Публикации
Проект " Яркие следы"
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Проект " Яркие следы"
Автор: Черкашина Алёна Николаевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Проект " Яркие следы"
Автор: Черкашина Алёна Николаевна
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Начальная школа – детский сад 1»Образовательная область ФГОС ДО «Художественно – эстетическое развитие» Воспитатель : Черкашина .А.Н 2023-2024 гг.«Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».В. А. СухомлинскийАКТУАЛЬНОСТЬПроцесс привыкания ребенка в детском саду довольно длительный и связан со значительным напряжением всех физиологических систем детского организма. Адаптивные возможности ребенка раннего возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состояние могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития.Таким образом перед педагогами адаптационных групп стоит важная задача – помочь детям преодолеть стресс при поступлении дошкольное учреждение и успешно адаптироваться к нему.В данном случае необходим метод положительного психологического воздействия, с целью поддержания и укрепления душевного баланса малыша. Самым оптимальным подходом в обеспечении адаптации детей раннего возраста можно считать творческий подход, раскрывающий особенности личности и индивидуальности каждого ребенка.Для нас оказался эффективным методом в период адаптации детей к новым условиям- метод арт –терапии.Арт –терапия – основанная на искусстве, в первую очередь изобразительной и творческой деятельности.Словосочетание «арт–терапия» в научно – педагогической интерпретации понимается как забота об эмоциональном самочувствии и психологическом здоровье личности, группы средствами художественной деятельности.Использование элементов арт –терапии позволяет нам:•Снять эмоциональное напряжение;(это особенно важно нам на начальном этапе адаптации)•Создать положительный эмоциональный настрой;•Снизить утомление, негативные эмоциональные состояния и их проявления;•Повысить адаптационные способности ребенка к повседневной жизни детского сада;•Развивать воображение, навыки изобразительной деятельности, художественных способностей в целом.•Возможность обратиться к невысказанным фантазиям и желаниям ребенка.В работе с детьми, мы стремимся достичь взаимопонимания между детьми ,а также между ребенком и взрослым. Дети учатся само выражаться. управлять своими чувствами, переживаниями, эмоциями. Помимо всего использование метода арт –терапии способствует еще и развитию мышления, логики, воображения, памяти, внимания, речи, мелкой моторики, творческих способностей, навыков успешного взаимодействия со сверстниками и взрослыми, ну и, конечно же, отличному самочувствию ребенка.Арт-терапия оказалась продуктивным и незаменимым способом в работе с детьми и одним из наиболее мягких и эффективных методов, используемых педагогами. Одним из основных направлений является-изо терапия . Все дети любят рисовать. Рисование для ребенка-радостный, вдохновенный труд ,к которому его не надо принуждать, но очень важно стимулировать и поддерживать малыша, постепенно, открывая перед ним новые возможности. Однако рисование карандашами, кистью и красками требует от ребенка высокого уровня владения техникой рисования. Оригинальное, нетрадиционное рисование привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использования хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов. Приобретая соответствующий опыт рисования в нетрадиционных техниках. Ребенок в дальнейшем будет получать удовольствие от работы с красками, будет беспрепятственно переходить к обучению технике рисования. Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Паспорт проектаНаименование проекта: «Яркие следы».Вид проекта: творческий.Длительность проекта: долгосрочный,Сроки и этапы реализации проекта: ноябрь 2023– май 2024гг.Цель проекта: в занимательной и игровой форме развивать художественно –творческие способности, содействовать становлению эстетического отношения к окружающей действительности, что поможет малышу в будущем вырасти гармоничной, всесторонне развитой личностью.Задачи проекта:Способствовать сенсорному развитию мелкой моторики рук, координации движения и ловкости, психоэмоциональному развитию; создать условия для творческой деятельности и экспериментирование с красками; способствовать формированию опыта совместного переживания, потребности в самовыражении; воспитывать уверенность в своих возможностях через использование различных изо-техник; обучать приёмам нетрадиционной техники рисования и способам изображения с использованием различных материалов, развивать цветовосприятие; формировать навыки сотрудничества, воспитывать интерес к изобразительной деятельности; приучать ребёнка к организованности и аккуратности. Участники проекта: дети раннего возраста, воспитатели, родители воспитанников.Образовательная область: «Художественно – эстетическое развитие»;Предполагаемые результаты:Наличие у детей раннего возраста элементарных знаний о нетрадиционных способах рисования; Владение детьми простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами; Умение детей самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования; Повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе рисования с использованием нетрадиционной техники, активное участие родителей в совместных творческих мероприятиях. Методы реализации проекта, используемые в работе с детьми раннего возраста - словесные (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работ, совет), наглядные (наблюдения, беседы с рассматриванием картинок), практические (проговаривание последовательности работы), игровые (создание игровой ситуации, сюрпризный момент), дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира, формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования, способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие сенсорных способностей.Формы работы с родителями: Консультации, демонстрация фотоотчета НОД с детьми, совместная семейная творческая деятельность (выставки). Условия, необходимые для овладения умениями и навыками:Доступность нетрадиционных техник рисования для детей; Использование различных форм организации (комплексные, основанные на интеграции разных видов деятельности, коллективные работы, организация выставок); Создание РППС в группе по художественно – эстетическому развитию; Наличие оборудования и материалов, правильная организация места для них. Продукты проектной деятельности: Рисунки, выставки.Этапы работы над проектом1 этап - подготовительный (октябрь);Изучение и анализ научно – исследовательской, методической литературы, интернет - ресурсов по данной теме; Разработка содержания проекта; Планирование предстоящей деятельности, подбор наглядно- демонстрационного материала; Разработка перспективного плана работы с родителями, детьми; Оценка уровня развития навыков художественной деятельности детей раннего возраста (начало года). 2 этап - основной (ноябрь2023 – май2024);Создание условий, способствующих стимулированию развития творческих способностей детей раннего возраста; Формирование навыков художественной деятельности детей раннего возраста, организация совместной деятельности педагога, детей и родителей; этап - завершающий (май). Оценка эффективности проведенной работы с детьми (итоговая диагностика); Презентация проекта на персональном сайте; Проведение развлечения для детей совместно с родителями. Ожидаемые конечные результаты реализации проекта:формирование у детей раннего возраста знаний о нетрадиционных способах рисования; владение детьми простейшими техническими приемами работы с изобразительным материалом, краской; повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе рисования с использованием нетрадиционной техники, активное участие родителей в совместных творческих проектах. перспективный план работы по проекту «краски на ладошке» по развитию творческих способностей детей раннего возраста по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционной техники рисования Работа с родителямиАнкетирование "Нетрадиционное рисование дома в совместной деятельности детей и родителей»; Консультация «Нетрадиционное рисование в детском саду и дома»; Размещение информационного материала в родительских уголках; Совместная деятельность детей и родителей по подбору материала на тему «Яркие следы»; Оформление выставки семейных совместных работ «Мы рисуем» (рисование пальчиками, ладошками…). Продукт проекта:Изготовление альбома «Яркие следы»Литература:Е.А.Янушко «Рисование с детьми раннего возраста». – М.: Мозаика- Синтез, 2006 г. 2.Д.Н.Колдина «Рисование с детьми 2-3 лет».-М.: Мозаика- Синтез, 2008г. И.А.Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду. Ранний возраст» - Издательский дом «Цветной мир» Москва 2012 «Арт –методики для развития малышей» Издательский дом «Цветной мир» Москва 2019г.