнести неточность отталкивания, нарушение ритма, неправильное исходное положение, «заступ» при приземлении. Оценка «4» ставится, если обучающийся допускает несколько мелких или одну значительную ошибку при выполнении упражнения.К значительным ошибкам относятся такие, которые не вызывают особого искажения структуры движений, но влияют на качество выполнения, хотя количественный показатель ненамного ниже. Примеры значительных ошибок:
  • старт не из требуемого положения;
  • отталкивание далеко от планки при выполнении прыжков в высоту, длину;
  • несинхронность выполнения движений.
  • Оценка «3» ставится, если обучающийся ученик допустил не более одной значительной ошибки и несколько мелких. Также оценку «удовлетворительно» может получить ученик, совершивший несколько грубых ошибок, но при повторных попытках улучшивший результат. Грубые ошибки – разновидность ошибок, при которых искажается техника движения, а также влияют на качество и результат выполнения упражнения.Оценка «2» не ставиться.Не снижается оценка обучающемуся, допускающему мелкие, значительные или грубые ошибки, обусловленные его моторным развитием и избежать которых он не может физически.В целях реализации индивидуального и дифференцированного подхода при развитии двигательных способностей обучающиеся класса делятся на группы с учётом их двигательных и интеллектуальных способностей.В процессе обучения осуществляется контроль по усвоению тем определённого раздела программы, который будет отражать индивидуальные достижения учащихся, усвоение учебного материала за курс 8 класса, что позволяет учителю делать выводы об эффективности проводимой коррекционно-образовательной работы по адаптивной физической культуре.Обязательным для учителя является контроль уровня физического развития и двигательной активности учащихся.Два раза в год (в начале и в конце учебного года) проводится тестирование уровня физической подготовленности, чтобы иметь объективные исходные оценки на начало учебного года и в конец учебного года, отследить динамику в развитии конкретных координационных и физических качеств.Тесты для обучающихся в 8 классе
  • бег 60 м;
  • прыжок в длину с места;
  • сгибание и разгибание рук, в упоре лёжа (м); поднимание туловища из виса лёжа на перекладине (д);
  • наклон вперёд из положения, стоя с прямыми ногами на полу;
  • смешанное передвижение на 500 м;
  • поднимание туловища, лёжа на спине, руки скрестно на плечи.
  • При оценке выполнения тестов обучающимися с лёгкой умственной отсталостью (вариант 1) учитель применяет особый подход при принятии учебных нормативов и использует адаптированные критерии, разрабатываемые индивидуально (или дифференцированно) с учётом двигательных и интеллектуальных возможностей обучающихся конкретного класса. Возрастных нормативов для обучающихся с умственной отсталостью нет. Учитель руководствуется планируемыми результатами освоения программы по предмету и ориентируется на возможности обучающихся с достаточным и минимальным уровнем освоения учебного материала. Адаптированные учебные нормативы и испытания (тесты) усвоения физических умений, развития физических качеств у обучающихся 8 классаОбучающиеся, допущенные к занятиям адаптивной физической культурой по состоянию здоровья, проходят два раза в год испытания (тесты). Для каждой возрастной ступени разработаны нормативы с учётом возможностей дифференцированных групп обучающихся. 1. Цель проведения тестов в начале учебного года: определение функционального состояния обучающихся, уровня физического развития.2. Цель проведения тестов в конце учебного года: отслеживание динамики усвоения умений, навыков и уровня физической подготовленности.Место проведения: спортивная площадка, спортивный зал.Оборудование: спортивная форма, секундомер, гимнастический коврик, рулетка, свисток, флажок. Проведение: после предварительной подготовки организма, учитель даёт инструкцию по выполнению предстоящего теста, затем вызывает по одному (два) обучающемуся для сдачи определённого вида испытания.Действия, которые оцениваются при выполнении испытаний (тестов) у обучающихся с достаточным уровнем освоения планируемых результатов: 1. Бег на 60 м: пробежать расстояние с максимальной скоростью, за наименьшее время.2. Прыжок в длину с места толчком двумя ногами: выполнить прыжок вперёд на максимальное расстояние, не заступая носками на черту и приземлиться на две ноги. 3. Сгибание и разгибание рук, в упоре лёжа на полу – отжаться от пола максимальное количество раз. 4. Подтягивание из виса лёжа на перекладине (девочки): подтянуться максимальное количество раз.5. Наклон вперёд из положения, стоя с прямыми ногами на полу: а) касание ладонями пола; б) пальцами рук пола; в) нижней части голени, не сгибая колени. 6. Поднимание туловища из положения, лёжа на спине, руки на затылке (оптимальное количество раз за 1 мин.).7. Преодолеть расстояние 500 м без учёта времени, допускается по необходимости комбинированное передвижение (чередование бега и ходьбы) без учёта времени. Действия, которые оцениваются при выполнении испытаний (тестов) у обучающихся с минимальным уровнем освоения планируемых результатов: 1. Бег 60 м: пробежать расстояние в среднем темпе, с правильной постановкой стоп, в ходе передвижения – правильное сочетание рук и ног, не задерживая дыхание.2. Прыжок в длину с места толчком двумя ногами: по возможности выполнить прыжок в длину, не заступая носками за линию с правильным взмахом рук и мягко приземлиться на две ноги.3. Наклон вперёд из положения, стоя с прямыми ногами на полу: по возможности выполнить наклон с касанием пальцами рук пола, нижней части голени с наименьшим сгибанием колен.4. Поднимание туловища из положения, лёжа на спине, руки скрестно на плечи (количество раз 30 сек - 1 мин.), по необходимости – с помощью рук.5. Бег в медленном, среднем темпе на 500 м без учёта времени, допускается по необходимости комбинированное передвижение (чередование бега и ходьбы) без учёта времени.
  • ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ