Публикации Классификация методов обучения на уроках окружающего мира в начальной школе

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Классификация методов обучения на уроках окружающего мира в начальной школе
Автор: Голубкова Мария Сергеевна

КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРАМетод – слово греческого происхождения, в буквальном переводе означает путь исследования, способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи. В методике обучения под методом обычно понимают совокупность приемов, теоретических (мысленных) и практических операций, обеспечивающих овладение учебным содержанием. В педагогическом словаре представлено следующее определение метода обучения: «Метод обучения – упорядоченный способ организации совместной деятельности субъектов образовательного процесса (преподавателя (тьютора) и обучающегося или группы обучающихся), направленный на усвоение содержания образования, общее и профессиональное развитие личности будущего специалиста». В методиках обучения школьным естественно-научным учебным предметам нет единого подхода к определению понятия «метод обучения». Приведем в подтверждение некоторые из определений.Б.П.Есипов считает, что методы — это способы работы учителя и учащихся, при помощи которых достигается овладение знаниями, умениями и навыками, формируется мировоззрение учащихся, развиваются их способности. По определению Ю.К.Бабанского, метод — это способ упорядоченной, взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленный на решение задач образования, воспитания, развития в процессе обучения. Н.М.Верзилин, признавая логическое единство в процессе обучения деятельности учителя и деятельности учащихся, дает следующее определение метода: «Учебный метод — способ передачи знаний учителем и одновременно способ усвоения их учащимися». Нами за основу нашей работы взято определение, представленное в учебном пособии М.С.Смирновой. «Метод обучения – это система способов скоординированного взаимодействия учителя и учащегося по достижению образовательных целей и всестороннего развития школьника». В теории и практике обучения накоплен богатый арсенал методов, что требует приведения их в определенную систему, прежде всего путем классификации. Единой классификации методов обучения не существует, так как разные авторы кладут в основу классификации разные признаки и разные стороны процесса обучения. Нами рассмотрены наиболее распространенные классификации методов обучения.
  • Классификация методов обучения по уровню активности учащихся (Голант Е.Я). Является одной из самых ранних классификаций методов обучения. Согласно данной классификации методы обучения делятся на пассивные (рассказ, лекция, экскурсия, наблюдение) и активные (практический метод, лабораторный метод, работа с книгой). К пассивным относят те методы, в ходе которых учащиеся слушают и смотрят. Активные методы организуют самостоятельную, активную работу учащихся.
  • Классификация методов обучения по характеру познавательной деятельности (Лернер И.Я., Скаткин М.Н.). По данной классификации методы обучения подразделяются в зависимости от характера познавательной деятельности в процессе усвоения изучаемого материала. Авторами выделены следующие методы: объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, проблемного изложения, частично-поисковые, исследовательские.
  • Классификация методов обучения по дидактической цели принадлежит Данилову М.А. и Есипову Б.П. В данной классификации выделяют следующие методы обучения: методы приобретения новых знаний, методы формирования умений и навыков, методы применения знаний, методы закрепления и проверки знаний, умения и навыков. При такой классификации деятельность преподавателя направляется на решение дидактических задач.
  • 4. Классификация методов по источнику получения знаний (Верзилин Н.М.). Наиболее общепризнанной и применяемой в практике естественнонаучного, в том числе и начального образования является классификация методов, предложенная Н. М. Верзилиным. В основу классификации положен источник знаний, характер деятельности учителя и характер деятельности ученика. На основании этого автор выделяет три группы методов: словесные, наглядные и практические.Данные методы представлены в таблице 1. Таблица 1. Классификация методов обучения (по Н.М.Верзилину)Словесные методы занимают центральное место в системе методов обучения. Они позволяют в кратчайший срок передать большую по объему информацию, поставить перед обучаемыми проблемы и указать пути их решения. Словесные методы применяют с целью: 1) развития познавательной активности и логического мышления школьников; 2) усвоения учащимися готовой информации, излагаемой учителем; 3) создания проблемной ситуации на уроке; 4) развития эмоциональной восприимчивости учащихся, вызова чувства сопереживания. К словесным методам чаше прибегают, когда: 1) необходимо описать картину или процесс; 2) на уроке мало времени, а нужно изложить большой объём материала; 3) по каким-то причинам невозможно использовать практические и наглядные методы. Вторую группу методов по данной классификации составляют наглядные методы обучения. Суть наглядных методов состоит в визуально-чувственном восприятии предметов и явлений природы в их натуральном виде и искусственном, символическом изображении (с помощью иллюстраций, опытов). Применение наглядных методов в преподавании тесно связано с реализацией принципа наглядности. Однако эти понятия не идентичны. Наглядность как принцип обучения реализуется при любых методах. Функцию метода наглядность выполняет тогда, когда становится основным источником знаний, приемом практических действий, развивающего и воспитывающего воздействия. Ученик, работая с наглядными пособиями, самостоятельно анализирует, рассуждает и приходит к некоторым самостоятельным выводам. Изучение природы с помощью демонстрации натуральных объектов позволяет формировать достаточно полные и достоверные представления об изучаемом объекте, облегчает формирование представлений об объектах и явлениях природы, которые по разным причинам не могут быть изучены в самой природе. Важным условием успешности применения этого метода является обеспечение восприятия предмета или явления всеми учащимися и как можно большим количеством органов чувств. При изучении естествознания определенное место отводится демонстрации изображений природных объектов, явлений. Этот метод также позволяет формировать представления о предметах и явлениях природы, что особенно важно в тех случаях, когда природный объект невозможно представить детям в натуре из-за его размеров, соображений экологии или по другим причинам.Изучение природы с помощью демонстрации опытов осуществляют в тех случаях, когда предмет или явление необходимо изучить в условиях, которые искусственно изменяются или в них привносится некоторый искусственный элемент. Демонстрационными являются все опыты, требующие применения нагревательных приборов, довольно сложного оборудования или создания сложной установки и т.д.Таким образом, мы рассмотрели понятие «методы обучения» и их классификацию. Разные авторы строят свои классификации на разных основаниях. Но наиболее общепризнанной среди методистов-естественников и применяемой в практике естественнонаучного, в том числе и начального образования является классификация методов, предложенная Н.М.Верзилиным. В основу классификации он кладет источник знаний, характер деятельности учителя и характер деятельности ученика. На основании этого Н. М. Верзилин выделяет три группы методов: словесные, наглядные и практические.