Публикации ГТО в коррекционной школе

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ГТО в коррекционной школе
Автор: Ирина Николаевна Мардашева

Программамониторинга состояния здоровья учащихсяПояснительная запискаЖизнь в XXI веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья. Чтобы быть здоровым нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. Кроме того, нужно постоянно помнить о том, что сейчас идеально здоровых детей не много. Поэтому, оздоровление детей должно вестись целенаправленно, через систематическую спланированную работу всего коллектива образовательного учреждения на длительный период. Разработка эффективных мер по укреплению здоровья детей и подростков имеет исключительное значение для современной общеобразовательной школы. Установление гармонической связи между обучением и здоровьем обеспечивает качественный сдвиг в сторону повышения эффективности образовательной деятельности, то есть осуществления комплексного подхода к проблеме, и имеет прямое отношение к обучению. Можно выделить несколько компонентов здоровья:
  • Соматическое здоровье текущее состояние органов и систем организма человека.
  • Физическое здоровье уровень роста и развития органов и систем организма.
  • Психическое здоровье состояние психической сферы, душевного комфорта.
  • Нравственное здоровье комплекс характеристик мотивационной и потребностно- информативной сферы жизнедеятельности, основу которой определяет система нравственных ценностей.
  • Чтобы наиболее полно представить картину здоровья каждого ребѐнка, необходимо ежегодно проводить мониторинг состояния здоровья обучающихся.Но проблема остается: нет системы сбора, хранения, анализа и использования полученной информации для решения проблем здоровьесбережения. Наиболее трудным моментом остается систематизация и обобщение полученных сведений, их наглядное оформление и отслеживание какой бы то ни было динамики. На начальном этапе следует создать и оформить Паспорт здоровья каждого класса, что позволит в будущем создать Паспорт здоровья для каждого учащегося. Паспорт здоровья класса является новой формой организации здоровьесберегающей деятельности, содержащей данные о состоянии здоровья класса и направленной на охрану и укрепление здоровья учащихся, на формирование у них мотивации на здоровый образ жизни с раннего школьного возраста. Он позволяет организовать личностно ориентированный подход к сохранению и укреплению здоровья учащихся.Цель мониторинга: оценить уровень здоровья учащихся, выявить факторы, влияющие на состояние здоровья учащихся и определить основные приоритеты дальнейшего развития деятельности школы в области здоровьесбережения.Задачи:
  • формировать базы данных о физическом, соматическом, психологическом здоровье учащихся, создание которых является необходимым условием для прогнозирования дальнейшего развития школы, корректировки ее здоровьеформирующей и здоровьесберегающей деятельности;
  • вести сравнительный анализ по годам, что позволит отследить динамику здоровья учащихся;
  • выявлять факторы, влияющие на здоровье учащихся.
  • Реализация задач возможна при таких условиях:1.Тесное взаимодействие и взаимопонимание всех участников мониторинга здоровья учащихся. 2.Наличиеучастников образовательных отношений.3.Реализацияв моделировании процесса обучения.Объект мониторингаСистема учебно-воспитательного процесса, цели и результаты, направленные на сохранение физиологического, психологического и социального здоровья учащихся и педагогов школы.Субъект мониторингаУчебный процесс, воспитательный процесс, учащиеся и педагоги школы.Участники мониторингаУчастниками мониторинга состояния здоровья учащихся являются:
  • учащиеся;
  • классные руководители;
  • родители;
  • учителя физической культуры;
  • психолог;
  • медицинские работники школы.
  • Основные методы и средства сбора и хранения информацииОсновными методами и средствами диагностики здоровья учащихся являются:
  • ежегодный медицинский осмотр;
  • тестирование;
  • анкетирование;
  • ИКТ-технологии.
  • Получатели информацииСбор информации об уровне здоровья учащихся возлагается на медицинскую сестру, психолога, учителей физической культуры, родителей, классных руководителей. Полученная информация заносится в паспорт здоровья каждого класса, хранится в методическом кабинете и должна быть доступна для всех участников образовательных отношений. В конце учебного года паспорта здоровья распечатываются, и выдаются классным руководителям.Планируемые результаты
  • Оформление паспорта здоровья для каждого класса (см. Приложение 8).
  • Определение уровня здоровья всех учащихся.
  • Выявление причин снижения уровня здоровья учащихся.
  • Использование рекреативных технологий в реализации программы «Здоровье».
  • Выбор наиболее адекватных форм и методов работы по сохранению и укреплению здоровья учащихся (формирование здоровьесберегающей среды в школе).
  • Состав рабочей группыВ экспертную группу по проведению мониторинга здоровья учащихся входят:
  • учителя физкультуры;
  • медицинские работники школы;
  • психолог.
  • Принятие управленческих решенийУправленческие решения принимает администрация. Куратором проекта мониторинга здоровья учащихся является заместитель директора.Сроки исполненияСроки проведения ежегодного мониторинга здоровья учащихся: сентябрь – май.План проведения мониторингаКритерии и показатели мониторинга здоровья учащихсяТеоретическая значимость программыСостоит в том, что её результаты способствуют дальнейшему научному осмыслению проблемы формирования здорового образа жизни школьников на основе использования здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий.Практическая значимость программыСостоит в том, что отслеживание показателей здоровья учащихся в мониторинге позволит определить уровень здоровья всех школьников. Систематическое и своевременное внесение результатов в паспорт здоровья даст наглядную картину состояния здоровья учеников в классах, поможет выявить причины снижения уровня здоровья учащихся и выбрать наиболее адекватные формы и методы работы по сохранению и укреплению здоровья обучающихся, сэкономит время для оперативного нахождения требуемой информации по конкретному ученику.Схема «Технология проведения мониторинга»Сбор и обмен информациейАнализ, обработка и обмен информациейПодготовка к принятию решенийРазработка вариантов решений и их принятиеПРИЛОЖЕНИЯВ приложениях 1-7 приведены примерные анкеты для определения уровня здоровья школьников, для анализа отношения детей к своему здоровью, здоровому образу жизни.Приложение 1Анкета для учащихся 1 11 классов « Моё здоровье»Ф.И.О.класс Ребята! Внимательно прочитайте вопросы и предложенные варианты ответов. Выберите несколько, наиболее подходящих именно Вам. Отметьте их крестиком в графе «ответы». Если вы выбрали ответ «другое» - напишите, что именно.Приложение 2Анкета для учащихся 1 11 классов «Мой режим дня»Ф.И.О.класс Ребята! Внимательно прочитайте вопросы и предложенные варианты ответов. Проконтролируйте в течение недели свой режим дня, записывая каждый день продолжительность ночного сна, время выполнения домашнего задания и время, затраченное на прогулку. Подсчитайте среднее значение за неделю по всем трем вопросам. Выберите наиболее подходящее число из предложенных вариантов. Запишите в графе «ответы».Приложение 3Анкета для родителей «Здоровье моего ребенка»Уважаемые родители! Внимательно ознакомьтесь с содержанием анкеты. В зависимости от характера ответа вам следует подчеркнуть да или нет.Данная анкета предлагается родителям учащихся 1-х, 4-х, 8-х классов, а также родителям выпускников школы. Анкета анонимна.Изменения физического развития и физической подготовленности учащихся также являются важными показателями здоровья на протяжении всей жизни.Физическое развитие детей - это один из наиболее часто используемых обобщающих гигиенических показателей состояния здоровья и индикатор социального благополучия общества. Регулярное исследование физического развития детей и молодежи в образовательных учреждениях проводится на основании Приказа МО РФ от 15.03.2002 г. № 867 и Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 г. 916 «Об общероссийской системе мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи».Показатели физического развития школьников легко измеряются и дают много информации, особенно, если исследования проводятся регулярно (не менее 1 раза в год) и рассматриваются в динамике. Для анализа физического развития учащихся оценивают длину, массу тела, окружность грудной клетки и могут быть дополнены измерением кистевой динамометрии.Физическая (двигательная) подготовленность. Для всех обследуемых учащихся проводятся общепринятые в практике физического воспитания тесты: бег 30 м, челночный бег 3x10 м, подтягивание на высокой перекладине для юношей и в висе лежа для девушек, прыжок в длину с места, 6-минутный бег. Учителя физической культуры имеют подробную инструкцию для проведения тестирования двигательной подготовленности. По результатам определения физического развития и физической подготовленности школьников заполняется следующая таблица:Оценка изменения отношения детей к своему здоровью, здоровому образу жизни. Анализ знаний выпускников общеобразовательных школ показал, что практически каждый из них владеет информацией о здоровье и формирующих его факторах. Однако знания сами по себе не могут автоматически обеспечить в реальной жизни адекватное здоровьесберегающее поведение. До тех пор пока не будут сформированы определенные эмоционально-ценностные ориентации, а освоенные умения и навыки не станут привычкой, нормой поведения будет сохраняться возможность нездоровых проявлений в жизни человека.Имеющиеся многочисленные программы, способствующие организации здорового образа жизни (ЗОЖ), как правило, не учитывают психолого-педагогические особенности формирования личного отношения ребенка к своему здоровью. Важно не только вооружить ребенка знаниями о сохранении здоровья, но и сформировать у него потребность применения полученных знаний и умений на практике. В образовательной модели необходимо делать гораздо больший акцент на личностных и социальных аспектах, которые зачастую значительно важнее для ребенка, чем факторы, связанные с возможным будущим заболеванием.Приложение 5Анкета для учащихся 3—4 классов «Здоровый образ жизни»КлассПол М Ж Дата заполнения анкеты 20г.
  • Представь, что ты приехал в летний лагерь. Твой лучший друг, который приехал вместе с тобой, забыл дома сумку с вещами и просит тебя помочь. Отметь, какими из перечисленных ниже предметов не стоит делиться даже с лучшим другом?
  • мыло □ для рук мочалка тапочки
  • На дверях столовой вывесили два расписания приема пищи – одно из них правильное, а другое содержит ошибки. Отметь правильное расписание.
  • Оля, Вера и Таня не могут решить сколько раз в день нужно чистить зубы. Как ты думаешь, кто из девочек прав. Отметь тот ответ, который тебе кажется верным:
  • Зубы нужно чистить по вечерам, чтобы удалить изо рта все скопившиеся за день остатки пищи □ Зубы нужно чистить утром и вечером □Зубы нужно чистить по утрам, чтобы дыхание было свежим весь день
  • Тебя назначили дежурным. Тебе нужно проследить за тем, как соблюдаются правила гигиены твоими друзьями. Отметь, в каких случаях ты посоветуешь им вымыть руки:
  • Перед чтением книги посещением туалета После посещения туалета Перед едой □ тем, как идешь гулять □После игры в баскетбол поиграл с кошкой или собакой
  • Как часто ты посоветуешь своим друзьям принимать душ? Отметь:
  • Каждый день Два-три раза в неделю 1 раз в неделю
  • Твой товарищ поранил палец. Что ты ему посоветуешь? Отметь:
  • Положить палец в рот □Подставить палец под кран с холодной водой □Намазать ранку йодом и накрыть чистой салфеткой Приложение 6Анкета для учащихся 5 7 классов «Здоровый образ жизни»КлассПол М Ж Дата заполнения анкеты 20г.
  • Какие из перечисленных условий ты считаешь наиболее важными для счастливой жизни? Оцени их, проставив баллы от 8 (самое важное) до 1 (наименее важное для тебя).
  • Иметь много денег знать и уметь Быть здоровым Иметь интересных друзей Быть самостоятельным (самому решать, что делать и самому обеспечивать себя) Жить в счастливой семье
  • Какие условия для сохранения здоровья ты считаешь наиболее важными?
  • Из приведенного перечня условий выбери и отметь 4 наиболее важных для тебя.Регулярные занятия спортом □ Хороший отдых □Знания о том, как заботиться о своем здоровье □Хорошие природные условия (чистый воздух, вода и т.д.) □ Возможность лечиться у хорошего врача Деньги, чтобы хорошо питаться, отдыхать, посещать спортивный зал и т.д. □ Ежедневное выполнение правил здорового образа жизни(соблюдение режима дня, регулярное питание, занятия физкультурой и т.д.)
  • Что из перечисленного присутствует в твоем распорядке дня?
  • Можно ли сказать, что ты заботишься о своем здоровье? (отметь нужное).
  • Да, конечно Скорее да, чем нетСкорее нет, чем да
  • Интересно ли тебе узнавать о том, как заботиться о своем здоровье? Отметь один ответ.
  • Да, очень интересно интересно, чем не интересно Скорее неинтересно, чем интересно интересно □
  • Откуда ты узнаёшь о том, как заботиться о здоровье?
  • Как ты оцениваешь сведения о здоровье, которые узнаёшь...
  • Какие мероприятия по охране и укреплению здоровья проводятся в твоем классе? Какие из них ты считаешь интересными и полезными?
  • Приложение 7Анкета для учащихся 8 - 11 классов «Здоровый образ жизни»КлассПол М Ж Дата заполнения анкеты 20г.
  • Какие из ценностей, приведенных ниже, для вас наиболее важны? Оцените их, проставив баллы от 8 (самое важное) до 1 (наименее важное).
  • Материальное благополучие □ Качественное образование □ Привлекательная внешность □ Хорошее здоровье □Возможность общаться с интересными людьми □ Благополучная семья □Свобода и независимость (возможность самому планировать жизнь и реализовывать желания) □ Любимая работа □
  • Какие условия для сохранения здоровья вы считаете наиболее важными? Из приведенного перечня условий выберите и отметьте четыре наиболее важных для вас.
  • Хорошая наследственность □ Хорошие экологические условия Выполнение правил здорового образа жизни (режим, зарядка и т.д.) □ Возможность консультации и лечения у хорошего врача □Знания о том, как заботиться о своем здоровье □ Отсутствие физических и умственных перегрузок □ Регулярные занятия спортом □Достаточные материальные средства для хорошего питания, занятий спортом и т.д.
  • Что из перечисленного присутствует в вашем распорядке дня?
  • Достаточно ли вы заботитесь о своем здоровье?
  • Вполне достаточно Не вполне достаточно Недостаточно
  • Как вы относитесь к информации о том, как заботиться о здоровье?
  • Очень интересна и полезна Не очень интересна и полезна интересна и не нужна
  • Откуда вы узнаете о том, как заботиться о здоровье?
  • Как вы оцениваете сведения о здоровье, которые получаете?
  • Какие мероприятия по охране и укреплению здоровья проводятся в вашем классе? Какие из них вы считаете интересными и полезными?
  • Приложение 8Паспорт здоровья класса
  • Классный руководитель оформляет обложку паспорта, который храниться в папке.
  • Данные о состоянии здоровья класса в паспорт заносит классный руководитель и медицинский работник школы на основе данных медицинских карт учащихся.
  • Информацию о функциональной подготовленности организма учащихся фиксирует и записывает медицинский работник.
  • Информацию о физической подготовленности вносит в паспорт учитель физической культуры по результатам контроля двигательной подготовленности, проводимого на уроках физкультуры.
  • Листы паспорта с 3 страницы распечатываются в начале каждого учебного года.
  • Классные руководители вправе вносить предложения по оформлению паспорта и его дополнению важной информацией, используемой в работе графе «Заметки»).
  • В конце учебного года, заполненный паспорт подписывают: классный руководитель, медицинский работник школы и директор. Вся информация заверяется печатью.
  • Паспорт храниться в папке классного руководителя и дублируется в электронном варианте в методическом кабинете.
  • Состояние здоровья учащихсякласса в 20- 20уч. году
  • Организация образовательной деятельности
  • З. Организация питания обучающихся
  • Организация досуга школьников
  • Профилактические прививки
  • МАОУ « СОШ№10»Тестирование показателей здоровья учащихсяДата тестирования «»20г.Класс руководительОтветственный за тестирование медицинский работник школы:(18Тестирование показателей физической подготовленности учащихсяМАОУ «СОШ №10»Класс Дата тестирования «»20г.Классный руководитель Ответственный за тестирование учитель физической культуры класса(19