Публикации Методическая разработка "разбираем задание 13.3 ОГЭ"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Методическая разработка "разбираем задание 13.3 ОГЭ"
Автор: Адуева Индира Хусаиновна

Методическая разработка «Выполнение задания 13.3 ОГЭ»Русский язык является основной дисциплиной для обучающихся в средних общеобразовательных учреждениях Российской Федерации. С момента введения новой формы экзамена по русскому языку тема подготовки учащихся к ОГЭ стала одной из самых актуальных.Подготовка к итоговой аттестации – это всегда ответственный процесс.Мы, учителя, вместе со своими учениками готовимся к этому серьезному испытанию и ищем эффективные пути к его успешному преодолению. У каждого учителя постепенно формируется свой стиль подготовки к экзамену.Подготовку к ОГЭ я начинаю с 8 класса. Уроков русского языка в 8 классе очень мало, поэтому подготовкой занимаюсь на факультативе. В сентябре учащиеся заводят общую тетрадь «ПОДГОТОВКА К ОГЭ».Уже на первом занятии знакомлю с нормативно-правовыми документами по итоговой аттестации, информирую о структуре и содержании контрольно-измерительных материалов, рассказываю о процедуре проведения экзамена, о ходе подготовки к экзамену и уровне готовности каждого ученика, провожу анализ ОГЭ за прошлый год.В рамках информационной работы ежегодно в кабинете оформляю стенд, отражающий общую информацию, связанную с ОГЭ по русскому языку. Также на стенде представляю демонстрационные варианты КИМов, инструкции по выполнению работы, инструкции по заполнению бланков, рекомендации психологов для выпускников, список литературы и адреса сайтов. На консультациях тщательно изучаем критерии оценивания ОГЭ.Подготовку в 8 классе начинаю со второй части экзамена – тестовой. На каждом занятии разбираем по одному заданию, записываем теорию, вклеиваем готовый теоретический материал. К каждому заданию у меня есть практические материалы, сначала работаем с ними, а потом, когда будет пройдена вся теория, приступаем к самим КИМам. Уже в 8 классе даю все тестовые задания, разбираем теорию, нарешиваем тесты. Также в 8 классе идет активная подготовка к написанию сжатого изложения. Сначала знакомлю учащихся с критериями оценивания сжатого изложения, потом со способами сжатия текста (теорию по этому вопросу вклеиваем в наши тетради для подготовки к ОГЭ). Потом в течение года несколько раз пишем изложение. К счастью, в кабинетах, где я работаю, есть аппаратура, поэтому сразу привыкаем к голосу из колонок. Пока учимся писать, работаем вместе, выделяем микротемы, разбираем, зачитываем полученное. Я работаю вместе со своими учениками, точно так же с черновиком, записываю ключевые слова, а потом зачитываю свой вариант. Так мы работаем первое полугодие, а начиная с января, учащиеся уже самостоятельно работают с изложением.Чтобы хорошо справиться с изложением, ученику необходимо прежде всего понимать, что любой текст содержит главную и второстепенную информацию. Главная информация – это то содержание, без которого будет неясен или искажён авторский замысел. Следовательно, нужно научиться воспринимать текст на слух так, чтобы точно понимать его общую тему, проблему, идею, видеть авторскую позицию. Учащийся должен также тренироваться в определении микротем, являющихся составной частью общей темы прослушанного текста.Однако умения, связанные с анализом текста, - это далеко не всё, что требуется учащемуся для хорошего сжатого пересказа. Нужно ещё научиться правильно и точно подбирать слова для передачи главного содержания текста, уместно употреблять синтаксические и грамматические конструкции, владеть связностью речи и логикой изложения.Ученик должен знать, что сжатие текста предполагает в основном исключение подробностей, деталей, а также обобщение единичных явлений и фактов.При подготовке к сжатому изложению выделяю несколько этапов.1. Слушание текста.Слушание – один из важных этапов в работе над изложением, так как восприятие речи требует концентрации воли, внимания, напряженной работы мысли. Поэтому перед слушанием следует создать специальную установку, например: определите тему и основную мысль текста. Оптимальному восприятию содержания текста способствует выразительное чтение его учителем.2. Понимание текста.Проблема состоит в том, что большинство детей не понимают смысла прочитанного текста. Цель учителя – воспитать культурного читателя, умеющего понимать текст. Исследование текста можно начать с описания картин, возникающих в воображении при чтении.А с начала 9 класса я начинаю готовить учеников к написанию сочинения – рассуждения. На первых занятиях знакомлю учащихся с тремя видами сочинения (13.1,13.2,13.3), с критериями оценивания. Как показывает практика, 98% учащихся выбирают задание 13.3, сочинение – рассуждение на морально – этическую тему. Именно к этому сочинению весь год я и готовлю своих учеников.Задание 13.3 предполагает написание сочинения-рассуждения на морально-этическую тему с опорой на предложенный во второй части заданий текст и собственный жизненный опыт. Объем сочинения не должен быть менее 70 слов. За основу будущего сочинения берется собственное определение, которое ученик должен дать тому или иному качеству или жизненному явлению, связанному со смыслом текста, использованного для выполнения основных заданий во второй части. Поскольку написать необходимо именно рассуждение, его основу должны составить размышления, анализ, а не пересказ представленного ранее текста.Алгоритм написанияДля того чтобы выполнить работу в соответствии с требованиями, которые к ней предъявляются, необходимо:• перечитать текст, убедиться в том, что понята его идея в связи с предлагаемым для определения понятием;• сформулировать и записать определение, которое станет началом вступительной части, тезисом сочинения;• завершить вступительную часть пояснениями к определению;• перейти к написанию основной части привести аргументы из текста и собственного жизненного опыта;• завершить работу выводом, в которой на основании представленных аргументов подтвердить правильность и доказанность тезиса.В сочинении 13.3. может быть четыре абзаца.1 абзац – толкование этического понятия, предложенного для размышления; комментарий понятия;2 абзац – аргумент из исходного текста;3 абзац – аргумент из жизненного опыта или из исходного текста4 абзац – вывод.Работа над построением сочинения-рассуждения.Чтение задания к сочинению-рассуждению на морально-этическую тему.13.3 Как вы понимаете значение слова ДОБРОТА? Сформулируйте и прокомментируйте данное вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое доброта?», взяв в качестве тезиса данное вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающие ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из вашего жизненного опыта.Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.Учитель:- Над каким понятием сегодня мы будем работать?Ученики:- Над понятием доброта.Учитель:Дайте определение данного слова. ( Доброта – это проявление искренних, добрых чувств по отношению к кому или чему-либо). Это определение понятия станет тезисом вашего сочинения-рассуждения. Примерный вариант комментария по проблеме:- Доброта - нравственная основа нашей жизни, и мы должны помнить, что человек жив прежде всего не заботой о себе, а стремлением делать добро другим.Работа над комментарием к тезису: 2-3 предложения, содержащие размышления в соответствии с заявленным тезисом.Учащиеся приходят к выводу о том, что люди порой забывают о человечности, становятся агрессивными, жестокими, равнодушными, чёрствыми, злыми, что не должно быть в обществе. Они утрачивают чувство доброты.Примерный текст комментария:- Доброта – одно из важнейших качеств человека. Оно делает его терпимым и отзывчивым, способным проявлять заботу и внимание к другим. Доброта вне времени и пространства. (1)Няня, где Жучка? – спрашивает Тёма.– (2)Жучку в старый колодец бросил какой-то ирод, – отвечает няня. – (3)Весь день, говорят, визжала, сердечная...(4)Мальчик с ужасом вслушивается в слова няни, и мысли роем теснятся в его голове. (5)У него мелькает масса планов, как спасти Жучку, он переходит от одного невероятного проекта к другому и незаметно для себя засыпает. (6)Он просыпается от какого-то толчка среди прерванного сна, в котором он всё вытаскивал Жучку, но она срывалась и вновь падала на дно колодца.(7)Решив немедленно идти спасать свою любимицу, Тёма на цыпочках подходит к стеклянной двери и тихо, чтобы не произвести шума, выходит на террасу. (8)На дворе светает.(9)Подбежав к отверстию колодца, он вполголоса зовёт:– (10)Жучка, Жучка!(11)Жучка, узнав голос хозяина, радостно и жалобно визжит.– (12)Я сейчас тебя вызволю! – кричит он, точно собака понимает его.(13)Фонарь и два шеста с перекладиной внизу, на которой лежала петля, начали медленно спускаться в колодец. (14)Но этот так хорошо обдуманный план неожиданно лопнул: как только приспособление достигло дна, собака сделала попытку схватиться за него, но, потеряв равновесие, свалилась в грязь.(15)Мысль, что он ухудшил положение дела, что Жучку можно было ещё спасти и теперь он сам виноват в том, что она погибнет, заставляет Тёму решиться на выполнение второй части сна – самому спуститься в колодец.(16)Он привязывает верёвку к одной из стоек, поддерживающих перекладину, и лезет в колодец. (17)Он сознаёт только одно: времени терять нельзя ни секунды.(18)На мгновенье в душу закрадывается страх, как бы не задохнуться, но он вспоминает, что Жучка сидит там уже целые сутки. (19)Это успокаивает его, и он спускается дальше.(20)Жучка, опять усевшаяся на прежнее место, успокоилась и весёлым попискиванием выражает сочувствие безумному предприятию. (21)Это спокойствие и твёрдая уверенность Жучки передаются мальчику, и он благополучно достигает дна.(22)Не теряя времени, Тёма обвязывает вожжами собаку, затем поспешно карабкается наверх. (23)Но подниматься труднее, чем спускаться! (24)Нужен воздух, нужны силы, а того и другого у Тёмы уже мало. (25)Страх охватывает его, но он подбадривает себя дрожащим от ужаса голосом:– (26)Не надо бояться, не надо бояться! (27)Стыдно бояться! (28) Трусы только боятся! (29)Кто делает дурное – боится, а я дурного не делаю, я Жучку вытаскиваю, меня мама с папой за это похвалят.(30)Тёма улыбается и снова спокойно ждёт прилива сил. (31)Таким образом, незаметно его голова высовывается наконец над верхним срубом колодца. (32)Сделав последнее усилие, он выбирается сам и вытаскивает Жучку. (33)Но теперь, когда дело сделано, силы быстро оставляют его, и он падает в обморок.(По Н. Гарину-Михайловскому)*Анализ прослушанного текста:- Как связать вступление и основную часть?- Что значит доброта?- Приведите аргументы-примеры, подтверждающие ваше суждение о доброте.1-й аргумент - из прочитанного текста. (Герой рассказа, Тёма, спасает Жучку, которую кто-то бросил в колодец. Мальчик не пугается опасности, напротив, он всячески пытается вытащить животное, думает, что за такой поступок его похвалят родители).2-й аргумент - из жизненного опыта (это примеры из художественной литературы, в частности, из произведений М.А. Шолохова «Судьба человека», В.Г. Короленко «Дети подземелья», Л.Н. Толстого «Кавказский пленник», В. Г. Распутина «Уроки французского», из жизни известных людей или знакомых, из собственной жизни, сведения из СМИ и т.п.).Примерный вариант 2 примера-аргумента:- В качестве второго аргумента, подтверждающего моё мнение о том, что такое доброта, приведу пример из рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского». Лидия Михайловна, молодая учительница, узнав, в каком трудном положении находится её ученик, старается ему помочь. Помогает она ему не совсем обычным способом. Играя с Валей в «замеряшки», Лидия Михайловна намеренно проигрывает мальчику, чтобы тот мог получить от неё рубль на молоко. Поступок учительницы - пример проявления доброты.Вывод к сочинению – это общий итог, подтверждающий выдвинутый тезис, который делает сочинение логически законченным. Примерный вариант заключения сочинения-рассуждения:- Приведённые примеры-аргументы подтверждают моё суждение о доброте. Чтобы мир стал светлее, в котором, к сожалению, немало зла, людям надо быть добрее друг к другу. Доброта – это то, что свершается добровольно, бескорыстно, как для всеобщей пользы, так и для своей пользы.