Публикации Использование возможностей онлайн-сервисов для создания облака слов на уроке

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Использование возможностей онлайн-сервисов для создания облака слов на уроке
Автор: Загуменнова Наталья Михайловна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №16 города КузнецкаМетодическая разработка мастер-класса«Использование возможностей онлайн-сервисов для создания облака слов на уроке»Автор: Загуменнова Н. М., учитель информатики 2024ЦЕЛЬ МАСТЕР-КЛАССА:
  • изучить возможности использования сервисов «Облако слов» для создания различных упражнений, направленных на совершенствование образовательного процесса и повышения интереса учащихся к процессу обучения;
  • предоставить методические рекомендации и материалы для учителей по использованию сервисов для создания облако слов в педагогической деятельности.
  • ЗАДАЧИ МАСТЕР-КЛАССА:
  • привлечь внимание коллег к новым сетевым технологиям;
  • развитие ИКТ-компетентности педагогических работников через освоение ими технологии создания облака тегов/облака слов;
  • способствовать развитию творческого потенциала учителей;
  • создать условия для внедрения в процесс обучения информационно-коммуникационных технологий;
  • содействовать обмену опытом учителей для повышения качества обучения.
  • АКТУАЛЬНОСТЬ МАСТЕР-КЛАССАРазвитие современного образования неразрывно связано с информатизацией общества. В настоящее время без использования интернет ресурсов трудно представить себе эффективную деятельность педагога, и использование всех сервисов для обучения, развития учащихся напрямую зависит от целей и задач, которые ставит перед собой и учениками педагог. Один из ресурсов, которые предоставляет нам интернет – это использование различных интернет-сервисов, дающих возможность разрабатывать педагогу различные задания, направленные как на развитие познавательного интереса к предмету, так и на реализацию принципа активности учащегося в процессе обучения, который был и остаётся одним из основных в дидактике.ЦЕЛЕВАЯ АУДИТОРИЯ МАСТЕР КЛАССА:учителя всех типов образовательных организацийФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ:педагогическая мастерскаяМЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ:наглядный (сопровождение рассказа презентацией, просмотр видеофрагмента уроков с применением заданий созданных сервисом облако слов);практический (привлечение участников мастер класса, коллег к созданию совместной работы с использованием сервиса Tagul, Tagxedo). ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СЕТЕВЫЕ РЕСУРСЫ:Wordle, Tagul, Tagxedo, Wordcloud.pro и др. сервисы для создания облака слов.ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:Личностные результаты:
  • готовность и способность слушателей к саморазвитию;
  • сформированность мотивации к творческой профессиональной деятельности.
  • Метапредметные результаты:
  • повышение информационно-коммуникационной компетентности педагогов в применении «Облачных технологий»;
  • использование онлайн ресурсы для создания облака тегов/облака слов в педагогической деятельности (создавать учебные и дидактические материалы для работы с учащимися средствами онлайн-сервисов);
  • активизация работы учителей по разработке собственных ресурсов для обеспечения учебного процесса;
  • умение мотивировать обучающихся на развитие творческих способностей и проявление инициатив.
  • Предметные результаты:
  • создавать собственные разработки по своему предмету с использованием сервиса.
  • ПЛАН МАСТЕР КЛАССА:I. Подготовительный этап. II. Вступительное слово. Актуализация. Постановка проблемы (цели, задач). III. Учебная информация (сопровождение – презентация) - Обзор возможностей сервисов для создания заданий из облака слов.- Примеры применения облака слов на различных этапах урока.IV. Просмотр видеофрагментов уроков автора мастер класса. Обсуждение.V. Практическая часть «Создание собственного облака слов с использованием сервиса Wordcloud.pro». VI. Рефлексия.ХОД МАСТЕР КЛАССА:Учим анализировать информацию – анализируя информацию, учимся.
  • Подготовительный этап
  • Приготовить ноутбуки с выходом в интернет.
  • Участникам мастер класса выдать ссылки на сервис для прохождения регистрации или .
  • Раздаточный материал с инструкциями по работе с сервисом, разработанные задания с применением сервиса «облако слов».
  • Воздушные шары зеленого и красного цвета по количеству участников для проведения этапа рефлексии.
  • Вступление
  • Добрый день, уважаемые коллеги, участники мастер класса!Сегодня я хочу пригласить вас в творческую мастерскую, а вот о чём будет мой мастер класс, попрошу вас отгадать.(Вниманию коллег предлагается прослушать минусовку песни «Облака – белогривые лошадки»).О чем поётся в песне?Конечно. Эта песня о облаках. А тема моего мастер класса – Использование возможностей сервиса для создания «Облако слов».(Постановка целей и задач мастер класса)
  • Учебная информация
  • Обзор возможностей сервисов для создания облака словОдин из сервисов, который позволяет создавать красивые облака ключевых слов, называется Wordle. Этот инструмент можно найти по адресу Программа написана на языке Java, поэтому, чтобы она работала, необходимо установить Java (JRE). Есть возможность генерировать облако слов из текста, сайта, имеющего RSS, тегов пользователя, своего файла со словами, количеством их повторений и цветами слов. Можно выбирать шрифт для отображаемых слов, задавать максимально количество выводимых терминов, упорядочивать их в алфавитном порядке и в случайном, делать закругленные и прямые углы у облака, задавать направление слов, выбирать и редактировать цветовое отображение слов. Облако можно встроить в блог или на сайт, но для сохранения в компьютер, необходимо сделать скриншот облака и сохранить его как картинку, так как функция сохранения в форматах изображения отсутствует.Еще один сервис называется Tagul, его адрес - Как и в сервисе Wordle, здесь можно создать облако слов из текста, взятого с указанного адреса веб-страницы или введённого пользователем. Облако может быть представлено в различных формах и цветовых гаммах. Каждое слово в облаке при наведении на него курсора выделяется и представляется как гиперссылка. Облако смотрится очень эффектно из-за своей интерактивности. Сгенерированное облако можно встроить на сайт или в блог, сохранить в формате PNG, распечатать, выслать по электронной почте.Сервис Word It Out (( ) позволяет создать облако из текста, который вводит пользователь. Цвет фона, текста и размер слов легко меняется.  Облако можно загрузить в компьютер как изображение. И еще один интересный сервис Tagxedo (www.tagxedo.com). Здесь созданное облако можно представить в любом виде, например, портрета, дерева или карты. Есть возможность изменения цвета, размера, положения, формы, фона и расстояния между словами. Каждое слово в облаке при наведении на него курсора, также, как и у сервиса Tagul, выделяется и представляется как гиперссылка. Облако можно сохранить как изображение в компьютер.Еще один очень удобный в использовании онлайн-сервис – Wordcloud.pro.WordCloud.pro самый простой сервис, который можно использовать в работе. В сервисе WordCloud.pro получается картинка в формате png. Слова в облаке будут разного размера и цвета. Используя данный сервис, педагог получает возможность создания собственных материалов для работы по любому предмету и любой теме, на любом этапе урока. Преимущества WordCloud.pro:
  • русскоязычный формат;
  • интуитивно понятный интерфейс;
  • бесплатный основной пакет шаблонов;
  • даны красочные трафареты;
  • имеется возможность изменения цвета фона и текста;
  • простой и удобный в использовании.
  • Как писал великий педагог Константин Дмитриевич Ушинский: «Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова, начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно». Со времён Ушинского картинки явно изменились, но смысл этого выражения не стареет.Необычно, и, весьма полезно для тех детей, у которых развита зрительная память использовать на уроке приём облако слов. Облако слов – это схема взаимосвязанных одной темой слов. На уроках в начальных классах более интересным будет вписывание данных слов в картинки.Задание, предъявляемое детям в таком необычном виде, отлично мотивирует их к учебной деятельности. Особенно удачно складывается групповая и парная работа. Не секрет, что в группе есть активные участники, но есть дети, которые замечательно отсиживаются, не принимая участия в работе. В ходе работы можно придумывать различные роли участникам группы. Использование «облака слов» позволяет сделать урок продуктивнее, выполнение заданий интереснее, а совместную работу активнее.Каким образом учитель может использовать облака слов в своей работе?Существуют различные способы:
  • как дидактический материал на уроках (в электронном виде или распечатанный на принтере).
  • для акцентирования внимания на важных датах, событиях, ключевых моментах (при обобщении опыта, в аналитических материалах, в презентациях и т.п.).
  • как визуализацию критериев оценивания чего-либо.
  • для представления результатов опроса или обсуждения.
  • Этот нестандартный прием можно использовать на любом этапе уроке. Примеры применения облака слов на различных этапах урока.Как оказалось, сервисы для создания облаков слов – полезный в обучении инструмент, который находит успешное применение практически на всех этапах урока. Сгенерированное облако можно распечатать и использовать как раздаточный материал, вывести на интерактивную доску или экран. Облака слов могут быть созданы учителем и использоваться как один из приёмов, применяемых на уроке, и самими учащимися самостоятельно при выполнении домашнего задания или на уроке в компьютерном классе.Приведу некоторые примеры применения облака слов на уроке информатики. Были использованы сервисы Tagxedo и Tagul.Пример 1 (Актуализация знаний)Пример 2 (Изучение новой темы)Пример 3 (Восстановить определение)Пример 4 (Закрепление и систематизация)Пример 5 (Опорный конспект новой темы) IV. Просмотр видеофрагментов урока. Обсуждение.К вниманию участников мастер-класса представлены видеофрагменты урока по информатике в 6 классе «Алгоритмы с ветвлениями». V. Практическая часть «Создание собственного облака слов с использованием сервиса WordCloud.pro». Участники открывают сайт Действуя по инструкции выполняют задание: создать свои собственные облака слов по материалам преподаваемого предмета. Вопросы участникам: - Трудно ли было вам создавать облако слов?- Понравилось ли вам работать с данным сервисом?- В какой форме могли бы ещё использовать данную технологию?VI. Рефлексия.В конце мастер класса все участники высказывают свой интерес к созданию облака слов, и предполагают, в какой ещё форме могли бы использовать данную технологию в своей работе.Попрошу, коллеги, вас: Чтоб урок пошёл всем впрок, Подвести простой итог! Если нам компьютер нужен,Если кто с ним очень дружен,Пусть надует красный шар!Шар зелёный не дружуИ компьютер не хочу!На уроке он мешает,И всё время отвлекает!Раз, два, три, четыре, пять Начинаем надувать!А теперь шары подняли,Всему залу показали!Что ж, итог мы подвели,Выводы для всех просты:Что компьютер это клад.С ним работать каждый рад!Спасибо!