Публикации «Проблемы адаптации и обучения учеников с РАС на уроках физической культуры в общеобразовательной школе»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Проблемы адаптации и обучения учеников с РАС на уроках физической культуры в общеобразовательной школе»
Автор: Денегина Инна Владимиовна

«Проблемы адаптации и обучения учеников с РАС на уроках физической культуры в общеобразовательной школе»Денегина И.В. – учитель физической культуры в школе №1 им. М.Ю. Лермонтова в г. Пятигорск Вопрос, который приобретает неподдельную актуальность в последние десятилетия связан с РАС у детей школьного возраста. Этот вопрос освящается многими авторами с разных точек зрения и позиций, обсуждаются методы и способом адаптации, однако главная проблема заключена в другом. Авторы монографий и статей пишут о случаях адаптации в специализированных группах, с однородным составом обучающихся, что актуально для специализированных учебных заведений, в которых созданы идеализированные условия для адаптации, а методы обучения направлены исключительно на данную группу детей. Однако, если мы обратим внимание на масштабы распространения, можно отметить, что за последние десятилетия прослеживается тенденция к распространению и росту расстройств аутистического спектра в среднем от 4–5 до 50–116 случаев на 10 000 детского населения, при этом многие родители предпочитают общеобразовательные школы, а не специализированные заведения. Эта статистика ведет нас к очень важному вопросу: как происходит адаптация детей с РАС в условиях общеобразовательной школы, а не специализированного учебного заведения, в котором существуют все возможные условия для адаптации детей с РАС. Наш главный тезис и основная идея данной статья заключена в том, чтобы провести исследование проблем адаптации и обучения детей с РАС в общеобразовательной школе в рамках уроков физической культуры. Начать наше исследование стоит с вопроса основного определения нашей работы – РАС. Расстройства аутистического спектра (РАС) - спектр психологических характеристик, описывающих широкий круг аномального поведения и затруднений в социальном взаимодействии и коммуникациях, а также жестко ограниченных интересов и часто повторяющихся поведенческих актов. Само определение уже таит в себе особенность, которая составляет один из основных вопросов: какие проблемы возникают у учеников с РАС в общеобразовательной школе на уроках физической культуры. Рассмотрим данный вопрос подробнее. Основные проблемы адаптации в процессе учебного процесса у данной группы детей не зависят от места осуществления этого процесса, но в зависимости от среды (окружения, учителей) эти трудности приобретают особые черты. Опишем основные проблемы, после чего постараемся провести анализ и сравнить каким образом происходит изменение этих проблем в рамках общеобразовательной школы. Первая проблема, которая имеет непосредственное отношение к проведению уроков физической культуры – это асинхрония психического и моторного развития. К примеру, осуществление прыжков с двух ног в длину или бег по ориентирам вызывают одинаковую сложность у учеников начальных классов, однако у ребенка с РАС такие действия могут вызвать затруднения как в 7, так и в 10 лет, когда много одноклассники уже освоили данные упражнения. Основное отличие общеобразовательной школы и специализированного заведения в том, что в специальных школах сформированы малые группы детей с РАС, в то время как в общеобразовательные школы дети объединены в большие группы (30 человек), в которых может присутствовать один или два ребенка с РАС. Это вызывает сложность в составлении программы урока и составления плана действий в рамках проведения урока, так как необходимо учитывать, что учитель не может использовать одни и те же упражнения, методы объяснения для всех детей. Уроки физической культуры связаны с освоением многих новых видов физической активности. Эта активность включает в себя освоение разных упражнений, игр, правил этих игр и так далее. Все эти упражнения требуют усвоения определенных навыков, именно с этим связана следующая сложность: в ситуации неуспеха дети с РАС проявляют агрессивность в поведении, крик, плач. Сами по себе неудачи вызывают негативную реакцию у многих детей, однако для ребенка с РАС эта реакция приобретает несдерживаемую форму негативной реакции в силу сложности освоения, изменения привычной действительности и необходимости использования специальных методов освоения навыков, которые не требуются другим детям. Следующая проблема связана не только с опытом обучения в общеобразовательной школе, но и с работой, которую проводили педагоги и родители учащегося. В случае, если должного внимания ребенку с РАС не уделялось, то освоение навыков физической активности, коммуникации с одноклассниками, взывают гораздо больше проблем, чем в случае, когда внимание уделялось и воспитание включало в себя особую методологию. В чем же особенность для общеобразовательной школы? Дело в том, что в специализированных группах идет перманентная работа педагогов и воспитателей по адаптации и обучению детей с РАС, которое является продолжением воспитательного процесса в рамках семьи. Даже если в семье не уделяют должного вниманий. В рамках специализированного заведения идет использование методов обучения и воспитания необходимого именного для данной группы детей. В общеобразовательной школе внимание учителя не может быть приковано исключительно одному или двум ученикам из 30, а методы обучения для детей с РАС не подходят для других учеников. И если родители не уделяет достаточного внимания воспитанию и обучению ребенка с РАС – это вызывает необходимость двух реакций: «все бросить и уделит внимание ребенку с РАС» или «Игнорировать особенности ребенка и использовать те же методы обучения, что и для других». Обе формы поведения неприемлемы для педагога! По этой причине для обучения в общеобразовательной школе ребенка с РАС настолько важно участие родителей в воспитании ребенка. Следующая проблема связана с трудностями социально-эмоционального взаимодействия между учениками. Само по себе РАС предполагает сложности в коммуникации и установлении контакта, однако в рамках общеобразовательной школы данная особенность развития взывает сложность адаптации в больших социальных группах – классах по 30 человек. Тем более в рамках урока физической культуры происходит множество разных форм взаимодействия между учениками, которые могут пугать, вызывать отторжение или желание избежать контакта с другими учениками. Другая проблема связана с предыдущей тесным образом и связана с необходимостью подготовки учеников общеобразовательной школы. Детям необходимо объяснить особенности РАС, в чем они проявляются, как не стоит реагировать, чего не стоит боятся и так далее. Это требует большой работы со стороны учителей и родителей, в то время как в специализированных заведениях подбираются группы детей с РАС, которые имеют сходные модели поведения и сами реакции детей в них не будут их пугать или вызывать негативную реакцию.Другой проблемой выступает необходимость подготовки особого образовательного пространства. В рамках уроков физической культуры подразумевает организация зала таким образом, чтобы дети с РАС были не только в безопасности, но и чувствовали комфорт. Главная же проблема – это необходимость специальных приемом и методов обучения, которые позволят детям с РАС осваивать все необходимые навыки на уроке физической культуры. Для общеобразовательной школы это подразумевает необходимость составления особой программы обучения для данного ребенка. Учитель должен придумать как соединить специальные методы обучения с другими так, чтобы не происходили непроизвольного выделения ребенка с РАС из группы сверстников, иначе процесс адаптации не произойдет, и ребенок будет чувствовать себя изгоем. Подведем итоги нашего анализа проблем адаптации и обучения детей с РАС в рамках общеобразовательной школы на уроках физической культуры. В первую очередь необходимо отметить, что использование специальных методов обучения для детей с РАС в общеобразовательной школе требует дополнительной квалификации учителя и методологической подготовки для успешного обучения всего класса. Следующая проблема – это вопросы коммуникации и установления социального контакта, которые требуют дополнительной подготовки одноклассников для успешной адаптации, сотрудничества педагога и родителей. Так же необходимо отметить, что для успешного обучения и адаптации в рамках большой социальной группы (средний размер классов в нашем регионе 30 человек) требуется большое внимание к первоначальной подготовке ребенка с РАС к поступлению в общеобразовательную школу: обучение контролю негативных реакций, проработка контактов с большими социальными группами, обучение ребенка встраиванию социальных отношений и эмоциональных связей. Не менее важно, что сами уроки и пространства в рамках, которых проходят эти уроки (спортивные залы или площадки) должны быть адаптированы к обучению ребенку с РАС, что требует подготовки общеобразовательной школы к приему детей с РАС. Следует отметить, что в многих общеобразовательных школах, в которых происходит обучение детей с РАС, не реализуются никакие меры для подготовки ни детей, ни классов, не пространств, ни методичек для обучения. Проблемы, которые возникают в процессе обучения замалчиваются, а потребности детей с РАС игнорируются. Остается только вопрос: что мы, как учителя общеобразовательной школы, можем сделать, чтобы процесс адаптации прошел успешно?Библиография:
  • Сабанина Валентина Николаевна, Булдакова Наталья Викторовна, Анфилатова Ольга Викторовна, Микрюкова Марина Геннадьевна, Караваева Татьяна Леонидовна, Вавилов Алексей Леонидович Элементы гимнастики как средство физического воспитания детей 7-8 лет с расстройством аутистического спектра // Человек. Спорт. Медицина. 2018. С 144.
  • Гилберг К. Аутизм: медицинские и педагогические аспекты / К. Гилберг, Т. Питерс. - СПб.: ИСПиП, 1998. - 312 с.
  • Уварова Анна Владимировна, педагог Конева Ирина Алексеевна ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ АДАПТАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ // Проблемы современного образования. 2022. №74-4. С 23.
  • Боранбаева А.С., Гиляузизова Н.М. ПРОБЛЕМЫ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕК-ТРА (РАС) // Бюллетень науки и практики. 2022. №4. С. 547.
  • Боранбаева А.С., Гиляузизова Н.М. ПРОБЛЕМЫ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА (РАС) // Бюллетень науки и практики. 2022. №4. С. 549.
  • Волкмар Ф. Р. Аутизм: Практическое руководство для родителей, мужчин и учителей. Екатеринбург, 2014. 224 с., c. 88