Публикации План открытого урока

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: План открытого урока
Автор: Смазнова Инна Леонидовна

План урокаУчебный предмет: Русский языкУМК: «Школа 2100»Тема урока: «Разбор слова по составу»Тип урока: открытие нового знанияЦель как деятельность учителя: создать условия для формирования умения разбирать слово по составу, используя алгоритм.Цели и задачи урока:Образовательные: добиться понимания и воспроизведения алгоритма разбора слова по составу, развивать умение выделять части слова (корень, окончание, приставку, суффикс).Воспитательные: воспитывать потребность совершенствовать свою речь, формировать интерес к слову, воспитывать аккуратность, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (личностные УУД)Развивающие:Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, проговаривать последовательность действий на уроке, работать по коллективно составленному плану, оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной оценки, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, высказывать свое предположение.Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке и следовать им.Планируемый результатФормировать УУД:Предметные УУД: понимать и воспроизводить алгоритм разбора слова по составу, выделять части слова, развивать орфографическую зоркость.Метапредметные: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, проговаривать последовательность действий на уроке, работать по коллективно составленному плану, оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной оценки, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, высказывать свое предположение (регулятивные УУД), умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке и следовать им (коммуникативные УУД), умение ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (познавательные УУД).Личностные УУД: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.Ход урока.
  • Мотивация к учебной деятельности.
  • СЛАЙ 1.- Я рада приветствовать сегодня на уроке не только вас ребята, но и гостей. Как гостеприимные хозяева вначале окажем им внимание. Я желаю вам  работать дружно, открыть что-то новое. Теперь вы пожелайте друг другу, что вы ждете от сегодняшнего урока.Сегодня у нас очередной урок, на котором мы продолжим знакомство с секретами русского языка. СЛАЙД 2.Откройте тетради, запишите число, классная работа. Словарь. 2. Актуализация знаний. - И начнём мы наш урок со словарного диктанта. Ребята, словарную работу проведёт сегодня Рустам. Он вам будет загадывать загадки. Ваша задача внимательно слушать и записать отгадку, которой будет являться словарное слово. Готовы? Пожалуйста, Рустам.Загадки:1. Чтобы осень не промокла, Не раскисла от воды, Превратил он лужи в стёкла, Сделал снежными сады. (Мороз)2. В нём живут, Но не сеют и не жнут, Населённым пунктом является, Подскажи, как он называется? (Город)3. Прилетела на базар, Громко всем сказала "Кар!", Пусть я в школе не учёна, Но умна, ведь я......(Ворона)4. Это слово в английском языке звучит так "фэмили нэйм" (Фамилия)5. Завтрак утром очень нужен, Вечером дают нам ужин, А теперь мне дай ответ: В середине дня? (Обед)6. Я красна - но не девица Зелена - но не дубрава, С хвостом - но не мышь. (Морковь)7. Всегда он в работе, Когда говорим, А отдыхает, Когда мы молчим. (Язык).- Я оформила словарные слова, которые вы записали, в виде кроссворда, а почему, вы поймёте позже., оцените работу своего соседа по нормам оценивания словарных диктантов. Обменяйтесь тетрадями. Взаимопроверка по эталону. СЛАЙД 3. (щёлкаю по слову)Итог работы: кто получил "5" и т.д-В кроссворде спряталось ключевое слово, которое связано с темой нашего урока. Найдите его. (Морфемы). СЛАЙД 4.- Что такое морфемы? (так в русском языке называют части слова)- Как вы полагаете, о чём пойдёт речь на нашем уроке? (О составе слова). - Что нам нужно повторить? (Всё, что мы знаем о частях слова).- Проведём блиц-опрос "Ты мне, я тебе" (Задают вопросы)3. Формулировка темы и задач урока.- Я хочу задать вопрос всему классу. - Что значит выделить в слове все его части? (разобрать по составу)- Кто из вас догадался, какая тема урока? (разбор слова по составу) СЛАЙД 5А что нам может помочь действовать организованно и научиться быстро и грамотно разбирать слова по составу? (План действия, алгоритм). -Следовательно, какова же цель нашего урока? (Составить алгоритм разбора слова по составу).- Составим алгоритм, а для чего он нам будет необходим? (научиться разбирать слова по составу, используя алгоритм).- Для достижения первой цели урока, я предлагаю поработать в группах. Ваша задача, составить «Алгоритм разбора слов по составу» и выступить с ним перед классом.- Напомните мне стратегию работы в группе «Послушать – обсудить-договориться». абота в группах)4. Создание проблемной ситуации- Кто желает озвучить данный алгоритм?(выходит представитель от одной группы).- Какая ещё группа считает, что слова по составу надо разбирать именно в таком порядке?- А кто считает иначе? (выходит другой представитель).- Какой возникает вопрос? (чьё предположение верное, в каком же порядке надо разбирать слово по составу). - Как будем выходить из создавшейся ситуации? (обратиться к источникам).5. Разрешение проблемной ситуации.(Выступают ребята, которые получили данное задание. (выступление ребят).- А какому ещё источнику мы можем обратиться? - Это самый главный наш помощник на уроке? (Учебник).- Совершенно верно. Откройте свои учебники на с.159. Прочитайте, как нужно разбирать слово по составу. (Читают).Вы прослушали информационную справку, прочитали в нашем учебнике, какой порядок слова по составу считают правильным и логичным. Назовём все шаги алгоритма разбора слова по составу. -СЛАЙД 6. Какой первый шаг? (прочитать слово)2. Найди окончание. (Для этого измени форму слова.)3. Отдели основу от окончания.4. В основе найди корень. (Для этого подбери однокоренные слова.)5. Выдели приставку.6. Выдели суффикс.Какую ставили перед собой цель? (составить алгоритм разбора слова по составу). С задачей справились? (да).Прежде чем продолжить работу, давайте отдохнём. СЛАЙД 7.6. Первичное осмысление и закрепление.СЛАЙД 8-10. (Фронтальная работа. К доске выходят по одному ученику, остальные работают в тетрадях). 7. Отработка практических навыков.- Следующее задание. Внимание на экран. СЛАЙД 11. (найти ошибки в разборе). Для выполнения этого задания, какие умения пригодятся? (умение разбирать слова по составу). -Предлагаю поработать в парах. (Проверка по эталону. Самооценивание).А сейчас задание интересное, но более сложное. Внимание на экран. СЛАЙД 12.Что необходимо сделать? (Записать предложения, заменив схемы словами, вставить пропущенные буквы). Для вашего удобства на партах лежат карточки зелёного цвета с этим заданием.Это задание будем выполнять индивидуально.(Самостоятельная индивидуальная работа).Проверьте, как вы справились с заданием по эталону. СЛАЙД 13.Кто с самостоятельной работой справился безошибочно?Какие допустили ошибки? Спасибо, есть ещё над чем работать.А для успешного запоминания алгоритма, вот вам запоминалочка. СЛАЙД 14. Прочитайте про себя, теперь давайте прочитаем все вместе, а на переменке расскажите друг другу.8. Рефлексия учебной деятельности. Напомните тему нашего урока? (разбор слова по составу)- Какие цели мы ставили на уроке? (составить алгоритм и научиться разбирать слова по составу, используя алгоритм)- Нам удалось достичь цели?Оцените свою работу на уроке. СЛАЙД 15. (выходят к доске, обозначают магнитом).А теперь, отгадайте, что вас ждёт дальше: для этого составьте слово по подсказкам. СЛАЙД 16.
  • Корень тот же, что и в словах: обмен, изменить, меняла (мен)
  • Приставка, как в слове переход.
  • Суффикс тот же, что в словах травка, шубка (к)
  • Окончание –первая буква алфавита (-а)
  • СЛАЙД 17. Ответ: переменка.СЛАЙД 18. Спасибо за урок!