Публикации Методическая разработка открытого урока учебной практики

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Методическая разработка открытого урока учебной практики
Автор: Виктория Олеговна Тюрина

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Иркутской области«Чунский многопрофильный техникум» Методическая разработка открытого урока учебной практики «Разборка и сборка топливного насоса (бензонасоса)»ПМ.01. Техническое состояние систем, агрегатов, деталей и механизмов автомобиляПрофессия:23.01.17 «Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей» группа М-21 ПОДГОТОВИЛА: мастер производственного обучения Тюрина В.О. Данная методическая разработка является составной частью учебной практики профессионального модуля ПМ.01. Техническое состояние систем, агрегатов, деталей и механизмов автомобиля по профессии 23.01.17 «Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей», квалификация слесарь по ремонту автомобилей. Предложенная методическая разработка может быть использована как дополнительный вспомогательный материал в процессе подготовки мастера производственного обучения к занятиям учебной практики по профессии мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей.Аннотация к методической разработке урока практикиТема урока: Разборка и сборка топливного насоса.Дисциплина: учебная практика ПМ.01. Техническое состояние систем, агрегатов, деталей и механизмов автомобиля.Профессия: 23.01.17 «Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей»Группа: М-21 Курс: третий Подготовила материал: Тюрина Виктория Олеговна, мастер производственного обучения.Образовательное учреждение: ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЧУНСКИЙ МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ Актуальность: разработка является составной частью учебной практики профессионального модуля ПМ.01. Техническое состояние систем, агрегатов, деталей и механизмов автомобиля по профессии 23.01.17 «Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей», квалификация слесарь по ремонту автомобилей. Целью урока учебной практики, как и всего модуля, является формирование профессиональных компетенций; ознакомить с организацией труда, усовершенствовать и закрепить профессиональные умения по применению и использованию приемов и операций при выполнении производственных работ. Новизна представленных материалов - в их интегрированном подходе, что дает возможность студентам применить существующие знания и, в тоже время, столкнувшись с затруднениями, увидеть их недостаточность, определить пробелы в знаниях. Значимость разработки в том, что студент сам определяет границы своего умения и неумения, видит возможности практического применения своих знаний. Организация работы на уроке учебной практики осуществляется в бригадах. Урок выстроен в системно-деятельном подходе, используется исследовательский метод организации учебной деятельности. Приемы, используемые на уроке учебной практики: создание затруднения, перенос существующих знаний в новую ситуацию, позволяют создать динамическую обстановку, способствуя достижению планируемых результатов. Планируемые результаты: формирование профессиональных компетенций, выполнение производственных работ по разборке, дефектовке топливного насоса.План урока учебной практикиПМ.01. Техническое состояние систем, агрегатов, деталей и механизмов автомобиля.Тема программы: Разборка деталей и механизмов системы питанияТема урока: Разборка и сборка топливного насоса.Цели урока: учебная: закрепить знания устройства и порядок разборки топливного насоса; способствовать созданию у обучающихся прочной ориентировочной основы трудовых действий при работе с топливным насосом и положительной мотивации для дальнейшего обучения; развивающая: способствовать развитию мышления, памяти, познавательной активности, коммуникативных навыков; способствовать формированию интереса и положительной мотивации к изучаемому предмету; развивать умения самостоятельно анализировать задание и организовывать трудовую деятельность; воспитательная: формирование коммуникативных качеств, моральных качеств инициативности, умение самостоятельно оценивать достигнутые результаты; методическая: использование инновационных методов обучения с применением компьютерных технологий. Задачи урока:
  • Разбирать, собирать узлы и агрегаты автомобиля;
  • Развивать профессиональные умения, развивать операционно-контрольные умения, умения пользоваться приборами и инструментами, оценивать результаты выполненных действий, регулировать и контролировать свои действия;
  • Организовывать собственную деятельность, исходя из целей и способов ее достижения, определенных руководителем;
  • Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты свой работы;
  • Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач;
  • Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности, понимать сущность и социальную значимость будущей профессии.
  • Мотивация учебной деятельности: «Мир сегодня – это мир образовательного человека, который владеет ремеслом и информацией»Тип урока: урок совершенствования умений и навыков.Вид урока: деловая игра.Методы обучения: игровой, демонстрационный, проблемно-поисковый, практический, наглядный.Перечень учебно-производственных работ:
  • Сборка и разборка водяного насоса;
  • Сортировка деталей.
  • Материально-техническое оснащение урока: топливный насос, отвертка крестовая, отвертка прямая, головки 12-13 + поводок, гаечный ключ 12-13, гаечный ключ 13-14, гаечный ключ 8-10, головки 7-8 + поводок, два куска бензошланга по 50 см, три хомута, нож, кисть для очистки грязи, ремкомплект бензонасоса, моющее средство, ветошь, канистра, резиновые перчатки, притирочный порошок, притир.Межпредметные связи: МДК 01.01 Устройство автомобиля, МДК 01.02 Техническая диагностика автомобиля, МДК 03.01 Слесарное дело и технические измерения, ОП.04 Безопасность жизнедеятельности.Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, работа в бригадах.Место проведения урока: мастерская по ремонту автомобилей.Время проведения: 270 минут (6 учебных часов).ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИХОД УРОКА
  • Организационная часть.
  • Приветствие, проверка присутствующих, готовность мастерской, настрой на урок.
  • Вводный инструктаж
  • Назначение и устройство бензонасосаБензонасос является важнейшей составляющей топливной системы автомобиля.Сама же топливная система состоит из таких элементов как:
  • топливный бак;
  • топливные фильтры
  • топливный насос (бензонасос);
  • карбюратор;
  • топливопроводы;
  • впускной и выпускной трубопроводы.
  • Топливный насос подает необходимое количество топлива из бака в поплавковую камеру карбюратора. На отечественных автомобильных карбюраторных двигателях применяют мембранные топливные насосы, отличающиеся один от другого главным образом числом клапанов, а также формами корпуса и рычага привода.Детали бензонасоса изготавливаются из технического алюминия либо легких сплавов цинка (корпус), бронзы либо латуни (седла клапанов), бензостойкой армированной резины (диафрагма).Необходимость ремонта бензонасоса определяется его диагностикой. Причины для начала ремонтных работ могут быть следующие:
  • невозможно завести двигатель автомобиля;
  • двигатель не развивает полную мощность;
  • подтекание бензина из корпуса бензонасоса и в местах соединений;
  • поломка бензонасоса;
  • коррозия;
  • загрязнение фильтра тонкой очистки;
  • поломка деталей бензонасоса;
  • другие видимые и диагностируемые неисправности.
  • Основные неисправности в работе бензонасоса и методы их устранения.Основные неисправности бензонасоса:
  • отсутствие подачи топлива;
  • образованиечрезмернобеднойгорючей смесивследствиенедостаточной производительности бензонасоса;
  • поломка деталей бензонасоса;
  • подтекание бензина.
  • Текущий инструктаж.
  • Подготовительная работа перед разборкой:Необходимые действия для подготовительной работы перед ремонтом:
  • подготовить рабочее место перед ремонтом;
  • проверить наличие требующегося для ремонта инструмента;
  • оценить исправность используемого ремонтного инструмента;
  • приготовить обтирочный материал;
  • проверить наличие запасных частей, деталей и материалов, которые возможно потребуются для ремонта бензонасоса;
  • продумать порядок снятия, разборки, ремонта, сборки и обратной установки на штатное место бензонасоса;
  • Снятие и разборка бензонасосаСнятие и разборка бензонасоса выполняется в соответствии с требованиями и по инструкции завода изготовителя с соблюдением требований техники безопасности.Порядок снятия и установки бензонасоса:
  • открыть капот;
  • с помощью отвертки ослабить затяжку хомутов на входном и выходном штуцерах бензонасоса;
  • снять шланги бензопровода со штуцеров следя за тем что бы не допустить разлива топлива находящегося в топливопроводе и самом бензонасосе;
  • - с помощью гаечного ключа 12-13 либо головки с поводком открутить гайки крепления бензонасоса к двигателю;
  • снять бензонасос со шпилек крепления;
  • снять прокладки и теплоизолирующую прокладку. Установка бензонасоса осуществляется в обратном порядке.
  • Порядок разборки и сборки бензонасоса:
  • слить остатки топлива из бензонасоса в канистру;
  • закрепить насос на верстаке;
  • снять крышку;
  • снять фильтр бензонасоса;
  • аккуратно снять головку с клапанами;
  • снять мембрану;
  • снять пружину мембраны;
  • снять всасывающие и нагнетательные клапана;
  • снять мембрану со штока;
  • снять рычаг;
  • снять рычаг ручной подкачки топлива.
  • Сборка бензонасоса осуществляется в обратном порядке.Автомеханик должен обладать необходимым комплексом знаний и практических навыков для выполнения работ по ТО и ремонту автомобилей.Сегодня мы с вами отработаем приемы разборки и сборки топливного насоса.Просмотр и объяснения приемов разборки и сборки топливного насоса по презентации.Демонстрация приемов разборки и сборки топливного насоса на стенде (при показе приемов акцентировать внимание обучающихся на соблюдение требований ОТ и ТБ).Регламент работ учебной практикиПРИЛОЖЕНИЕ 1Инструктаж по технике безопасностиВыдача обучающимся заданий и распределение обучающихся по рабочим местам, сообщение нормы времени.Инструмент разместить в порядке удобном для пользования. Снятые детали расположите на верстаке в порядке разборки. Не кладите на край верстака детали, инструмент и приспособления. Пользуйтесь исправным инструментом и по прямому назначению. Перед началом практической работы в присутствии мастера п/о убедитесь в надежности крепления стенда и исправности фиксирующих устройств. Мастер совершает не менее 3 целевых обходов рабочих мест обучающихся. Мастер проводит индивидуальное инструктирование обучающегося, повторный показ и объяснение приемов сборки, если таковое необходимо. Освоение способов применения знаний, умений, полученных на теоретическом занятии. Проверяются, и оцениваются умения, владения инструментами.Обход рабочих мест с целью выявления соблюдения правил техники безопасности.Обход обучающихся с целью проверки выполнения практических упражнений. ПРИЛОЖЕНИЕ 2Инструкционно-технологическая карта Тема: разборка и сборка топливного насосаПРИЛОЖЕНИЕ 3 Вопросы для обобщения пройденного материала:
  • Назначение бензонасоса.
  • Привод бензонасоса.
  • Назначение рычага ручной подкачки топлива.
  • Назначение рычага диафрагмы.
  • Назначение диафрагмы.
  • Назначение фильтра.
  • Шкала оценивания СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ1. Стуканов В. А. Основы теории автомобильных двигателей М., Академия, 2014.2. Родичев В.А. Устройство и техническое обслуживание легковых автомобилей М., Академия, 2013.