Публикации Методическая разработка «В гостях у художника Тюбика и карандаша Мастера»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Методическая разработка «В гостях у художника Тюбика и карандаша Мастера»
Автор: Гаврилова Ольга Васильевна

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа № 203 Красносельского района Санкт-Петербурга(ГБОУ школа № 203)МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «В гостях у художника Тюбика и карандаша Мастера» Учитель:Гаврилова О.В.Санкт-Петербург2024Методическая разработка школьной радиопередачи «В гостях у художника Тюбика и карандаша Мастера» Данную методическую разработку школьной радиопередачи «В гостях у художника Тюбика и карандаша Мастера» можно использовать в период недели изобразительного искусства для учащихся начальных классов. Цель: познакомить детей с историей возникновения художественных материалов и побудить интерес к применению различных художественных материалов на практике. Сценарий радиопередачи: Художник Тюбик: - Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами находимся в студии радиовещания я, художник Тюбик и карандаш Мастер. А в гостях у нас ребята 1 класса школы № 203.Художник Тюбик: - Наши гости очень любознательные, поэтому давайте их спросим, что интересного они хотят сегодня узнать?Девочка: - Я хочу знать, когда появился первый карандаш?Карандаш: - Я начну рассказ с истории карандаша. История его возникновения интересна и удивительна. Корни пошли с XIII века, когда художники для изображения картин пользовались тонкой серебряной проволокой. Ее хранили в особенном футляре. Такой инструмент получил название «серебряный» карандаш, и он использовался исключительно мастерами художественного искусства, поскольку стереть начертанное было невозможно. Был еще в то время и «свинцовый карандаш». Он оставлял четкий след, и поэтому его использовали при изготовлении портретов. Чтобы получить красивое изображение, рисуя такими карандашами, нужна была особая манера написания тонкими штрихами. В XIV веке появился «итальянский карандаш». Это был стержень из черного глинистого сланца. Готовили его из порошка обожженных костей, который скрепляли растительным клеем. Для достижения средневекового эффекта, художники до сих пор пользуются и серебряным, и свинцовым, и итальянским карандашами. С середины XVI века появились карандаши из графита. В местности Камберленд, в Англии, прошла мощнейшая буря, которая повыдирала деревья с корнями, а в ямах, оставшихся от деревьев, английские пастухи обнаружили некое темное вещество. Они было приняли это за уголь, но поджечь массу никак не удалось. Подумали, что это металл – но пули из него нельзя было сделать. Они отметили, что вещество пачкает руки, и вскоре воспользовались им, чтобы помечать своих овец. Спустя некоторое время из этой темной массы стали делать длинные заостренные палочки, чтобы рисовать ими. Массовое производство первых графитных карандашей началось в Германии в 1719 году. Девочка: - Оказывается карандаш тоже имеет свою историю.Мальчик: - А меня интересует история возникновения красок, которыми работают художники? Художник Тюбик: - История красок началась, вместе с появлением человека. Еще в каменном веке наши предки рисовали растительными красками в пещерах. Позднее к этим растительным краскам стали добавлять животные жиры и краски стали держаться дольше. Со временем появлялись новые разновидности красок. До нашего времени сохранились первобытные рисунки, выполненные углём и сангиной (глиной). Пещерные жители рисовали на камнях то, что их окружало: бегущих животных и охотников с копьями. Средневековые художники тоже готовили краски сами, смешивая порошки пигментов и жиры. Такие краски нельзя было хранить дольше одного дня, так как при контакте с воздухом они окислялись и затвердевали. Древние художники отыскивали материал для красок прямо под ногами. Из красной и жёлтой глины, тонко ее, растерев, можно получить красный и жёлтый краситель, или, как говорят художники, пигмент. Пигмент чёрный даёт уголь, белый - мел, лазорево - голубой или зелёный даёт малахит и лазурит. Зелёный пигмент дают и окиси металлов. Малахит и лазурит очень твердые камни, для их измельчения необходимы специальные инструменты. Старинные художники растирали порошок в ступке пестиком. Краски из природных пигментов были не только разнообразных оттенков, но и удивительной прочности. В настоящее время почти все краски делают в лабораториях и на заводах из химических элементов. Поэтому некоторые краски даже ядовиты, например, красная киноварь из ртути. Фиолетовые краски могут делать из персиковых косточек или из виноградных шкурок. Сухой краситель не может держаться на холсте, поэтому нужно связующее вещество, которое склеивает, связывает частички сухого красителя в единую цветную краску - массу. Художники брали то, что было под рукой: масло, мед, яйцо, клей, воск. Чем ближе друг к другу частички пигмента, тем гуще краска. Разные связующие вещества дают разные краски с разными названиями. Клей входит в состав акварели и гуаши. Масло входит в состав масляных красок, они самые прочные и ложатся на бумагу жирными мазками. Хранятся они в тюбиках и разбавляются растворителем, керосином или скипидаром. Одна из древних живописных техник - темпера. Это краски, замешанные на яйце, иногда их называют «яичные краски». Более двух тысяч лет назад темперу получали, смешивая пигмент с яичным желтком, а восемьсот - пятьсот лет тому назад с яичным белком, к которому одновременно добавляли фиговый сок, мед или другие не известные нам вещества. Несмотря на то, что появление красок относится к доисторическим временам, современная красочная промышленность создана сравнительно недавно. Меньше чем 200 лет назад еще не существовало готовых красок и приходилось перед употреблением смешивать и перетирать ингредиенты. Так зародилась лакокрасочная промышленность.Мальчик: - И краски имеют свою историю.Художник Тюбик: - Сегодня вы узнали о истории возникновения карандаша и красок. Мы с карандашом Мастером приглашаем вас на внеурочные занятия в арт-студию «Клякса» для применения художественных материалов на практике. Дети: Спасибо! До свидания!