Публикации
«Особенности раскрытия художественного образа при работе с произведениями»
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Особенности раскрытия художественного образа при работе с произведениями»
Автор: Кабачевский Денис Викторович
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Особенности раскрытия художественного образа при работе с произведениями»
Автор: Кабачевский Денис Викторович
Мастер-класс преподавателя Кабачевского Дениса ВикторовичаТема: «Особенности раскрытия художественного образа при работе с произведениями»Оборудование: инструменты народного оркестра, мультимедийное оборудованиеЦель проведения мастер-класса: Раскрыть и выразить в исполнении образное содержание музыкального произведения. Задачи мастер-класса: 1. Формирование умений и навыков игры на баяне с помощью исполнительских приемов для передач музыкального образа.2. Работа над выразительностью звука, преодолением исполнительских трудностей.3. Формирование умения выполнять анализ музыкального произведения.Развивающие:1. Развивать образное мышление, художественное воображение.2. Развивать музыкальные исполнительские способности.3. Развивать творческую активность обучающегося.Воспитательные: 1. Воспитать духовно-нравственные качества обучающегося, культуру поведения средствами музыкально-эстетической деятельности. 2. Воспитать в ребенке усидчивость и трудолюбие.1. Художественный образ в работе над музыкальным произведением. Работа над музыкальным произведением является творческим процессом, многообразие которого связано как с художественными особенностями произведения, так и с различными индивидуальными особенностями исполнителя. Исполнять - значит творить. Отсюда важную роль в процессе формирования будущего музыканта и его музыкального образования, призвана играть работа над художественным образом музыкальных произведений. Музыкальные образы представляют собой интонационно осмысленные представления, содержанием которых является чувства, эмоции и переживания человека. Что же такое «художественный образ»? Художественный образ – это особая форма отражения и познания, композиторский замысел, это то, что показано в музыке, мысли, чувства автора, отношение к своему сочинению. В музыке черты художественного образа заключаются в совокупности всех элементов музыкальной речи, ее интонационно-мелодическим строем (мелодией), выразительными особенностями метра, ритма, темпа, лада, гармонии, штрихов, динамических оттенков, движения меха, а также композицией музыкального произведения. Что, в общем, и представляет собой специфический язык музыки и все это называют - средствами музыкальной выразительности. Музыкальное произведение как художественная целостность, этапы и методы его освоения – являются одной из важнейших проблем музыкальной педагогики. Работа учащихся над музыкальным произведением многообразна, в значительной мере она зависит от самого произведения - сложности его содержания, собственно технических трудностей. Кроме того, приемы и все течение работы всегда связаны с возрастом и психологией учащегося, его одаренностью, уровнем музыкального и общего развития. Но, несомненно, существуют общие требования в работе над музыкальными произведениями, которые наиболее полно отражают пути развития юного музыканта. Тема данной разработки актуальна, так как залог успешных результатов - в умении правильно определить ход и содержание работы над данным произведениями. Неоднократное проигрывание пьес от начала до конца, без понимания художественной и технической сторон произведения и умелого использования нужных для этого исполнительских средств не приводит к желаемым результатам. Нельзя заниматься одним лишь механическим заучиванием. Такая работа напрасно затраченное время и лишь утомляет учащегося. Всю работу по заучиванию музыкальных произведений следует разделить на три этапа: I. Общее ознакомление с произведением. II. Детальный разбор (анализ) III. Художественная доработка произведения. Но это разделение на этапы условно. Также перед музыкантом стоит много задач – глубоко изучить нотный текст, содержание произведения, форму и стиль, найти необходимые звуковыразительные и технические средства через воплощение намеченной интерпретации. 2. Понятие «звук» и значение меха в звукоизвлечении баяниста. По сравнению с фортепиано, инструментами симфонического оркестра, баян – инструмент молодой. Он находится в развитии, совершенствуется его конструкция и качество звучания. С каждым годом расширяется репертуар, другой становится сама эстетика звучания инструмента. Значительно усложняется и техника игры на современном концертном инструменте, поэтому главные исполнительские навыки необходимо формировать с детства, с первых шагов обучения. Главная задача педагога - ввести начинающего музыканта в мир современного баянного исполнительства, привить ему тонкий музыкальный вкус, помочь в овладении выразительными средствами современного баяна, воспитать инициативную творческую личность. «Музыка - искусство звука» - и проблемы звукоизвлечения являются центральными в деятельности музыканта любой специальности. И без овладения специфики звукоизвлечения на инструменте - НЕЛЬЗЯ добиться выразительного исполнения и правильной передачи художественного содержания музыкального произведения. Звук есть первое и важнейшее средство среди всех прочих средств, которыми должен обладать музыкант. Наилучший звук (самый «красивый») тот, который наилучшим образом отвечает художественным требованиям. Поэтому все усилия должны быть направлены на формирование звука. Приступая с учащимися к освоению игровых навыков, преподаватель должен начать с объяснения: каким образом на баяне извлекается звук. 3. Работа над средствами музыкальной выразительности с учащимися. Рождение художественного образа произведения – это раскрытие его характерных особенностей с помощью средств музыкальной выразительности. Работа над звуком должна тесно связываться с развитием слуховых способностей воспитанника и заключается в освоении тембра, динамики и штрихов и т.д. Чтобы в полной мере овладеть исполнительскими приемами игры на баяне, каждому обучающемуся необходимо знать и использовать на практике выразительные возможности своего инструмента, особенности его звукообразования. Баяны и аккордеоны обладают возможностями, позволяющими исполнять различную и довольно сложную музыку. Клавишная и кнопочная система клавиатур позволяет охватить достаточно большой диапазон звучания, удобно для исполнения различной фактуры изложенного музыкального материала. Однако небольшой диапазон звучания басов и аккордов левой клавиатуры ограничивает голосоведение определенными рамками и часто приводит к искажению фактуры при исполнении классической музыки. Легкость исполнения аккомпанемента является положительным фактором в исполнении, но, вместе с тем не способствует одинаковому техническому развитию обеих рук, а наличие двух различных по строению клавиатур на баяне и аккордеоне делает обучение на этих инструментах достаточно сложным. Наличие регистров на концертных баянах, обогащает звучание различными красками. Известно, что для образования звука на этих инструментах достаточно привести в действие клавиши и меха. Сложность процесса звукообразования налагает на выработку навыков звукоизвлечения, приемов достижения нужного качества звучания. Разное качество звучания на баяне получают различными приемами обращения с клавишами (туше) и разного рода способами ведения меха инструмента. К основным приемам туше относят: нажим, толчок, удар. Наиболее типичные способы ведения меха: ровное; с ускорением или замедлением движения. Взаимодействие приемов туше и способов ведения меха дает возможность получать множество разнохарактерных звучаний, которые используются для достижения выразительной, красочной игры: прием нажима клавиши следует использовать для мягкой атаки звука при штрихе legato , когда звуки плавно переходят один в другой без какой-либо паузы; приемом толчка клавиши можно получать более определенное, подчеркнутое звучание штрихом non legato (partamento, marcato), когда палец быстро погружается в клавишу до упора, а затем так же быстро отталкивается от нее; приемом удара как одними пальцами, так и с помощью кисти руки, достигать более острого звучания при штрихе staccato. Нужно уметь правильно действовать и при окончании звука: палец с клавиши снимать мягко, несколько замедленно, или, наоборот, быстро, с отскоком, смотря по обстоятельствам, но во всех случаях избегая стука клавиши. При длительной протяженности звучания надо уметь с большим вкусом применять филировку – соединение разных динамических нюансов. Сочетая разные приемы туше с разными способами ведения меха можно получать всевозможные звуковые эффекты, обогащая этим красочную палитру исполнительских приемов. В процессе обучения ученик осваивает основные штрихи: legato, non legato, staccato. Обучающиеся на стандартных аккордеонах и баянах вынуждены почти сразу сочетать штрихи, даже при исполнении простых пьес. Так, исполнение мелодии обычно требует применение штриха легато, а исполнение аккомпанемента к ней – стаккато, иначе будет заглушаться звучание мелодии. Одновременно применение различных штрихов связано с координацией прямо противоположных действий пальцев, выработкой у начинающих довольно сложных навыков. Это делает начальное обучение особенно трудным. Работа над качеством звука, над различными приемами звукоизвлечения, штрихами необходима не только для достижения художественных результатов исполнения музыкальных произведений. Она важна и для развития музыкального слуха, чтобы сделать его более тонким, чутким и совершенным Грамотно используя возможности исполнительской техники, преподаватель должен знать возможности своего инструмента. Современные инструменты обладают красивым «многослойным» тембром и именно за эту особенность, их любят как исполнители, так и слушатели. Благодаря таким достоинствам инструмента надо в полной мере использовать его музыкально художественную выразительность. Баян - это инструмент, способный показать разные варианты динамики. Динамика в переводе означает «сила» и является одним из самых выразительных средств музыки. Каждый миг музыки всегда неповторим, а потому неповторима и сила каждого музыкального звука. К уже названным приемам игры на баяне добавим освоение динамических градаций звука: от тонкого piano до сочного forte. Вместе с учеником важно услышать зарождение звука, его «выход» в полный голос. Преподаватель должен направлять внимание ученика, как на логику построения, так и на эмоциональное ощущение развития музыкального материала. Учащиеся должны свободно оперировать такими понятиями, как интонирование в музыке, кульминация и точка «золотого сечения» в исполняемом произведении, вершина во фразе, предложении, периоде, а также уметь сопоставлять и суммировать музыкальные построения. Постепенно у учащегося появится умение выстраивать фразировку и форму в целом. При этом подчеркивание тех или иных элементов музыкальной структуры не должно нарушать общей логики построения больших музыкальных разделов. Для этого необходимо развивать внимание ученика, постоянно сопоставляя то, что уже было сыграно, с тем, что будет звучать. Такие действия помогут выстроить логичную линию темпового и динамического развертывания музыкального произведения. Очень важно, чтобы педагог и сам свободно владел инструментом. Вдохновеннное исполнение оставляет глубокий след в душе ученика, оно становится примером для подражания и, что не менее важно, дополнительным стимулом для серьезной работы, требующей большой концентрации внимания. Инструмент достаточно сложен для адаптации. Замечательно, если атмосферу уроков постоянно пронизывает идея маленьких открытий: дети любят разыгрывать какие-то сценки, изображать те или иные персонажи, в том числе «учителя», «артиста» и т.п. Они с удовольствием угадывают различные отрывки, подражают той или иной манере игры. Такие моменты урока имеют большой образовательный потенциал, поэтому такие склонности учеников педагогу необходимо учитывать и обращать на пользу дела. Аккордеон и баян – интересные, своеобразные инструменты с богатой звуковой палитрой, поэтому работа над качеством звука, не менее важна, нежели техничность исполнения и беглость, а является первостепенным и обязательным. 4. Заключение. В работе над художественным образом важно все: и правильно подобранная аппликатура, и штрихи, и фразировка, динамика, движение (темп) и смена меха. Обязательно нужно добиваться с учеником характера исполняемой пьесы, поощряя эмоциональную сторону этого процесса. В процессе работы над образом на любом этапе обучения следует закладывать у ученика основы умения интонировать, нужно научить ученика понимать и чувствовать исполняемую музыку. Добиваться этого помогает тщательно подобранные упражнения и репертуар. Вся работа музыканта над средствами выразительности в произведении направлена на то, чтобы оно звучало в концертном исполнении. Удачное, яркое, эмоционально наполненное и в то же время глубоко продуманное исполнение, завершающее работу над произведением, всегда будет иметь важное значение для учащегося, а иногда может оказаться и крупным достижением, своего рода творческой вехой на определенной ступени обучения.План-конспект мастер-классаВводный этап. Знакомство с участниками ансамбля. Основной этап. Практика. Работа над раскрытием художественных образов русской народной песни в А.Корчевого «Ехади казаки» Заключение, подведение итогов. Рефлексия.