Публикации Дидактическая игра как средство развития творческих способностей младших школьников на уроках математики

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Дидактическая игра как средство развития творческих способностей младших школьников на уроках математики
Автор: Кубаева Юлия Ивановна

Дидактическая игра как средство развития творческих способностей младших школьников на уроках математики Очень долгое время проблема развития творческих способностей детей существует в нашем мире. В современном обществе появляется потребность в людях неординарно мыслящих, творческих, способных нестандартно решать поставленные задачи. Воспитание творчески развитой личности, способной к саморазвитию и самосовершенствованию, умеющей справляться с возрастающим потоком проблем, начинается уже в детские годы. Одной из основных задач ФГОС НОО является сохранение и поддержка индивидуальных способностей ребёнка, развитие его потенциала. Сейчас развитие творчески одаренных учеников является одним из основных запросов, которые жизнь предъявляет к образованию. Все области жизни меняются с невиданной скоростью. Огромный поток информации усиливается каждые два года. Знания устаревают быстрее, чем человек успевает их применить. Для того чтобы полноценно жить в современном мире, необходимо быть постоянно готовым к изменениям, сохраняя при этом свою неповторимость. Именно поэтому очень важно начать всесторонне развивать ребенка как можно раньше в детском саду или школе. Но здесь возникает проблема в том, что в школе очень часто встречается шаблонность в работе учителя. Многие учителя используют повторение одних и тех же действий, приемов, не учитывая желания и интересы детей. Это часто приводит к потере желания учиться, развиваться, а также творчески мыслить и самостоятельно работать. Поэтому учителям в современной школе требуется больше уделять внимание творческой деятельности, что бы ребенок легко приспосабливался к современным условиям жизни. В учебном процессе формируется общее умение учиться, а в творческой деятельности формируется способность искать и находить новые решения, необычные способы достижения цели, дети учатся видеть проблему с разных сторон и решать ее нестандартными способами. Развитие творческих способностей - для учителя задача не из легких. Учитель должен активизировать и привлекать учащихся, предлагая им интересные находки, наработки из своей методической копилки. При этом не следует забывать об образовательном процессе. Именно поэтому существуют задания, отвечающие условиям: научить, отработать какой-либо учебный навык и развить, такие важные в наше время, творческие способности у ребенка. Рассмотрим на примере уроков математики: Это могут быть занимательные задачи, дидактические игры, диктанты, красочные иллюстрации к прикладным задачам, задачи в стихотворной форме, занимательные темы для рефератов и докладов. Еще одним из способов развития креативности является аналогия. Ее использование в математике одно из главных способов при доказательстве теоремы, решении текстовых задач. Для отработки умения проводить аналогию можно использовать задачи на нахождение словесных аналогий, аналогий между различными объектами. Классификация – еще один прием мышления, способствующий развитию креативности. Его суть в разбиении множества рассматриваемых явлений или объектов на попарно пересекающиеся подмножества. Такие задания помогают развивать умение ― узнавать знакомые объекты, переносить знания в непривычную ситуацию, видеть структуру объекта. Следующий прием, помогающий развить креативность – это обобщение. Оно говорит о степени развития мыслительной деятельности, осознанности, прочности усвоения и объеме знаний учеников. Решение задач, головоломок, ребусов, занимательных задач, задач на смекалку так же способствует развитию креативности. При их выполнении дети часто используют метод проб и ошибок, что, в свою очередь, отлично помогает развивать интуицию, творчество, способность искать разные способы решения непростых задач. Работа над такими заданиями воспитывает усидчивость, развивает различные виды памяти, внимание, что очень важно при реалиях современного мира. Ребусы и творческие задачи требуют самостоятельности. Они рассчитаны на поисковую информации, неординарный, нетрадиционный подход и творческое применение знаний.Задачи с несформулированным вопросом (в этих задачах не сформулирован вопрос, но он логически вытекает из данных в задаче математических отношений; обучающиеся упражняются в осмысливании логики данных в задаче отношений и зависимостей; решение выполняется после того, как ученик сформулирует вопрос (иногда к задаче можно поставить несколько вопросов). Задачи с лишними данными (в этих задачах присутствуют дополнительные ненужные данные; обучающиеся должны выделить те данные, которые необходимы для решения, и исключить лишние, ненужные). Задачи с недостающими данными (в этих задачах отсутствуют некоторые данные для ответа на поставленный вопрос; для решения необходимо добавить необходимые значения). Задачи с нереальным условием (в задаче нереальное условие, которое в жизни не выполнимо, поэтому нет смысла ее решать). Задачи с неуместным вопросом (условие задачи не связано с вопросом, для решения задачи требуется изменить вопрос). Задачи на сообразительность (на задачах этой серии тренируется способность логически рассуждать, смекалка и сообразительность; не все эти задачи являются математическими в узком смысле слова, некоторые из них являются логическими задачами). Все эти приемы, методы и виды работ способствуют правильному и всестороннему развитию современных детей. В этом быстроменяющемся мире необходимо уметь меняться так же быстро, уметь приспосабливаться к новому и самостоятельно находить решения проблем. Главная задача педагога как можно лучше подготовить ребенка к ситуациям, с которыми он столкнется во взрослом мире, научить его не боятся и не отступать перед трудностями, а встречать их с гордо поднятой головой.