Публикации
Классификация методов обучения на уроках окружающего мира в начальной школе
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Классификация методов обучения на уроках окружающего мира в начальной школе
Автор: Голубкова Мария Сергеевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Классификация методов обучения на уроках окружающего мира в начальной школе
Автор: Голубкова Мария Сергеевна
КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРАМетод – слово греческого происхождения, в буквальном переводе означает путь исследования, способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи. В методике обучения под методом обычно понимают совокупность приемов, теоретических (мысленных) и практических операций, обеспечивающих овладение учебным содержанием. В педагогическом словаре представлено следующее определение метода обучения: «Метод обучения – упорядоченный способ организации совместной деятельности субъектов образовательного процесса (преподавателя (тьютора) и обучающегося или группы обучающихся), направленный на усвоение содержания образования, общее и профессиональное развитие личности будущего специалиста». В методиках обучения школьным естественно-научным учебным предметам нет единого подхода к определению понятия «метод обучения». Приведем в подтверждение некоторые из определений.Б.П.Есипов считает, что методы — это способы работы учителя и учащихся, при помощи которых достигается овладение знаниями, умениями и навыками, формируется мировоззрение учащихся, развиваются их способности. По определению Ю.К.Бабанского, метод — это способ упорядоченной, взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленный на решение задач образования, воспитания, развития в процессе обучения. Н.М.Верзилин, признавая логическое единство в процессе обучения деятельности учителя и деятельности учащихся, дает следующее определение метода: «Учебный метод — способ передачи знаний учителем и одновременно способ усвоения их учащимися». Нами за основу нашей работы взято определение, представленное в учебном пособии М.С.Смирновой. «Метод обучения – это система способов скоординированного взаимодействия учителя и учащегося по достижению образовательных целей и всестороннего развития школьника». В теории и практике обучения накоплен богатый арсенал методов, что требует приведения их в определенную систему, прежде всего путем классификации. Единой классификации методов обучения не существует, так как разные авторы кладут в основу классификации разные признаки и разные стороны процесса обучения. Нами рассмотрены наиболее распространенные классификации методов обучения.Классификация методов обучения по уровню активности учащихся (Голант Е.Я). Является одной из самых ранних классификаций методов обучения. Согласно данной классификации методы обучения делятся на пассивные (рассказ, лекция, экскурсия, наблюдение) и активные (практический метод, лабораторный метод, работа с книгой). К пассивным относят те методы, в ходе которых учащиеся слушают и смотрят. Активные методы организуют самостоятельную, активную работу учащихся. Классификация методов обучения по характеру познавательной деятельности (Лернер И.Я., Скаткин М.Н.). По данной классификации методы обучения подразделяются в зависимости от характера познавательной деятельности в процессе усвоения изучаемого материала. Авторами выделены следующие методы: объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, проблемного изложения, частично-поисковые, исследовательские. Классификация методов обучения по дидактической цели принадлежит Данилову М.А. и Есипову Б.П. В данной классификации выделяют следующие методы обучения: методы приобретения новых знаний, методы формирования умений и навыков, методы применения знаний, методы закрепления и проверки знаний, умения и навыков. При такой классификации деятельность преподавателя направляется на решение дидактических задач. 4. Классификация методов по источнику получения знаний (Верзилин Н.М.). Наиболее общепризнанной и применяемой в практике естественнонаучного, в том числе и начального образования является классификация методов, предложенная Н. М. Верзилиным. В основу классификации положен источник знаний, характер деятельности учителя и характер деятельности ученика. На основании этого автор выделяет три группы методов: словесные, наглядные и практические.Данные методы представлены в таблице 1. Таблица 1. Классификация методов обучения (по Н.М.Верзилину)Словесные методы занимают центральное место в системе методов обучения. Они позволяют в кратчайший срок передать большую по объему информацию, поставить перед обучаемыми проблемы и указать пути их решения. Словесные методы применяют с целью: 1) развития познавательной активности и логического мышления школьников; 2) усвоения учащимися готовой информации, излагаемой учителем; 3) создания проблемной ситуации на уроке; 4) развития эмоциональной восприимчивости учащихся, вызова чувства сопереживания. К словесным методам чаше прибегают, когда: 1) необходимо описать картину или процесс; 2) на уроке мало времени, а нужно изложить большой объём материала; 3) по каким-то причинам невозможно использовать практические и наглядные методы. Вторую группу методов по данной классификации составляют наглядные методы обучения. Суть наглядных методов состоит в визуально-чувственном восприятии предметов и явлений природы в их натуральном виде и искусственном, символическом изображении (с помощью иллюстраций, опытов). Применение наглядных методов в преподавании тесно связано с реализацией принципа наглядности. Однако эти понятия не идентичны. Наглядность как принцип обучения реализуется при любых методах. Функцию метода наглядность выполняет тогда, когда становится основным источником знаний, приемом практических действий, развивающего и воспитывающего воздействия. Ученик, работая с наглядными пособиями, самостоятельно анализирует, рассуждает и приходит к некоторым самостоятельным выводам. Изучение природы с помощью демонстрации натуральных объектов позволяет формировать достаточно полные и достоверные представления об изучаемом объекте, облегчает формирование представлений об объектах и явлениях природы, которые по разным причинам не могут быть изучены в самой природе. Важным условием успешности применения этого метода является обеспечение восприятия предмета или явления всеми учащимися и как можно большим количеством органов чувств. При изучении естествознания определенное место отводится демонстрации изображений природных объектов, явлений. Этот метод также позволяет формировать представления о предметах и явлениях природы, что особенно важно в тех случаях, когда природный объект невозможно представить детям в натуре из-за его размеров, соображений экологии или по другим причинам.Изучение природы с помощью демонстрации опытов осуществляют в тех случаях, когда предмет или явление необходимо изучить в условиях, которые искусственно изменяются или в них привносится некоторый искусственный элемент. Демонстрационными являются все опыты, требующие применения нагревательных приборов, довольно сложного оборудования или создания сложной установки и т.д.Таким образом, мы рассмотрели понятие «методы обучения» и их классификацию. Разные авторы строят свои классификации на разных основаниях. Но наиболее общепризнанной среди методистов-естественников и применяемой в практике естественнонаучного, в том числе и начального образования является классификация методов, предложенная Н.М.Верзилиным. В основу классификации он кладет источник знаний, характер деятельности учителя и характер деятельности ученика. На основании этого Н. М. Верзилин выделяет три группы методов: словесные, наглядные и практические.