Публикации Особенности преподавания истории в специальных (коррекционных) школах для детей с ограниченными возможностями здоровья и умственной отсталостью

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Особенности преподавания истории в специальных (коррекционных) школах для детей с ограниченными возможностями здоровья и умственной отсталостью
Автор: Касева Валентина Николаевна

Особенности преподавания истории в специальных (коррекционных) школах для детей с ограниченными возможностями здоровья и умственной отсталостьюАннотацияВ данной статье представлены методические рекомендации по проведению уроков истории в специальных (коррекционных) школах для детей с ограниченными возможностями здоровья и умственной отсталостью. Автор рассматривает формы построения уроков, виды опроса и средства обучения, направленные на повышение учебной мотивации у слабоуспевающих учеников.Особое внимание уделяется не только образовательной деятельности, но и психолого-коррекционной работе, направленной на развитие памяти, внимания, речи и мышления учащихся. Уроки истории рассматриваются автором как инструмент воспитательной работы, способный предотвратить влияние радикальных идеологий, таких как фашизм и национализм. Они также способствуют развитию чувства патриотизма, толерантности и приобщению к культурному наследию своей страны.В статье освещены такие ключевые аспекты, как использование игровых технологий на уроках, а также роль истории в формировании ценностных ориентаций у подростков.Ключевые слова: история, класс, коррекционно-развивающее обучение, урок, игровые технологии, воспитание, патриотизм, толерантностьМетоды и приемы преподавания истории как учебной дисциплины отличаются от методики преподавания других предметов во многих аспектах. На уроках истории не требуется работа с формулами, решение сложных уравнений или механическое запоминание правил. Вместо этого необходимо развивать аналитическое мышление учеников, умение сравнивать и выделять причинно-следственные связи, аргументированно выражать свои мысли как устно, так и письменно.Основное внимание уделяется работе с большим объемом исторической информации, включая запоминание дат, имен, событий и терминов. Задача учителя истории заключается не только в передаче этой информации, но и в формировании у каждого ученика базы знаний о всемирном историческом процессе, а также в развитии умения использовать и обновлять полученные знания.Для достижения этих целей важно применять разнообразные методы обучения, адаптированные к индивидуальным потребностям учащихся, включая слабоуспевающих детей, обучающихся в специальных (коррекционных) школах. Ниже представлены некоторые методы и приемы, которые могут быть полезны при преподавании истории в таких условиях:
  • Использование визуальных материалов: Иллюстрации, карты, диаграммы и другие визуальные средства могут помочь визуализировать исторические события и понять их лучше.
  • Интерактивные методы обучения: Ролевые игры, дебаты, групповые проекты и обсуждения позволяют ученикам активно взаимодействовать с материалом и развивать навыки анализа и общения.
  • Дифференциация заданий: Предоставление различных уровней заданий и поддержка индивидуального обучения помогают каждому ученику работать на своем уровне и развиваться.
  • Использование технологий: Интерактивные учебники, онлайн-ресурсы и мультимедийные презентации могут сделать уроки более интересными и доступными для учащихся.
  • Работа над развитием навыков памяти и внимания: Упражнения на запоминание и систематизацию информации, игры на развитие внимания помогают учащимся лучше осваивать исторический материал.
  • Важно помнить, что успешное преподавание истории в коррекционных школах требует терпения, индивидуального подхода к каждому ученику и готовности к постоянному самосовершенствованию в области обучения детей с особыми образовательными потребностями.Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и умственной отсталостью (УО) представляют особую категорию для учителя, требующую особого подхода и внимания. Психолого-педагогическая характеристика данной группы детей подчеркивает их особенности, которые необходимо учитывать при организации образовательного процесса.Прежде всего, обучающиеся с ОВЗ и УО часто имеют неустойчивое внимание, что затрудняет их способность сконцентрироваться на задачах. Они также могут иметь нарушения в речи и быстро утомляться от интеллектуальных усилий. Запоминание учебного материала для них представляет трудность.Для учителя, начинающего работу с этим контингентом детей, важно учитывать следующие аспекты:
  • Темп работы: Темп работы слабоуспевающих детей может быть ниже, чем у других учеников. Учитель должен быть готов адаптировать учебный процесс, учитывая индивидуальные темпы усвоения материала каждым учеником.
  • Наглядность и практическая деятельность: Словесный материал лучше усваивается, когда он подкреплен наглядными средствами и практическими действиями. Использование визуальных материалов, интерактивных уроков и примеров из реальной жизни помогает сделать учебный материал более доступным и понятным для обучающихся с ОВЗ и УО.
  • Систематическая поддержка: Детям "группы риска" требуется систематическая педагогическая помощь и поддержка. Это может включать в себя индивидуальные занятия, дифференцированные задания, а также постоянное мотивационное общение и поддержку со стороны учителя.
  • Адаптация методов обучения: Учителю следует гибко подходить к выбору методов обучения, учитывая особенности каждого ученика. Индивидуализация подхода к обучению помогает эффективно включить всех учащихся в учебный процесс и обеспечить им успешное усвоение материала.
  • С учетом этих особенностей и рекомендаций учитель может создать благоприятную образовательную среду, способствующую успешному обучению и развитию обучающихся с ОВЗ и УО.Каковы практические рекомендации для учителя истории, работающего с обучающимися ОВЗ и УО?
  • На вводном уроке: Познакомить учеников с основами истории следует не только путем рассмотрения структуры учебника и основных методов работы, но и путем активной демонстрации материала. Например, при изучении периода Возрождения можно представить картинки известных художников этой эпохи и показать, как они отражают темы и идеи того времени. Также важно обсудить с учениками, как они представляют себе процесс изучения истории и что они ожидают от уроков.
  • Контроль учебных конспектов: Контроль за ведением конспектов помогает ученикам систематизировать и усваивать материал более эффективно. В дополнение к традиционным конспектам, можно предложить использовать такие методы, как ментальные карты или заметки на маркерах. Это позволит визуализировать информацию и облегчит запоминание.
  • Ведение словаря исторических терминов: Помимо лаконичных конспектов, важно формировать у учеников словарь исторических терминов. Однако, следует помнить о том, что перегружать учеников большим количеством терминов не стоит. Лучше всего начать с самых базовых понятий и постепенно расширять словарный запас. Например, при изучении античной истории можно начать с понятий "демократия" и "аристократия", а затем постепенно переходить к более сложным терминам.
  • Следить за дикцией и произношением: Учителю следует обращать внимание на свою дикцию и произношение, чтобы быть понятым учениками. Различные уровни языковой подготовки учеников могут потребовать адаптации темпа и стиля речи преподавателя. Например, при работе с учениками с ограниченными возможностями здоровья, учитель может использовать более медленный темп речи и простые слова, чтобы убедиться, что каждый ученик понимает преподаваемый материал.
  • Использование игровых технологий: В контексте коррекционно-развивающего обучения традиционные формы проведения занятий, такие как лекции или диспуты, могут быть менее эффективными из-за особенностей учебной аудитории. Игровые технологии, например, ролевые игры, могут стать эффективным инструментом обучения. Например, при изучении Гражданской войны в России класс делится на три группы («белые», «красные», «зеленые»); каждая группа выбирает лидеров («красные» – Фрунзе, Чапаев, Буденный; «белые» – Колчак, Врангель, Краснов, Деникин и др.; «зеленые» – Махно). Основываясь на материале учебника, участники каждой группы формулируют цели враждующих политических сил в Гражданской войне, определяют на карте территории, занятые «белыми», «красными», «зелеными», а также называют даты и итоги решающих сражений. По результатам обсуждения ученики под руководством учителя составляют конспект данной темы в тетрадях. Такой подход помогает учащимся лучше понять сложные исторические процессы и активно вовлекаться в учебный процесс.
  • Разнообразные формы опроса: Учитывая разнообразие способностей и уровней подготовки учеников, важно использовать различные формы опроса. Тестовые задания могут быть полезны для систематизации знаний и развития памяти и логического мышления. Однако устный опрос, фронтальная беседа и письменные задания также важны для развития речи, расширения словарного запаса и аналитических навыков. Например, устный опрос может помочь учителю оценить уровень понимания материала у каждого ученика, а фронтальная беседа позволит всем учащимся выразить свое мнение и аргументировать свои взгляды.
  • Выступления с докладами и сообщениями: Предложение ученикам подготовить выступление на историческую тему с использованием мультимедийной презентации способствует развитию навыков публичного выступления. Этот вид работы также обеспечивает углубленное изучение выбранной темы. Например, ученик может подготовить презентацию о великих открытиях и изобретениях времен Возрождения, используя аудио-, видео- и текстовые материалы для иллюстрации своего выступления перед классом.
  • Использование аудиовизуальных средств обучения: Приветствуется использование аудиовизуальных средств обучения, таких как документальные видеофильмы и презентации. Однако, важно выбирать материал с учетом специфики учебной аудитории. Например, при изучении Великой Отечественной войны можно показать короткие отрывки из документальных фильмов о военных действиях, а также использовать презентации с картами и фотографиями боевых сцен. При этом следует обращать внимание на четкость голоса за кадром и умеренную скорость озвучивания, чтобы ученики могли понимать и усваивать информацию. Рекомендуется также делать паузы для обсуждения и уточнения понимания материала, а также для опроса учеников о своих впечатлениях и понимании просмотренного.
  • Практическая деятельность для формирования знаний: Для углубленного усвоения материала и формирования прочных знаний, учителю истории следует вовлекать учеников в практическую деятельность. Например, можно предложить ученикам выполнить творческие задания, такие как создание поделок, аппликаций или рисунков на историческую тему. Также полезно провести уроки, посвященные составлению документов по образцу из исторического периода, например, договоров, царских указов или княжеских грамот, с использованием исторической терминологии. Еще одним интересным вариантом может быть составление генеалогического древа семьи, что поможет ученикам лучше понять историю своей семьи и связать ее с общим историческим контекстом.
  • Демонстрация культурных артефактов: При изучении культуры того или иного исторического периода целесообразно сопровождать уроки демонстрацией репродукций картин, портретов, слайдов с изображением архитектурных памятников и других художественных объектов. Опрос по этой теме можно организовать в виде зачета, где ученики будут отгадывать автора картины или название произведения. Такое упражнение помогает тренировать память, развивать внимание и логическое мышление учащихся, а также стимулирует здоровую конкуренцию и состязательность на уроке.
  • Организация экскурсий: Учитель истории может инициировать организацию поездок по культурным и историческим местам родного города, области, а также Москвы или Санкт-Петербурга. Эти экскурсии помогают актуализировать знания учеников, позволяют им приобщиться к культурному наследию России и повысить интерес к изучаемой дисциплине. Например, экскурсия в музей или на историческую площадку может дать ученикам возможность увидеть и ощутить историю на практике, что усиливает их учебный опыт и понимание предмета
  • Психолого-коррекционная работа на уроках истории.На уроках истории учитель не только передает знания, но и осуществляет психолого-коррекционную работу, помогая ученикам развивать различные аспекты их интеллектуального и эмоционального состояния. Например, коррекция мышления включает в себя развитие умения выделять главное, формирование способности делать словесно-логические обобщения на основе исторических фактов и событий. Коррекция речи направлена на обогащение словарного запаса, преодоление речевого негативизма и стимулирование желания говорить. Кроме того, учителю важно помогать ученикам увеличивать объем памяти и устойчивого внимания, что способствует успешному усвоению учебного материала.Воспитательный потенциал уроков истории.Уроки истории не только способствуют усвоению знаний, но и имеют мощный воспитательный потенциал. Цель духовно-нравственного воспитания на уроках истории заключается в том, чтобы ученики осознали роль и место России в мировом историческом процессе, почувствовали себя связанными с многовековой историей своей страны и развили чувство гордости, уважения и ответственности за свою Родину. Через изучение великих побед русского народа, ценностей православия и культурного наследия происходит формирование милосердия, честности, смелости, морали и этической культуры. Уроки истории также помогают защитить неустойчивую подростковую психику от негативного влияния улицы и идеологических учений, таких как фашизм и национализм, и способствуют формированию толерантного отношения к социальным и культурным различиям.Оценивание знаний учеников.Оценивание знаний учеников на уроках истории важно для оценки уровня усвоения материала и прогресса каждого ученика. Это позволяет учителю адаптировать свой подход к обучению и корректировать учебный процесс в соответствии с индивидуальными потребностями учеников. Оценка может проводиться различными способами, включая устные и письменные работы, тестирование, презентации и другие формы активного участия учеников в уроке.Оценивание учеников в коррекционном классе требует особого подхода в связи с их низкой самооценкой, неуверенностью и болезненным восприятием ошибок. В данном контексте цель обучения становится лечебной и корректирующей, направленной на успешную социализацию ребенка в современном обществе.Учителя и методисты поддерживают идею оценивания на основе критерия относительной успешности. Это означает, что оценивается текущее достижение ребенка в сравнении с его предыдущим уровнем. Такой подход позволяет учитывать индивидуальные особенности каждого ученика и его прогресс в учебе.Оценочная деятельность в коррекционном классе становится глубоко индивидуализированной. Учитывается не только результат, но и степень самостоятельности и настойчивости, которые ученик проявил в достижении этого результата. Это способствует поощрению усилий каждого ученика и помогает создать благоприятную атмосферу для их дальнейшего развития.Эффективность обучения и коммуникативный компонент.Эффективность обучения в значительной степени зависит от коммуникативной составляющей урока. Учитывая психофизиологические особенности обучающихся с ОВЗ и УО, учитель должен быть готов к частым переспросам, неправильным ответам, отвлечениям и сложностям в работе с большим объемом информации.Однако важно признать за учеником право на ошибку и создать атмосферу, в которой школьники не стесняются высказывать свои мнения и задавать вопросы. Учитель должен профессионально взаимодействовать с учениками, учитывая их личностные особенности, и создавать на уроке атмосферу творчества, сотрудничества, равенства и взаимоуважения.Эффективное взаимодействие с классом и каждым учеником в отдельности позволяет учителю адаптировать учебный процесс под индивидуальные потребности каждого ученика и максимально эффективно использовать время занятия.Литература:
  • Амонашвили Ш. Коррекционная направленность урока. [Online] URL:
  • Антонова М.В. Коррекционное обучение как тип дифференцированного процесса. [Online] URL:
  • Мининков Н.А. Введение в теорию исторического познания. Ростов н/Д. : Изд-во ЮФУ, 2009. 160 с.
  • Смоленский Н.И. Теория и методология истории. М. : Академия, 2012. 272 с.
  • Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в школе. М. : Владос, 2000. 240 с.