Публикации "Формирование и развитие функциональной грамотности на уроках в начальной школе"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Формирование и развитие функциональной грамотности на уроках в начальной школе"
Автор: Костина Наталья Юрьевна

Муниципальное общеобразовательное учреждение–средняя общеобразовательная школа № 3 г. Маркса Саратовской области им. Л. Г. ВенедиктовойРегиональный семинар по вопросам формирования функциональной грамотности школьниковТема «Формирование и развитие функциональной грамотности на уроках в начальной школе» Подготовила: учитель начальных классов МОУ-СОШ № 3 г. Маркса Саратовской области Костина Н. Ю.г. Маркс, 2023В современном образовании существует ряд проблем. Одна из них заключается в том, что успех в школе не всегда означает успех в жизни. Именно поэтому для совершенствования качества образования, которое поможет человеку реализовать свой потенциал, на первый план выходит развитие функциональной грамотности школьников.Функциональная грамотность сегодня стала важнейшим фактором общественного благополучия, а функциональная грамотность школьников – важным показателем качества образования. С каждым годом информации становится всё больше, поэтому главная задача школы - научить детей ориентироваться в этой информации, уметь отделять нужное от ненужного. Если раньше одним из главных показателей успешности учащегося начальных классов была скорость чтения, то сейчас учителя руководствуются такими параметрами, как качество чтения и его осмысленность. Функционально грамотный человек способен свободно использовать навыки чтения и письма в целях получения информации из текста, в целях передачи такой информации в реальном общении, общении при помощи текстов и других сообщений.Формы функциональной грамотностиОбщая грамотность: • Считать без калькулятора. • Отвечать на вопросы, не испытывая затруднений в построении фраз, подборе слов. • Написать сочинение, реферат. Коммуникативная: • Работать в группе, команде, умение договариваться, согласовывать действия. • Расположить к себе других людей. Информационная • Находить и отбирать необходимую информацию из книг, справочников, энциклопедий и др. печатных текстов. • Использовать информацию из СМИ (газеты, журналы, радио, телевидение). • Читать чертежи, схемы, графики. Компьютерная: • Искать информацию в сети интернет. • Пользоваться электронной почтой. • Создавать и распечатывать тексты. Грамотность при решении бытовых проблем: • Выбирать продукты, товары и услуги (в магазинах, в разных сервисных службах). • Использовать различные технические бытовые устройства, пользуясь инструкциями. • Ориентироваться в незнакомом городе, пользуясь справочником, картой. Основы функциональной грамотности в начальной школе.Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – письму и чтению, говорению и слушанию. Учителю начальных классов необходимо научить учеников ориентироваться в потоке информации, обучить их способами мыслительной деятельности. Таким образом, начальная школа ориентирована на достижение элементарной грамотности как ведущего уровня образованности ученика младшего школьного возраста, она закладывает основы в виде отдельных навыков и способностей функциональной грамотности и социальной компетентности. В связи с этим уровень элементарной грамотности включает сформированность опорных умений устной и письменной речи, счета, социального взаимодействия (навыки общения, умение осуществлять совместную деятельность, вести себя в обществе и т. д.). Общество ставит перед учителем начальной школы задачу обеспечить условия для развития целостной личности младшего школьника. Средством решения этой задачи выступает учебная деятельность, организуемая по поводу различного учебного материала. Такое определение приоритетности целей и задач начального звена школы обусловлено, прежде всего учетом психологических закономерностей развития на этом этапе. Задачи школы на начальном этапе обучения традиционно считалось обучение школьников умениям считать, писать, читать. Но образование, ориентированное на развитие личности, достигает цели в той степени, в какой в учебном процессе востребована личность школьника. Т.е. в какой мере учебный процесс позволяет ему: проживать ситуации выбора, постановки целей задания, урока; возможности сформулировать свой, авторский, вопрос; побуждает выделять из жизненной ситуации те задачи, которые ему важно или интересно решить; критически относиться к предлагаемым нормам жизни, способу решения той или иной задачи; приобретать опыт при достижении целей; осуществлять нравственный выбор поступка; аргументировано изменять свою точку зрения; оценивать события урока и т.д. Основное место, то есть функциональная грамотность сегодня – это базовое образование личности, которое представлено определенными показателями. К таким показателям для начальной школы относятся следующие:– готовность успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающими миром;– возможность решать различные (в том числе нестандартные) учебные и жизненные задачи;– способность строить социальные отношения в соответствии с нравственно-этическими ценностями социума;– совокупность рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности.Что же делают учителя начальных классов для того, чтобы младшие школьники приобретали элементарные навыки функциональной грамотности? Как же развивать у обучающихся в начальной школе функциональную грамотность, чтобы достичь требований результатов ФООП НОО?Для того чтобы у обучающихся на уроках развивалась функциональная грамотность, необходимо, прежде всего, развивать интерес к изучению школьных предметов, тщательно отбирать материал для занятий и ответственно подходить к построению каждого урока.Вспоминаем, что «функциональная грамотность – это способность применять знания, полученные в школе, для решения повседневных задач». Поэтому для того, чтобы быть успешным в обучении, ребенок должен, прежде всего, уметь работать с информацией: находить ее, отделять нужное от ненужного, проверять факты, анализировать, обобщать и, что очень важно, перекладывать на собственный опыт. Такой навык формируется на каждом из учебных предметов, а также посредством учебных курсов внеурочной деятельности. Учебные предметы и навыки функциональной грамотности.Учебный предмет «Русский язык» ориентирован на овладение учащимися функциональной грамотностью, но вместе с этим ребята овладевают навыком организации своего рабочего места (этот навык закрепляется на других предметах); навыком работы с учебником, со словарем; навыком распределения времени; навыком проверки работы товарища; навыком нахождения ошибки; навыком словесной оценки качества работы. Учебный предмет «Литературное чтение» предусматривает овладение учащимися навыками грамотного беглого чтения, ознакомления с произведениями детской литературы и формированием умений работы с текстом, а также умением найти нужную книгу в библиотеке, на прилавке магазина (на уроке создаем обложку изучаемого произведения); умение подобрать произведение на заданную тему (для участия в конкурсе чтецов); умение оценить работу товарища; умение слушать и слышать, высказывать своё отношение к прочитанному, к услышанному. Читательская грамотность является базовым навыком функциональной грамотности. Это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.На уроках чтения в начальной школе для формирования читательской грамотности учителя применяют различные методы и приемы. Приведу примеры некоторых из них.
  • «Чтение с остановками».
  • Текст читается по частям. После чтения каждого фрагмента ученики высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета. 2. «Работа с вопросником»Этот прием применяют при введении нового материала на этапе самостоятельной работы с учебником. Детям предлагается ряд вопросов к тексту, на которые они должны найти ответы. Причем вопросы и ответы даются не только в прямой форме, но и в косвенной, требующей анализа и рассуждения, опоры на собственный опыт. После самостоятельного поиска обязательно проводится фронтальная проверка точности и правильности, найденных ответов, отсеивание лишнего.3. «Знаю, узнал, хочу узнать».Применяется как на стадии объяснения нового материала, так и на стадии закрепления. 4. «Уголки» можно использовать на уроках литературного чтения при составлении характеристики героев какого-либо произведения. Класс делится на две группы. Одна группа готовит доказательства положительных качеств героя, используя текст и свой жизненный опыт, другая - отрицательных, подкрепляя свой ответ цитатами из текста. Данный прием используется после чтения всего произведения. В конце урока делается совместный вывод.5. Приём «Написание творческих работ» хорошо зарекомендовал себя на этапе закрепления изученной темы. 6. «Создание викторины».7. «Логическая цепочка».Данная стратегия помогает при пересказе текстов. Этот приём можно использовать при подготовке к пересказу большого по объёму произведения.8. «Тонкие и толстые вопросы».Учебный предмет «Математика» предполагает формирование арифметических счетных навыков, ознакомление с основами геометрии; формирование навыка самостоятельного распознавания расположения предметов на плоскости и обозначение этого расположения языковыми средствами: внизу, вверху, между, рядом, сзади, ближе, дальше; практическое умение ориентироваться во времени, умение решать задачи, сюжет которых связан с жизненными ситуациями. Особое значение сегодня придается формированию логической грамотности у учащихся и основным средством её формирования являются уроки математики. Главной задачей уроков математики являются интеллектуальное развитие ребенка, важной составляющей которого является словесно - логическое мышление.Примером могут служить следующие задания:решение ребусов;задания типа «Заполни пустые места»; «Продолжи ряд чисел»;использование на уроке интересных фактов из истории математики, геометрии (например, про циркуль, его изобретение);различные формы работы над задачей: решение обратных задач, решение задач различными способами, правильно организованный способ анализа задачи - от вопроса или от данных к вопросу, представление ситуации, описанной в задаче (нарисовать «картинку»), самостоятельное составление задач учащимися и др.решение логических задач.решение примеров с зашифрованными числами (в виде фруктов, геометрических фигур и т. п.)Учебный предмет «Окружающий мир» является интегрированным и состоит из модулей естественнонаучной и социально-гуманитарной направленности, а также предусматривает изучение основ безопасности жизнедеятельности. На уроках отрабатываем навык обозначения событий во времени языковыми средствами: сначала, потом, раньше, позднее, до, в одно и то же время. Закрепляем признание ребенком здоровья как наиважнейшей ценности человеческого бытия, умение заботиться о своем физическом здоровье и соблюдать правила безопасности жизнедеятельности. У ребят есть возможность подготовить свой материал на заданную тему, а также свои вопросы и задания, что они делают с большим удовольствием. Виды заданий на уроках окружающего мира можно условно разделить на 3 группы:1. Задания, формирующие знаниевый компонент естественнонаучной грамотности.2. Задания, направленные на применение знаний на практике.3. Задания, позволяющие сформировать опыт рассуждения при решении нестандартных задач – жизненных ситуаций.Например, одна из групп заданий может называться «Как узнать?».В этих заданиях ученику может быть предложено найти способы установления каких-то фактов, определения (измерения) физической величины, проверки гипотез; наметить план исследования предлагаемой проблемы. При изучении темы в 3 классе «Разнообразие веществ» мы знакомились с таким веществом, как крахмал. Перед детьми был поставлен вопрос: как узнать, есть ли в определенных продуктах крахмал? В ходе практической работы дети сделали вывод, что определить крахмал можно с помощью йода.Задания «Попробуй объяснить» соответствуют группе заданий, которые формируют умения объяснять и описывать явления, прогнозировать изменения или ход процессов.Приведу пример. Некоторые растения защищаются острыми шипами, жгучими волосками, горьким вкусом. Найди эти растения на рисунке и обозначь соответствующими номерами. А как защищаются животные? Рассмотри рисунки и попробуй объяснить самостоятельно.Серия «Сделай вывод» включает задания, которые формируют умения получать выводы на основе имеющихся данных. Эти данные могут быть представлены в виде рисунков, графиков, схем, диаграмм или словесного описания.При изучении темы «Вода в природе» детям можно предложить такую игру – «Где спряталась вода?» Дети отвечают на вопрос по картинкам и делают вывод, что вода в природе бывает разной (в жидком, твердом и газообразном состоянии).Учебный предмет «Технология» предусматривает овладение учащимися умениями самообслуживания, навыками ручных технологий обработки различных материалов; развитие индивидуально-творческих особенностей личности, необходимых для познания себя как личности, своих возможностей, осознания собственного достоинства. Прежде всего это означает, что школьник должен не только зубрить правила и решать задачи, но и творчески мыслить, уметь выбирать профессиональный путь и быть готовым обучаться в течение всей жизни. Перед учителем начальной школы стоят колоссальные задачи: развить ребёнка. Что значит развить мышление: из наглядно-действенного перевести его в абстрактно-логическое: развить речь, аналитико-синтетические способности, развить память и внимание: развить фантазию и воображение, пространственное восприятие: развить моторную функцию, способность контролировать свои движения, а также мелкую моторику. Как известно развитие кисти ведёт к развитию лобной доли мозга, ответственной за мыслительную деятельность. Очень важно развить коммуникативные способности, способность общаться, контролировать эмоции, управлять своим поведением. Решая эти задачи, педагог как в пазлах собирает картинку, получает в результате функционально развитую личность. Я считаю, что в образовательном процессе они могут быть приобретены учениками, если соблюдены следующие условия: - обучение носит деятельностный характер;- учебный процесс ориентирован на развитие самостоятельности и ответственности за результаты деятельности;- представляется возможность для приобретения опыта достижения цели;- правила оценивания отличаются чёткостью и понятны всем участникам учебного процесса;- используются личностно-ориентированные технологии. На уроках в начальной школе используются различные формы работы: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная. Основными учебными технологиями для младших школьников являются: · Технология проектной деятельности.   · Здоровьесберегающие технологии. · Технологии развивающего обучения.·Технология критического мышления, на основе построения проблемной ситуации.· Уровневая дифференциация обучения, использование которой вносит определённые изменения в стиле взаимодействия с учеником. Раздаточный и тестовый материал составляется по уровням. · Информационные и коммуникативные технологии, интернет, средства мультимедиа, библиотека. Начальная школа – это только начало большой и кропотливой работы над навыками функциональной грамотности. Составляющими функциональной грамотности являются умения определённого типа, основанные на прочных знаниях, а именно: организационные, интеллектуальные, оценочные и коммуникативные. Эти умения могут быть приобретены учащимися при условиях, если:
  • обучение носит деятельностный характер;
  • учебный процесс ориентирован на развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности;
  • предоставляется возможность для приобретения опыта достижения цели;
  • используются продуктивные формы групповой работы.
  • Таким образом, научиться действовать ученик может только в процессе самого действия, и в зависимости от каждодневной работы учителя, образовательные технологии, которые он выбирает, формируется функциональная грамотность младших школьников, соответствующая их возрастной ступени.Функциональная грамотность является одним из базовых факторов, способствующих активному участию обучающихся в социальной, культурной, политической и экономической деятельности, а также обучению на протяжении всей жизни. Формирование функциональной грамотности младших школьников обеспечивает подготовку детей к жизни в информационном обществе, способствует проявлению и развитию индивидуальных способностей младших школьников, делает их интересными собеседниками во взаимодействии с другими людьми.Формирование функциональной грамотности — сложный, многосторонний, длительный процесс. Достичь нужных результатов можно лишь умело, грамотно сочетая в своей работе различные современные образовательные педагогические технологии. В заключении хотелось бы поделится советами, которыми руководствуюсь при формировании ключевых компетенций в работе: 1. Главным является не предмет, которому мы учим, а личность, которую мы формируем. 2. На воспитание активности не жалеть ни времени, ни усилий. 3. Помочь ученикам овладеть наиболее продуктивными методами учебно-познавательной деятельности, учить их учиться. 4. Необходимо чаще использовать вопрос «почему?», чтобы научить мыслить и понимать причинно-следственные связи. Это является обязательным условием современного обучения. 5.Знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует знания на практике. 6. Необходимо учеников учить думать и действовать самостоятельно. 7. Творческое мышление развивать всесторонним анализом проблем, чаще практиковать творческие задачи. 8. Необходимо чаще показывать ученикам перспективы обучения. 9. Нужно использовать схемы, планы, чтобы обеспечить усвоение системы знаний. 10. В процессе обучения обязательно учитывать индивидуальные особенности каждого ученика, объединять в дифференцированные подгруппы учеников с одинаковым уровнем знаний. 11. Изучать и учитывать жизненный опыт учеников, их интересы, особенности развития. 12. Поощрять исследовательскую работу учеников. 13. Учить так, чтобы ученик понимал, что знание является для него жизненной необходимостью. 14. Объяснять ученикам, что каждый человек найдет свое место в жизни, если научится всему, что необходимо для реализации жизненных планов. Литература:
  • Акушева Н. Г. Развитие функциональной грамотности чтения / Н. Г. Акушева, М. Б. Лойк, Л. А. Скороделова // Наука, образование, общество: тенденции и перспективы развития: сборник материалов XVII Международной научно-практической конференции. - 2020.
  • Дьякова, Е. А. Развитие грамотности чтения как компонента функциональной грамотности в школе / Е. А. Дьякова; под общей редакцией Н. С. Болотновой // Русская речевая культура и текст: материалы XI Международной научной конференции. - 2020.
  • Развитие критического мышления на уроке. Пособие для учителей
  • общеобразовательных учреждений. С. И. Заир-Бек, И. В. Муштавинская. — 2-е изд., М.: Просвещение, 2011.
  • Виноградова Н.Ф. Функциональная грамотность младшего школьника: к постановке проблемы. // Начальное образование. 2017.
  • 5. Козлова М.И. Повышение функциональной грамотности как необходимость современного образования. Сборник статей II Международного учебно-исследовательского конкурса. - Петрозаводск, 2020. 3. Кузнецова Н.М. Внеурочная деятельность как компонент образовательного процесса, обеспечивающий формирование функциональной грамотности учащихся.