Публикации «Воспитание патриотизма и гражданственности во внеклассных и внеурочных формах работы» (выступление на МО классных руководителей)

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Воспитание патриотизма и гражданственности во внеклассных и внеурочных формах работы» (выступление на МО классных руководителей)
Автор: Виноградова Елена Юрьевна

«Воспитание патриотизма и гражданственности во внеклассных и внеурочных формах работы»(выступление на МО классных руководителейподготовила учитель Виноградова Елена Юрьевна (ОГКОУ «Ивановская школа-интернат № 3»)Исторически сложилось так, что любовь к Родине во все времена в российском государстве была чертой национального характера. Во все времена вопросы патриотической работы, становления гражданственности в нашей стране были важнейшей составной частью воспитания граждан. Художественная, философская и педагогическая мысль России всегда была ориентирована на воспитание высоких гражданских качеств.«Два чувства дивно близки нам.В них сердце обретает пищу:Любовь к отеческим гробам,Любовь к родному пепелищу.На них основано от векаПо воле Бога самогоСамостоянье человека,Залог величия его…» Историк и писатель Карамзин R.M. акцентировал внимание на патриотической составляющей гражданственности. Выделив такие разновидности любви к Отечеству:
  • Физическая любовь, т.е. привязанность к месту своего рождения, малой родине;
  • Нравственная, т.е. любовь к согражданам, с которыми человек растёт, воспитывается, живёт;
  • Политическая, т.е. любовь к благу и славе Отечества и желание способствовать им во всех отношениях.
  • Это сложное чувство не возникает само по себе, а специально воспитывается, формируется.Проблема воспитания новых поколений россиян с каждым годом звучит всё острее. Наверное, не вызовет спора утверждение о том, что сейчас нравственное воспитание молодежи в стране по сравнению с советским временем резко ухудшилось, а отсюда - ёе ошибки в выборе жизненных позиций, отношение к защите Отечества, к труду по созданию материальных ценностей, к ветеранам войны и труда.Одной из главных задач по формированию цивилизованной личности является воспитание патриота—гражданина личности, осознающей свою причастность к происходящим в современном обществе процессам и решению его насущных проблем.Гармонизация гражданских и патриотических качеств - это одна из сложных проблем, с решением которой мы сталкиваемся в повседневной жизни. И решать эту проблему следует с опорой на закономерность психолого - возрастного развития воспитанников.Патриотизм качество нравственное. В нравственный кодекс патриота включаются такие критерии: любовь к Отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам. Патриотизм это чувство нравственное и природа его, как и любого чувства, иррациональна. Прививая это чувство молодому поколению, мы даём ему возможность прикоснуться к самым памятным страницам истории Отечества, своего края, рода, семьи. Известно, что нельзя воспитать настоящего гражданина без любви к Отечеству, к своей малой родине.Как утверждает словарь иностранных слов, «патриотизм» происходит от древнего слова «patris»— родина, в слове «родина» - корень «род», в слове «отечество» явно слышится «отец». Это подсказывает, что работу по воспитанию патриотических чувств надо начинать с воспитания любви к родителям отцу и матери. Невозможно любить народ, не любя родителей, не уважая взрослых и сверстников. Кто не уважает своей родины, тот не уважает себя, тот не имеет права на уважение к себе со стороны других лиц.Это основа патриотических чувств. Семья главный институт ребенка именно в семье он усваивает те нормы отношений к миру, людям, самому себе, родному краю, которые приняты в семье. Именно с семейного альбома, с рассказов отцов и дедов прививается интерес к истории, прошлому.Дикостью и вандализмом можно назвать желание очернить родную страну, её историю, обычаи , потому что только варварам свойственно не иметь истории. Русский философ И.А. Ильин, касаясь проблем воспитания, настаивал на том, чтобы с пяти-шести лег ребёнок знал своих национальных героев, влюблялся в них. Р. Гамзатов в книге «Мой Дагестан» писал: «Если мы выстрелим в прошлое из винтовки, будущее выстрелит в нас из пушки».Гражданственность одно из ведущих идейно-нравственных свойств личности. Гражданственность «подпитывается» патриотизмом, своей интеллектуальной ментальной российской спецификой. Гражданин обладает совокупностью прав и обязанностей. Патриот чувствует любовь к своей Родине, а гражданин зиает свои обязанности перед ней. Согласно этому гражданственность можно определить как качество нравственно-политическое, важной составляющей частью которого является патриотизм. В такой трактовке гражданственность интегрирует общечеловеческие духовные ценности: высокий строй души и чувств, социальную направленность мыслей.Определённость толкования понятий «гражданственность» и «патриотизм» даёт ориентир, указывающий на то, что, зачем и как воспитывать.Проблема адаптации школьников к современной жизни ставит перед педагогическим коллективом следующие задачи и актуализирует такие направления педагогической деятельности, как:
  • Нравственное образование и воспитание школьников в качестве граждан России.
  • Воспитание школьников в качестве граждан России, воспитание уважения к национальным ценностям, способность понимать и принимать свою и чужую культуру должна стать одним из приоритетов образования.
  • Гордость за свою историю, свою культуру не должна приводить к попыткам принизить ценность и значимость других народов, других культур.
  • Воспитание учащихся в духе ценностей демократического общества.
  • Основополагающая образовательная и воспитательная задача курсов истории и обществознания в школе воспитание уважения к человеческой личности, раскрытие ценности каждого человека, его уникальности, неповторимости.Сегодняшние дети особые, потому что их мировоззрение формируется в условиях затянувшегося социально экономического кризиса. К сожалению, события последнего времени в политике, экономике и культуре России подтверждают очевидность все более заметной утраты нашим обществом традиционного российского патриотического сознания. Как никогда современно звучат слова П. Струве, констатировавшего в 1910 г., что мы сейчас «стали перед необходимостью напрячь все усилия для того, чтобы зажечь и организовать угасший в народе патриотизм».Следовательно, значение воспитания патриотизма и гражданственности граждан страны возрастает многократно. Дальнейший процесс позитивных преобразований всех сфер жизнедеятельности общества, требует обновления духовных начал, глубокого познания наших исторических ценностей, героического прошлого Отечества, высокой самодисциплины, воли и гражданского мужества народа. Воспитание гражданственности и патриотизма это целенаправленная и систематическая деятельность воспитателя, по формированию у школьников патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей. Воспитание должно быть направленно на развитие личности, обладающей качествами гражданина-патриота. В условиях школы патриотизм традиционно формируется в ходе работы с историческими материалами, раскрывающими традиции российского народа; героическую борьбу, подвиги, талант лучших сынов Отечества; воспитывающими нравственные качества государственных, политических и общественных деятелей и др.; непримиримость к врагам России; уважение к атрибутам государственности (Флагу, Гербу и Гимну) страны.Опыт показывает, что в сложнейших условиях реформирования общества не менее сложно воспитывать у подростков моральные качества, соответствующие достойному гражданину Родины, которые традиционно взращиваются на более благодатной почве. Причины здесь ясны: трудности, с которыми сталкивается страна, являются трудностями каждого в отдельности человека, в том числе и школьника.Сегодняшние достижения новой России пока еще не столь значительны, чтобы на них воспитывать патриотизм у учащихся. И недалекое прошлое дискредитировано (и жизнью, и средствами массовой информации). Тем не менее, пришло время перестать делить общество на «красных» и «белых», перестать быть «детьми без родителей», показывать все достижения Руси России Советского Союза — Российской Федерации независимо от того, каким было или есть государство — княжеское, царское, буржуазное, советское или современное. И тогда юноша, и девушка смогут почувствовать гордость за свою Родину, ведь ее достижения поистине огромны. Анализируя историю, мы приходим к выводу, что история России — это в значительной мере история войн, в которых россияне проявляли героизм и мужество, переносили неимоверные тяготы и лишения. Поэтомуучащимся необходимо рассказывать, во имя чего совершались те или иные подвиги, почему наши далекие предки и недавние предшественники жертвовали состоянием, любовью, самой жизнью во имя интересов Отечества. Гражданское патриотическое воспитание составляют одно из важнейших направлений государственной политики в образовании. Очевидна необходимость разработки и реализации новых подходов к определению приоритетов и основополагающих принципов гражданского воспитания. Все вышеизложенное и определило актуальность и значимость темы данного исследования: «Воспитание патриотизма и гражданственности во внеклассных и внеурочных формах работы».С целью воспитания любви к Родине мы проводим тематические классные часы. Стало уже традицией проводить в школе занятия из цикла «Как это было?» об истории Великой Отечественной войны. Совместно с учениками были готовятся занятия, посвящённые Московской и Сталинградской битвам, битве на Курской Дуге, блокаде Ленинграда, трагедии Хатыни, 9 Мая. Были оформлены фотовыставки, посвящённые этим событиям. Большую роль в воспитании патриотизма и гражданственности играет праздник, посвященный Дню Победы. В следующем году наша страна будет отмечать 80-летие этой даты, которую, мы, пожалуй, будем отмечать без ветеранов. Еще совсем немного и не останется очевидцев тех страшных лет. Подрастающее поколение все меньше и меньше знает об этой войне, которая унесла более двадцати семи миллионов жизней наших соотечественников. Наиважнейшая задача школы: сохранить межпоколенные связи в различных формах и методах. Хотелось бы остановиться подробнее на занятии посвящённому Дню Победы. Был разработан сценарий, который ставил следующие цели:
  • Воспитание любви к Родине.
  • Уважение памяти павших за их мужество и стойкость в борьбе против фашизма.
  • Показать массовый героизм собственного народа, включая детей.
  • Формой проведения занятия была избрана литературно документальная композиция, в которой, на наш взгляд, удачно переплелись между собой театрализация и информационная справка, а также костюмы действующих лиц. Наиважнейшую роль в композиции сыграла и музыка, которая усиливала трагизм и пафос слов. Хочется верить, что фото и видео материалы, передающие историзм событий, эмоциональность и чувственность исполнителей, психологическая атмосфера всего мероприятия в целом не оставили зрителей равнодушными. В ходе подготовки мероприятия дети прониклись чувством сопричастности к прошлому, состраданием, уважением к подвигу дедов и отцов. На протяжении всего мероприятия в зале стояла напряженная тишина, все взоры были устремлены на сцену. Я думаю, что вовлекая детей в творческий процесс, который задевает какие-то душевные струны, вызывает чувство сострадания, сопереживания, сопричастности можно достучаться до сердец детей. Родным, понятным становится то, во что человек вложил частичку самого себя. Проводимая работа с малых лет приучает детей проявлять свою любовь к школе, к родному краю, к отчему дому, ко всей нашей большой стране.Быть патриотомЧто же это значить?А это значить Родину любить,А это значить честно, бескорыстно Отечеству любимому служить.И если это в сердце утвердится Тех, кто за партой нынешней сидит,Учитель школьный, можешь ты гордитьсяТвой век земной не зря тобой прожит Очень важно уделять внимание патриотическому и гражданскому воспитанию, т.к. отсутствие такого воспитания ведет к падению нравственности и духовности, а, следовательно, к деградации Российского общества, забвению исторической памяти, а со временем и к гибели Отечества. И, поэтому необходимо воспитывать в детях гражданина и патриота России, через различные формы работы.