Публикации
Формирование читательской самостоятельности младших школьников через умения и навыки работы с книгой на уроках по ФГОС.
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Формирование читательской самостоятельности младших школьников через умения и навыки работы с книгой на уроках по ФГОС.
Автор: Таланова Светлана Павловна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Формирование читательской самостоятельности младших школьников через умения и навыки работы с книгой на уроках по ФГОС.
Автор: Таланова Светлана Павловна
Формирование читательской самостоятельности младших школьников через умения и навыки работы с книгой на уроках по ФГОС.1.1 Тема самообразования: «Формирование читательской самостоятельности младших школьников через умения и навыки работы с книгой на уроках ФГОС»1.2 Цель: развивать у детей мотив обращения к книгам, формировать конкретные знания, умения, навыки, обеспечивающие взаимодействие читателя с книгой и текстом на этапе реализации ФГОС НОО.1.3 Объект исследования: процесс формирования самостоятельного чтения текста у младших школьников.1.4 Предмет исследования: методы формирования читательской самостоятельности младших школьников на уроках и во внеурочное время.Практическая ценность исследования заключается в определении и обосновании педагогических условий формирования читательской самостоятельности учащихся начальных классов на уроках литературного чтения в различных методах и упражнений, которые будут даны в работе.1.5.Актуальность темы:Современное качество образования по литературному чтению в начальной школе определяется уровнем овладения учащимися ключевыми компетентностями – способностями к самостоятельной деятельности в учебном процессе, в использовании приобретенных в школе знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни. Этим объясняется актуальность проблемы формирования у учащихся начальной школы знаний, умений, навыков и способов деятельности, определяющих читательскую компетентность как одну из ключевых, которая составляет основу умения учиться.Период детства с 6-7 до 9-10 лет в современной возрастной психологии принято считать младшим школьным возрастом. В этот период происходит как физическое, так и психофизиологическое развитие ребенка, которое обеспечивает возможность дальнейшего систематического обучения.Полноценный навык чтения - это база для дальнейшего обучения всем другим школьным предметам, основной источник получения информации и даже способ общения. Успешное овладение навыком чтения - один из показателей общего уровня развития познавательной деятельности ребенка, так же как трудности в процессе обучения чтению говорят об отдельных проблемах развития того или иного психического процесса (внимания, памяти, мышления, речи). Выделяется четыре качества навыка чтения:- сознательность;- выразительность;- беглость;- правильность;Главной задачей обучения чтению является выработка у детей этих навыков.Читательская самостоятельность младших школьников и школьников старшего возраста в настоящее время становится огромной проблемой, которую нужно решать, в том числе и в образовательном учреждении. Детей окружают интернет, гаджеты, средства массовой информации, поэтому они все реже обращаются к книгам и к чтению.Книги должны быть грамотно подобраны и обязательно разнообразны, а также соответствовать возрасту ребенка. Поддерживая интерес к чтению, важно беседовать о прочитанном, советовать, поддерживать похвалой, помогать ребёнку соотносить действия героев с жизненной ситуацией.На развитие познавательного интереса к чтению влияет также и организация учебного процесса, оптимальное сочетание различных методов и приёмов, а также эмоциональная атмосфера общения. Учитель должен помочь каждому ребёнку увидеть в книгах собеседников, нужных и мудрых друзей, научиться различать их и разговаривать с ними.Каждого ребенка можно научить читать, однако не все дети полноценно воспринимают и осознают сущность прочитанного, что требует совершенствования и изменения подходов к организации читательской деятельности младших школьников, осмысления процесса формирования основ читательской компетентности.Согласно положениям ФГОС НОО учащиеся начальной школы должны:- узнавать, о чем написана книга, по титульному листу, оглавлению, иллюстрациям;-объяснять поступки героев и давать им оценки;-читать наизусть несколько стихотворений (7-10);-сознательно, бегло читать незнакомый художественный текст со скоростью 70-80 слов в минуту (вслух) и 90-100 слов в минуту (про себя).-пересказать подробно небольшое эпическое произведение;-писать изложение художественного повествовательного текста по плану, составленному под руководством учителя (70-90 слов);-находить в тексте образные слова и выражения и объяснять их значения;- устанавливать последовательность событий и составлять план небольшого эпического произведения;-читать выразительно стихи и прозу, используя короткую и длинную паузы, логическое ударение, повышение и понижение тона;-объяснять смысл прочитанного произведения, соотносить его содержание и заглавие;Формировать читательскую грамотность необходимо на любом уроке. Однако базовым предметом для этого является урок литературного чтения.Мною используются перечисленные ниже виды речевой и читательской деятельности: - чтение (чтение про себя, чтение вслух);- работа с разными видами текста (разные виды книг);- говорение (культура речевого общения);- письмо (культура письменной речи);- аудирование (слушание);- работа с текстом художественного произведения;- работа с учебными и научно-популярными текстами; Для формирования навыков выразительного чтения использую:- «Эхо» (за учителем);- работу над артикуляцией (звуки, слоги, скороговорки, труднопроизносимые слова, чёткость окончаний, чтение на одном дыхании);- разметка текста (паузы, логическое ударение);- выделение голосом различных слов в предложении;- по ролям;- чтение одного предложения с разной интонацией;- выборочное чтение вопросительных и восклицательных предложений;- чтение с настроением (угадать настроение читающего ученика).Можно выделить следующие этапы формирования умений по работе с текстом в начальной школе: 1 класс: учитель обучает детей читать и понимать смысл прочитанного текста. 2 класс: учитель обучает детей работать с текстом - пересказывать, делить на части, составлять план, выделять опорные слова, определять героев, давать характеристику их личностям и поступкам. 3-4 классы: учитель обучает детей находить информацию, давать собственную оценку прочитанному, выделять главную и второстепенную мысль в тексте, сопоставлять свои убеждения с жизненными позициями персонажей, прогнозировать содержание, самостоятельно формулировать вопросы, сравнивать тексты разных жанров с похожим содержанием.В программах по новому ФГОС выделены следующие разделы, которые нацеленные на формирование читательской самостоятельности младшего школьника:- библиографическая культура: книга как особый объект, виды и типы книг, какой вид информации в книге, ее элементы, библиографические умения: правильная ориентация в любой книге по элементам в ней, а также не мало важно как выбрать книгу;- круг детского чтения: основные темы детского чтения , детские периодические издания, представленность разных видов книг (фантастическая, историческая, научно-популярная, приключенческая, справочно-энциклопедическая);- работа с разными видами текста, поиск информации в разных текстах (художественном, учебном, научно-познавательном).Особенности формирования читательской компетентности учащихся начальной школы.Читательская компетентность определяется:- владением техникой чтения;- знанием книг и, конечно же, умение выбирать их самостоятельно;- пониманием прочитанного и прослушанного произведения;- сформированностью духовной потребности в книге как средстве познания мира и самопознания;- умением работать с текстами художественных произведений разных жанров и нехудожественных (учебной, справочной или научно-познавательной).Потребность – является мотивом чтения. У младшего школьника, который овладевает чтением, вначале возникает потребность именно научиться читать, т. е. освоить процесс чтения и звуковую систему, возникновение из букв слова, поэтому для совершенствования навыка чтения необходимо вызвать интерес развивать мотивацию к чтению у младшего школьника.Освоив первоначальное чтение, ученик меняет мотив чтения: ему становится интересно понять, какая мысль кроется за словами. По мере развития чтения мотивы усложняются, и далее школьник читает с целью узнать какой-то конкретный факт или же какое-то явление; после уже появляются более сложные потребности, например, найти главную мысль в научно-популярном или научном тексте, также, например, познать мотив поступка героя, чтобы оценить его.Поэтому первый шаг на пути приобщения детей к чтению должен быть направлен на овладение техникой чтения и, прежде всего, на запоминание учениками букв, своеобразия их сочетаний, на формирование умений быстро различать определенную букву среди других, соотносить ее со звуком, узнавать, что она обозначает, когда оказывается в цепочке других букв, образующих слово.Просматриваются такие этапы формирования читательских интересов:6-7 лет, когда интерес к любой книге связан у детей с желанием и умением действовать самостоятельно. В это время детей в равной мере привлекают и стихи, и сказки, и рассказы, но стихи и сказки им читать значительно легче, чем рассказы, а так называемые «тонкие» книжки - («малышки») они неизменно предпочитают «толстым»; 8-9 лет, когда учащиеся особенно увлекаются книгами о природе. Это вызвано тем, что дети, становясь старше, хотят поскорее выступить в роли взрослых, а мир природы, в частности животные и окружающие детей растения, это как раз и есть та область жизни, где ребенок 8-9 лет чувствует себя свободно. Книги о животных и растениях привлекают ребенка тем, что помогают познать этот зависимый от него мир, а также понять, как в нем можно и нужно действовать; 9-10 лет, когда характерен глобальный интерес к миру людей, к историческим событиям, к личностям, к приключениям и путешествиям и особенно - к сказочным, фантастическим; Чтобы добиться хороших результатов, я использую различные упражнения. Так для включения в урок подходят упражнения:- на релаксацию, которые одновременно настраивают детей на эстетическое восприятие произведения;- упражнения на концентрацию внимания.Развитие читательской самостоятельности младших школьников следует рассматривать как процесс трехсторонний. С первой стороны – необходимо возбудить у детей этот интерес, со второй – удержать и продолжать развивать его, с третьей – создать в учебном процессе такие условия, при которых у школьников возникает потребность в его самостоятельном поддержании и удовлетворении. В каждый момент обучения все три стороны процесса протекают практически в одно время, однако проявляются на разных уровнях в зависимости от фактического запаса у учащихся необходимых знаний и умений.При четком выполнении требований данных условий учитель сможет последовательно и уверенно вести учащихся к намеченной цели обучения, а значит сформировать у каждого учащегося способность и потребность в самостоятельном чтении.Методы и приемы формирования читательской самостоятельности у младших школьников.Для эффективного формирования читательской самостоятельности у обучающихся начальной школы педагог может использовать в своей деятельности разнообразный арсенал методов. Содержание комплекса уроков по литературному чтению должно составляться исходя из анализа психолого-педагогических условий развития читательской самостоятельности младших школьников.Условия, которые способствуют формированию читательской самостоятельности: использование книг с красочными иллюстрациями, которые соответствуют ее содержанию; на каждом уроке желательно регулярно читать новую книгу (или же, например, это может быть новое произведение или новый автор), для того чтобы постепенно расширять круг детского чтения; включение различных литературных игр в содержание занятий по литературному образованию младших школьников. Например, «Назови героя по его описанию», «Найди ошибки в последовательности сказки» и т.п.; стараться, чтобы на каждой парте находилась книга, которая в дальнейшем будет прочитана. Хочу добавить больше про Литературные игры, так как считаю их одним из лучших методов формирования читательской самостоятельности у младших школьников. Литературные игры – это игры-соревнования, которые помогают понять, кто из детей внимательнее и читает книги. На уроках литературного чтения литературные игры приучают детей к внимательному прочтению книг, способствуют более глубокому пониманию содержания произведения. Примером включения литературной игры могут стать: - угадывание книг по описанию;- восстановление строк и строф, по определенным словам;- узнавание произведений по отдельным отрывкам из него;- викторины, кроссворды.Например, существует такое задание, как «Книжные жмурки» которое направленно на повышение у обучающихся интереса к книге. Цель: оживить интерес читателей к интересным, полезным, содержательным, книгам, которые часто остаются без внимания. Ребенку предлагается взять из специальной подборки книгу для прочтения домой. Изначально книгу оборачивают непрозрачной обложкой, и поэтому, когда читатель выбирает книгу, он ее не видит и не знает, что выбирает. Когда ребёнок возвращает книгу, учитель интересуется, понравилась ли ученику книга, чем именно, будет ли он рекомендовать друзьям прочитать ее.Чтобы увеличить у младших школьников интерес к урокам внеклассного чтения, можно использовать методы самостоятельной проверки домашнего задания. На этапе проверки домашнего задания дети работают в парах: договариваются и распределяют выполнение заданий между собой.Среди разнообразия литературных игр, которые рекомендуют включать в содержание занятий по литературному образованию, наибольшей популярностью пользуются различные загадки. Во время этих игр происходит развитие моральных, умственных, волевых качеств личности, а также расширяются знания детей об окружающем мире, читательский кругозор.Еще одним приемом формирования читательской самостоятельности у обучающихся начальной школы может стать творческая работа детей. Творческая работа подразумевает собой сочинение историй или сказок, а также самостоятельность в использовании и подбора рифмы. Тем самым творческие задания идут на пользу при развитии детского литературного творчества, также приобщают к литературе и все это в последствии способствует формированию читательской самостоятельности.Ниже будут примеры видов творческих работ, которые нацелены на повышение продуктивности уроков литературного чтения и формирования читательской самостоятельности: пересказ от лица одного из персонажей произведения; чтение по ролям; краткий пересказ, в котором обучающийся выбирает основное, отсеивая второстепенное; инсценировка; пересказ с изменением лица рассказчика; изображение прочитанного (словесное, графическое).При использовании описанных выше видов работы над текстом на уроках литературного чтения влияет на: - овладение осознанным чтением;- понимание духовной сущности произведения;- развитие эмоциональной отзывчивости; - развитие интереса к чтению и книге.Заключение.Научить читать, конечно, трудно, но еще труднее научить детей любить читать.Уроки с использованием технологии продуктивного чтения привлекают и активизируют обучающихся. А также подобная форма работы способствует: - развитию коммуникативных навыков;- развитию инициативы обучающихся;- развивают у обучающихся самостоятельный поиск средств и способов решения задач, которые напрямую связанны с реальными ситуациями в жизни. Если будут использованы разнообразные методы и приемы на уроках литературного чтения и, конечно, во внеурочной деятельности, то формирование читательской самостоятельности у обучающихся будет эффективным: - инсценировка; - краткий пересказ, - пересказ от одного из персонажей;- передача прочитанного по ролям; - пересказ с изменением лица рассказ;- графическое и словесное иллюстрирование прочитанного и другие методы, которые были описаны ранее в работе. Преподаватель может добиться эффективного формирования самостоятельности чтения у обучающихся, при условии сосредоточения внимания на нюансах младшего школьного возраста.