Публикации
Проект "Бабушкины сказки"
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Проект "Бабушкины сказки"
Автор: Мотылева Ольга Александровна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Проект "Бабушкины сказки"
Автор: Мотылева Ольга Александровна
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №156 «Сказочный» г. Брянска ПРОЕКТ «Бабушкины сказки» Выполнила воспитатель: Мотылева О.А. 2024г Актуальность проекта Детство - детский возраст – период жизни человека, в котором ребенок проходит величайший путь в своем индивидуальном развитии от беспомощного существа, не способного к самостоятельной жизни, до вполне адаптированной к природе и обществу детской личности, уже способной взять ответственность за себя, своих близких и сверстников.Ребенок – существо активное от природы, он любит не только слушать сказки, но действовать и творить, опираясь на них. Язык сказки доступен ребенку. Сказка проста и в то же время загадочна. Она способствует развитию воображения, а это необходимо для решения ребенком его собственных проблем. Через сказочный сюжет ребенок знакомится с новыми явлениями жизни, новыми понятиями и т.д. Сказка обогащает предметный и социальный опыт детей, служит источником комбинированной способности ума. Сказке, особенно сказке, сочиненной детьми, мы обязаны возможностью разрешения глобальных, нравственных противоречий, где всегда побеждает добро. Трудно отрицать роль сказок в развитии речи детей. Грамотная работа с текстом сказки расширяет словарный запас, помогает правильно строить диалоги, влияют на развитие связной речи. С развитием массового телевидения читать дети стали значительно меньше. Телевизор в поединке с книгой без труда вышел победителем: смотреть зрелища легче и интереснее. Ребенок чаще сидит у телевизора, чем с книгой. Система работы воспитателя по формированию интереса к художественным произведениям, в особенности к сказкам, помогает привить любовь к книге. Рекомендуется подходить к работе со сказкой нетрадиционно. Работая с детьми второй младшей группы, увидела затруднения дошкольников в умении пересказывать и рассказывать сказки, вести диалог, связано строить высказывание, поэтому совместно с родителями решили создать в группе уголок «Сказки из бабушкиного сундучка», чтобы помочь детям с помощью близкого человека: бабушки, мамы и других родственников преодолеть трудности речевого развития . Когда ребенок научится работать со сказкой, будет в ней хорошо ориентироваться, разбираться в поступках героев, оценивать их, он сможет эту модель перенести в реальную жизнь, исправить какую-то ситуацию, высказать свою точку зрения. Цель проекта: Создать условия для формирования позитивного опыта общения ребенка и взрослого, способствующего развитию речи и приобщения к народной сказке. Задачи проекта: 1.Познакомить детей со сказками бабушек воспитанников второй младшей группы .2.Привлечь родителей к совместной деятельности по развитию речевых навыков с опорой на сказочный текст.3.Воспитывать любовь к русским народным сказкам.Содержание проекта: I Подготовительный этап. 1.Сбор материала родителями для оформления уголка «Бабушкины сказки» (старинные вышитые вещи, самовар, салфетки и др.)2.Консультация для родителей: «Восприятие сказки ребенком дошкольного возраста».3.Чтение сказок в группе. II Основной этап - цикл практических дел. 1.Выполнение домашних заданий: - подготовка пересказа сказки ребенком и создание иллюстрации к ней (совместная деятельность родителей и детей дома); 2.Творческая работа «Создание мнемодорожек к сказкам».3.Еженедельные встречи за самоваром: « Бабушкины сказки» . III Заключительный этап Дружеская встреча детей и родителей в группе 1. Познавательная викторина с родителями и детьми : «Сказки и сказочные герои».2.Показ кукольного спектакля «Колобок».3.Выставка работ детей и родителей: «Угадай, какая сказка»Место проведения проекта: групповая комната, используется уголок «Сказки из бабушкиного сундучка». Реализация содержательной части1) Собрать материал: выбитые скатерти, салфетки, самовар для оформления уголка. Лекция для родителей «Восприятие сказки ребенком дошкольного возраста». Детство, детский возраст – период жизни человека, в котором ребенок проходит величайший путь в своем индивидуальном развитии от беспомощного существа, не способного к самостоятельной жизни, до вполне адаптированной к природе и обществу детской личности, уже способной взять ответственность за себя, своих близких и сверстников.Дошкольный возраст, по словам В.С. Мухиной, это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения ребенка со сверстниками.В дошкольном возрасте ребенок, осваивая мир постоянных вещей, овладевая употреблением все большего числа предметов по их функциональному назначению и испытывая ценностное отношения к окружающему предметному миру, открывает для себя некоторую относительность постоянства вещей.В перипетиях отношений с взрослыми и сверстниками ребенок постоянно обучается тонкой рефлексии на другого человека. В этот период через отношения с взрослыми интенсивно развивается способность к идентификации с людьми, а также со сказочными и воображаемыми персонажами, с природными объектами, игрушками, изображениями и т.п. К. Бюлер называл дошкольный возраст возрастом сказок. Это наиболее любимый ребенком литературный жанр.Язык сказки доступен ребенку. Сказка проста и в то же время загадочна. Л.Ф. Обухова отмечает, что сказка способствует развитию воображения, а это необходимо для решения ребенком его собственных проблем. Через сказку ребенок знакомится с новыми явлениями жизни, с какими-либо абстрактными объектами (величинами объема, числами, и пр.), новыми понятиями.Творчество немыслимо без фантазии и воображения, которые, в свою очередь, тесно связаны с развитием чувств. На эту связь указывал и Л.С. Выготский, отмечая, что «с действительностью воображение тесно связано движением наших чувств». Единство в развитии чувств и фантазии приобщает ребенка к духовному богатству, накопленному человечеством. Сказка же – это средства приобщения ребенка к миру человеческих судеб, к миру истории, это «золотой ключик» к изменению мира, к его творческому, созидательному преобразованию. Фантастический, загадочный мир влечет к себе не только взрослых, он всегда был объектом пристального внимания детей всех времен и народов. Ребенок наполовину живет в воображаемом, нереальном мире, и не просто живет, а активно действует в нем, преобразовывает и его, и себя. Ведь именно из этой сокровищнице малыш черпает сведения о реальности, которой он еще не знает, черты будущего, о котором он еще не умеет задумываться.Хорошей сказке, считал С.Я. Маршак, свойственны «большой охват событий в быстром, даже стремительном темпе, с высокими подъемами и крутыми спусками, с живым, неподдельным чувством рассказчика, со смелыми обобщениями и выводами». Живой и выразительный язык народной сказки изобилует меткими, остроумными эпитетами, смысловой поэтикой. Народ – непревзойденный учитель речи детей. Ни в каких других произведениях, кроме народных, вы не найдете такого идеального расположения труднопроизносимых звуков, которые, благодаря образной трактовке, без затруднений воспроизводятся юными слушателями. Сказка раскрывает перед ребенком меткость и выразительность языка, показывает, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями. Если система активности ребенка разворачивается в пространстве детской игры, то систему мышления ребенка образует сказки. Согласно идеи Л.С. Выготского, психическое развитие опосредствуется освоением знаковых систем, развернутых в общении ребенка с взрослым и культурно преобразующих его деятельность. Такай системой, опосредствующей психическое развитие ребенка – дошкольника и является сказка как особый культурологический феномен. Ребенок – существо активное от природы, он любит не только слушать сказки, но действовать и творить, опираясь на них. Сказка обогащает социальный и предметный опыт детей, служит источником комбинаторной способности ума. Сказке, особенно сказке, сочиненной детьми, мы обязаны возможностью разрешения глобальных нравственных противоречий, где всегда побеждает добро. С развитием массового телевидения читать детям стали значительно меньше. Телевизор в этом поединке с книгой без труда вышел победителем: смотреть зрелище легче и интереснее. Ребенок чаще сидит у телевизора, чем с книгой. Нетрадиционный подход дает и воспитателю, и ребенку возможность уяснить, что в сказке или в герое хорошо, а что плохо, создать новую ситуацию, где бы герой исправился, добро восторжествовало, зло было наказано, но не жестоко и бесчеловечно. Здоровая в своей основе, конструктивная идея: все можно улучшить, усовершенствовать, изменить для блага людей – должна стать творческим девизом для ребенка. В каждом конкретном случае сюжет сказки обращает внимание лишь на отдельные компоненты из целой гаммы добрых чувств: или на сопереживание, или на самоотверженность. В этой связи следует обратить внимание на значимые в нравственном плане моменты, а именно то, что: ▪ учит детей сравнивать, сопоставлять;▪ формирует привычку доказывать, что это так или иначе;▪ ставит ребенка на место положительного или отрицательного героя, тем самым, давая малышу возможность выбора собственной позиции; Трудно отрицать роль сказок, художественных произведений и в развитии правильной устной речи. Если говорить традиционно, то тексты расширяют словарный запас, помогают верно строить диалоги, влияют на развитие связной речи. Но помимо всех этих, пусть и узловых, задач не менее важно сделать нашу устную и письменную речь эмоциональной, образной, красивой. Умение задавать вопросы, так как, по мнению авторитетных отечественных и зарубежных психологов (А. Запорожец, Л. Венгер, А. Фромм, Д. Добсон и др.), умение в контексте разумно сформулировать вопрос является одним из показателей успешного развития дошкольников. Конечно, в течение дня ребенок ситуативно задает массу вопросов. Но гораздо труднее ему будет поставить шуточный вопрос героям сказки. Очень хорошо, когда в доме есть «волшебная палочка». Обученный владению «волшебной палочкой» дошкольник сам начинает действовать, вызволяя, таким образом, героев из беды. Возникает так называемая обратная связь: ребенок сам активно творит добро, фантазирует, развивает собственное воображение. Следующий метод в общей системе развития мышления, речи и воображения – «Постановка проблемного вопроса». Детям традиционно задается масса вопросов по тексту сказок. Они нередко сформулированы на уровне констатации (Куда пошла Красная Шапочка?). Но куда полезнее вопросы поискового характера (почему, зачем, таким образом). Сказка играет большую роль в развитии познавательных процессов ребенка. С ее помощью можно корректировать неблагоприятные варианты развития дошкольника. С помощью сказки можно повысить уровень связной речи, что очень важно для дальнейшей подготовки к школе. Развитие речи нужно тесно связывать с развитием мышления ребенка. Освоение языка, его грамматического строя дает возможность детям свободно рассуждать, спрашивать, делать выводы, отражать разнообразные связи между предметами и явлениями. Рассматривали виды связного высказывания. Можно отметить, что развитие связной речи детей дошкольного возраста происходит в тесной взаимосвязи с развитием других сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Преимущественное внимание необходимо уделять работе над смысловой стороной слова. Развитие связной речи на занятиях с использованием сказок должно занимать одно из центральных мест. Яркие образы эмоционально воспринимаются детьми, будят их фантазию, воображение, развивают наблюдательность и интерес ко всему окружающему, являются неисчерпаемым источником развития детской речи. Рекомендуется подходить к работе со сказкой нетрадиционно. Так как развитие всех психических процессов у ребенка происходит взаимосвязано, то учат детей мыслить оригинально, не привычно, по-своему не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, смешивать несколько сюжетов в один и т.д., мы оказываем целенаправленное влияние на развитие ребенка. Когда ребенок научится работать со сказкой, будет в ней хорошо ориентироваться, разбирать поступки героев, оценивать их, он сможет эту модель перенести в реальную жизнь, исправить какую-то ситуацию. Так же родителям стоит больше уделять внимание сказке. Конкретное содержание каждой сказке может подсказать родителям и свои пути воспитания. Образы сказок, отношения персонажей выступают у детей в качестве средств интерпретации явлений действительности, обоснования суждений, требований, аргументации тех или иных. Сказки развивают образное и логическое мышление ребенка, его творческие способности, речь, знакомят детей с миром природы и помогают подготовить их к школе. Развитие связной речи и формирование навыков общения – одна из главных задач детского сада. Связная речь представляет собой развернутые высказывания, находящиеся в смысловом и структурном единстве и обеспечивающее общение людей. Познавая мир художественной литературы, ребенок совершенствуется как личность. При этом ребенок в полной мере не может передавать впечатления словами, ребенок может обратиться за помощью к взрослому и попробовать рассказывать сказки еще в дошкольном возрасте. Главной задачей развития связной речи детей старшего возраста является совершенствование монологической речи. Дети пересказывают сказки, литературные произведения, самостоятельно правильно передавая идею и содержание, выразительно производить диалоги действующих лиц. Рассказывая сказки, дети пользуются свойственными жанру свойствами выразительности и знаниями об особенности сюжета: зачин и окончание сказки, присказка победа добра над злом, волшебные предметы героев, превращения и т.д. Дети проявляют большой интерес к сказкам. Сказки дают представления о дружбе, добре и зле, храбрости и верности, красоте внешней и внутренней, учат трудолюбию, внушают уверенность в торжестве правды и справедливости. Детям нравятся сказки, когда герой преодолевает трудности и в конце получает вознаграждение - достойную награду. Творческая работа по рассказыванию сказок, способствует формированию у детей нравственных качеств, развивает фантазию, связную речь, активность и расширяет словарный запас. В результате работы с взрослыми – бабушками, педагогами, дети учатся рассказывать сказки, вести диалог.2) Чтение сказок в группе для подготовки к викторине: «Айболит и воробей», «Лиса – лапотница», «Жихарка», «Лягушка – путешественница». 3) Рассказывание бабушками сказок за самоваром. (Сказка записывается, проводится беседа, идет зарисовка сказки).В процессе подготовки было прочитано 12 сказок дома с родителями, которые дети пересказывали в группе. Дружеская встреча детей и родителей в группе 1неделяа) Приход в группу со сказкой «Три медведя» бабушки Стеши.б) Пересказ сказок детьми, приготовленных дома.«Курочка Ряба». «Гуси -лебеди». «Волк и семеро козлят». «Колобок».2 неделяПриход бабушки Кати (со своей сказкой). Записывание сказки, беседа и зарисовка ее детьми.в) Домашнее задание: Пересказ сказок, приготовленных дома с родителями. «Заюшкина избушка» «Лисичка со скалочкой» «Петушок и бобовое зернышко» «Теремок». 3 неделя Приход со своей сказкой бабушки Киры (рассказ за самоваром, запись сказки, беседа и зарисовка сказки детьми).Домашнее задание: Пересказ сказок детьми, приготовленных с родителями дома. «Гуси – лебеди» «Жихарка» «Три медведя» 4 неделя Подведение итогов приготовить 12 сказок дома с родителями. Дружеская встреча детей и родителей в группе Педагог встречает детей и родителей и сообщает, что подошла к завершению совместная деятельность в рамках реализации проекта. И сегодня мы увидим, с какими новыми сказками дети познакомились, чему научились, какие приобрели умения и навыки. А поможет нам викторина: «Из какой сказки? » Родители и дети делятся на 2 команды, дети придумывают названия командам. 1 задание: Вспомните название сказок по их героям:1.Наф - Наф, Нуф – Нуф, Ниф – Ниф («Три поросенка»).2.Коза, волк , 7 козлят («Волк и семеро козлят»).3.Гуси – лебеди, Ваня, Аленушка («Гуси-лебеди»).4.Еж, бабушка, дедушка, внучка («Пых»).5.Лиса, уточка, курочка, гусочка, мужик («Лисичка со скалочкой»).6.Больные звери в Африке («Доктор Айболит»).7.Ленивые дети, мама («Кукушка»). 8.Михаил Потапыч, Анастасия Петровна, Мишутка, Машенька («Три медведя»)9.Сестрица Аленушка, козленок, баба Яга, добрый молодец («Сестрица Аленушка и братец Иванушка»).10. Мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайка-побегайка, петушок- золотой гребешок, медведь («Теремок»).2 задание: Послушав стихи, назовите героев сказки.3 задание: Каждый команде раздаются пиктограммы с разными изображениями чувств, настроения. Нужно угадать, какое чувство было у героев, и показать это на пиктограмме. 4 задание: Детям предлагают показать сказку для взрослых. Кукольный театр: «Колобок». Итог: воспитатель на прощание говорит: «Сказки вы не забывайте, с интересом их читайте, в гости ждем мы вас, друзья. Вам будут рады, здесь всегда, спасибо вам за сотрудничество